МБДОУ №57 «Родничок» комбинированного вида
Конспект консультации для родителей с элементами тренинга «Кувшин эмоций»
Подготовила воспитатель: Яровикова Анна Алексеевна
п.г.т.Зеленоборский
2013год Конспект консультации для родителей с элементами тренинга
Тема консультации: «Кувшин эмоций»
Задачи:
Дать почувствовать родителям важность при воздействии в формировании личностных качеств ребенка.
Повышение компетентности родителей, формирование умений предвидеть результаты своих поступков, овладение искусством общения.
План проведения.
Тренинг «Сотворение мира»
Что такое общение?
«Кувшин наших эмоций»:
а) три основных правила активного слушания.
б) что нам мешает слышать ребенка?
в) безусловное принятие ребенка.
4. Подведение итогов. Презентация «Улыбка».
Вручение буклетов «Правила жизни, выполнение которых ведет к взаимопониманию».
Материал: пластилин, клеенки, салфетки, мяч, «кувшин эмоций». Презентация, буклеты.
Ход консультации
Тренинг «Сотворение мира»
Уважаемые родители! Начнем мы сегодня нашу встречу с «Сотворения мира». А знаете ли вы, как был сотворен мир? Множество легенд и мифов говорят нам об этом. И вот один из них.
Сначала не было ничего. Была лишь огромная бездна. Царство хаоса, господствовали холод и мрак. Бог взял из хаоса вещество и создал землю, огонь и воздух. Из искры вылетавших из царства огня, Бог сделал звезды. Мудрецы говорят, что мы несем в себе частицу Бога создавшего мир. И сегодня нам предстоит создать свой собственный мир.
Вы видите перед собой разноцветный пластилин. Давайте возьмем его, подержим в руках, разминая, придадим форму, создадим землю.
Создавая землю, - Бог думал, о том какой она будет плодородной. Он знал, что земля даст будущему человеку ощущение уверенности, прочности, научит его трудиться и получать от этого удовольствие. Итак. Бог создал землю.
Любуясь своим творением. Бог взял другой кусочек вещества и начал создавать воду. Он знал, что вода будет дарить человеку очищение, напитает его внутренний мир и разовьет его чувствительность... Итак, Бог создал воду. Затем Бог соединил землю и воду в чудесную композицию.
Бог отложил воду и землю, чтоб создать огонь. Бог думал о том, что огонь подарит человеку тепло, что огонек сможет поселится в душе каждого человека и поможет ему жить и творить. Бог соединил землю, воду, огонь и взял кусочек вещества необходимого для создания воздуха.
Создавая воздух, Бог знал, что он подарит человеку легкость дыхания, поможет ощущать ароматы этого мира. Он знал, что воздух сможет переносить мысли людей, а значит - поможет им учиться и узнавать новое... А теперь соединим композицию воедино.
Пришло время населить мир. И задумал Бог создать человека. Ему хотелось, чтобы человек нес в себе весь мир, который только что создал, в своих руках, согрел своим теплом ... и скатал в шар.
В руках Бога оказался разноцветный шар, в котором помещались и земля, и вода, и огонь, и воздух, «из этого можно сделать человека» - решил Бог.
Он разделил шар на две части: одну побольше, другую поменьше и скатали два шара. Но этого было недостаточно для создания человека. Тогда они взяли большой шар и разделили его на две части: побольше и поменьше. Но этого оказалось не достаточно. «Жизнь размножается делением - подумал Бог» и разделил большой шар еще на две части. Теперь шаров было четыре, но и этого мало, Богу так понравилось делить шары, что он разделил их на шесть частей. «Надо знать меру» и отщипнул от большего, совсем маленький кусочек. Семь это хорошее число - решил Бог. Самый большой шар стал туловищем, самый маленький шеей, остальные руками ногами и головой.
Так появился человек. Он новорожденный, а новорожденным дарят подарки. Подарки Бога не простые, в каждом из них скрыт особый смысл. Поэтому подумайте, что вам бы хотелось подарить своему человечку, какими качествами его наделить, какой судьбы пожелать. Подумайте о смысле подарка и изготовьте из пластилина символ этого подарка.
- Пришло время дарить подарки. Мы будем дарить подарки со словами: Я хочу подарить своему человечку (?), что будет, на мой взгляд, полезно для него. Мой подарок принесет в жизнь человека (?). Давайте подарим наши подарки.
Сегодня нам пришлось убедиться в справедливости выражения: «Внутри человека целый мир». И этот мир мы слепили своими руками, вложили в него доброту, уважение, сердце, справедливость, общительность и т.д. И это все мы должны вложить в наших детей, которых мы воспитываем.
Обязательное условие нормального развития человека - его активное общение.
2.Что такое общение?
Общение - это процесс обмена информацией, взаимодействие и восприятие друг друга.
Я предлагаю вам поиграть в игру «Ты мне нравишься». Станьте в круг. Передавая мяч друг другу по кругу, скажите почему вам нравится сосед стоящий рядом. 3«Кувшин наших эмоций» Главное условие успешного общения с людьми - это хорошее знание людей, умение проникнуть в их душевное состояние, понять их эмоциональное состояние, умение разобраться в причинах эмоций. Спокойное состояние человека психологи сравнивают с пустым кувшином, а сильное волнение, обиду, гнев - с полным или даже переполненным кувшином.
Представляю вашему вниманию «кувшин» наших эмоций («сосуд» Верджинии Сатир, американского терапевта)
В I- самой верхней его части - гнев, злоба, агрессия. Подумайте, а от чего возникает гнев? Психологи отвечают на этот вопрос несколько неожиданно... Гнев - чувство вторичное, а происходит он от переживаний другого рода, таких как (открывается II часть кувшина на рисунке) боль, обида, страх. Успешное общение - это понимание причин возникновения эмоций второго ряда "кувшина наших эмоций".
Во всех случаях, когда ребенок расстроен, обижен, когда ему больно, стыдно, страшно, первое, что нужно сделать - дать ему понять, что вы знаете о его переживаниях, СЛЫШИТЕ его. Надо внимательно его выслушать! Лучше всего сказать, что, по-вашему, мнению, чувствует сейчас ребенок, желательно назвать по имени его чувство.
АКТИВНО СЛУШАТЬ РЕБЕНКА - ЗНАЧИТ ВОЗВРАЩАТЬ ЕМУ В БЕСЕДЕ ТО, ЧТО ОН ВАМ ПОВЕДАЛ, ПРИ ЭТОМ ОБОЗНАЧИВ ЕГО ЧУВСТВА.
Например, к вам на прогулке подбегает ребенок в слезах: «Он отнял у меня машинку...»
Что мы обычно говорим в таких ситуациях?! "Ну, ничего, поиграет и отдаст". Этими словами мы оставляем ребенка наедине с его переживаниями! И ребенок после этого считает (и правильно!), что его переживания не важны для взрослого! Что он сам никому не нужен.
- Он отнял твою машинку, ты очень огорчен и расстроен на него ... (этими словами вы дадите понять, что вы слышите ребенка) КАК ПРАВИЛЬНО АКТИВНО СЛУШАТЬ РЕБЕНКА?
1 - если вы хотите послушать ребенка, обязательно повернитесь к нему лицом, важно также, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне, (контакт глаз); присядьте, притяните к себе ребенка, подойдите или придвиньте к нему свой стул. Избегайте общаться с ребенком, находясь в другой комнате. Ваше положение, ваша поза - первые и самые важные сигналы о том, что вы готовы его слушать.
2 - если вы беседуете с расстроенным или огорченным ребенком, не следует задавать ему вопросов, желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме.
Ребенок: "Не буду играть с Пашей!" Взрослый: "Ты на него обиделся..."
3 - полезно повторять, делать паузы, а потом обозначить его чувства. Боль, обида, страх возникают у человека ... (открывается III часть кувшина на рисунке) от неудовлетворенных потребностей быть любимым, быть принятым, быть признанным. За любым негативным переживанием мы всегда найдем какую-нибудь нереализованную потребность.
ЧТО НАМ МЕШАЕТ СЛУШАТЬ РЕБЕНКА?
Психологи проанализировали общение родителей с детьми и выделили типы АВТОМАТИЧЕСКИХ ответов родителей и вообще взрослых
-Приказы, команды - сейчас же престань! Убери на место! Марш в кровать! Вынеси ведро! Замолчи!
Разумеется, дети бурчат, обижаются, упрямятся. Почему? Ребенок слышит нежелание взрослого вникнуть с его проблему, понять его чувства. -Предупреждения, угрозы - если ты не прекратишь плакать, я уйду! Если., .я возьму ремень! Если., .станет еще хуже! Не придешь вовремя - пеняй на себя! Угрозы бесчисленны и неэффективны: у ребенка в этот момент и так неприятности; дети привыкают к угрозам и приходится выдумывать еще более страшные наказания.
Мораль, проповеди - ты должен вести себя хорошо! Ты должен уважать старших! Каждый человек должен трудиться!
О моральных нормах надо беседовать в спокойной обстановке!
Критика, выговоры, обвинения - давайте проследим, что обычно слышат наши дети в течении дня в детском саду, дома: "Вставай! Сколько можно повторять! Быстрее одевайся! " Посмотри, как у тебя заправлена рубашка.. .Гулять не пойдешь, пока..." умножьте эти высказывания на количество дней, недель, лет, в течение которых ребенок все это слышит.. Получится огромный багаж отрицательных впечатлений о себе, да еще от самых близких для него людей!
Ребенку постоянно приходится доказывать СЕБЕ И ВЗРОСЛЫМ, что он чего-то стоит!
Безусловно, принимать ребенка - значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник... А ПРОСТО ЗА ТО, ЧТО ОН ЕСТЬ! (открывается IV часть кувшина на рисунке) Верджиния Сатир, американский терапевт, писала: "Обнимать ребенка надо несколько раз в день, четыре объятия совершенно необходимы просто для того, чтобы выжить, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день!".
В детстве мы узнаем о себе только из слов и отношений к нам близких. У маленького ребенка нет внутреннего зрения, его образ себя строится извне, окружающие, в первую очередь родители, строят его! Положительное отношение к себе - основа психологического выживания. Понимать потребности ребенка, принимать их и отвечать им своими действиями - значит активно слушать ребенка. Если мы научимся так жить, то на лицах наших детей никогда не стихнет улыбка. Предлагаю вашему вниманию презентацию «Улыбка» .
Удачи Вам, и душевного благополучия!
Вручение буклетов «Правила жизни, выполнение которых ведет к взаимопониманию».
Список использованной литературы:
Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., «МАСС МЕДИА», 1995.
Деркунская В.А. Воспитываем, обучаем, развиваем дошкольников в игре. Педагогическое общество России, Москва, 2005.
Запорожец А.В., Лисина М.И. Развитие общения у дошкольников. Москва, 1974.
Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Психология детей дошкольного возраста. Москва, 1964.
|