Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/22
Дата публикации01.11.2013
Размер2.59 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Психология > Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22
Программа первичной профилактики

ВИЧ/СПИДа и рискованного поведения
для детей старшего подросткового возраста




ЛадьЯ
Вторая страница


Программа подготовлена в рамках проекта
«Поддержка инициатив религиозных организаций по противодействию эпидемии ВИЧ/СПИДа и паллиативному уходу
в Российской Федерации»


Авторский коллектив:

Сирота Н.А. (Москва) - декан факультета клинической психологии, заведующий кафедрой клинической психологии  ГОУ ВПО Московский Государственный Медико-Стоматологический Университет Росздрава. Руководитель отдела профилактических исследований, ФГУ Национальный Научный Центр Наркологии Росздрава.

Доктор медицинских наук, профессор.
Воробьева Т.В. (Москва) - к.м.н. Доцент кафедры клинической психологии Московского государственного медико-стоматологического университета, старший научный сотрудник отдела разработки и внедрения программ профилактики Национального научного центра наркологии.
Ялтонская А.В. (Москва) - научный сотрудник Отдела профилактических исследований: Отделение анализа и внедрения профилактических и реабилитационных программ, ФГУ Национальный Научный Центр Наркологии Росздрава. Ведущий тренер, НКО Фонд "Система профилактических программ".
Рыдалевская Е.Е. (Санкт-Петербург) - исполнительный директор Благотворительного Фонда «Диакония», врач нарколог.
Яцышин С.М. (Санкт-Петербург) – к.псих.наук, вице-президент фонд «За здоровое поколение на пороге ХХI века», заместитель директора Реабилитационного центра для наркозависимых несовершеннолетних, ведущий тренер Фонда «Диакония».
Микляева А.В. (Санкт-Петербург) - к.псих.наук, доцент кафедры Психологии человека Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена.
Кудрявцева Н.В. (Брянск) – заведующая кабинетом практической психологии Брянского института повышения квалификации работников образования, психолог-консультант.
 


Программа рассчитана на работу с детьми 13-17 лет
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В современном российском обществе проблема риска ВИЧ-инфицирования подростков и молодежи чрезвычайно актуальна и продолжает обостряться с каждым годом. Сегодня из состояния декларативного признания необходимости профилактической активности общество переходит к позиции активных действий. Государственные и негосударственные организации реализуют разнообразные программы, акции и т.д.

Предлагаемая программа направлена на первичную профилактику ВИЧ/СПИДа среди подростков. Аналогичные программы, существующие на сегодняшний день, реализуемые в рамках информационно-обучающего подхода, предполагают информирование учащихся о проблемах, связанных с ВИЧ/СПИДом, о путях его передачи, факторах риска заражения, способах защиты, а также тренировку соответствующих навыков. В результате подросток, участвовавший в программе, может сказать, ЧТО можно делать и чего делать не нужно. Однако при этом не учитывается, КАКОЙ человек обладает этими знаниями, каковы его духовно-нравственные ориентиры. Программы, направленные только на информирование подростков, обучение их так называемому «безопасному сексу» не только однобоки, но и девальвируют основную цель профилактики – формирование здоровой личности человека, способного строить свою жизнь согласно высоким духовным ценностям.


В отличие от этого, предлагаемая программа обращается не к вопросам «ЧТО», а к вопросам «ПОЧЕМУ». В ее основу положены принципы неспецифической профилактики, предполагающие формирование у подростков такой системы духовно-нравственных ориентиров, которые, реализуясь в их поведении, сводили бы риск распространения ВИЧ-инфекции к минимуму. Этому способствует актуализация в детях доброго начала, способности сопротивляться злу, развитие духовно-нравственного потенциала.

В настоящее время понятие духовности в светском мировоззрении размыто, но в религиозных системах оно сохраняет свою суть: это свойство души, когда нравственные и интеллектуальные интересы преобладают над витальными, материальными. Духовность представляет собой высший уровень самосознания человека и лежит в основе эмоционально дифференцированного отношения к явлениям окружающей жизни. Духовно развитый человек – это личность, ищущая свое предназначение в этом мире, стремящаяся к нахождению смысла своего существования, чье поведение организуется в соответствии с некими идеалами, а не эгоистическими интересами. Будучи оппозицией витальным интересам, направленным на ублажение тела, духовность предполагает направленность человека на нематериальные ценности. Духовность не просто характеризует человеческое бытие как бытие именно человека, скорее даже она конституируют его в этом качестве. Духовное не просто присуще человеку, наряду с телесным и психическим, которые свойственны и животным. Духовное - это то, что отличает человека, что присуще только ему, и ему одному.

Человек духовен по своей природе, и начало духовности пронизывает собой личность. В процессе общего созревания духовные силы, духовные запросы поднимаются над общим ходом жизни, в глубине личности формируется "внутренний человек".      Духовная жизнь в человеке ищет во всем "смысл" - вечного, глубокого, достойного; она не отвергает внешней жизни, ее законов, она хочет только во всем видеть смысл, хочет связать внешнюю жизнь с Вечным и Бесконечным. Это есть общий факт созревания в человеке духовных сил, но особую глубину и содержательность, свою настоящую полноту духовная жизнь получает от религиозной области. Без этой направляющей в формировании поведения появляются неэффективные, деструктивные формы адаптации человека к окружающей среде, мешающие человеку продуктивно строить свою жизнь, дружелюбно общаться с окружающими.

Духовность является той стороной человеческого существования, которая обеспечивает возможность полноценного развития и саморазвития, преобразования себя. Это особенно важно в подростковом возрасте, для которого ведущим фактором социализации является самоопределение, проявляющееся в желании сформировать определенную смысловую систему, систему представлений о мире и о себе самом. Формирование этой смысловой системы подразумевает нахождение ответа на вопросы о смысле своего собственного существования и о системе нравственных ориентиров, организующих поступки и поведение.

Предлагаемая программа ориентирована, прежде всего, на воспитание духовного начала в подростках. В качестве системы нравственных ориентиров им предлагаются принципы православной этики, которые могут служить для них руководством к конструктивному самоопределению, фактором защиты от рискованного поведения. Однако, учитывая, что программа рассчитана на массовые учебные заведения (школы, СУЗы), в которых обучаются подростки различных вероисповеданий, организационные формы работы носят сугубо светский характер. Важно подчеркнуть, что программа не является миссионерским инструментом, ее основная задача – способствовать духовному развитию подростков.

Другой особенностью программы является то, что сама по себе тема ВИЧ-инфекции, хотя и является приоритетной, не является содержательно доминирующей. Она проходит «красной нитью» в анализе тем экзистенциально-нравственного плана в качестве одного из аспектов их обсуждения, а также подробно разбирается в специально посвященном этой проблеме тематическом занятии.

В основу программы положены представления о человеке в единстве его телесного и идеального начал, о подчиненности телесного и психологического (деятельностного) уровней духовному. Работа по программе строится с опорой на идею о том, что целостное развитие личности возможно только посредством ее духовно-нравственного воспитания, только благодаря духовности человеку открывается смысл жизни, ее красота.

Концептуальная модель программы постулирует неизбежный факт триединой основы человека - иерархической взаимосвязи духа, души и тела.

Духовность как предельная субъектность человека, реализуемая на основе этических принципов, позволяет реализоваться человеческому потенциалу в полной мере.

Психический потенциал, или душа человека проявляется в его отношении к миру, деятельности, другим людям и самому себе, а также в осмыслении этого отношения. Таким образом, душа представляет собой психорефлексивную категорию. Душа является инструментом духовной жизни человека, ядром которой выступают, голос совести и нравственный выбор. В то же время, душевные проявления опосредуются духовными качествами человека как высшей формой осуществления субъектности человека.

Телесные свойства человека являются для него данностью, ограничивающей его свободу. Анатомия, физиология, биохимия организма определяют конечность и смертность человеческого тела. Однако они составляют необходимую основу формирования психики человека (органы чувств, физиология высшей нервной деятельности), которая, заключая в себе пласт субъектных свойств человека, обеспечивает взаимодействие человека с внешним миром – миром вещей и людей.

Целью программы является первичная профилактика ВИЧ/СПИДа среди подростков посредством формирования духовно-нравственных ориентиров.

Для достижения данной цели необходимо решение ряда задач содержательного плана. Первой из них является информирование подростков о ВИЧ-инфекции и сопряженных с ней проблемах, развитие представлений об основных источниках риска ВИЧ-инфицирования. Эта задача решается, прежде всего, посредством повышения авторитета идей, прямо связанных с проблемой профилактики ВИЧ: семьи и брака, воздержания и верности, здорового образа жизни, ценности жизни как таковой.

Вторая задача заключается в формировании представлений о христианских ценностях, создании условий для интериоризации представлений о нравственно-этических ценностях и их ассимиляции в нравственном самосознании подростков, формирование стремления опираться на них в процессе осуществления жизненных выборов. Важно показать подростку, что ценностное сознание всегда связано с эмоционально напряженным процессом выбора, который существенно облегчается в том случае, когда человек утверждается в предпочтении ценности. Для человека, обладающего высшей духовной ценностью, выбор перестает быть проблемой, поскольку такой человек уже навсегда определил свой нравственный путь, обрел источник подлинно этического осмысления бытия, жизненную устремленность и истину и тем самым предрешил все последующие частные выборы.

Нравственный выбор, представляющий собой основное явление духовной жизни человека, невозможен без системы ориентиров – этических принципов, которых придерживается человек. Эти принципы не присущи человеку изначально, они понимаются и усваиваются им в процессе личностного становления, причем наиболее интенсивно этот процесс протекает в подростковом возрасте. Из этого вытекает необходимость представления подростку четкой системы нравственных ориентиров, а также создание условий для их принятия и превращения во внутренние регуляторы его поведения, путем актуализации психического (душевного) потенциала как инструмента духовной жизни.

Третья задача программы связана с формированием психологической компетентности подростков, которая является важным ресурсом развития их духовно-нравственного развития. Ее решение предполагает:

  • Развитие у подростков навыков коммуникации, рефлексии, творческого самовыражения.

  • Создание условий для формирования навыков осознания себя как уникальной и полноправной личности, со своими взглядами, убеждениями, ценностями.

  • Создание условий для формирования навыков принятия другого человека как такую же уникальную личность, то есть умения устанавливать контакт и строить отношения на основе взаимопонимания, сотрудничества и поддержки.

  • Создание условий для формирования навыков принятия ответственности за свои действия, отношения и свою жизнь, развитие самостоятельности.

  • Создание условий для формирования навыков самопомощи и взаимопомощи в ситуациях, потенциально опасных с точки зрения реализации стратегий рискованного поведения.

Задачи организационного плана отражают необходимость включения в работу по программе не только подростков, но и представителей их ближайшего окружения, прежде всего, администрацию учебного заведения, педагогов и родителей, а также участие церковных и светских организаций, осуществляющих деятельность, которая связана с содержанием программы.

Работа с администрацией и педагогами учебного заведения предполагает их информирование о целях и содержании занятий, формирование позитивного имиджа программы. В ходе работы необходимо организовать возможность использования материально-технической базы учебного заведения для занятий с подростками. Для этого с администрацией согласуются сроки, время и место проведения занятий, список необходимого оборудования и материалов, подбирается подходящее для работы помещение.

Работа с семьей подростка подразумевает необходимость развития знаний у родителей и других членов семьи о психологических осо­бенностях подростка, риске ВИЧ-инфицирования, связанном с особенностями семейных взаимоотноше­ний; помощь в осознании собственных личностных, се­мейных и социальных ресурсов, способствующих пре­одолению внутрисемейных проблем и проблем взаимоотношения с детьми в семье. Важнейшим моментом является создание у родителей позитивного представления о программе, что достигается информированием о ее содержании и методах работы, применяемых в ходе занятий. В случае, если работа осуществляется с подростками младше 14 лет, работа с родителями не ограничивается их информированием по перечисленным выше вопросам. Необходимо получить согласие родителей или опекунов таких подростков на участие детей в работе по программе, или же, в противном случае, их письменный отказ.

Начало занятий с подростками должно предваряться сбором информации о возможностях каждого участника программы получить помощь в решении сопряженных с программой вопросов. Для этого подготавливается информация о том, где и когда можно найти православного священника, психолога или врача, если в этом есть необходимость. Участникам программы предоставляется информация о деятельности различных православных организаций, психологических консультаций, кризисных центров и телефонов доверия, волонтерских организаций по проблемам ВИЧ/СПИДа, медицинских учреждений (например, центра СПИДа, районных диспансеров и др.).

Таким образом, предлагаемая программа является мультикомпонентной и включает в себя информирование участников, создание условий для развития их личностных и поведенческих ресурсов, формирование позитивной Я-концепции, развитие духовной сферы личности.

Реализация программы включает три этапа.

На подготовительном этапе осуществляется подготовка специалистов из числа педагогов, психологов, социальных педагогов, имеющих навыки групповой работы. Проводится информирование администрации, педагогов образовательных учреждений и родителей подростков о целях программы и способах её реализации. Уточняются индивидуальные и групповые характеристики подростков.

Основной этап заключается в групповой работе с подростками (учащимися школ, профессиональных училищ, студентами первых курсов средних специальных учебных заведений). Параллельно с занятиями осуществляется индивидуальное консультирование подростков, педагогов и родителей (по запросам).

Программа рассчитана на 22 занятия продолжительностью по 1,5 часа. Рекомендуемая частота занятий – 1-2 раза в неделю. Целевой аудиторией являются подростки (13-17 лет), составляющих группу из 10-30 человек.

На аналитическом этапе проводится оценка соответствия полученных результатов ожидаемым. Анализируются причины возникших сложностей, вносятся возможные корректировки в программу.

Программа основана на следующих принципах:

  • Принцип терпимости к религиозным и мировоззренческим убеждениям участников группы. Ведущему важно помнить, что программа не преследует цели обращения подростков в православную веру. Необходимо избегать проповеднической позиции, ориентируясь, прежде всего, на задачу формирования духовно-нравственной сферы подростков.

  • Принцип мотивационной готовности. Решение поставленных задач возможно только в случае личной заинтересованности подростков в работе по программе. Учитывая, что темы занятий заложены в программу исходя из сформулированных целей программы, а не с учетом непосредственных интересов конкретных участников, мотивационная готовность может достигаться путем постоянного обращения к личному опыту подростков, демонстрации личностной значимости получаемой информации. В качестве дополнительного мотиватора может рассматриваться создание условий, при которых участники группы самостоятельно формулируют понятия, а не получают информацию в готовом виде, что достигается умеренно не директивной позицией ведущего группы

  • Принцип целостности материала. В основе интерпретации опыта, получаемого подростками во время работы по программе, должна лежать единая этическая система. Проработка предлагаемых тем предполагается с точки зрения православных воззрений на человека и его судьбу, отношения полов, брак и семью, воспитание детей. Знания, сформулированные в течение занятий, будут более или менее полно ассимилированы подростками лишь в том случае, если они вызовут отрефлексированный эмоциональный отклик. Подростки сформируют социально-приемлемые поведенческие референты, понимаемые как различные поведенческие модели в конкретных ситуациях. С другой стороны, подростки получат представление не только о физиологической стороне проблемы распространения ВИЧ, но и смогут увидеть ее влияние на человеческое бытие в его духовном аспекте.

  • Принцип учета возрастных особенностей. При выборе форм и методов работы учитывается следующее:

    • Для подростков «разговорные» формы работы менее эффективны, чем «деятельностные».

    • Наиболее эффективной позицией ведущего является умеренная не директивность, которая должна возрастать в случае работы с подростками «группы риска». Излишне директивная позиция может спровоцировать у подростков протестные реакции.

    • Привлекаемый иллюстративный материал (притчи, сказки, примеры из жизни) должен соответствовать интеллектуальным возможностям подростков и находить отклик в их жизненном опыте.

  • Принцип от других к себе. Занятия по предлагаемым темам на первых этапах строятся с применением полупроективных техник, позволяющих подросткам говорить о существовании обсуждаемой проблемы «у людей вообще». Такой подход частично помогает преодолеть сложности, связанные с нежеланием подростка обсуждать темы, которые могут оказаться личностно значимыми, поскольку демонстрируют подростку «не оригинальность» его трудностей.

  • Принцип приоритета развития над обучением. Изучаемый материал будет эффективнее ассимилирован подростками в том случае, если основные выводы будут сформулированы им самостоятельно, а не преподнесены в виде информации «со стороны». Это достигается использованием упражнений развивающего типа, которые актуализируют соответствующую разбираемой теме часть опыта подростка и способности ведущего структурировать обсуждение таким образом, чтобы упражнение достигало необходимого результата благодаря активности подростков.

  • Принцип перехода от осознаваемых проблем в отношениях с миром, другими людьми и самим собой к менее осознанным этическим и духовным проблемам. Оболочка предлагаемых упражнений в большинстве случаев носит игровой характер, отвлеченный от этической проблематики, поскольку такие формы работы являются не только наиболее привлекательными для подростков, но и наиболее эффективными. Задача ведущего – в обсуждении привести группу к анализу постепенно углубляясь в проблему.

  • Принцип учета особенностей естественной группы. Программа ориентирована на реальные учебные группы, поэтому ведущему важно помнить, что подросткам предстоит общаться друг с другом и после завершения цикла занятий. Это отличие от обычной тренинговой группы требует повышенного уровня психологической безопасности на занятиях, который достигается строгим соблюдением правил работы группы, сокращением объема обсуждения личного опыта каждого отдельного участника, учетом характера и динамики межличностных отношений в группе.

Содержание программы структурировано вокруг категорий экзистенциально-нравственного плана, которые так или иначе связаны с проблематикой ВИЧ: счастье, я и моя жизнь, мир души, общение и дружба, ты не один, мужчина и женщина, любовь, семья, род культура, здоровье, ВИЧ/СПИД, толерантность жизнь с болезнью, зависимость от ПАВ, кризис и выход, жизнь и смерть, добро и зло, ценности, цели и смысл, свобода, выбор.

Каждая из них прорабатывается в рамках отдельного занятия (или нескольких занятий), причем любое занятие является законченным по форме, что допускает возможность изменения их предложенной последовательности.

Занятия построены в соответствие с возрастными особенностями восприятия подростками информации, особенностями вхождения в групповой контакт и в контакт с ведущим, логикой групповой динамики, а также с учетом целей формирования мотивации на углубленную работу в программе.

В программе условно выделено несколько блоков.

  1. Мотивационно-смысловой. (Занятие №1,2)

Его цель включение в работу, осознание задач программы, формирование мотивации на участие.

  1. Блок, раскрывающий понятия Я-концепции, общения со сверстниками и противоположным полом, любви, дружбы, полоролевой идентификации, а также понятия семьи, рода и культуры с точки зрения современной психологии и духовно-нравственных ценностей. (Занятия № 3,4,5,6,7,8,9,10)

  2. Блок, касающийся жизненных кризисов и их преодоления, а так же эмоционального стресса. В нем раскрываются понятия здоровья и болезни, дается информация о ВИЧ/СПИДе, зависимости от психоактивных веществ и формируются нравственные представления о толерантности и отношении к больным людям. (Занятия № 11,12,13,14,15)

  3. Блок, формирующий нравственные категории, такие как: потери и надежда, добро и зло, ценности и цели, смысл, свобода, выбор, а так же заключительное занятие. (Занятия № 16,17,18,19,20,21,22)

Основным методом работы является личностный тренинг, в ходе которого создаются условия для личностных преобразований участников в контексте происходящих с ними духовно-нравственных изменений. Программа предполагает использование когнитивных и поведенческих модификаций, бесед, дискуссий, «мозговых штурмов», мини-лекций, ролевых игр и элементов психодрамы, психогимнастических упражнений.

Технология реализации программы опирается на следующие стадии психопрофилактической работы с группой:

  • Мотивация участников на эффективное участие в работе. Каждый из участников включается в программу с определенными ожиданиями, порой неосознаваемыми желаниями, а, зачастую просто из любопытства. При этом практически каждый участник группы испытывает чувство тревоги, имеет весьма противоречивые ожидания, не устойчив в своем решении участвовать в программе и еще не готов на изменения поведения. Процесс изменения и развития требует того, чтобы участие в работе для каждого подростка стало актуальной потребностью. Эту потребность необходимо осознать, а сопротивление преодолеть. Помочь в этом участникам – первая и наиважнейшая задача ведущего.

Ведущие должны проводить работу в программе в соответствии с ключевыми стратегиями мотивационной работы. Общим в поведении ведущих должно быть умение задавать «открытые» вопросы, то есть вопросы, на которые могут быть даны развернутые ответы, или вопросы, побуждающие к дискуссии. Не менее важными стратегиями являются рефлективное (отражающее, вдумчивое) слушание; психологическая подвижность и поддерживающее поведение; участие в проблемах подростков, признание, что проблемное поведение каждого имеет определенный смысл и отказаться от него не так то просто; сопереживание; эмпатия; умение найти основания для изменений в поведении; оптимизм в отношении изменений; умение вовремя вселить уверенность в возможности таковых. В общении ведущие должны быть максимально резистентными и минимально директивными и конфронтационными. Эмпатия сочетается с поддержкой самоэффективности у подростка для того, чтобы он воспринимал изменения как возможные для себя, а себя – способным на изменения. Обязательно используется «обратная связь» для усиления мотивации подростков на изменение поведения.

Ведущему следует четко сформулировать все цели работы в данной группе; определить каких результатов или изменений хочет достичь каждый участник, какими возможностями для этого обладает и что ему нужно изменить в своем поведении для достижения результата. Задача ведущего - помочь участникам в этом. Однако осознание целей – это не такой простой процесс. Следует понимать его многоэтапность. Например, на первом занятии понимание своих целей будет значительно отличаться от того понимания, которое произойдет по истечении нескольких дней работы в группе. К процессу осознания, постановке целей и задач ведущему следует возвращаться неоднократно. Обычно у участников выявляются сходные запросы, потребности, проблемы. Ведущий дает им возможность почувствовать понимание со стороны окружающих, создает атмосферу взаимного принятия, заключает с группой соглашение о плане работы. Важным также является заключение соглашения на отдельные этапы работы, когда цели ставятся на короткий период времени (например, на одно занятие). Это дает возможность участникам достичь определенных результатов, почувствовать себя успешными в достижении поставленных краткосрочных целей, а также позволяет ведущему гибко реагировать на процессы, происходящие в группе. Ведущий обязательно проводит процедуру, знаменующую отдельный этап работы, резюмируя и обозначая не только краткосрочные (тактические), но и долгосрочные (стратегические) цели и задачи, изменение и развитие каждого участника. Таким образом, проведение программы всегда «нанизано» на осевую нить мотивационной работы ведущего.

  • Изучение поведенческих стратегий, духовных и личностных ресурсов участников. Следует помнить, что ведущий всегда должен опираться на позитивную поддержку и раскрытие личностных ресурсов подростка и его эффективных стратегий поведения. Однако следует ясно понимать, что для подростка «обратная связь», то есть особая форма отзыва на поведенческие проявления каждого члена группы, является крайне важным процессом. Этот процесс чрезвычайно глубок и не следует уменьшать его глубины в том случае, если группа готова к «подводному плаванию». Если же готовность группы или части ее участников еще не достигнута, следует умело варьировать уровнем «погружения». Однако всегда и во всех случаях следует помнить, что доброжелательная, поддерживающая, не снижающая самооценку конструктивная обратная связь необходима. В этой «обратной связи» важен не только процесс консолидации, но и «конструктивной конфронтации» - противопоставления неприемлемого или деструктивного поведения конструктивным его формам, обнаружения проблемных зон развития.

  • Оценка поведенческих стратегий, духовных и личностных ресурсов участников. Ведущий сосредотачивает внимание на взаимоотношениях участников с другими членами группы, выявляет их личностные особенности и формы поведения. Он делает наблюдения для дальнейшей работы, проясняет существующие у участников проблемы, способы поведения, которые могут помочь или помешать разрешению проблем, рассматривает возможности их актуализации и последующего осознания и разрешения. Этот процесс осуществляется при помощи специальных психопрофилактических технологий, которые дают возможность участникам оказаться в позиции другого человека: педагога, родителя, подростка, ВИЧ-инфицированного и т.п. В этих ролевых играх ведущий задает участникам уточняющие вопросы о возникающих у них чувствах и ощущениях. Предпринимаемые действия направлены на то, чтобы приблизить участников к осознанию форм собственного поведения, а также продемонстрировать связь между неэффективными стратегиями разрешения проблем и неумением получать радость от жизни без использования поведения риска.

  • Актуализация духовных, личностных ресурсов и эффективных поведенческих стратегий. На данном этапе ведущий должен особенно внимательно следить за процессами, происходящими в группе. Участники начинают открыто обсуждать реальные проблемы и трудности, делиться чувствами по поводу происходящего. Ощущения и переживания рассматриваются в ситуации «здесь и теперь». Важно подчеркнуть, что в каждом человеке есть духовная жизнь, но она должна быть устроена согласно общечеловеческим нравственным принципам, иначе она будет пребывать в хаосе и будет источником не нашей силы, а наших ошибок, противоречий, грехов.

  • Осознание собственных духовных потребностей, стратегий поведения и ресурсов. На этом этапе участники вплотную подходят к пониманию себя, начинают оценивать свое поведение с нравственных позиций, способны к его изменению. Происходит переосмысление системы взаимоотношений с окружающими, начинается поиск новых паттернов поведения, актуализируются духовные начала: разум или самосознание, свобода воли и нравственное чувство (совесть).

  • Модификация стратегий поведения и ресурсов. Участники переосмысливают свои духовные ценности и установки, поведенческие стратегии, ищут духовного преображения и формируют новые нравственно-этические осмысленные формы поведения. Данные изменения закрепляются при помощи проведения ролевых игр. Задача ведущего на этом этапе – поддержать у участников мотивацию на изменение. Чтобы добиться этого ведущий активизирует поддерживающую атмосферу в группе, процесс позитивной «обратной связи». В результате участники начинают понимать, какой фактически неустроенной оказывается наша духовная жизнь, сколько в ней хаоса, провалов, противоречий, и стремятся использовать позитивные аспекты своей личности, задействовать имеющиеся у них глубинные внутренние ресурсы. В конце программы ведущий помогает участникам обобщить весь опыт, полученный на занятиях, привести все в систему. Он еще раз проводит параллели между проблемами, возникающими в жизни, неэффективными стратегиями их разрешения и возникновением деструктивных, саморазрушающих форм поведения. Он мотивирует участников программы на использование имеющегося у них опыта в профилактической активности, на создание у себя в семье и коллективе поддерживающих отношений. Ведущий выясняет у участников планы на будущее; закрепляет тенденции к изменениям; использует моделирование жизненных ситуаций, в которых группа смогла бы использовать и закрепить полученные знания и применить новые формы поведения; выясняет степень удовлетворения работой. Работа заканчивается ритуалом прощания.

Каждое занятие программы включает несколько обязательных этапов:

  • Начало работы – разминка. Целью разминки, помимо создания рабочего настроя в группе, является обращение к изучаемой на занятии теме. Разминка может также выполнять мотивирующую функцию, в том случае, если заканчивается экспресс-обсуждением.

  • Работа по теме. Предлагаемые в программе упражнения для работы над каждой темой требуют обязательного обсуждения, в ходе которого группа проводит аналогии поведения в упражнении и поведения в реальной жизни и выходит на обсуждение этических вопросов происходившего. Ведущему важно тактично акцентировать те моменты в обсуждении, которые являются значимыми для формирования адекватных этических представлений.

  • Обобщение результатов преследует две цели: содержательное подведение итогов занятия (основной формой является мини-лекция ведущего) и вербализация подростками нового опыта в форме обсуждения «нового», «интересного» и «неожиданного».

  • Домашнее задание направлено на закрепление результатов работы группы. Его сутью является письменная вербализация своего мнения по поводу обсуждаемых этических проблем. Письменная форма предпочтительна, прежде всего, потому, что вербализация своей точки зрения способствует ее более эффективному осознанию. Кроме того, анализ содержания письменных работ является методом оценки эффективности проведенного занятия, а обязательный характер домашних заданий, наличие специальной тетради, повышает авторитет программы в глазах подростков. Домашнее задание обсуждается в начале каждого занятии в свободной форме на усмотрение педагога.



В программе используются упражнения, многие из которых являются широко известными аудитории специалистов-психологов и педагогов. Поэтому особенно важно подчеркнуть, что для достижения поставленной цели необходимо не просто провести упражнение, но, прежде всего, грамотно организовать его обсуждение. Для этого используются следующие формы работы:

  • Информирование (расширение кругозора, в частности, о вопросах, связанных с ВИЧ).

  • Метафора (метод аналогий)

  • Изменение шаблонов мышления и ложных установок

  • Установление логических взаимосвязей между событиями при анализе ситуации

  • Самораскрытие (рассказ о личном опыте).

  • Эмоциональная вовлеченность.

  • Помощь в отреагировании эмоций (проговаривание, косвенная разрядка)

  • Ролевое проигрывание

  • Групповая дискуссия

  • Анализ ситуаций из жизни знакомых, литературных персонажей.

  • Постановка и поиск путей реализации жизненных целей.

  • Наполнение смыслом обыденных жизненных событий.

Ведущим программы может быть психолог или педагог, знакомый с принципами православной этики и разделяющий их. Кроме того, ведущий должен иметь достаточное представление о проблеме ВИЧ/СПИДа, обладать необходимыми знаниями и информацией.

Ведущему необходимы навыки проведения групповых дискуссий (активного слушания, акцентирования, структурирования), создания безопасного психологического пространства в группе, выстраивания субъект - субъектных отношений с подростками.

Для осуществления программы наиболее эффективной является работа ведущего в паре с ассистентом, который направляет обсуждение, организует работу малых групп, моделирует эффективное выполнение заданий.

Важным условием эффективной работы по программе является ведение дневника работы группы, в котором ведущий отмечает особенности проведения занятий в конкретном коллективе подростков, описывает свои успехи, анализирует возникающие трудности и намечает пути их преодоления.

Для проведения занятий необходимо иметь помещение, в котором достаточно места для того, чтобы организовать круг и индивидуальные рабочие места за партами. Важно заранее определить помещение, в котором будут проводиться занятия и обязательно оговорить с организаторами требования к помещению. Неподходящее помещение может сделать работу малоэффективной.

Помещение для занятий должно соответствовать следующим требованиям:

  • Помещение должно быть достаточно просторным для проведения подвижных техник, но не слишком большим, т.к. это нарушает ощущение безопасности.

  • В помещении не должно быть ничего лишнего - предметов, плакатов и т.д.

  • Не должно быть острых и опасных углов.

  • Помещение всегда должно быть одним и тем же, чтобы не нарушалось ощущение безопасности.

  • Помещение не должно быть проходным и просматриваемым для посторонних.

  • Стулья в помещении должны быть легко перемещаемыми.

  • В помещении должно быть достаточно светло и проветриваемо.

  • В помещение не должны проникать посторонние звуки, поэтому оно должно быть достаточно звукоизолировано.

  • Дверь должна быть закрыта на время занятий.

  • Оптимальным является вариант, если в помещении есть возможность сидеть и работать на полу (рисовать, передвигаться, использовать элементы телесно ориентированного тренинга).

  • Должна быть возможность крепить ватман к стенам или доске.

  • Должна быть возможность использовать аудио-, видео- и мультимедийное оборудование.

Для большинства занятий необходимы такие материалы, как цветные карандаши, ручки, бумага, скотч, ножницы, доска. Участникам необходима тетрадь для выполнения домашних заданий. Дополнительные сведения о необходимых материалах приводятся в описании каждого упражнения.

Программа предусматривает возможность модификации для работы с подростками «группы риска». В эту категорию попадают подростки, склонные к девиантному и делинквентному поведению, подростки с несформированной системой социально-приемлемых ценностных ориентаций, а также подростки, для которых в качестве референтных групп выступают общности асоциальной направленности.

Работу с такими подростками может проводить только специалист-психолог, обладающий опытом проведения занятий в группах так называемых «трудных подростков». При этом занятия по программе должны получить статус обязательных, равноценных другим (учебным) дисциплинам. Это связано с тем, что подростки из группы риска, как правило, не имеют выраженной мотивации на обращение к своему внутреннему миру, для них характерны реакции избегания и протеста в ответ на многие задания. Поэтому важным организационным условием при работе с ними является придание работе по программе статуса обязательной (например, статуса отдельного учебного курса).

Подростки группы риска в большей массе отличаются низкими когнитивными способностями и низким уровнем развития рефлексии (прежде всего, защитного характера), поэтому при проведении упражнений и особенно дискуссий ведущий должен занимать более директивную позицию, чем в обычной подростковой группе. Кроме того, подростки группы риска часто испытывают трудности в соблюдении ролевых границ в общении, и не директивная позиция ведущего может восприниматься ими как признак его низкого ролевого статуса.

В группах, которые составлены преимущественно из подростков, принадлежащих к той или иной субкультуре (дворовой субкультуре, уличной субкультуре и т.д.), целесообразно введение дополнительных правил. Эти правила должны ограничивать подростков в привычных для них формах самовыражения (например, использование ненормативной лексики, несоблюдение элементарных правил вежливости и т.д.).

Структура занятий может не претерпевать изменений, однако ведущему следует подбирать иллюстративный материал для обсуждения с учетом специфики жизненного опыта участников. Кроме того, в обсуждение могут включаться дополнительные вопросы:

- проблема отсутствия семьи

- ранний сексуальный опыт

- опыт насилия

- опыт лишения свободы

- жизнь с болезнью

В качестве ожидаемого результата программы рассматривается формирование у подростков системы нравственных ценностей, способствующей уменьшению риска ВИЧ-инфицирования (идеи целомудрия, верности, ответственности).

Критериями эффективности программы могут являться:

  • понимание подростками христианской системы ценностей;

  • усиление и развитие духовных и личностных ресурсов, препятствующих развитию у человека саморазрушающих форм поведения;

  • уменьшение факторов риска ВИЧ-инфицирования.

Оценка эффективности программы включает в себя три взаимосвязанных блока и предполагает сравнение этических представлений подростков после окончания занятий с их исходным уровнем, сравнение уровня информированности подростков по вопросам ВИЧ/СПИДа до и после участия в программе, а также анализ отзывов о программе со стороны подростков, их родителей, педагогов и администрации учебного заведения.

Первая задача, связанная с оценкой изменений в духовно-нравственной сфере подростков, может осуществляться с помощью психосемантических методов, например, с помощью метода свободного ассоциативного ряда. Для этого до начала и после окончания занятий подросткам предлагается выполнить ассоциативное задание, стимулами для которого являются основные этические категории, заложенные в программе (см. выше). Анализируется глубина этических представлений, для чего полученные ассоциативные ряды сравниваются с «основными понятиями, анализируемыми в рамках каждой темы. Показателем эффективности программы будет являться расширение этических представлений, включение в них новой, по сравнению с первоначальным содержанием ассоциативных рядов, проблематики. Процедура проведения и обработки результатов ассоциативного эксперимента приводится в приложении.

Дополнительный материал, позволяющий проводить промежуточную диагностику эффективности работы, можно почерпнуть с помощью контент-анализа домашних заданий, в котором в качестве категорий также выступают «основные понятия» по обсуждаемым темам.

Оценка информированности о ВИЧ-инфекции и сопряженной с ней проблемах осуществляется с помощью анкетирования. Примеры анкет приводятся в приложении. Показателем эффективности работы является увеличение количества правильных ответов на вопросы анкеты.

Отзывы подростков, родителей, педагогов и администрации учебного заведения анализируются с опорой на результаты беседы или письменного опроса. Показателем эффективности является признание программы интересной, полезной и соответствующей заявленным целям. Форма анкеты приводится в приложении.

В программе занятия представлены по следующей схеме:

  1. Номер и название занятия

  2. Постановка проблемы. Информация для тренера. Помещается в рамку и содержит доступно изложенную основную идею занятия, а также подчеркивает актуальность данной проблемы для подростков.

  3. Цель занятия.

  4. Начало работы. Варианты. (15 мин.)

  5. Работа по теме занятия. Варианты.(1 час.)

  6. Завершение работы (10 мин.)

  7. Домашнее задание. (5 мин.)

В каждом занятии присутствуют, наряду с вышеперечисленными, следующие разделы:

  • Информация для тренера (в рамке или текст выделен курсивом). Представлена информация для понимания, углубления знаний по данной проблематике, а также для использования (при необходимости) в процессе занятия.

  • Резюме ведущего. Оно озвучивается ведущим в конце дискуссии, упражнения или занятия.

Ведущий, руководствуясь общей целью занятия, описанной выше методологией работы и собственными методическими предпочтениями, может самостоятельно выбирать содержательное наполнение занятий, опираясь на предложенные варианты занятий и упражнений.

Пособие снабжено «копилкой разминок», которые тренер может использовать в случае, если необходимо создать или поддержать рабочий настрой группы.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск