Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 354.36 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации01.11.2013
Размер354.36 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
  1   2   3
Цель данной дисциплины – ознакомление студентов с методологией и практикой применения различных нетрадиционных методов в работе с детьми с нарушениями интеллекта.

Задачи учебного курса вытекают из специфики самого учебного предмета и из конечной цели подготовки специалиста – всесторонне развитого педагога-психолога, учителя-логопеда, владеющего психологическими и педагогическими знаниями, умениями и навыками, готового реализовывать их в практической работе.

Курс ««Нетрадиционные методы работы с детьми, имеющими нарушения интеллекта» ориентирован на решение следующих задач:

- обеспечить студентов теоретической подготовкой по вопросам применения нетрадиционных методов в коррекционной педагогике;

- познакомить студентов с современными нетрадиционными методами, используемыми в работе с умственно отсталыми детьми;

- сформировать у студентов умения и навыки работы с нетрадиционными методами работы.

К моменту изучения курса студентами усвоено содержание следующих дисциплин: «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», «Специальная психология», «Общая психология», «Возрастная психология», «Специальная педагогика», «Психолого-педагогическая диагностика», «Основы генетики», «Патопсихология» и др.

Данный курс закладывает теоретическую базу для закрепления знаний студентов по ряду специальных дисциплин: общей, возрастной, специальной психологии, специальной педагогике, психолого-педагогической диагностике.

Содержание и структура курса отражают модель подготовки учителя-логопеда, специального дошкольного педагога-психолога и реализуют связи с дисциплинами общего и специального психологического цикла.

Изучение дисциплины осуществляется на лекциях, семинарских занятиях и в процессе самостоятельной работы.

В лекциях раскрываются методологические и теоретические основы нетрадиционных методов в работе с детьми с нарушениями интеллекта, рассматривается специфика использования методов психологической коррекции детей и подростков с различными интеллектуальными нарушениями.

На семинарах систематизируются полученные теоретические знания, отрабатываются технологии коррекционной работы с детьми и подростками с нарушениями развития, в том числе и на базе специализированных учреждений для умственно отсталых детей.

Внеаудиторная работа студентов предполагает самостоятельное изучение теоретического материала по разделам, подготовку реферативных сообщений по темам, выполнение различных заданий и тестовых материалов.

В процессе обучения студенты овладевают теоретическими знаниями об основных нетрадиционных методах, используемых в коррекционной педагогике: теоретических основах артпедагогики и арттерапии, использовании методов арттерапии в работе с умственно отсталыми детьми, о компьютерных технологиях в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушение интеллекта,

В результате изучения курса «Нетрадиционные методы работы с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения» студенты должны знать:

-современные подходы к организации и методическому обеспечению коррекционного процесса;

- основные нетрадиционные методы и технологии коррекционной помощи детям, имеющим нарушение интеллекта.

-специфику применения нетрадиционных методов при нарушении интеллекта

Студенты должны уметь:

- выбирать нетрадиционные методы коррекции в работе с детьми, имеющими нарушении интеллекта;

- адаптировать методики и технологии к возрастным особенностям умственно отсталого ребенка;

При составлении программы использовались материалы научно-методических разработок Е.А.Медведевой, И.Ю.Левченко, М.И. Чистяковой, И.В.Дубровиной и других.



      1. Темы для самостоятельного изучения




п/п

Наименование раздела дисциплины. Тема

Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля

выполнения самостоятельной работы

I

II

III

IV

V

VI

1.

Методы обучения и методы воспитания. Понятие «педагогичес-кая технология»

Вопросы для изучения:

- Дайте определения таким понятиям дидактики, как: «методы», «приемы». Какое из данных понятий шире?

- Назовите условия, которые определяют выбор тех или иных методов и приемов обучения и воспитания.

-какие группы методов обучения были выделены К.Ю. Бабанским? Раскройте каждую группу методов. Какова целесообразность использования каждой группы методов в разные возрастные периоды?

- Какие методы воспитания были определены Т.А. Ильиной?

- В период педагогической практики понаблюдайте за тем, какие методы, приемы обучения и воспитания, в каких сочетаниях применяет педагог в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями. какие из этих методов можно отнести к традиционным, а какие - к нетрадиционным?

4

4

4

4

4

4

Семинарское занятие

2.

Взгляды зарубежных и отечествен-ных психологов и педагогов на использова-ние искусства в развитии и коррекции детей с ннтеллекту-альными нарушениями.

Вопросы для изучения:

- Охарактеризуйте работы зарубежных (Э.Сеген, Ж.Демор, О.Декроли) и отечественных (Л.С.Выготский, Н.И.Сккулина, Н.А.Ветлугина, В.А.Езикеева, Т.С.Комарова, О.В.Гаврилушкина, Е.А.Екжанова) исследователей, раскрывающие проблему использования искусства в лечении и коррекции детей с проблемами в развитии.

- Раскройте понятие «катарсис» в искусстве.


4

4

4

4

4

4

подготовка сообщений

3.

Теоретичес-кие основы артпедагоги-ки и арттерапии

Вопросы для изучения:

- Охарактеризуйте сходство и различие понятий артпедагогика и арттерапия. Определите их место в специальном образовании.

- Раскройте основные функции артпедагогики и арттерапии в специальном образовании.

- Покажите общие и частные цели и задачи артпедагогики и арттерапии.

- Представьте связи артпедагогики и арттерапии с другими областями знаний.

- Покажите роль искусства в формировании познавательной, эмоционально-волевой и моторной сфер у детей с проблемами в развитии.

4

6

4

6

4

4

Защита рефератов

4.

Использова-ние методов артпедагогики в коррекции интеллектуальных нарушений у детей.

Вопросы для изучения:

- Назовите основные группы методов, применяемых в артпедагогике. и охарактеризуйте их особенности.

- Раскройте специфику применения методов обучения в артпедагогике.

- Охарактеризуйте методы воспитания в артпедагогике. Приведите примеры их использования в коррекционной работе с детьми с интеллектуальными нарушениями.

- Объясните, чем должен руководствоваться педагог при выборе методов и приемов художественного развития детей с нарушением интеллекта.

- Покажите педагогические аспекты формирования основ художественной культуры у детей с проблемами в развитии в младенчестве и раннем возрасте.

- Раскройте педагогические подходы формирования основ художественной культуры у дошкольников и младших школьников с интеллектуальными нарушениями.



6



6

4

6

6

4

выполнение тестов

5.

Арттерапия в специальном образовании

Вопросы для изучения:

- Назовите виды арттерапии и раскройте их коррекционное и терапевтическое воздействие на человека.

- Покажите, какое место в системе психокоррекционной помощи детям с проблемами в развитии занимают арттерапевтические методики.

- Раскройте основные принципы психокоррекционной работы с детьми с интеллектуальными нарушениями.

Какие арттерапевтические методики могут использоваться в дошкольном образовательном учреждении?

- Охарактеризуйте арттерапевтические методики, применяемые в практике психолога, работающего в специальной школе.

4

4

4

4

4

4

выполнение тестов

6.

Компьютер-ные технологии в коррекцион-

ном обучении детей с интеллекту-альными нарушениями

Вопросы для изучения:

- В чем заключаются особенности медицинского обследования детей перед началом использования компьютерных программ в практике обучения и коррекции?

- Могут ли компьютерные программы выступать средством дифференциальной диагностики развития ребенка? Приведите примеры.

- Какова специфика работы дошкольников с нарушением интеллекта на компьютере?

- Раскройте структуру коррекционно-развивающего занятия с дошкольниками с применением компьютерных игр.

- Приведите примеры компьютерных программ, которые может использовать учитель-дефектолог (психолог, учитель-логопед) в коррекционной работе с дошкольниками с нарушениями интеллекта?

- В чем заключается специфика методов и приемов коррекционной работы с применением компьютерных технологий?

- Каковы возможности использования компьютерных программ в работе с детьми, имеющими выраженные интеллектуальные нарушения?

6

6

6

6

6

6

выполнение тестов




ИТОГО:




28

30

26

30

28

26





1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
1.7.1. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу
Занятие 1. Методы обучения и методы воспитания. Специфика использования традиционных методов обучения и воспитания.
План

1. Общепедагогические методы обучения:

- методы организации и реализации учебно-познавательной деятельности (перцептивные, логические, гностические):

- методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;

- методы контроля и самоконтроля

  1. Общепедагогические методы воспитания:

- информационные

- практически-действенные

- побудительно-оценочные

3. Классификации методов обучения методов:

– классификация методов обучения, выделенная К.Ю. Бабанским.

4. Методы воспитания, выделенные Т.А. Ильиной.

5. Особенности использования методов в обучении детей с нарушениями интеллекта.
Вопросы для коллективного обсуждения

1. Дайте определения таким понятиям дидактики, как: «методы», «приемы». Какое из данных понятий шире?

2. Раскройте каждую группу методов, выделенных К.Ю. Бабанским.

3.Какова целесообразность использования каждой группы методов в разные возрастные периоды?
Задания для самостоятельной работы

1. Проанализируйте классификацию методов, выделенных И.Я. Ларнером и М.Н. Скаткиной, основанной на внутренней характеристике мыслительной деятельности учащихся для использования при обучении детей с нарушениями интеллекта.
Литература

(основная)

1. Специальная дошкольная педагогика [Текст]: учеб. пособие студ. дефектолог. фак. пед. вузов / Е.А. Стребелева, А. Л. Венгер, Е.А. Екжанова и др.; под ред. Е.А. Стребелевой. – М.:

Академия, 2002.

2. Специальная дошкольная педагогика [Текст]: учеб. пособие студ. дефектолог. фак. пед. вузов / под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Академия, 2002.

3. Специальная психология [Текст]: учеб. пособие для студ. дефектолог. фак. пед. вузов / под ред. В.И. Лубовского. – 5-е изд., стер. – М: Академия, 2007.

4. Специальная психология [Текст]: учеб. пособие для студ. дефектолог. фак. пед. вузов / [В.И. Лубовский, В.Г. Петрова, Т.В. Рогозин и др. ]; под ред. В.И. Лубовского. – 6-е изд., испр. и доп.. – М: Академия, 2009.
Литература

(дополнительная)

1. Епифанцева, Т Б. Настольная книга педагога-дефектолога [Текст]: /Т.Б. Епифанцева и др.; под ред. Т.Б. Епифанцевой. – 3-е изд. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

2. Медведева, Е.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании [Текст]: учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / И.Ю. Левченко, Л.Н. Комисарова; под ред. Е.А. Медведевой. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

3. Мишина, Г.А. Коррекционная и специальная педагогика [Текст] / Г.А. Мишина, Е.Н. Моргачева. – М.: Форум, 2007.

4. Поваляева, М.А Поиск нетрадиционных методов в коррекционной педагогике [Текст] /

А.М. Поваляева, Л.Р. Караханян. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.
ЗАНЯТИЕ 2. Артпедагогика в системе специального образования
План

  1. Основные понятия, цели и задачи артпедагогики в специальном образовании.

  2. Принципы артпедагогики.

  3. Методы артпедагогики

  4. Содержание, средства художественного развития и педагогические подходы к формированию основ художественной культуры у детей с проблемами в развитии.


Вопросы для коллективного обсуждения

  1. В чем заключается сущность артпедагогики?

  2. Каким образом артпедагогика связана с другими областями знаний? Приведите любой подтверждающий пример.

  3. Классифицируйте методы артпедагогики.

  4. Покажите место артпедагогики в разных областях научного знания.


Задания для самостоятельной работы

1. Раскройте культурологический подход в художественном развитии детей с интеллектуальными нарушениями.
Литература

(основная)

1. Специальная дошкольная педагогика [Текст]: учеб. пособие студ. дефектолог. фак. пед. вузов / Е.А. Стребелева, А. Л. Венгер, Е.А. Екжанова и др.; под ред. Е.А. Стребелевой. – М.:

Академия, 2002.

2. Специальная дошкольная педагогика [Текст]: учеб. пособие студ. дефектолог. фак. пед. вузов / под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Академия, 2002.

3. Специальная психология [Текст]: учеб. пособие для студ. дефектолог. фак. пед. вузов / под ред. В.И. Лубовского. – 5-е изд., стер. – М: Академия, 2007.

4. Специальная психология [Текст]: учеб. пособие для студ. дефектолог. фак. пед. вузов / [В.И. Лубовский, В.Г. Петрова, Т.В. Рогозин и др. ]; под ред. В.И. Лубовского. – 6-е изд., испр. и доп.. – М: Академия, 2009.
Литература

(дополнительная)

1. Епифанцева, Т Б. Настольная книга педагога-дефектолога [Текст]: /Т.Б. Епифанцева и др.; под ред. Т.Б. Епифанцевой. – 3-е изд. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

2. Медведева, Е.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании [Текст]: учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / И.Ю. Левченко, Л.Н. Комисарова; под ред. Е.А. Медведевой. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

3. Мишина, Г.А. Коррекционная и специальная педагогика [Текст] / Г.А. Мишина, Е.Н. Моргачева. – М.: Форум, 2007.

4. Поваляева, М.А Поиск нетрадиционных методов в коррекционной педагогике [Текст] /

А.М. Поваляева, Л.Р. Караханян. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск