Скачать 1.22 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (ФГБОУ ВПО «МГГУ») МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДИЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ ОПД.8, ДПП.Ф.08, СД.Ф.8 Детская практическая психология Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050703 «Дошкольная педагогика и психология» Утверждено на заседании кафедры психологии психолого-педагогического института (протокол № 1 от 01 сентября 2012 г.) Зав. кафедрой ________________И.А. Синкевич 2012 Раздел 1. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины 1.1. Автор программы: Гошева Е.Н., канд. пед наук, доцент; Тучкова Т.В., канд. фил.наук, доцент 1.3. Пояснительная записка Курс «Детская практическая психология» опирается на теоретические положения, рассматриваемые в курсах «Общая психология», «Возрастная психология» и «Детская психология», являясь их логическим продолжением, позволяющим углубить и расширить знания студентов по вопросам, связанным со спецификой психологической работы с дошкольниками. Цель курса: ознакомление студентов с общими теоретическими основами практической психологии, ее спецификой относительно деятельности педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения. Данный курс позволяет решать задачи: 1) формировать теоретические знания студентов в области детской практической психологии; 2) развивать у студентов способность мыслить психологически, так называемое теоретическое «психологическое мышление», позволяющее отражать психическую реальность в форме психологических понятий и категорий; 3) формировать умения применять полученные психологические знания для объяснения фактов и явлений педагогического процесса, для преобразования психики воспитанника в интересах развития его личности в образовательном процессе; 4) на развитие умений самопознания и рефлексии у студентов. Курс состоит из ряда лекций, раскрывающих проблематику современной практической психологии, возрастной и педагогической психологии, и семинарских, лабораторных занятий, заданий для самостоятельной работы, позволяющих восполнить недостающие разделы лекционного курса. Требования к уровню освоения содержания дисциплины (должны знать, должны уметь): Студенты должны знать:
Студенты должны уметь:
1.6.3. Темы для самостоятельного изучения.
1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины Методические рекомендации к выполнению заданий семинарских и лабораторных занятий Методические рекомендации логично дополняют программу курса «Детская практическая психология». Цель рекомендаций - оказание помощи студентам по выполнению отдельных, наиболее сложных заданий, предложенных в планах семинарских и лабораторных занятий курса. Задачи предлагаемых рекомендаций: 1) расширить и углубить знания студентов по вопросам курса; 2) сформировать умения анализировать психологическую документацию и моделировать различные аспекты деятельности педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения; 3) развивать обще учебные умения студентов. Предлагаемые рекомендации могут также служить дополнением к программам по возрастной и детской психологии, при чтении курса психодиагностики. Методический материал к семинарским занятиям Рекомендации к семинарскому занятию на тему: «Задачи диагностической работы» Задание: Проанализировать протоколы детской игры и создания рисунков Протоколы игр были взяты нами из книги И.Е. Валитовой «Психология развития ребенка дошкольного возраста. Задачи и упражнения: Учебное пособие».- 2-е изд.- МН.-1999. Протоколы создания рисунков взяты из дневников по диагностической практике студентов факультета дошкольного воспитания. Перед выполнением задания студентам необходимо повторить возрастные особенности развития рисования и изобразительной деятельности, обратившись к рекомендуемой литературе. Инструкция для студентов: Проанализируйте протоколы детских игр и создания рисунков, выделив для этого собственные параметры, сформулируйте вывод об уровне сформированности игры и изобразительной деятельности детей и выдвиньте несколько задач по руководству их дальнейшим развитием (т.е. разработайте рекомендации воспитателю и родителям). Протокол № 1 Наблюдение за игровой деятельностью детей С. (3 года 4 месяца) подошла к В. (3 года 6 месяцев), сидящей за столом и рассматривающей раскраски, и сказала: «Давай, поиграем, как будто к нам гости придут». В. кивнула, и девочки пошли в игровой уголок к столику. С.: «Я буду мама, а ты дочка? Ладно?». В.: «Я надену себе фартук, и буду накрывать на стол». С.: «Я тоже» (девочки надевают фартуки, и к ним подходит Т. - 3 года 8 мес.). С.: «Что тоже хочешь с нами? Ладно, будешь дочкой как В.» (Т. кивнула, садится на маленький стульчик, В. и С. достают из шкафчика кухонную посуду). С: «Сейчас к нам уже гости придут. Дочки быстрее мне помогайте» (девочки стали быстрее расставлять посуду). В. (обращаясь к С.): «А чайник ставить?» С.: «Да, будем чай пить с печеньем». В.: «Я наливаю чай» (делает движения, имитирующие разливание чая, делает это осторожно, как будто может обжечься). С. (к Т.): «Принеси печенье». Т.: «Какое?». С.: «Ну, вон там кубики лежат» (показывает на кубики на ковре). Т. складывает кубики в тарелку. К девочкам подходит И. (3 года 7 мес.), берет кеглю, которую В. поставила на стол вместо бутылки. И.: «Я вино пью» (подносит кеглю ко рту и делает движения, как будто глотает). С.: «Ты к нам в гости пришел?». И.: «Да…хм» (смакует выпитое). С.: «Тогда садись с нами и кушай» (дети садятся за стол). И.: «Я есть не хочу». С. (гневно): «Тогда уходи!» (И. махает рукой и уходит к мальчикам). С.: «Все, гости больше не придут. Дочки, убирайте посуду» (С. уходит, девочки с грустью собирают посуду со стола). Протокол № 2 Наблюдение за созданием рисунка Экспериментатор: «А., нарисуй любой рисунок, какой захочешь. Вот тебе краски, вода, кисточки. Бери все, что нужно». А.(7 лет, 2 мес.): «Я нарисую машину (берет кисточку, макает ее в воду, затем в синюю краску, начал рисовать чуть левее центра листа большой кузов машины)». А.: «Тут бы надо кабину нарисовать, окна спереди и сзади… (рисует окна в виде кругов)». А.: «Еще нужно колеса нарисовать (мочит кисточку в воде, затем окунает ее в черную краску, рисует колеса в виде больших кругов, затем снова мочит кисточку, окунает в синюю краску, рисует днище автобуса)». Экспериментатор: «А, где у тебя едет автобус?». А.: «По лесу. (Мочит кисточку в зеленой краске и начинает рисовать зеленые столбики - траву)». А.: «Надо бы и землю нарисовать. Она черная (рисует черным жирную полосу внизу листа под столбиками из травы)». А.: «Автобус едет днем, летом (окунает кисточку в зеленую краску и в верхнем левом углу рисует что-то круглое с отходящими в сторону линиями)». Экспериментатор: « Что это ты рисуешь в углу?» А.: «Это куст с ягодами (на зеленом круге красной краской ставит жирную точку)». Экспериментатор: «Что еще добавишь?». А.: «Надо внизу над колесами такие штуки нарисовать, ну…, к которым колеса крепятся (нарисовал над двумя колесами по одной черной дуге)». А.: «Вот и все! Готово». Экспериментатор: « Как ты назовешь свой рисунок?» А.: « Машина на лесной дорожке». Протокол № 3 Наблюдение за игровой деятельностью детей П. (4 года 7 мес.) взял медицинскую сумочку, надел халат: «Я буду врачом. Буду всех лечить. Вот здесь лежат всякие лекарства и бумаги - справки. Это таблетки, сюда уколы и вату. Оля, давай ты будешь моей медсестрой (открывает сумку, и все из нее выкладывает на стол)». О. (4 года 9 мес.): «Хорошо. А что мне делать?» П.: «Надевай халат, садись сюда. Вот тебе бумага, будешь мне помогать. Это - чтобы писать (дети садятся за стол и смотрят по сторонам)». О.: «Кого мы будем лечить? (О. и П. встают, подходят к другим детям и предлагают стать больными, но никто из детей не соглашается, тогда воспитатель предлагает себя в качестве больного)». П.: «Хорошо, садитесь сюда. Добрый день. Что у вас болит? Я врач, я буду вас лечить». Воспитатель: «У меня болит рука». О.: «Я сейчас померяю температуру (ставит игрушечный градусник воспитателю под мышку)». О.: «Температура нормальная». П.: «Нужно послушать трубкой. Я вас послушаю (берет трубку, дотрагивается ею до спины, смотрит «больную» руку)». П.: «Где болит? Я сделаю укол, чтобы не болело». В это время к О. и П. подходит Т. (4 года 8 мес.) Т.: «Можно и я буду лечить?» П.: «Нет, врач должен быть один. Я – врач, О. – медсестра. Мы тебя потом полечим, после воспитательницы». Т. уходит. Оля идет «в магазин» и приносит коробку из-под конфет, кладет ее на стол. О.: «Вот конфеты». П. аккуратно берет пинцетом ватку, протирает воспитателю руку и делает «укол» игрушечным шприцем. П.: «Нужно помазать лекарством и положить пластырь (кладет на «больное место» кусочек бумаги), вот таблетка вам сейчас. Напиши (к О.) на бумажке таблетки, чтобы дома брать». О. (берет бумажку и водит по ней карандашом): «Вот вам таблетки написала». П.: «Что еще болит? Ничего? До свидания. Приходите еще». |