Скачать 171.11 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Алтайский государственный университет» Факультет социологии УТВЕРЖДАЮ Первый проректор по учебной работе ________________ (Лаврентьев Г.В.) «____» _________________ 20___ г. Программа производственно-педагогической практики Направление подготовки «Социология» Магистерская программа «Социология и этика бизнеса» Квалификация выпускника Магистр Барнаул 2011 При разработке программы практики в основу положены: ФГОС ВПО по направлению подготовки Социология утвержденный Министерством образования и науки РФ «14» января 2010 г. Программа практики одобрена на заседании кафедры социальных технологий, рекламы и управления от «23» июня 2011г., протокол № 10 Заведующий кафедрой социальных технологий, рекламы и управления (О.Н. Колесникова) Разработчики:
Рецензент: Председатель методической комиссии факультета:
Цели производственно-педагогической практики:
учебно-воспитательной работе со студентами. 2. Задачи практики. Задачами производственно-педагогической практики являются - воспитание профессионально значимых качеств личности педагога, потребности в педагогическом самообразовании и самосовершенствовании; - формирование и развитие профессиональных умений и навыков; - формирование организационных навыков работы со студентами; - развитие навыков научно - исследовательского и творческого подходов к педагогической деятельности. 3. Место практики в структуре ООП магистерской программы: Для успешного прохождения педагогической практики необходимы знания, умения и навыки, приобретенные магистрантами в процессе освоения дисциплин в бакалавриате: философии, социологии, психологии, политологии, педагогике, культурологи и др. Практика базируется на знаниях, полученных при изучении курса «Педагогика и психология высшей школы». Курс призван подготовить магистрантов к преподавательской деятельности на уровне квалификационных требований, предъявляемых к преподаванию в вузе. 4. Формы проведения практики. Посредством заданий практиканты вводятся в круг реальных проблем профессионального труда преподавателя, знакомятся с реальным содержанием и объемом его работы. Этот вид практики целиком адекватен деятельности преподавателя, поэтому возникает необходимость осмысления таких педагогических явлений, как характер и стиль взаимоотношений преподавателя и студента, интерес к учебе и его отсутствие, процесс преподавания и учения. Анализ причин их возникновения позволит магистранту обратиться к изучению системы образования в вузе, познакомиться с концепцией его развития. Как будущий педагог практикант, используя современные психолого-педагогические методики, целенаправленно изучает студентов своей группы. На основе такого изучения составляет психолого-педагогическую характеристику студенческой группы по теме предстоящего занятия. Собственно практическая работа магистранта по подготовке занятия включает в себя консультации с научным руководителем предметником. Важно научиться целостно подходить к организации проведения занятий как лекционных, так и семинарских. 5. Место и время проведения практики. Деятельность магистрантов в период практики является аналогом профессиональной деятельности педагога, так как адекватна её содержанию и структуре и организуется в реальных условиях вуза. Место проведения практики: факультет социологии, кафедры. Время проведения практики: февраль- март ( 6 недель) 6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения практики. ПК -13: Способность и умение использовать полученные знания в преподавании социологических дисциплин (углубленное знание основных школ и направлений, способность к социологической рефлексии). В результате прохождения данной практики обучающийся должен приобрести следующие практические навыки, умения, универсальные и профессиональные компетенции: 1. Организационные умения: - включение студентов в различные виды учебно-познавательной деятельности; - использование разнообразных методов и приемов организации учебной деятельности студентов (стандартные и нестандартные формы работы педагога в коллективе студентов); - оптимальное включение индивидуальных и дифференцированных форм работы со студентами (индивидуальные, парные, групповые формы). 2. Конструктивные умения: - осуществление текущего и перспективного планирования педагогической деятельности (учебных планов и программ, учебной и внеаудиторной работы по предмету и т. д.); - демонстрация способностей отбора научной информации, учебного материала и оборудования в соответствии с дидактическими принципами при проведении аудиторных занятий со студентами; - объяснение и изложение содержания нового материала в ясной, доступной и научной, а также логической форме с учетом жизненного опыта и знаний студентов; - обеспечение последовательности и системности в изложении учебного материала с учетом межпредметных связей; - организация мыслительной деятельности студентов; - анализ программ, учебников, методической литературы; - составление планов-конспектов лекций по предмету; - установление требований к уровню знаний студентов и диагностика их качества при проведении практических занятий; - осуществление различных форм контроля знаний студентов; - разработка и рациональное использование системы поощрений, побуждений и санкций, при организации учебной деятельности; - оптимальное использование методов и приемов обучения; - ведение учебно-методической, аналитической документации по предмету и учебно-воспитательному процессу в целом; - постановка целей и задач учебно-познавательного и воспитательного процесса с учетом концептуальных основ специального предмета и концепции образовательного учреждения в целом; - использование современных технологий образования для выбора оптимальной стратегии преподавания предмета в зависимости от уровня подготовки обучаемых и целей обучения. 3. Коммуникативные умения: - создание мотивационной обстановки при организации учебно-познавательной деятельности студентов; - обеспечение психологического комфорта занятия (применение разнообразных методов и приемов, снижающих утомляемость, а также обеспечивающих рациональный темп и эффективное использование времени); - установление оптимального коммуникативного фона занятия (деловое и дружеское взаимодействие педагога со студентами, его стиль, лексика обращений, речи в целом); - обретение опыта взаимоотношений со студентами; Содержание педагогической практики определяется требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки «социология». В соответствии с этими требованиями магистрант должен: - понимать роль высших учебных заведений в обществе, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности; - знать основные законодательные документы, касающиеся системы образования, права и обязанности субъектов учебного процесса (преподавателей, руководителей, студентов); - понимать концептуальные основы предмета, его место в общей системе знаний и ценностей в учебном плане; - учитывать в педагогической деятельности индивидуальные различия, включая возрастные, социальные, психологические и культурные; - обладать знаниями предмета, достаточными для аналитической оценки, выбора и реализации образовательной программы, соответствующей уровню подготовленности студентов, их потребностям, а также - требованиям общества; - владеть методами организации учебной деятельности; - владеть методами, приемами, средствами организации и управления учебной деятельности; - читать лекции, вести практические занятия по социологическим дисциплинам; - применять полученные знания по общей и социальной психологии в педагогической практике. Магистрант должен знать: - сущность процессов обучения и воспитания, их психологические совершенствования мастерства преподавателя и их способы основы; - пути самосовершенствования; - методику преподавания своего предмета; - содержание и структуру вузовских учебных планов, программ, и учебников; - требования к минимуму содержания и уровню подготовки студентов по предмету, устанавливаемые государственным образовательным стандартом; - вопросы методики преподавания вузовских курсов по предмету; - различные подходы к изучению основных тем изучаемого курса, новые технологии обучения; - методы формирования навыков самостоятельной работы, развития творческих способностей и логического мышления студентов; - научные основы отдельного курса предмета, историю и методологию соответствующей отрасли науки. Магистрант должен уметь: - проектировать, конструировать, организовывать и анализировать свою педагогическую деятельность; - планировать учебные занятия в соответствии с учебным планом и на основе его стратегии; - обеспечивать последовательность изложения материала и междисциплинарные связи предмета с другими дисциплинами; - разрабатывать и проводить различные по форме обучения занятия, наиболее эффективные при изучении соответствующих тем и разделов программы, адаптируя их к разным уровням подготовки студентов; - отбирать и использовать соответствующие учебные средства для построения технологии обучения; - анализировать учебную и учебно-методическую литературу и использовать ее для построения собственного изложения программного материала; - организовывать учебную деятельность студентов, управлять ею и оценивать ее результаты; - применять основные методы объективной диагностики знаний студентов по предмету, вносить коррективы в процесс обучения с учетом данных диагностики; - создавать и поддерживать благоприятную учебную среду, способствующую достижению целей обучения; - развивать интерес студентов и мотивацию обучения, формировать и поддерживать обратную связь. Магистрант должен иметь представление: - о методических аспектах предмета в целом, отдельных тем и понятий; - о методах и приемах составления задач, упражнений, тестов по различным приемам учебного курса; - связях разделов предмета с соответствующими вузовскими дисциплинами; - возможностях применений компьютерной техники в учебном процессе; - принципах построения обучающих и контролирующих программ разного уровня сложности. 7. Структура и содержание практики. Общая трудоемкость практики составляет 9 зачетных единиц, 324 часа.
8. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на практике. I. Основные критерии оценки качества лекции: содержание, методика, руководство работой студентов, лекторские данные, результативность лекции. Содержание лекции: научность, соответствие современному уровню развития науки, мировоззренческая сторона, наличие методических вопросов, правильная их трактовка. Активизация мышления путем выдвижения проблемных вопросов и разрешения противоречий в ходе лекций. Освещение истории вопроса, показ различных концепций, связь с практикой. Лекция и учебник: излагается ли материал, которого нет в учебнике, пересказывается ли учебник, разъясняются ли особо трудные вопросы, даются ли задания проработать ту или иную часть материала самостоятельно по учебнику. Связь с предыдущим и последующим материалом, внутрипредметные, межпредметные связи. Методика чтения лекций: четкая структура лекций и логика изложения. Наличие - отсутствие плана, следование ему. Сообщение литературы к лекции (когда, градация литературы). Доступность и разъяснение новых терминов и понятий. Доказательность и аргументированность. Выделение главных мыслей и выводов. Использование приемов закрепления: повторение, вопросы на проверку внимания, усвоения; подведение итогов в конце вопроса, всей лекции. Использование наглядных пособий, ТСО. Применение лектором опорных материалов: текст, конспект, отдельные записи, чтение без опорных материалов. Руководство работой студентов: требование конспектировать и контроль за выполнением. Обучение студентов методике записи и помощь при этом: темп, медленный темп, повтор, паузы, вычерчивание графиков. Просмотр конспектов: по ходу лекций, после или на семинарских занятиях и практических занятиях. Использование приемов поддержания внимания - риторические вопросы, шутки, ораторские приемы. Разрешение задавать вопросы (когда и в какой форме), Лекторские данные: знание предмета, эмоциональность, голос, дикция, ораторское мастерство, искусство речи, внешний вид, умение установить контакт. Результативность лекции: информационная ценность, воспитательный аспект, достижение дидактических целей. II. Критерии оценки семинарского занятия: Целенаправленность: постановка проблемы, стремление связать теорию с практикой, с использованием материала в будущей профессиональной деятельности. Планирование: выделение главных вопросов, связанных с профилирующими дисциплинами, наличие новинок в списке литературы. Организация семинара: умение вызвать и поддержать дискуссию, конструктивный анализ всех ответов и выступлений, заполненность учебного времени обсуждением проблем, поведение самого преподавателя. Стиль проведения семинара: оживленный, с постановкой острых вопросов, возникающей дискуссией или вялый, не возбуждающий ни мыслей, ни интереса. Отношения «преподаватель — студенты»: уважительные, в меру требовательные, равнодушные, безразличные. Управление группой: быстрый контакт со студентами, уверенное поведение в группе, разумное и справедливое взаимодействие со студентами или, наоборот, повышенный тон, опора в работе на лидеров, оставляя пассивными других студентов. Замечания преподавателя: квалифицированные, обобщающие или нет замечания. Студенты ведут записи на семинарах: регулярно, редко, не ведут. 9. Формы аттестации по итогам практики: I. Письменный отчет, руководствуясь следующим планом заданий завершающего этапа: 1. Подготовьте характеристику группы, в которой Вы работали. Особое внимание обратите на то, какой стиль общения преобладает между студентами и Вами, между студентами. 3. Опишите ведущие мотивы учебной деятельности студентов группы. 4. Укажите, используя материалы своих наблюдений в ходе посещения занятий какой, на Ваш взгляд, тип обучения преобладает в группе, где Вы проходили свою практику (информативное, проблемное и т.д.)? 5. Опишите, умеют ли студенты учиться, выделите, какие навыки учебно-познавательной деятельности у них сформированы лучше, какие слабее? 6. Укажите, что Вам удалось на своих занятиях осуществить более успешно: а) введение нового материала; б) организацию контроля и оценки знаний студентов; в) повторение, закрепление материала; д) организацию практической работы; г) другое (напишите). 7.Укажите, какие из методов обучения доминировали на Ваших занятиях? 8.Какие аспекты, направления в работе преподавателя для Вас оказались наиболее трудными? 9. Что для Вас представляло больший интерес? а) работа с группой на занятии; б) работа со студентами внеаудиторная; в) другое (напишите). 10. Как, по-вашему, Вы строили свои отношения со студентами: - доброжелательно, тактично - авторитарно (строго, командно) - сухо, холодно - иное 11. Как Вы оцениваете свои занятия: - очень интересно - занимательно - скучно, монотонно. - тягостно - иное 12. Какой вид педагогической деятельности оказался для Вас более привлекательным: - в качестве лектора; - в роли ведущего семинарские занятия. 13.Укажите какие методы, приемы, формы педагогического взаимодействия Вы использовали: а) изучение студентов группы; б) индивидуальную работу; в) общение, диалог; г) другое (напишите). 14.Каковы были Ваши ожидания от научно - педагогической практики? В какой мере они оправдались? 15. Удовлетворены ли Вы в целом своей педагогической деятельностью? Что Вы получили от научно - педагогической практики? 16. Какие умения и навыки Вы получили на практике? Что из опыта работы преподавателя Вы бы взяли в свой будущий педагогический багаж? 17. В какой мере практика повлияла на Ваш профессиональный выбор: а) имеет смысл идти работать в высшую школу (есть желание, почувствовали свои профессиональные возможности, есть успехи); б) лучше использовать свои знания в научно-исследовательской деятельности и на производстве. II. Оценочный лист (заполняется по окончании практики) Магистрант_______________ _______________курса___________гр. социологического факультета, проходил научно - педагогическую практику в____________________________________________________________
Итоговая оценка за практику____________________ подпись методиста _______________________ 11. Учебно-методическое и информационное обеспечение практики. а) литература: основная:
дополнительная:
б) программное обеспечение и Интернет-ресурсы: в компьютерном классе должны быть установлены средства MS Office; Word, Excel, PowerPoint u др. в) другое необходимое на различных этапах проведения практики учебно-методическое и информационное обеспечение: видеопроектор, ноутбук, переносной экран. |