Скачать 332.32 Kb.
|
Государственное бюджетное учреждение среднее специальное образование(среднее специальное учебное заведение) «Саткинский педагогический колледж» Программа комплексного экзамена по специальности 050704 «Дошкольное образования по дополнительной области знаний «Семейное воспитание» на 2011-2012 учебный год. Сатка , 2012 г. Согласовано с ПЦК психолого-педагогического цикла Председатель ПЦК: /Ян М.И Утверждено Методическим советом «_______________________2012 года. Председатель методсовета: /Бабенко С.В. Содержание программы. 1. Общие положения 3 2. Условия и процедура проведения комплексного экзамена 3 3.Дидактические единицы государственного образовательного стандарта 5 4.Квалификационные требования. 7 5.Содержание заданий для комплексного экзамена 8 6.Критерии оценивания 18 7.Список рекомендуемой литературы. 19 8. Перечень дидактического материал. 19 9.Приложение (Билеты к экзамену) 21 1. Общие положения 1.1.Промежуточная аттестация является основной формой контроля учебной работы студентов согласно Типовому положению об образовательном учреждении среднего профессионального образования(среднем специальном учебном заведении), утвержденному постановлением Правительства РФ от14.10.1994 г № 1168. 1.2. Итоговой формой контроля по дополнительной области знаний «Семейное воспитание» является комплексный экзамен по дисциплинам дополнительной области знаний: семейная педагогика, психология семейных отношений, практикум по работе с семьей, основы конфликтологии. 1.3. Содержание комплексного экзамена по дополнительной области знаний «Семейное воспитание» учитывает максимальную нагрузку в учебном плане по данным дисциплинам и значимость дисциплин в подготовке специалиста. 1.4. Максимальная нагрузка по дисциплинам в учебном плане
2. Условия и процедура проведения комплексного экзамена . 2.1.На подготовку и проведения комплексного экзамена отводится 1 неделя. 2.2. Подготовка к экзамену включает: консультации преподавателей и самостоятельную работу студента. Сроки: с 8.04 по 11 апреля 2012 года. 2.3. Сроки проведения комплексного экзамена -12.04.-13.04 2012 года 2.4. К комплексному экзамену по дополнительной области знаний допускаются студенты, имеющие текущие оценки по всем полугодиям по дисциплинам комплексного экзамена. 2.5. Для проведения комплексного экзамена подготовлены: -проверяемые дидактические единицы государственного образовательного стандарта, - квалификационные требования - перечень заданий, выносимых на комплексный экзамен - критерии их оценивания - список литературы, которой рекомендуется воспользоваться при подготовке к экзамену - перечень наглядного материал, которым студенты могут воспользоваться в процессе экзамена. 2.5. Для проведения комплексного экзамена подготовлены: -проверяемые дидактические единицы государственного образовательного стандарта; -квалификационные требования; - перечень заданий, выносимых на комплексный экзамен; - критерии их оценивания; - список литературы, которой рекомендуется воспользоваться при подготовке к экзамену; - перечень наглядного материал, которым студенты могут воспользоваться в процессе экзамена. 2.6. Форма проведения комплексного экзамена по дополнительной квалификации включает два этапа:
3.Дидактические единицы государственного образовательного стандарта. Квалификация – воспитатель детей дошкольного возраста с дополнительной подготовкой в области семейного воспитания Семейная педагогика: семья; современная семья; семейное воспитание; психолого-педагогические основы семейного воспитания; сотрудничество семьи с образовательными учреждениями; педагог в семье; воспитание детей в обычных, внешне благополучных семьях; воспитание детей в нетипичных семьях; воспитание детей в неблагополучных семьях. Психология семейных отношений: эволюция семьи в истории человеческого общества; формирование супружеской пары; нравственно-психологические основы супружеских отношений; родительское отношение к дошкольнику; родительское отношение к школьнику; взаимоотношение супругов и детей со старшим поколением в семье; психология взаимоотношений родителей и детей в семье Практикум по работе дошкольного образовательного учреждения с семьей: воспитание ребенка в двух социальных системах – детском саду и семье; их сходство и различие, достоинства и недостатки; необходимость взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи; взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи на современном этапе; новые подходы к работе с родителями; формы работы с семьей; методы оказания психолого-педагогической помощи семье; принцип дифференцированного подхода к работе с семьей: родительские собрания, конференции, консультации, беседы Основы конфликтологии: предмет, метод и задачи конфликтологии; понятия «конфликт», «конфликт в малой группе», «межличностный конфликт», «ролевой конфликт»; ошибки общения, приводящие к конфликту; составляющие конфликта, стили поведения в конфликтной ситуации; избежание конфликта с помощью защитных механизмов; методы разрешения конфликта; технологии общения, приемы вербального, интерактивного и перцептивного общения; диагностика стиля поведения в ситуации конфликта; методы тренинга поведения в конфликтной ситуации, тренинг психологической сплоченности группы; обучение и самообучение коммуникативным умениям 4. Квалификационные требования. Квалификация – воспитатель детей дошкольного возраста с дополнительной подготовкой в области семейного воспитания. Выпускник должен знать: - историю и практику семейного воспитания, понятие «семья», основные функции семьи, факторы нарушения функций семьи, структуру семьи, динамику семьи; - особенности современной семьи, типы семейных взаимоотношений; - специфику семейного воспитания; - особенности воспитания в семьях разного типа; - современные задачи сотрудничества семьи с образовательными учреждениями; - пути повышения педагогической культуры семьи, методы изучения семейных отношений и положения ребенка в структуре межличностных отношений в семье; - основные методы психодиагностики и психодиагностической технологии; - методы, приемы и средства коррекции психического развития детей; - понятие конфликта, причины, мешающие разрешению конфликта и пути его разрешения; - психолого-педагогические основы взаимодействия семьи и педагогов; уметь: - выявлять уровень развития, обученности и воспитанности детей в семье, намечать перспективы развития и воспитания детей в семье; - использовать коррекционные методики в процессе обучения и во внеучебной деятельности детей; - разрешать конфликтные педагогические ситуации. 5.Содержание заданий для комплексного экзамена.
- значение семьи в системе воспитательных институтов. - важность разнообразных воспитательных институтов. - актуальные принципы семейного воспитания на современном этапе. 2. Расскажите о методах изучения семьи: - важность изучения семейного опыта воспитания. - основные методы изучения опыта семейного воспитания. - необходимость современных подходов к изучению семьи. 3. Воспитание ребенка в семье. Особенности домашнего воспитания: - воспитание здорового ребенка в семье - формирование нравственной позиции человека. -формирование положительных привычек человека. 4. Семейная педагогика в системе педагогических наук. Проследите связь и докажите: - связь семейной педагогики с другими науками. - важность разнообразных источников семейной педагогики. - изменение содержания вопросов семейного воспитания в различные исторические периоды. 5. Воспитание будущего семьянина. Аспекты воспитания будущего семьянина: - аспекты воспитания будущего семьянина. -использование разнообразных методов, способствующих поддержанию интереса к семье. - важность и необходимость воспитания будущего семьянина. 6. По результатам практики расскажите о психолого – педагогических основах взаимодействия семьи и педагогов: - система взаимодействия родителей и педагогов. - важность психологии доверия родителей и педагогов, а так же разнообразные формы доверия. - необходимость сотрудничества и формы сотрудничества. 7. Расскажите о приобщении ребенка к экономике семьи по плану: -важность педагогических аспектов приобщения ребенка к экономике семьи. - создание экономической среды родителями и место современных детей в этой среде. - знаниях дошкольников о доходах и расходах семьи, и важность этих знаний. 8. Половое воспитание дошкольников. Раскройте особенности: - психополового развития детей дошкольного возраста, в том числе, в семье. - современных условий, способствующих формированию фенимизации подрастающего мужского населения и маскулинизации женского, причины этого явления. - формирования половой идентификации у детей разных возрастных периодов. 9. Домашнее воспитание и образование: - важности домашнего воспитания на современном этапе. - новые социально–педагогические явления – гувернерство, домашний педагог, социальный педагог семейного типа. - отличия данных педагогов, требование к личности. 10. Характеристика семьи. Типы семей. Раскройте: -понятие семьи, значение в жизни ребенка. - характеристики разнообразных типов семей. - особенности взаимодействия воспитателя с разными типами семей. 11. Из наблюдений на практике сделайте выводы о родительском авторитете: - важность формирования авторитета родителей. - естественность формирования авторитета каждого родителя. -некоторые особенности падения престижа родителей в современной семье. -формирование идеалов семьи в зависимости от половой принадлежности родителей и детей. 12. Традиции семейного воспитания. Отличительные особенности семейных особенностей, обычаев и традиций: - важность традиций семьи. - влияние традиций и обычаев на социализацию ребенка дошкольного возраста. - важность сохранения культурных традиций своего народа, семьи и формирование новых. Приведите примеры традиций вашей семьи. 13. По результатам практики расскажите о подготовке ребенка к ДОУ: - формирование знаний родителей об особенностях адаптационного периода детей к ДОУ. -трудности в адаптационный период. - единого подхода к воспитанию ребенка в ДОУ и семье. 14. Функции семьи. На основании личного опыта расскажите о значении семьи для человека: - важность семьи для человека. -направления деятельности семейного коллектива. - функции семьи и проблемы современных семей. - необходимость планирования семьи. 15. По результатам практики и на основании личного опыта расскажите о возрастных особенностях формирования представлений о семье: - возрастные особенности формирования представлений о семье на основе программы С.А. Козловой « Я – ЧЕЛОВЕК». - эмоциональная составляющая формирования отношения ребенка к членам семьи. - важность разных поколений в воспитании детей. 16. Дайте характеристику семейной политики и демографии в России. 17. Охарактеризуйте развод с точки зрения социально-психологического явления. Перечислите и раскройте мотивы развода. 18.Охарактеризуйте психологический климат семьи, определите основные признаки благоприятного климата семьи. 19. Определите особенности консультирования семьи по поводу сложностей во взаимоотношениях родителей и детей дошкольного возраста. 20. Дайте характеристику законодательной базы семьи.
Примерные вопросы практической направленности:
– Ты что делаешь? Зачем рвать тетрадь, ведь она денег стоит?! – У меня их много... Мне не жалко... Захочу –отец завтра еще купит... Какие рекомендации можно дать родителям? 22. Решите педагогическую ситуацию. Таня играет, разбрасывая игрушки по всей комнате. Однажды мать потребовала от Тани собрать все до единой игрушки (а их более 50) и сложить в ящик. Таня не собирает игрушки, мать настаивает на своем. Таня расплакалась и пожаловалась бабушке. Бабушка молча начала собирать игрушки, но мать запретила ей это делать: «Пусть сама собирает!». Вмешался папа. Он приласкал Таню, сказал ей: «Ладно, Танечка, я покажу тебе, как собирать игрушки, а ты мне будешь помогать, и в следующий раз уже сама будешь собирать». Отец оставил в ящике 5 игрушек, а остальное положил в недоступное для Тани место. Мама упрекнула отца в том, что он «спрятал» от ребенка игрушки, и в том, что он вмешался: «Таня должна была сама собрать игрушки». На следующий день Таня, поиграв пятью игрушками, самостоятельно собрала их в ящик. Папа дал ей еще 5 игрушек. Таня обрадовалась и продолжала охотно играть. Кто поступил правильно, кто допустил ошибки и какие? Как вы поступаете, если ребенок отказывается убирать игрушки; 23. Решите педагогическую ситуацию. Миша – упрямый мальчик, всегда скандалит за едой, огорчая этим свою строгую маму. Обед. Мише предложили борщ, котлету с горошком и компот. Все это стоит на столе, аппетитно выглядит, вкусно пахнет. Но Миша недоволен. «Я хочу только компот, - заявляет он решительно, - и еще с котлетой я люблю картошку, которая была вчера». Мама терпеливо объясняет, что есть нужно по порядку: первое, второе и третье, не капризничать, а есть то, что дают. Мальчик твердо стоит на своем. «Сначала компот. Я его люблю». Мама начинает нервничать и уже повышенным тоном указывает: «Ешь без разговора, как положено». Миша не отступает: «Сначала я буду пить компот. Прямо сейчас. А твою котлету - после». Мама рассердилась и решительно берется за дело: начинает сама кормить мальчика борщом. Он выплевывает его прямо на рубашку. Мама разъяренно кричит: «Будешь есть, пока ничего не останется в тарелке! А компот вообще не получишь!». Миша отталкивает эту тарелку и при этом проливает часть борща на стол. Эта сцена продолжается довольно долго. Кончается тем, что Мишу вырвало прямо на стол, а мама дрожащими руками открывает пачку успокоительных таблеток и глотает сразу две, восклицая: «За что мне такое наказание! У всех дети как дети, а этот…». Какие рекомендации можно дать родителям? 24. Решите педагогическую ситуацию. Четырехлетний Дима очень любит телевизор и может целыми часами вместе с папой смотреть любые кинофильмы, где совершаются насилие и грабеж. Но мама почему-то недовольна этим и постоянно запрещает папе включать такие передачи. А Диме непонятно почему. И он, как папа, обижается на маму и даже вчера вечером шутя навел на нее дуло пистолета, который папа купил ему а магазине. Но вместо того чтобы понять шутку, мама Дима выхватила пистолет из его рук и выбросила в мусоропровод. А папа ей доказывал, под громкие рыдания ребенка, что это – издевательство над сыном, что мальчики не могут вырасти без пистолетов, насилие у них в крови. И это главное, что отличает настоящего мужчину. Какие рекомендации можно дать родителям? 25. Решите педагогическую ситуацию. Четырехлетняя Людочка постоянно чего-то боится, особенно оставаться ночью одной в своей комнате. А папу это очень раздражает: как можно быть четыре года такой боязливой? И, чтобы дочка была смелой, он стал читать ей каждый вечер сказки, в которых люди побеждают злых чудищ и торжествуют над «нечистой силой». Но вместо смелости дочь лишь приобрела трусливость. Теперь везде ей начали мерещиться кошмары. Но даже несмотря на это, папа продолжает воспитывать у дочки смелость, читая, как и раньше, перед сном ей страшные истории и сказки. Какие рекомендации можно дать родителям? |