МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Мурманский государственный гуманитарный университет»
(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДИЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
ФТД 3 Семейные конфликты и способы их разрешения
(ШИФР ДИСЦИПЛИНЫ И НАЗВАНИЕ В СООТВЕТСВИИ СО СТАНДАРТОМ И УЧЕБНЫМ ПЛАНОМ)
Основная образовательная программа подготовки специалиста
по специальности «040101-Социальная работа»
«050703-Дошкольная педагогика и психология»
«050706-Педагогика и психология»
(код и наименование специальностей)
Утверждено на заседании
кафедры психологии
Психолого-педагогического
института
(протокол № 1 от 01 сентября 2012г.) Зав. кафедрой
____________ (Синкевич И.А.) 2012
РАЗДЕЛ 1. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины.
Автор программы:
Г.И. Горлов, канд. психол. наук, доцент
И.А. Синкевич, канд. пед. наук, доцент
Пояснительная записка
На современном этапе развития общества в нашей стране, за рубежом социально приемлемым является воспитание детей в семье. Брак и семья относятся к числу таких явлений, интерес к которым всегда был устойчивым и массовым. Для общества вопрос о знании этих социальных институтов и умении направлять их развитие имеет первостепенное значение уже потому, что от их состояния в значительной мере зависит воспроизводство населения, создание и передача духовных ценностей.
Значение, которое в эпоху цивилизации семья приобрела в общественной и личной жизни людей, обусловило сравнительно рано зародившийся и устойчивый интерес к ее изучению. При этом в течение длительного времени (примерно до середины XIX века) семья рассматривалась как изначальная и по самой своей природе моногамная ячейка общества, исходный пункт его развития и его миниатюрный «прообраз».
В настоящее время в нашем обществе происходит переход от представлений о семье как о ячейке общества к пониманию ее самоценности. Однако следует заметить, что, по данным научно-исследовательского центра Института молодежи, российская семья сейчас находится в состоянии кризиса, социальной деградации. На протяжении последних лет существует устойчивые тенденции:
ухудшения материального положения семьи;
роста числа неполных семей;
снижения интереса к рождению детей;
роста отчужденности детей от семьи;
падения авторитета родителей по сравнению с авторитетом сверстника, устроившегося в жизни;
повышения уровня подростковой девиантности.
В связи с этим необходима программа семейной социализации и воспитания жизнеспособной личности в современных условиях. Таким образом, значение исследования семейной проблематики в современных условиях не уменьшается, а, скорее, все более возрастает. Преподавание психологии семьи для студентов педвузов является актуальным, так как множество проблем в этой области ждет своих исследователей.
В курсе «Семейные конфликты и способы их разрешения» обобщены результаты многолетней работы психологов, социологов, демографов в области семейных отношений, рассматриваются различные стороны этой многогранной темы.
Цель курса состоит в том, чтобы ознакомить студентов с основными проблемами современной семьи, с тенденциями развития семейно-брачных отношений, а также с методами изучения и коррекции семейных проблем.
На практических занятиях студенты осваивают методы изучения семьи, обучаются приемам определения причин и разрешения супружеских конфликтов, обсуждаются приемы ведения безобвинительного общения.
В связи с вышесказанным целью дисциплины “Семейные конфликты и способы их разрешения” является помочь специалистам в области психологии овладеть знаниями, навыками и умениями, сформулировать нравственную позицию, необходимую для работы с семьей.
Задачи курса “Семейные конфликты и способы их разрешения”:
Дать представление общие представления о конфликтах в семье, методах их изучения.
Познакомить студентов с основными понятиями семейных конфликтов.
Сформировать научное мировоззрение, широкий профессиональный кругозор и нравственную позицию специалиста по отношению к семьям.
Ознакомить с различными принципами, программами и системой помощи семье в конфликтной ситуации.
Представить студентам информацию о семьях группы риска.
Ознакомить студентов с методами изучения семьи, психотерапии в коррекционной работе с детьми и их родителями на различных этапах семейного цикла.
Дать представление об основных направлениях и формах взаимодействия психолога с членами семьи.
В программе нашли отражение различные теоретические направления отечественной и зарубежной психологии, наиболее яркие теории и методы диагностики семейных отношений.
В списке литературы студентам предложены работы, опубликованные в последние годы. Разработанные практические занятия позволяет организовать самостоятельную работу студентов.
В процессе изучения дисциплины студенты должны овладеть следующими знаниями, умениями, навыками и уметь использовать их на практике.
В результате изучения дисциплины “Семейные конфликты и способы их разрешения” студенты должны знать:
теоретические основы психологии семьи, модели семьи, теории семейного кризиса;
основные категории и понятия психологии семьи;
основные направления, подходы в психологии семьи;
задачи, этапы и конкретные формы воспитания детей в семье;
модели семьи и теории семейного кризиса;
методы психотерапии в психокоррекционной работе с семьями.
Студенты должны быть готовы решать практические коррекционно-педагогические задачи, непременно используя знания, полученные в ходе изучения курса “Семейные конфликты и способы их разрешения”. Для этого они должны уметь:
владеть методами семейной психологии и адекватно использовать их;
использовать на практике методы психотерапии в психокоррекционной работе с семьями;
осуществлять помощь родителям в семьях группы риска;
отстаивать и проводить в жизнь четкую нравственную позицию по отношению к семьям;
анализировать собственную деятельность с целью совершенствования и эффективности для каждого конкретного случая.
УМК по курсу “Семейные конфликты и способы их разрешения” составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
Темы для самостоятельного изучения.
№
п/п
| Наименование раздела дисциплины. Тема
| Форма самостоятельной работы
| Кол-во час.
| Форма контроля выполнения самостоятельной работы
| 1.
| Современное понятие семьи, ее структура и классификация.
| Конспект занятий:
Понятия, термины.
| 6
| Аудиторное
Семинарское занятие.
| 2.
| Семья как малая группа
| Конспект понятий, характеристика групповой динамики
| 6
| Аудиторное семинарское занятие
| 3.
| Психологическая готовность к браку
| Конспект понятий: психологической и социальной зрелости; социальные роли
| 6
| Доклады: психологическая готовность к браку; супружеские роли.
| 4.
| Основные кризисы супружеских отношений; развод и его стадии
| Конспект-классификация кризисов.
Конспект и характеристика стадий развода
| 6
| Доклады: основные супружеские кризисы. Развод и его стадии.
| 5.
| Понятие конфликта,
его структура и классификация.
| Конспект: научная парадигма конфликтов, классификация конфликтов.
| 8
| Доклады: бытовое и научное понимание конфликта. Классификации конфликтов.
| 6.
| Психологические особенности личностных конфликтов.
| Конспект понятия личностного (внутриличностного) конфликта. Классификация личностных конфликтов по Леви.
| 8
| Аудиторное семинарское занятие
| 7.
| Личностные кризисы зрелого возраста:30;40 лет
| Определение понятий: «кризис», «зрелость».
Характеристика (план ответа): кризиса 30 лет; кризиса 40 лет.
| 8
| Круглый стол: «Кризисы и личностные конфликты зрелого возраста».
| 8.
| Трансактный анализ Э.Берна в семейной психотерапии
| Конспект занятий.
| 8
| Аудиторное семинарское занятие.
| 9.
| Семейная психотерапия по В.Сатир
| Конспект занятий.
| 8
| Аудиторное семинарское занятие.
|
| Всего
|
| 64
|
|
№
п/п
| Наименование раздела дисциплины. Тема
| Форма самостоятельной работы
| Кол-во час.
| Форма контроля выполнения самостоятельной работы
| 1.
| Современное понятие семьи, ее структура и классификация.
| Конспект занятий:
Понятия, термины.
| 7
| Аудиторное
Семинарское занятие.
| 2.
| Семья как малая группа
| Конспект понятий, характеристика групповой динамики
| 7
| Аудиторное семинарское занятие
| 3.
| Психологическая готовность к браку
| Конспект понятий: психологической и социальной зрелости; социальные роли
| 7
| Доклады: психологическая готовность к браку; супружеские роли.
| 4.
| Основные кризисы супружеских отношений; развод и его стадии
| Конспект-классификация кризисов.
Конспект и характеристика стадий развода
| 7
| Доклады: основные супружеские кризисы. Развод и его стадии.
| 5.
| Понятие конфликта,
его структура и классификация.
| Конспект: научная парадигма конфликтов, классификация конфликтов.
| 8
| Доклады: бытовое и научное понимание конфликта. Классификации конфликтов.
| 6.
| Психологические особенности личностных конфликтов.
| Конспект понятия личностного (внутриличностного) конфликта. Классификация личностных конфликтов по Леви.
| 8
| Аудиторное семинарское занятие
| 7.
| Личностные кризисы зрелого возраста:30;40 лет
| Определение понятий: «кризис», «зрелость».
Характеристика (план ответа): кризиса 30 лет; кризиса 40 лет.
| 8
| Круглый стол: «Кризисы и личностные конфликты зрелого возраста».
| 8.
| Трансактный анализ Э.Берна в семейной психотерапии
| Конспект занятий.
| 9
| Аудиторное семинарское занятие.
| 9.
| Семейная психотерапия по В.Сатир
| Конспект занятий.
| 9
| Аудиторное семинарское занятие.
|
| Всего
|
| 70
|
|
№
п/п
| Наименование раздела дисциплины. Тема
| Форма самостоятельной работы
| Кол-во час.
| Форма контроля выполнения самостоятельной работы
| 1.
| Современное понятие семьи, ее структура и классификация.
| Конспект занятий:
Понятия, термины.
|
| Аудиторное
Семинарское занятие.
| 2.
| Семья как малая группа
| Конспект понятий, характеристика групповой динамики
|
| Аудиторное семинарское занятие
| 3.
| Психологическая готовность к браку
| Конспект понятий: психологической и социальной зрелости; социальные роли
|
| Доклады: психологическая готовность к браку; супружеские роли.
| 4.
| Основные кризисы супружеских отношений; развод и его стадии
| Конспект-классификация кризисов.
Конспект и характеристика стадий развода
|
| Доклады: основные супружеские кризисы. Развод и его стадии.
| 5.
| Понятие конфликта,
его структура и классификация.
| Конспект: научная парадигма конфликтов, классификация конфликтов.
|
| Доклады: бытовое и научное понимание конфликта. Классификации конфликтов.
| 6.
| Психологические особенности личностных конфликтов.
| Конспект понятия личностного (внутриличностного) конфликта. Классификация личностных конфликтов по Леви.
|
| Аудиторное семинарское занятие
| 7.
| Личностные кризисы зрелого возраста:30;40 лет
| Определение понятий: «кризис», «зрелость».
Характеристика (план ответа): кризиса 30 лет; кризиса 40 лет.
|
| Круглый стол: «Кризисы и личностные конфликты зрелого возраста».
| 8.
| Трансактный анализ Э.Берна в семейной психотерапии
| Конспект занятий.
|
| Аудиторное семинарское занятие.
| 9.
| Семейная психотерапия по В.Сатир
| Конспект занятий.
|
| Аудиторное семинарское занятие.
|
| Всего
|
| 40
|
|
1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: ПР, СМ, ЛБ)
Практическое занятие 1-2.
|