Муниципальное образование «Нерюнгринский район»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение - Детский сад
комбинированного вида № 58 «Красная Шапочка»
Республика Саха (Якутия) г. Нерюнгри
Конспект коррекционного занятия
эмоционально – волевой сферы детей 6-7 лет.
(коррекция конфликтного поведения)
«Давайте жить дружно»
Составил: педагог – психолог
Борзило Лилия Вениаминовна ЦЕЛЬ: Воспитание дружеских отношений в процессе общения.
ЗАДАЧИ:
Формировать понятия о причинах возникновения ссор, конфликтов;
Обучению правильному поведению в типичных конфликтных ситуациях;
Формировать способности находить положительные решения в конфликтных ситуациях;
Продолжать обучать приемам разрядки агрессивных импульсов, а также приемам релаксации;
Продолжать формировать позитивное отношение к сверстникам.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Психолог: ребята, сегодня к нам рано утром прилетал Карлсон и оставил много игрушек.
Создание проблемной ситуации.
(педагог достает из сумки (коробки), красиво упакованной, новые игрушки, все они разные и заметно отличаются друг от друга)
Психолог: Возьмите себе каждый по одной игрушке.
(дети в основном стараются взять наиболее интересные, яркие игрушки, в группе между детьми складывается конфликтная ситуация: кому достанется та или иная игрушка. Педагог успокаивает детей и предлагает разобраться всем вместе в сложившейся ситуации).
Психолог: Как же нам быть, ребята? Ведь игрушка одна, а желающих с ней поиграть много.
(педагог выслушивает мнения детей, а затем обобщает все варианты для обсуждения и решения конфликтной ситуации)
Отдать игрушку тому, кто взял её первым.
Никому не давать игрушку, чтобы не было обидно.
Играть всем вместе (организовать общую игру).
Посчитаться.
Играть по очереди
Отдать игрушку сначала девочкам или девочке, потом мальчикам.
Отдать тому, кто плачет.
(дети обсуждают варианты решения конфликтной ситуации) Психолог: Итак, предложений у нас получилось несколько. На каком остановимся? (дети выбирают нужное решение, если затрудняются, педагог подсказывает правильный выбор и подводит итог всей беседы, что все конфликты можно решить без ссор и драк)
Психолог: вы поступили как настоящие друзья. А сейчас проверим еще раз, можете ли вы играть дружно, как настоящие друзья. Для этого поиграем в игру «Путанка». Необходимо выбрать водящего. Он встает спиной к остальным детям. Все игроки выстраиваются в одну шеренгу, берутся за руки и начинают «запутываться», но с одним условием – не расцеплять рук. Задача водящего – распутать всех , но так же не расцепляя рук.
( дети играют, педагог по необходимости помогает)
Психолог: Молодцы хорошо справились с игрой. Настоящие друзья все делают вместе, сообща. Например, вместе готовят обед. Играем в игру «Поварята». Все встают в круг – это кастрюля. Сейчас мы будем готовить борщ. Пусть каждый придумает, чем он будет (мясом, картошкой, морковкой, водой, луком, солью, петрушкой и т.д) ведущий выкрикивает по очереди, что хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя должен впрыгнуть в круг.
(игра продолжается до тех пор пока все «продукты» не окажутся в «кастрюле», в игре может быть и две картошки, и две морковки…Аналогично можно варить компот, печь торт, делать салат и т.п. )
Психолог: Посмотрите ребята, какое у нас получилось вкусное, красивое и полезное блюдо – просто объедение. Каждый человек вкладывает в дружбу, какую – то частичку себя: кто доброту, кто веселость, а кто – то заботу о других.
Ребята, расскажите мне как вы дружите? Как заботитесь о других?
(садятся на ковер, педагог выслушивает ответы детей, корректирует, делает вывод)
Все, что вы сказали все верно. Настоящие друзья поддержат в трудную минуту, помогут словом и делом, никогда не предадут.
Психолог: А еще хорошие друзья понимают друг друга с полуслова, иногда им стоит только посмотреть друг на друга, и они поймут, о чем хотел сказать другой.
Вот и мы сейчас попытаемся это сделать. Рассаживайтесь по кругу. Вам необходимо найти пару при помощи взгляда, без слов. Когда вы услышите мой хлопок, поменяйтесь местами с выбранным партнером. Старайтесь, чтобы без пары ни кто не остался.
(выполняют задание 2-3 раза)
Молодцы! Справились с задание замечательно, и у вас получается договариваться с полу взгляда. Вот какие вы дружные ребята!
Психолог: Наверно, вы все любите купаться в речке, пруду, но особенно в море. А почему в море? (ответы детей)
Конечно потому, что в море бывают волны, и так приятно, когда они ласково омывают тебя. Давайте превратимся в небольшие волны (дети встают, включается музыка, игра «Волны»).
Попробуем улыбнуться как волны, когда они искрятся на ярком солнышке. А сейчас попробуем двигаться, как будто мы волны. А сейчас «шуршим» как волны, когда они накатываются на камушки, на берегу. Я предлагаю по очереди «искупаться» в море. Давайте все встанем в круг. «Купающийся» становиться в центр, «волны» по одной, по очереди по кругу, подбегают к нему и, поглаживая, проговаривают по одному ласковому слову.
(выполняют задание, после игры можно провести небольшую беседу)
Ребята, а что вы чувствовали, когда были «волнами» и «купающимися»? Кем было приятнее быть «волной» или «купающимся»? (ответы детей)
Психолог: Интересная была игра? Ласковая? Молодцы вы были очень нежными и заботливыми детьми. Ребята, а ведь бывают и такое, когда вы сердитесь и злитесь. Какое лицо становится у такого человека? (ответы, показ детей)
Правильно, молодцы, вы все верно показали и рассказали. Ну как выходить из такого состояния вы знаете? (ответы детей)
Сейчас мы поиграем в игру, которая помогает снять сердитое и злое настроение. И если вдруг у вас возникнет злость, сразу начинаете играть в такую игру. Она называется «Шкала злости».
Психолог: Посмотрите, на стене висит мишень и есть мешочек, заполненный фасолью или любой другой крупой. Нужно попасть в мишень. Главное - это сила, с которой вы бросаете мешочек. Она должна быть такой же, как ваше раздражение или злость. Вспомните ситуации, когда вы слегка злились. Кто вспомнил, подходит ко мне, берет мешочек, произносит и заканчивает фразу: «Я слегка злюсь, когда…» и не сильно бросает его в мишень.
- Молодцы! Дайте, пожалуйста, мне мешочек. «Я разозлилась сильнее, когда меня толкнули», бросаю мешочек с большей силой.
- Кто готов рассказать, нам, когда он разозлился еще сильнее?
(выполняют задание со словами: «Я разозлился (ась) сильнее, когда…» и большей силой бросает мешочек в мишень).
Психолог: Хорошо, я снова попрошу дать мне мешочек. «Я разозлилась очень сильно, когда потеряли мою любимую книгу» и изо всех сил бросаю мешочек в мишень.
(дети повторяют те же действия)
Психолог: Ну вот мы и выплеснули свою злость. Теперь вы знаете, что может рассердить ваших друзей. Надеюсь, это поможет вам лучше понимать друг друга, быть внимательнее и терпеливее друг к другу. А сейчас, немного потанцуем (релаксационно – танцевальный комплекс «Гусли – самогуды» , можно включить ароматизатор)
Педагог читает текст. Дети стоят свободно.
В сказочном дворце,
На высоком крыльце,
Звучит грозный указ,
Добрым молодцам наказ:
«Кто сумеет станцевать
Так, как гусли нам велят,
Тот и будет помогать
Нашим царством управлять.
Гусли, гусли-самогуды
Распевают песни всюду.
Раз готовы вы друзья,
Танцевать нам всем пора»
2. Звучит ритмичная музыка. Педагог читает текст. Дети стоят, «танцуют» мышцы плеч и рук.
Вот и музыка звучит.
А народ все ждет, стоит.
Ой, пустились плечи в пляс.
Веселей, еще хоть раз!
Пальцы, локти скачут вместе,
А народ стоит на месте.
Пляска стала затухать,
Тише музыка играть.
3. Меняется ритм музыки, «танцуют» мышцы ног.
Ноги стали просыпаться,
Просыпаться, подниматься!
Пятки, пальцы и колени
Заплясали, как хотели.
Как им весело плясать!
Только стали уставать.
4. Меняется ритм музыки, «танцуют» мышцы живота.
Рад живот поупражняться,
Научился напрягаться.
Вдох и выдох, покрутись.
Лежебока, эй, проснись!
5. Меняется ритм музыки, «танцуют» мышцы плеч.
Вот поднялись наши плечи.
Выше, выше, резче, резче.
Стали плечи затихать,
Затихать и засыпать.
6. Звучит спокойная музыка, затем вновь меняется ритм,
«танцуют» мышцы лица.
Щеки, носик в пляс пошли.
Брови нежно подними,
Губы вытянулись в трубку,
Потанцуй еще минутку.
7. Ведущий выбирает ребенка, который старался, был внимательным. Ребенок заказывает любые движения для всего тела.
Вновь народ стоит и ждет.
Что нам музыка споет?
Ты, помощник, выходи,
Общий танец закажи.
Звучит ритмичная музыка, все танцуют заказанный танец, выполняют движения. А затем педагог предлагает всем двигаться по собственному желанию, так, как хочет само тело.
8. Звучит спокойная музыка, дети, не сходя с места, плавно двигаются под нее. После этого можно предложить детям лечь на ковер.
А теперь, все отдыхаем,
Отдыхаем и мечтаем
О волшебных берегах,
О невиданных краях.
Звучит спокойная музыка с природными звукам. Дети мечтают.
Психолог: Ну, вот наше занятие подошло к концу. Давайте сядем в круг, будем передавать мяч, и вы расскажите, что вам запомнилось, понравилось на занятии.
(дети передают мяч по кругу и делятся впечатлениями о занятии)
Психолог: Спасибо всем! Давайте сейчас все дружно похлопаем друг другу, за приятно проведенное время. До встречи! Использованная литература
Крюкова С.В., Слободянник Н.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего возраста»: Практическое пособие – М.: генезис, 2000. – 208 с., илл.
И.А. Пазухина «Давайте познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4 – 6 лет»: Пособие для практических работников детских садов. - СПб.: «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2004. – 272, ил.
М. А.Панфилова, Игротерапия общении: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. – 160 с (В помощь психологу.)
|