Скачать 1.35 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный педагогический университет» (МГПУ) СБОРНИК ПРОГРАММ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ) ПРАКТИКИ факультета педагогики и психологии Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся специальности «050706-Педагогика и психология» Мурманск 2010 УДК ББК Печатается по решению редакционно-издательского совета Мурманского педагогического университета Научные редакторы: С.М. Тарасова, старший преподаватель; А.В. Науменко, ассистент Рецензенты: И.А. Синкевич, кандидат педагогических наук, доцент Мурманского государственного педагогического университета; О.Н. Тузова, кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой общей психологии и психологии развития Мурманского гуманитарного института (МГИ) Авторы-составители: Сборник программ производственной (профессиональной) практики факультета педагогики и психологии для специальности «050706-Педагогика и психология» / Под ред. С.М. Тарасовой, А.В. Науменко – Мурманск: МГПУ, 2010. – 89 с. В сборнике представлены программы производственной практики студентов, обучающихся по специальности «050706--Педагогика и психология». Каждая программа регламентирует цели и задачи практики определенного вида, сроки ее проведения, определяет содержание и характер деятельности студентов, устанавливает правила итоговой аттестации. Пособие предназначено для преподавателей педагогических вузов, руководителей образовательных учреждений, психологов в системе образования, студентов. © Мурманский государственный педагогический университет (МГПУ), 2010 Пояснительная записка Психолого-педагогическая практика является важнейшим компонентом профессиональной подготовки педагогов-психологов в системе высшего педагогического образования. Это еще один этап формирования профессионально-педагогической компетентности, которая должна позволить студенту-выпускнику стать полноправным членом гражданского общества. Профессионально-педагогическая компетентность предполагает умение привести психологическую, педагогическую, дидактическую, методическую, коммуникативную составляющие в продуктивное взаимодействие в теоретическом и практическим выражении. Практика должна носить обучающий и развивающий характер. Должны быть созданы условия для самоактуализации и саморазвития личности студента. Психолого-педагогическая практика должна помочь студенту выработать индивидуальный педагогический стиль. Основными видами деятельности должны стать творческая и исследовательская. Практика является важным средством развития педагогического мышления, творческих и профессионально-личностных качеств будущих преподавателей, проверки уровня их теоретической подготовки, развития уважения и любви к профессии. В современных условиях от выпускника вуза требуются не только глубокие теоретические знания, но и уверенное владение приемами решения практических проблем. Таким образом, основной целью практики является теоретическая и практическая подготовка студентов к работе в качестве специалистов, формирование механизмов профессиональной деятельности педагога-психолога в условиях реального образовательного учреждения. Соединение учебного процесса с практическим освоением основ профессиональной деятельности дает возможность студенту интегрировать знания, приобретенные в вузе, осознать их значение для выполнения профессиональных обязанностей, приобрести и усовершенствовать необходимые умения и навыки, а также отрефлексировать собственную профессиональную позицию. Результатом процесса целенаправленной профессиональной подготовки будущего педагога-психолога является становление его профессиональной психолого-педагогической компетентности. Основными задачами психолого-педагогической практики являются:
Анализ собственной деятельности поможет практиканту осознать трудности, возникшие в работе, найти грамотные пути их преодоления. Студент научится определять, какие ошибки допущены им в работе, каковы их причины, являются ли они недостатками профессиональных знаний и умений или обусловлены личностными качествами. Содержание деятельности на практике реализуется в следующих направлениях:
Достижение заявленных целей обуславливает необходимость выстраивать содержание практики в соответствии с ходом учебного процесса в целом. В настоящем сборнике представлены программы производственной практики студентов МГПУ, обучающихся по специальности «050706-Педагогика и психология». Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и учебным планом по указанной специальности предусмотрена производственная практика следующих видов:
Каждая из программ, вошедших в сборник, включает цели и задачи практики определенного вида, сроки ее проведения, раскрывает содержание и характер деятельности студентов, описывает особенности организации работы практикантов, регламентирует процедуру итоговой аттестации. Кроме того, в программах практики сформулированы предполагаемые результаты деятельности студентов, которые, в сущности, характеризуют те знания и умения, которые практиканты должны приобрести или усовершенствовать в процессе практики. Летняя практика студентов второго курса дает им возможность освоить основные технологии воспитания, приемы взаимодействия с детьми разного возраста. В ходе психодиагностической практики на третьем курсе студенты осваивают базовые методы психологического исследования - наблюдение и беседу, а также основные методы и методики психодиагностики. На четвертом курсе, в процессе практики в педагогическом колледже, они самостоятельно планируют своё взаимодействие с учащимися, анализируют результаты, достигнутые в педагогическом взаимодействии, и корректируют ход воздействия. Тем самым закладывается основа для освоения в ходе практики «Психолог в системе образования» четвёртого курса навыков самостоятельного планирования собственной деятельности в целом, контроля её осуществления и написания коррекционной программы для работы с учащимися. Стажерская (комплексная психолого-педагогическая) практика студентов пятого курса предусматривает проведение основной экспериментальной работы по теме дипломного исследования, а также освоение студентами профессиональной позиции педагога-психолога образовательного учреждения в контексте основных видов деятельности: диагностики, коррекции, консультирования и профилактики. Выполнение задания на каждом курсе предполагает добавление новых аспектов к заданиям предыдущих лет, которые не отменяются, а выполняются в «свёрнутом» виде. Успешное выполнение заданий практики на каждом этапе подводит итог всей предыдущей работы. Процесс обучения завершается комплексной психолого-педагогической практикой, в ходе которой студент интегрирует знания, умения и навыки, приобретённые в учебном процессе, и подтверждает готовность к присвоению квалификации. Все предыдущие виды практик выступают в качестве промежуточных, их содержание не только позволяет закрепить уже освоенный материал, но и служит предметом для дальнейшего осмысления. В процессе психолого-педагогической практики студенту-практиканту необходимо:
При решении вышеуказанных задач у студента должны сформироваться профессиональные умения:
Таким образом, выполнение программы практики студентом на протяжении всего срока обучения создаёт наилучшие возможности для освоения профессиональной деятельности педагога-психолога. Программа летней педагогической практики |