МБОУ ПГО «Пышминская СОШ»
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ «ВОЛШЕБНАЯ СТРАНА ЧУВСТВ»
Педагог-психолог: Умерова Юлия Сергеевна
Цель: развитие эмоциональной сферы детей, развитие способности осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей. Задачи:
1) развитие умения различать эмоции по их проявлениям;
2) развитие выразительной мимики;
3) проигрывание различных эмоциональных состояний;
4) обучение детей способам регуляции своих эмоций (снятие психоэмоциональ-ного напряжения, умение изменить свое настроение). Методические приемы:
1) обсуждение, показ
2) психогимнастика
3) мимические и пантомимические приемы
4) психомышечная тренировка Ход занятия
Этапы
| Ход занятия
|
Приветствие
| - Добрый день, уважаемые гости, дорогие ребята! Я рада приветствовать Вас всех на нашем занятии. Надеюсь, наша встреча принесет нам всем радость от общения и хорошее настроение.
Ребята, посмотрите в окно, что там светит и улыбается нам? (Солнце)
- Давайте, улыбнемся солнышку. А теперь повернемся к нашим гостям и подарим им свои солнечные улыбки. От ваших улыбок им станет теплее и уютнее.
А теперь, повернитесь ко мне и представим, что ваши ладошки – это маленькое зеркальце, посмотрите в него и улыбнитесь себе.
Теперь улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне.
Ведь добрая улыбка поднимает настроение и улучшает здоровье.
|
Мотивация к занятию
| Психолог: сегодня мы с вами отправимся в страну. Но в какую страну, об этом вы узнаете чуть позже. Входит Нехочуха. Звучит музыка. Нехочуха поет песенку. Я Нехочуха, Я Нехочуха
Ничего я не хочу
Не приглашайте, потому что
Я сама везде хожу! Нехочуха: Ой, вы, посмотрите на них. Уселись, занимаются, ой, не могу! Ну, занимайтесь, занимайтесь…
Психолог: Простите, а вы кто такая?
Нехочуха: Я … Великая Нехочуха. Я …. не хочу играть, заниматься…
Психолог: Нехочуха, давай садись с нами в круг, будем вместе заниматься!
Нехочуха: Не хочу, не буду!
Психолог: Ну и ладно. А мы с вами будем заниматься?
Дети: Да.
Психолог: А давайте заинтересуем Нехочуху! Вдруг она тоже захочет заниматься с нами?!
|
Психогимнастика
| А сейчас, я предлагаю вам превратиться в облака, и под строки стихотворения изобразить настроение: По небу плыли облака,
А я на них смотрел.
И два похожих облачка
Найти я захотел.
Я долго всматривался ввысь
И даже щурил глаз,
А что увидел я, то вам
Все расскажу сейчас. Вот облачко веселое
Смеется надо мной:
— Зачем ты щуришь глазки так? Какой же ты смешной!
Я тоже посмеялся с ним:
— Мне весело с тобой! И долго-долго облачку Махал я вслед рукой. А вот другое облачко
Расстроилось всерьез:
Его от мамы ветерок
Вдруг далеко унес.
И каплями-дождинками
Расплакалось оно...
И стало грустно-грустно так,
А вовсе не смешно. И вдруг по небу грозное
Страшилище летит
И кулаком громадным
Сердито мне грозит.
Ох, испугался я, друзья,
Но ветер мне помог:
Так дунул, что страшилище
Пустилось наутек. А маленькое облачко
Над озером плывет,
И удивленно облачко
Приоткрывает рот:
— Ой, кто там, в глади озера
Пушистенький такой,
Такой мохнатый, мягонький?
Летим, летим со мной! Так очень долго я играл
И вам хочу сказать,
Что два похожих облачка
Не смог я отыскать.
НА. Екимова.
|
Знакомство с эмоцией «радость»
| Психолог: Молодцы! Какое же настроение было у наших облаков? Радость, грусть, злость, удивление. Давайте попробуем сейчас познакомиться поближе с этими эмоциями.
Нехочуха, ты будешь с нами? Нехочуха: Не хочу… Не буду! Самое приятное чувство – это, конечно же, чувство радости. Давайте изобразим радость. Потрогайте лицо руками. Где чувствуется напряжение?
Уголки губ поднимаются вверх. Лицо словно расцветает улыбкой. Около глаз собираются морщинки. Глаза чуть прищурены. Психолог: А когда вам бывает радостно?
Я знаю удивительную песенку, которая поднимает настроение. – «Дождик идет…».
Давайте ее послушаем и немного повеселимся.
(звучит песня) Ребята, вам приятно, когда у вас хорошее настроение? А когда у ваших друзей хорошее настроение, вам за них радостно? Старайтесь делиться своим радостным настроением, с окружающими вас людьми.
|
Знакомство с эмоцией «Грусть»
Техника «Клубок»
| А теперь давайте погрустим… (прослушивание отрывка композиции Чайковского П.И. «Болезнь куклы»).
Изобразим грусть. Потрогайте лицо руками. Где чувствуется напряжение? Уголки губ опущены вниз. Сейчас мы все вместе составим с помощью клубочка одну большую паутину, связывающую нас между собой.
Начну я: «Мне грустно, когда у меня что-то не получается…» (передаю клубок по кругу)
А теперь, замотаем нашу грусть в клубочек и она исчезнет.
А как вы думаете, как избавиться от грусти?
1. Постараться улыбнуться.
2. Вспомнить о самом приятном на свете, например о сладкой конфете.
3. Поиграть с друзьями.
4. Взять свою любимую игрушку, прижать к себе, поиграть с ней.
|
Знакомство с эмоцией «Злость»
| Бывает такое, что вы злитесь?
Что ты делаешь, когда злишься? (ругаюсь, дерусь, кричу….) А теперь, превратимся в злых мальчиков и девочек…
Брови сильно сдвинуты к переносице. Между бровями образуются складки. Рот сжат, немного кривится. Попробуем вместе изобразить злость. А поможет нам стихотворение: Шел король Боровик
Через лес напрямик.
Он грозил кулаком
И стучал каблуком.
Был король Боровик не в духе:
Короля покусали мухи.
(В.Приходько) Я хочу вас научить, как правильно бороться со злостью.
Я хочу вам предложить, если когда-нибудь вы захотите поругаться, то сделайте это не плохими словами, а …овощами, например: « Ты - огурец», «А ты - редиска», «Ты - морковка», «А ты - тыква»…
А еще…можно использовать «стаканчик для криков». И оставить там всю свою злость…
| Знакомство с эмоцией «Удивление»
| У нас осталась последнее облачко. Какая же это эмоция? Кто-нибудь уже догадался? Правильно – удивление!
Изобразим удивление. Потрогайте лицо руками. Где чувствуется напряжение?
Брови поднимаются вверх. Часто говорят «От удивления брови на лоб полезли». А сейчас мы с Нехочухой вас хотим удивить!
(дети подходят к коробке, где спрятаны воздушные шары) Откроем эту коробку! Это воздушные шары!
Предлагаю, с помощью фломастера изобразить на шариках свое настроение и подарить шарики нашим гостям.
|
Гимнастика для лица
| Давайте вспомним все эмоции, с которыми мы сегодня познакомились и выполним следующие движения: Поднимите брови вверх, сдвиньте их к переносице, крепко зажмурьте глаза, а теперь широко откройте их. Надуйте щеки, а теперь, что есть сил, втяни их. Сложи губы трубочкой, вытяни их вперед, а теперь УЛЫБНИСЬ!
Молодцы!
|
Заключительная часть
Фопель «Любознательность»
| Мы с вами сегодня познакомились с основными эмоциями, которые мы можем испытывать. Кто вспомнит, как они назывались? Радость, злость, грусть и удивление. Как вы думаете, в какой стране они все живут? Все эти эмоции живут в волшебной стране чувств. Давайте еще раз посмотрим на жителей этой страны – это Грустишка, Злостик, Радостишка и Удивлялкин. Ребята, как вы считаете, какого цвета домики будут у этих жителей – у кого будет красный, у кого черный, а у кого зеленый и фиолетовый?
Сегодня мы с вами только начали большое путешествие в эту чудесную страну, но оно у нас будет еще долгим, и мы продолжим его с вами на следующих занятиях.
Ребята, а чему мы сегодня еще научились? Научились бороться со злостью, и грустью. Психолог: Нехочуха, а тебе понравилось с нами путешествовать?
Нехочуха: Какие вы молодцы, ребята! Как много сегодня я узнала, стала добрее и веселее. И теперь уже не буду такой упрямой, а буду стараться и заниматься. Спасибо! Психолог: перед тем как закончить наше занятие, мы с Нехочухой хотим каждому из вас подарить по букве. Мы выберем букву из вашего имени и нарисуем ее у вас на ладошке, а Вы должны будете нам сказать, какую невидимую букву мы нарисовали. Каждый из вас по очереди должен подойти ко мне или к Нехочухе, чтобы мы могли, таким образом, со всеми попрощаться.
| |