Скачать 354.36 Kb.
|
Цель данной дисциплины – ознакомление студентов с методологией и практикой применения различных нетрадиционных методов в работе с детьми с нарушениями интеллекта. Задачи учебного курса вытекают из специфики самого учебного предмета и из конечной цели подготовки специалиста – всесторонне развитого педагога-психолога, учителя-логопеда, владеющего психологическими и педагогическими знаниями, умениями и навыками, готового реализовывать их в практической работе. Курс ««Нетрадиционные методы работы с детьми, имеющими нарушения интеллекта» ориентирован на решение следующих задач: - обеспечить студентов теоретической подготовкой по вопросам применения нетрадиционных методов в коррекционной педагогике; - познакомить студентов с современными нетрадиционными методами, используемыми в работе с умственно отсталыми детьми; - сформировать у студентов умения и навыки работы с нетрадиционными методами работы. К моменту изучения курса студентами усвоено содержание следующих дисциплин: «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», «Специальная психология», «Общая психология», «Возрастная психология», «Специальная педагогика», «Психолого-педагогическая диагностика», «Основы генетики», «Патопсихология» и др. Данный курс закладывает теоретическую базу для закрепления знаний студентов по ряду специальных дисциплин: общей, возрастной, специальной психологии, специальной педагогике, психолого-педагогической диагностике. Содержание и структура курса отражают модель подготовки учителя-логопеда, специального дошкольного педагога-психолога и реализуют связи с дисциплинами общего и специального психологического цикла. Изучение дисциплины осуществляется на лекциях, семинарских занятиях и в процессе самостоятельной работы. В лекциях раскрываются методологические и теоретические основы нетрадиционных методов в работе с детьми с нарушениями интеллекта, рассматривается специфика использования методов психологической коррекции детей и подростков с различными интеллектуальными нарушениями. На семинарах систематизируются полученные теоретические знания, отрабатываются технологии коррекционной работы с детьми и подростками с нарушениями развития, в том числе и на базе специализированных учреждений для умственно отсталых детей. Внеаудиторная работа студентов предполагает самостоятельное изучение теоретического материала по разделам, подготовку реферативных сообщений по темам, выполнение различных заданий и тестовых материалов. В процессе обучения студенты овладевают теоретическими знаниями об основных нетрадиционных методах, используемых в коррекционной педагогике: теоретических основах артпедагогики и арттерапии, использовании методов арттерапии в работе с умственно отсталыми детьми, о компьютерных технологиях в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушение интеллекта, В результате изучения курса «Нетрадиционные методы работы с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения» студенты должны знать: -современные подходы к организации и методическому обеспечению коррекционного процесса; - основные нетрадиционные методы и технологии коррекционной помощи детям, имеющим нарушение интеллекта. -специфику применения нетрадиционных методов при нарушении интеллекта Студенты должны уметь: - выбирать нетрадиционные методы коррекции в работе с детьми, имеющими нарушении интеллекта; - адаптировать методики и технологии к возрастным особенностям умственно отсталого ребенка; При составлении программы использовались материалы научно-методических разработок Е.А.Медведевой, И.Ю.Левченко, М.И. Чистяковой, И.В.Дубровиной и других.
1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины 1.7.1. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу Занятие 1. Методы обучения и методы воспитания. Специфика использования традиционных методов обучения и воспитания. План 1. Общепедагогические методы обучения: - методы организации и реализации учебно-познавательной деятельности (перцептивные, логические, гностические): - методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности; - методы контроля и самоконтроля
- информационные - практически-действенные - побудительно-оценочные 3. Классификации методов обучения методов: – классификация методов обучения, выделенная К.Ю. Бабанским. 4. Методы воспитания, выделенные Т.А. Ильиной. 5. Особенности использования методов в обучении детей с нарушениями интеллекта. Вопросы для коллективного обсуждения 1. Дайте определения таким понятиям дидактики, как: «методы», «приемы». Какое из данных понятий шире? 2. Раскройте каждую группу методов, выделенных К.Ю. Бабанским. 3.Какова целесообразность использования каждой группы методов в разные возрастные периоды? Задания для самостоятельной работы 1. Проанализируйте классификацию методов, выделенных И.Я. Ларнером и М.Н. Скаткиной, основанной на внутренней характеристике мыслительной деятельности учащихся для использования при обучении детей с нарушениями интеллекта. Литература (основная) 1. Специальная дошкольная педагогика [Текст]: учеб. пособие студ. дефектолог. фак. пед. вузов / Е.А. Стребелева, А. Л. Венгер, Е.А. Екжанова и др.; под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Академия, 2002. 2. Специальная дошкольная педагогика [Текст]: учеб. пособие студ. дефектолог. фак. пед. вузов / под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Академия, 2002. 3. Специальная психология [Текст]: учеб. пособие для студ. дефектолог. фак. пед. вузов / под ред. В.И. Лубовского. – 5-е изд., стер. – М: Академия, 2007. 4. Специальная психология [Текст]: учеб. пособие для студ. дефектолог. фак. пед. вузов / [В.И. Лубовский, В.Г. Петрова, Т.В. Рогозин и др. ]; под ред. В.И. Лубовского. – 6-е изд., испр. и доп.. – М: Академия, 2009. Литература (дополнительная) 1. Епифанцева, Т Б. Настольная книга педагога-дефектолога [Текст]: /Т.Б. Епифанцева и др.; под ред. Т.Б. Епифанцевой. – 3-е изд. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. 2. Медведева, Е.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании [Текст]: учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / И.Ю. Левченко, Л.Н. Комисарова; под ред. Е.А. Медведевой. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. 3. Мишина, Г.А. Коррекционная и специальная педагогика [Текст] / Г.А. Мишина, Е.Н. Моргачева. – М.: Форум, 2007. 4. Поваляева, М.А Поиск нетрадиционных методов в коррекционной педагогике [Текст] / А.М. Поваляева, Л.Р. Караханян. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. ЗАНЯТИЕ 2. Артпедагогика в системе специального образования План
Вопросы для коллективного обсуждения
Задания для самостоятельной работы 1. Раскройте культурологический подход в художественном развитии детей с интеллектуальными нарушениями. Литература (основная) 1. Специальная дошкольная педагогика [Текст]: учеб. пособие студ. дефектолог. фак. пед. вузов / Е.А. Стребелева, А. Л. Венгер, Е.А. Екжанова и др.; под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Академия, 2002. 2. Специальная дошкольная педагогика [Текст]: учеб. пособие студ. дефектолог. фак. пед. вузов / под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Академия, 2002. 3. Специальная психология [Текст]: учеб. пособие для студ. дефектолог. фак. пед. вузов / под ред. В.И. Лубовского. – 5-е изд., стер. – М: Академия, 2007. 4. Специальная психология [Текст]: учеб. пособие для студ. дефектолог. фак. пед. вузов / [В.И. Лубовский, В.Г. Петрова, Т.В. Рогозин и др. ]; под ред. В.И. Лубовского. – 6-е изд., испр. и доп.. – М: Академия, 2009. Литература (дополнительная) 1. Епифанцева, Т Б. Настольная книга педагога-дефектолога [Текст]: /Т.Б. Епифанцева и др.; под ред. Т.Б. Епифанцевой. – 3-е изд. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. 2. Медведева, Е.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании [Текст]: учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / И.Ю. Левченко, Л.Н. Комисарова; под ред. Е.А. Медведевой. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. 3. Мишина, Г.А. Коррекционная и специальная педагогика [Текст] / Г.А. Мишина, Е.Н. Моргачева. – М.: Форум, 2007. 4. Поваляева, М.А Поиск нетрадиционных методов в коррекционной педагогике [Текст] / А.М. Поваляева, Л.Р. Караханян. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. |