Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/12
Дата публикации03.11.2013
Размер1.22 Mb.
ТипОсновная образовательная программа
100-bal.ru > Психология > Основная образовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДИЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ


ОПД.8, ДПП.Ф.08, СД.Ф.8

Детская практическая психология

Основная образовательная программа подготовки специалиста

по специальности
050703 «Дошкольная педагогика и психология»

Утверждено на заседании кафедры

психологии

психолого-педагогического института

(протокол № 1 от 01 сентября 2012 г.)

Зав. кафедрой

________________И.А. Синкевич


2012

Раздел 1. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины

1.1. Автор программы:

Гошева Е.Н., канд. пед наук, доцент;

Тучкова Т.В., канд. фил.наук, доцент
1.3. Пояснительная записка
Курс «Детская практическая психология» опирается на теоретические положения, рассматриваемые в курсах «Общая психология», «Возрастная психология» и «Детская психология», являясь их логическим продолжением, позволяющим углубить и расширить знания студентов по вопросам, связанным со спецификой психологической работы с дошкольниками.

Цель курса: ознакомление студентов с общими теоретическими основами практической психологии, ее спецификой относительно деятельности педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения.

Данный курс позволяет решать задачи: 1) формировать теоретические знания студентов в области детской практической психологии; 2) развивать у студентов способность мыслить психологически, так называемое теоретическое «психологическое мышление», позволяющее отражать психическую реальность в форме психологических понятий и категорий; 3) формировать умения применять полученные психологические знания для объяснения фактов и явлений педагогического процесса, для преобразования психики воспитанника в интересах развития его личности в образовательном процессе; 4) на развитие умений самопознания и рефлексии у студентов.

Курс состоит из ряда лекций, раскрывающих проблематику современной практической психологии, возрастной и педагогической психологии, и семинарских, лабораторных занятий, заданий для самостоятельной работы, позволяющих восполнить недостающие разделы лекционного курса.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины (должны знать, должны уметь):

Студенты должны знать:

  • предмет и задачи детской практической психологии;

  • цели психологической службы в детском дошкольном учреждении;

  • содержание моделей деятельности детского практического психолога;

  • цели, задачи, принципы, методы и этапы организации психопрофилактики, психодиагностики, психокоррекции, психологического консультирования и просвещения, их специфику относительно деятельности детского практического психолога;

  • возрастные особенности дошкольников, понятие нормы и виды норм, понятие патологии психического развития, понятия психического здоровья и пути его сохранения;

  • этические принципы психологической работы;

  • психологические особенности одаренных детей, детей с задержкой психического развития, детей «группы риска», специфику работы с ними.

Студенты должны уметь:

  • владеть элементами психологической диагностики дошкольников и диагностическими умениями;

  • составлять коррекционные и развивающие программы для детей;

  • анализировать индивидуальный прогресс ребенка в результате проведенной с ним психологической работы;

  • анализировать взаимодействие воспитателя с детьми;

  • владеть элементами техники консультирования педагогов и родителей;

  • владеть методами психологического просвещения.


1.6.3. Темы для самостоятельного изучения.


Наименование раздела дисциплины. Тема.

Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

Планирование работы психолога: разработка плана работы психолога ДОУ на месяц.

Моделирование деятельности педагога-психолога.

4

Презентация плана на одном из семинарских занятий.

Этика психологической работы: сравнительный анализ кодексов практического психолога.

Выписать положения любого отечественного кодекса практического психолога, сравнить его с положениями из зарубежных кодексов.


2

Индивидуальное собеседование..

Понятие о социальном заказе: особенности отечественного рынка психологических услуг и типичных запросов на психологическую работу в ДОУ

  • Составить письменную характеристику отечественного рынка психологических услуг.

  • Провести анкетирование психологов и методистов ДОУ по выявлению типичных запросов на психологическую помощь.

4

6

Представить результаты на одном из семинарских занятий

Методика проведения диагностических процедур и интерпретация показателей: диагностика детей раннего возраста.


Осуществление элементов профессиональной деятельности педагога-психолога.

2

Индивидуальное собеседование.

Методы коррекционной работы с детьми: анализ коррекционно-развивающих игр.


Составить картотеку коррекционно-развивающих игр для дошкольников

8

Индивидуальное собеседование.

Составление индивидуальных и групповых коррекционных программ, работа с одаренными детьми и детьми «группы риска»: составление коррекционно-развивающих программ для любой «группы риска».

Моделирование профессиональной деятельности педагога-психолога.

12

Презентация программы на лабораторном занятии.

Анализ индивидуального прогресса ребенка в результате проведения коррекционной работы: наблюдение и анализ коррекционно-развивающего занятия.


Провести наблюдение за одним ребенком в ходе проведения обучающего или коррекционного занятия, проанализировать особенности его поведения, оценить эффективность.

2

Индивидуальное собеседование по результатам

его выполнения

Показатели эффективности коррекции: анализ отчетной документации психолога.


Сделать письменный анализ отчетной документации психолога по итогам проведенной коррекционно-развивающей работы с ребенком или группой детей

2

Индивидуальное собеседование по результатам

его выполнения

Методы индивидуального и группового консультирования: разработка плана просветительского психологического мероприятия


Моделирование профессиональной деятельности педагога-психолога

8

Индивидуальное собеседование по результатам

его выполнения

Всего




50





1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Методические рекомендации к выполнению заданий семинарских и лабораторных занятий
Методические рекомендации логично дополняют программу курса «Детская практическая психология». Цель рекомендаций - оказание помощи студентам по выполнению отдельных, наиболее сложных заданий, предложенных в планах семинарских и лабораторных занятий курса.

Задачи предлагаемых рекомендаций: 1) расширить и углубить знания студентов по вопросам курса; 2) сформировать умения анализировать психологическую документацию и моделировать различные аспекты деятельности педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения; 3) развивать обще учебные умения студентов.

Предлагаемые рекомендации могут также служить дополнением к программам по возрастной и детской психологии, при чтении курса психодиагностики.

Методический материал к семинарским занятиям
Рекомендации к семинарскому занятию на тему: «Задачи диагностической работы»

Задание: Проанализировать протоколы детской игры и создания рисунков

Протоколы игр были взяты нами из книги И.Е. Валитовой «Психология развития ребенка дошкольного возраста. Задачи и упражнения: Учебное пособие».- 2-е изд.- МН.-1999.

Протоколы создания рисунков взяты из дневников по диагностической практике студентов факультета дошкольного воспитания.

Перед выполнением задания студентам необходимо повторить возрастные особенности развития рисования и изобразительной деятельности, обратившись к рекомендуемой литературе.

Инструкция для студентов: Проанализируйте протоколы детских игр и создания рисунков, выделив для этого собственные параметры, сформулируйте вывод об уровне сформированности игры и изобразительной деятельности детей и выдвиньте несколько задач по руководству их дальнейшим развитием (т.е. разработайте рекомендации воспитателю и родителям).

Протокол № 1

Наблюдение за игровой деятельностью детей

С. (3 года 4 месяца) подошла к В. (3 года 6 месяцев), сидящей за столом и рассматривающей раскраски, и сказала: «Давай, поиграем, как будто к нам гости придут». В. кивнула, и девочки пошли в игровой уголок к столику.

С.: «Я буду мама, а ты дочка? Ладно?».

В.: «Я надену себе фартук, и буду накрывать на стол».

С.: «Я тоже» (девочки надевают фартуки, и к ним подходит Т. - 3 года 8 мес.).

С.: «Что тоже хочешь с нами? Ладно, будешь дочкой как В.» (Т. кивнула, садится на маленький стульчик, В. и С. достают из шкафчика кухонную посуду).

С: «Сейчас к нам уже гости придут. Дочки быстрее мне помогайте» (девочки стали быстрее расставлять посуду).

В. (обращаясь к С.): «А чайник ставить?»

С.: «Да, будем чай пить с печеньем».

В.: «Я наливаю чай» (делает движения, имитирующие разливание чая, делает это осторожно, как будто может обжечься).

С. (к Т.): «Принеси печенье».

Т.: «Какое?».

С.: «Ну, вон там кубики лежат» (показывает на кубики на ковре).

Т. складывает кубики в тарелку. К девочкам подходит И. (3 года 7 мес.), берет кеглю, которую В. поставила на стол вместо бутылки.

И.: «Я вино пью» (подносит кеглю ко рту и делает движения, как будто глотает).

С.: «Ты к нам в гости пришел?».

И.: «Да…хм» (смакует выпитое).

С.: «Тогда садись с нами и кушай» (дети садятся за стол).

И.: «Я есть не хочу».

С. (гневно): «Тогда уходи!» (И. махает рукой и уходит к мальчикам).

С.: «Все, гости больше не придут. Дочки, убирайте посуду» (С. уходит, девочки с грустью собирают посуду со стола).

Протокол № 2

Наблюдение за созданием рисунка

Экспериментатор: «А., нарисуй любой рисунок, какой захочешь. Вот тебе краски, вода, кисточки. Бери все, что нужно».

А.(7 лет, 2 мес.): «Я нарисую машину (берет кисточку, макает ее в воду, затем в синюю краску, начал рисовать чуть левее центра листа большой кузов машины)».

А.: «Тут бы надо кабину нарисовать, окна спереди и сзади… (рисует окна в виде кругов)».

А.: «Еще нужно колеса нарисовать (мочит кисточку в воде, затем окунает ее в черную краску, рисует колеса в виде больших кругов, затем снова мочит кисточку, окунает в синюю краску, рисует днище автобуса)».

Экспериментатор: «А, где у тебя едет автобус?».

А.: «По лесу. (Мочит кисточку в зеленой краске и начинает рисовать зеленые столбики - траву)».

А.: «Надо бы и землю нарисовать. Она черная (рисует черным жирную полосу внизу листа под столбиками из травы)».

А.: «Автобус едет днем, летом (окунает кисточку в зеленую краску и в верхнем левом углу рисует что-то круглое с отходящими в сторону линиями)».

Экспериментатор: « Что это ты рисуешь в углу?»

А.: «Это куст с ягодами (на зеленом круге красной краской ставит жирную точку)».

Экспериментатор: «Что еще добавишь?».

А.: «Надо внизу над колесами такие штуки нарисовать, ну…, к которым колеса крепятся (нарисовал над двумя колесами по одной черной дуге)».

А.: «Вот и все! Готово».

Экспериментатор: « Как ты назовешь свой рисунок?»

А.: « Машина на лесной дорожке».

Протокол № 3

Наблюдение за игровой деятельностью детей

П. (4 года 7 мес.) взял медицинскую сумочку, надел халат: «Я буду врачом. Буду всех лечить. Вот здесь лежат всякие лекарства и бумаги - справки. Это таблетки, сюда уколы и вату. Оля, давай ты будешь моей медсестрой (открывает сумку, и все из нее выкладывает на стол)».

О. (4 года 9 мес.): «Хорошо. А что мне делать?»

П.: «Надевай халат, садись сюда. Вот тебе бумага, будешь мне помогать. Это - чтобы писать (дети садятся за стол и смотрят по сторонам)».

О.: «Кого мы будем лечить? (О. и П. встают, подходят к другим детям и предлагают стать больными, но никто из детей не соглашается, тогда воспитатель предлагает себя в качестве больного)».

П.: «Хорошо, садитесь сюда. Добрый день. Что у вас болит? Я врач, я буду вас лечить».

Воспитатель: «У меня болит рука».

О.: «Я сейчас померяю температуру (ставит игрушечный градусник воспитателю под мышку)».

О.: «Температура нормальная».

П.: «Нужно послушать трубкой. Я вас послушаю (берет трубку, дотрагивается ею до спины, смотрит «больную» руку)».

П.: «Где болит? Я сделаю укол, чтобы не болело».

В это время к О. и П. подходит Т. (4 года 8 мес.)

Т.: «Можно и я буду лечить?»

П.: «Нет, врач должен быть один. Я – врач, О. – медсестра. Мы тебя потом полечим, после воспитательницы».

Т. уходит. Оля идет «в магазин» и приносит коробку из-под конфет, кладет ее на стол.

О.: «Вот конфеты».

П. аккуратно берет пинцетом ватку, протирает воспитателю руку и делает «укол» игрушечным шприцем.

П.: «Нужно помазать лекарством и положить пластырь (кладет на «больное место» кусочек бумаги), вот таблетка вам сейчас. Напиши (к О.) на бумажке таблетки, чтобы дома брать».

О. (берет бумажку и водит по ней карандашом): «Вот вам таблетки написала».

П.: «Что еще болит? Ничего? До свидания. Приходите еще».
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск