Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/11
Дата публикации05.11.2013
Размер1.87 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Психология > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ

ДИСЦИПЛИНЫ
ДПП. Ф 16, ДС

Основы психоконсультирования и психокоррекции

Основная образовательная программа подготовки специалиста

по специальностям

«050711 – Социальная педагогика»
(код и наименование специальности)

Утверждено на заседании кафедры

психологии факультета

педагогики и психологии

(протокол № 1 от 01 сентября 2012г.)

Зав. кафедрой

________________И.А. Синкевич

2012

РАЗДЕЛ 1. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины.
1.1. Автор программы: Тарасова С.М., старший преподаватель МГГУ.
1.3. Пояснительная записка

«Основы психоконсультирования и психокоррекции» является профессионально-ориентированным курсом в системе подготовки студентов педагогического университета, обучающихся по специальности «050711 – Социальная педагогика».

Целью изучения данного курса является обеспечение профессиональной компетенции социальных педагогов, позволяющей им эффективно использовать в работе с разными категориями клиентов методы практической психологии, такие как психологическое консультирование и психокоррекция.

Основные задачи изучения курса:

1. Обеспечение теоретической готовности социальных педагогов к осуществлению консультативной и коррекционной деятельности.

2. Формирование практических навыков консультанта.

3. Развитие у студентов личностных качеств, необходимых в работе консультанта: эмпатии, искренности, позитивного отношения, конкретности, чувства юмора, чувства трагичности бытия, самосознания.

В результате изучения данной дисциплины студенты должны знать:

 теоретические концепции психоконсультирования и психокоррекции;

 процессуальные и содержательные проблемы психологического консультирования и психокоррекции;

 критерии эффективности психологического консультирования и коррекционной работы, требования к консультанту;

 особенности организации психологического консультирования и коррекции в социальной работе;

 этические аспекты профессиональной деятельности специалиста-консультанта.

Студенты должны уметь:

 строить терапевтические отношения;

 организовывать консультационное пространство и взаимодействие;

 применять различные психоконсультативные и коррекционные техники в работе с клиентом и группой клиентов.

Основные принципы построения данного учебного курса:

Научность – опора на материалы, отвечающие критериям надежности и достоверности;

Гуманизм – направленность обучения на личностные возможности, субъективные ресурсы учащихся;

Системность и целостность – организация изучения курса как последовательное, систематическое, взаимопроникающее освоение учебного материала; непрерывная связь теории и практики, воззрений и методов. Целостность означает и взаимосвязь данного курса со всей системой профессиональной подготовки социального педагога.

Вариативность – возможность гибкого, творческого подхода к изучению дисциплины. Вариативность обусловлена самой спецификой возникающих отношений в учебной группе во время открытых консультационных сессий, тренинговых занятий, уникальностью субъектов образовательного процесса.

Основанием для выбора форм и методов предлагаемого курса является специфика консультирования и коррекции как методов практической психологии, поэтому большая часть занятий ориентирована на активные методы обучения: использование упражнений, обеспечивающих формирование навыков консультирования и коррекции; моделирование реальных ситуаций; групповую и индивидуальную рефлексию.

При разработке данного комплекса составители опирались на концепцию психологического консультирования М.А.Гулиной, д-ра псих. наук, проф. СПбГУ.

1.6.3. Темы для самостоятельного изучения.



п/п

Наименование раздела дисциплины. Тема

Форма самостоятельной работы

Кол-во час.

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1.

Психоконсультирование и психокоррекция: понятия и специфика

Вопросы для самостоятельного изучения, конспектирование

4/2

Выполнение тестов, участие в практических семинарах

2.

Цели и задачи психоконсультирования и психокоррекции

Вопросы для самостоятельного изучения, подготовка к практическим занятиям

4/2

Выполнение тестов, проверка заданий к практическим занятиям

3.

Этика педагога – психолога.

Конспектирование, вопросы для самостоятельного изучения

6/2

Выполнение тестов, обсуждение вопросов

4.

Структурные компоненты психологического консультирования: этапы и фазы психологического консультирования

Подготовка к практическим занятиям по вопросам, самостоятельное изучение литературы и конспектирование

2/4

Выполнение тестов, контрольные работы, проверка заданий к семинарам

5.

Техники и методы консультирования

Выполнение заданий «Практикума», подготовка к лабораторным занятиям

6/2

Проверка заданий

6.

Сущность психокоррекционного процесса.

Вопросы для самостоятельного изучения, написание рефератов

4/6

Проверка заданий, защита рефератов

7.

Психодинамическая модель психоконсультирования и психокоррекции

Выполнение заданий к семинару, подготовка докладов и рефератов, выполнение заданий «Практикума»

6/6

Выполнение тестов, защита рефератов и докладов

8.

Когнитивно-бихевиоральная парадигма в консультировании и коррекции

Выполнение заданий к семинару, подготовка докладов и рефератов, выполнение заданий «Практикума»

6/2

Выполнение тестов, защита рефератов и докладов

9.

Гуманистическое направление в психоконсультировании и коррекции

Выполнение заданий к семинару, подготовка докладов и рефератов, выполнение заданий «Практикума»

6/4

Вопросы на семинарах, промежуточное тестирование, защита докладов и рефератов

10.

Технологии и методы симптоматической коррекции

Выполнение заданий «Практикума», подготовка к лабораторным занятиям, вопросы для самоподготовки

12/2

Выполнение тестов, обсуждение вопросов

11.

Поведенческий подход в психокоррекции, технологии и методы.

Выполнение заданий «Практикума», подготовка к лабораторным занятиям, вопросы для самоподготовки

8/4

Проверка заданий, применение методов на практике

12.

Технологии и методы игровой коррекции

Рефераты, контрольные работы

10/2

Выполнение тестов, обсуждение вопросов

13.

Технологии и методы арттерапии

Вопросы для самостоятельного изучения, задания «практикума»

8/2

Проверка заданий, применение методов на практике

14.

Психогимнастика и телесно-ориентированная психокоррекция

Выполнение заданий «Практикума», подготовка к лабораторным занятиям, вопросы для самоподготовки

10/2

Вопросы на семинарах, промежуточное тестирование,

15.

Групповая коррекция и консультирование

Написание программы тренинга

8/4

Защита программ

16.

Психопрофилактика и ее основные принципы

Вопросы для самостоятельного изучения, написание рефератов

6/4

Выполнение тестов, обсуждение вопросов

1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: ПР, СМ, ЛБ).
Практическое занятие 1-2. Понятие, цели и задачи психоконсультирования и коррекции

План

  1. Понятия консультирования и коррекции в современной отечественной и западной психологической теории и практике.

  2. Проблема медицинского и психологического подхода в психотерапии.

  3. Теоретические и эмпирические предпосылки выделения понятия «психотерапевтическая психология» в западной и отечественной психологии.

  4. Специфика терапевтического психологического знания.

  5. Общие цели и задачи психологического консультирования и коррекции.

  6. Принципы консультирования в западной и отечественной системе консультирования.

  7. Классификация видов психологического консультирования по разным основаниям.

Вопросы по теме

  1. В чем проявляется разница позиций западных и отечественных психологов в подходах к определению психологического консультирования? В чем проявляется сходство позиций? Обоснуйте свой ответ.

  2. В чем состоит диалогичность познания в терапевтических отношениях? Какая схема характеризует этот процесс наиболее корректно: S – S; S – O; S (O) – O (S)? Приведите доказательства своего ответа, опираясь на концепцию М.М. Бахтина (5, с.16).

  3. Какие группы факторов обосновывают поляризацию медицинского и неклинического подходов в психотерапии?

  4. Кто из авторов вводит в определение цели консультирования понятие культуры? Прокомментируйте позицию автора.

  5. Как вы понимаете следование принципам религиозности, духовности в консультировании? Что подразумевает принцип свободы личности?

  6. Семейное консультирование вы отнесете к групповому или проблемному консультированию?

Задания для самостоятельной работы

  1. Ознакомьтесь с многообразием точек зрения на консультирование, используя пособие Р. Кочюнаса (7, с. 7-13) или другие источники. Составьте таблицу, в которой будут представлены взгляды разных авторов.

  2. Используя дополнительную литературу, подготовьте доклад по теме «Проблема диалога в психологии» (7; 8, с. 18-23).

  3. Проанализируйте содержание таблицы в пособии Ю.В. Меновщикова (9, с. 7), соотнесите понятия «психотерапия», «психокоррекция», «психологическое консультирование».

  4. Ознакомьтесь с принципами психологического консультирования, представленными в работе Р. Мэй (9, с. 48-74), выполните краткий конспект соответствующей главы.

Литература

Основная

  1. Абрамова Г.С. Психологическое консультирование. М., 2000.

  2. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М., 1994.

  3. Бодалев В.В., Столин А.А. Семья в психологической консультации. М., 1989.

  4. Гулина М.А. Терапевтическая и консультативная психология. СПб., 2001.

  5. Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия. СПб., 1998.

  6. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М., 1999.

  7. Лидерс А.Г. Основы возрастно-психологического консультирования. М., 1991.

  8. Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование. М., 2004.

  9. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М., 2002.

  10. Гулина М.А. Терапевтическая и консультативная психология. СПб., 2001.

  11. Истратова О. Н. Справочник по групповой психокоррекции. - Изд. 3-е. - Ростов н/Д : Феникс, 2011. – 443 с.

  12. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии. - М. : Гардарики, 2006. - 320 с.

  13. Колесникова Г. И. Психологическое консультирование : учеб. пособие для студ. вузов. - 2-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2006. - 283 с.

  14. Колесникова Г. И. Психологические виды помощи : психопрофилактика, психокоррекция, консультирование : учеб. пособие для студ. вузов. - Ростов н/Д : Феникс, 2005. - 350 с.

  15. Кочюнас Р.Психологическое консультирование и групповая психотерапия : учеб. пособие для вузов. - 3-е изд., стер. - М. : Академ. Проект, 2004 ; Трикста. - 464 с.

  16. Линде Н. Д. Психологическое консультирование. Теория и практика : [учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по психол. спец.]. - М. : Аспект Пресс, 2011. - 254, [1] с.

  17. Лысенко Е. М. Индивидуальное психологическое консультирование : краткий курс лекций. - М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. - 159 с.

  18. Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование. М., 2004.

  19. Немов Р. С. Психологическое консультирование : [учебник для студ. вузов, обуч. по спец. "Психология"]. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2011. - 575 с.

  20. Осипов Г. С. Прецедентные модели в психологическом консультировании // Психология в вузе. - 2012. - № 1. - С. 90-99.

  21. Осипова А. А. Общая психокоррекция : [учеб. пособие для студ. вузов]. - М. : ТЦ Сфера, 2008. - 512 с.

  22. Пахальян В. Э. Психологическое консультирование : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии. - СПб. : Питер, 2008. - 256 с.

  23. Психологическое консультирование : учеб.-метод. комплекс / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [авт.-сост. Ю. Г. Педченко]. - Мурманск : МГПУ, 2008. - 103 с. - 30-49.

  24. Самоукина Н. В. Практический психолог в школе : лекции, консультирование, тренинги. - М. : Изд-во Ин-та Психотерапии, 2005. - 244 с.

  25. Сапогова Е. Е. Консультативная психология : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. "Психология" и психологическим спец. - М. : Академия, 2008. - 348 с.

  26. Хозиева М. В. Практикум по возрастно-психологическому консультированию : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии. - Изд. 2-е., испр. - М. : Академия, 2005. - 320 с.

Дополнительная

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001.

  2. Баева И.А. психологическая безопасность в образовании. СПб., 2003.

  3. Бахтин М.М. Человек в мире слов. М., 1995.

  4. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. М., 1990.

  5. Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. М., 2006.

  6. Пахальян В.Э. Психологическое консультирование. СПб., 2006.

  7. Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии. М., 1991.

  8. Шнейдер Л.Б. Основы консультативной психологии. М., 2003.


Практическое занятие 3. Структура психологического консультирования

План

  1. Основные подходы к модели структуры консультативного процесса.

  2. Стадия установления отношений и заключения контракта.

  3. Стадия изложения проблемы и прояснения запроса.

  4. Стадия анализа проблемы.

  5. Стадия переформулирования проблемы и постановки терапевтической цели.

  6. Стадия проработки проблемы.

  7. Завершение работы и контроль.

Вопросы по теме

  1. С помощью каких вопросов выясняется неврологический, психиатрический, соматический статус клиента?

  2. В каких случаях возможен отказ от работы со стороны консультанта?

  3. Как формулируется отказ?

  4. В чем заключается психологический смысл контракта?

  5. Дайте характеристику видам эмпатического слушания. В чем сущность базисного эмпатического слушания?

  6. Для чего используются техники биполярности при анализе проблемы?

  7. Что является критерием окончания работы с клиентом?

  8. Что означает понятие «экологическая проверка»?

Задания для самостоятельной работы

Проведите самостоятельно психологическую консультацию и опишите ее, используя следующую схему:

Время консультации




Поведение клиента

Фиксируются речевые и неречевые особенности поведения клиента, внешние выражения свойств его характера, данные о внутреннем состоянии в начале консультации и на протяжении всего разговора

Начало

консультации

Характеристика позиции клиента в начале консультации (активная, пассивная), какие активизирующие средства применялись психологом, как клиент включился в беседу

Жалоба клиента

Особенности рассказа клиента о своей проблеме

Объяснения клиента

Интерпретации и оценки клиента, его объяснения, отношение к проблеме, его видение собственного места и участия в возникновении и разворачивании проблемной ситуации

Позиция

клиента

Пассивная, страдательная, позиция смирения, апатии, депрессии или активная, оптимистическая, с выраженным желанием что-либо изменить

Ожидания

клиента

Психологическая поддержка, конкретная помощь или совет, просто разговор по душам и т.д.

Готовность к разговору

Степень доверия и открытости клиента по отношению к разговору, проявление психологических защит

Отношение к психологу

Как относится, как отношение меняется в процессе консультации

Отношение к советам психолога

Особенности отношения к рекомендациям (активное, пассивное)

Прогноз

Предполагаемое поведение клиента и развитие его проблемной ситуации


Литература

Основная

Основная

  1. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии. - М. : Гардарики, 2006. - 320 с.

  2. Колесникова Г. И. Психологическое консультирование : учеб. пособие для студ. вузов. - 2-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2006. - 283 с.

  3. Кочюнас Р.Психологическое консультирование и групповая психотерапия : учеб. пособие для вузов. - 3-е изд., стер. - М. : Академ. Проект, 2004 ; Трикста. - 464 с.

  4. Линде Н. Д. Психологическое консультирование. Теория и практика : [учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по психол. спец.]. - М. : Аспект Пресс, 2011. - 254, [1] с.

  5. Лысенко Е. М. Индивидуальное психологическое консультирование : краткий курс лекций. - М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. - 159 с.

  6. Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование. М., 2004.

  7. Немов Р. С. Психологическое консультирование : [учебник для студ. вузов, обуч. по спец. "Психология"]. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2011. - 575 с.

  8. Пахальян В. Э. Психологическое консультирование : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии. - СПб. : Питер, 2008. - 256 с.

  9. Психологическое консультирование : учеб.-метод. комплекс / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [авт.-сост. Ю. Г. Педченко]. - Мурманск : МГПУ, 2008. - 103 с. - 30-49.

  10. Самоукина Н. В. Практический психолог в школе : лекции, консультирование, тренинги. - М. : Изд-во Ин-та Психотерапии, 2005. - 244 с.

  11. Сапогова Е. Е. Консультативная психология : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. "Психология" и психологическим спец. - М. : Академия, 2008. - 348 с.

Дополнительная

  1. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. М., 1990.

  2. Пахальян В.Э. Психологическое консультирование. СПб., 2006.


Практическое занятие 4. Сущность коррекционного процесса: общая характеристика, принципы и виды психологической коррекции.

План.

  1. Понятие «психокоррекция» в современной отечественной и западной психологической теории и практике.

  2. Соотношение психокоррекции и психотерапии.

  3. Психокоррекционная ситуация.

  4. Специфика психокоррекции.

  5. Общие цели и задачи психологической коррекции.

  6. Принципы организации психокоррекционной работы.

  7. Классификация видов психологической коррекции по разным основаниям.

Задание к семинару.

  1. Составить расширенный конспект по теме «Теоретические основы психокоррекции», используя пособие Мамайчук И.И. (7, стр.33-36).

  2. Ознакомиться с принципами организации коррекционной работы (4, 5. 7).

Литература:

  1. Абрамова Г.С. Практическая психология. М., 1997.

  2. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. М, 1992. Стр.79-81,99-125.

  3. Групповая психотерапия. / Под ред. Карвасарского Б.Д., Ледера С. М, 1990.Стр 160-188.

  4. Маралов В.Г., Фролов Л.П. Психологические основы коррекции личностного развития детей дошкольного возраста. Череповец, 1995. Стр.4-8.

  5. Осипова А.А. Общая психокоррекция. М., 2002.

  6. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. М, 1988.

  7. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб., 2003.

  8. Гулина М.А. Терапевтическая и консультативная психология. СПб., 2001.

  9. Истратова О. Н. Справочник по групповой психокоррекции. - Изд. 3-е. - Ростов н/Д : Феникс, 2011. – 443 с.

  10. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии. - М. : Гардарики, 2006. - 320 с.

  11. Колесникова Г. И. Психологическое консультирование : учеб. пособие для студ. вузов. - 2-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2006. - 283 с.

  12. Колесникова Г. И. Психологические виды помощи : психопрофилактика, психокоррекция, консультирование : учеб. пособие для студ. вузов. - Ростов н/Д : Феникс, 2005. - 350 с.

  13. Кочюнас Р.Психологическое консультирование и групповая психотерапия : учеб. пособие для вузов. - 3-е изд., стер. - М. : Академ. Проект, 2004 ; Трикста. - 464 с.

  14. Линде Н. Д. Психологическое консультирование. Теория и практика : [учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по психол. спец.]. - М. : Аспект Пресс, 2011. - 254, [1] с.

  15. Лысенко Е. М. Индивидуальное психологическое консультирование : краткий курс лекций. - М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. - 159 с.

  16. Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование. М., 2004.

  17. Немов Р. С. Психологическое консультирование : [учебник для студ. вузов, обуч. по спец. "Психология"]. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2011. - 575 с.

  18. Осипов Г. С. Прецедентные модели в психологическом консультировании // Психология в вузе. - 2012. - № 1. - С. 90-99.

  19. Осипова А. А. Общая психокоррекция : [учеб. пособие для студ. вузов]. - М. : ТЦ Сфера, 2008. - 512 с.

  20. Пахальян В. Э. Психологическое консультирование : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии. - СПб. : Питер, 2008. - 256 с.

  21. Психологическое консультирование : учеб.-метод. комплекс / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [авт.-сост. Ю. Г. Педченко]. - Мурманск : МГПУ, 2008. - 103 с. - 30-49.

  22. Самоукина Н. В. Практический психолог в школе : лекции, консультирование, тренинги. - М. : Изд-во Ин-та Психотерапии, 2005. - 244 с.

  23. Сапогова Е. Е. Консультативная психология : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. "Психология" и психологическим спец. - М. : Академия, 2008. - 348 с.

  24. Хозиева М. В. Практикум по возрастно-психологическому консультированию : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии. - Изд. 2-е., испр. - М. : Академия, 2005. - 320 с.


Практичекое занятие 5 . Психодинамическая модель психологического

консультирования

План

  1. Теоретические основы психодинамического консультирования.

  2. Элементы невротического конфликта: драйвы (влечения); негативные и чрезмерные аффекты; протопатические ситуации детства; защиты; дезадаптивные компромиссные образования.

  3. Процедуры: конфронтация, прояснение, интерпретация, проработка.

  4. Анализ проявлений бессознательного: сновидения, симптомы, защиты, перенос, сопротивление, фантазии, продукты творческой активности.

  5. Контрперенос.

  6. Современные психоаналитические направления и техники.

Вопросы по теме

  1. В чем состоит основное отличие психоаналитика от психоаналитически – ориентированного консультанта?

  2. Сформулируйте общие предпосылки, на которых базируются психоаналитические теории развития З. Фрейда, А.Фрейд, М.Кляйн, Э.Эриксона и др.

  3. Назовите ряд причин, исходя из которых консультанту необходимо знание основ психоанализа? Обоснуйте свой ответ, используя знания об уровнях теоретической подготовки консультанта.

  4. Какие моменты из жизни, составляющие психоаналитический диагностический профиль клиента, будут значимы для консультанта?

  5. Какие протопатические травматические ситуации детства вам знакомы? Проиллюстрируйте свой ответ примерами из личного (или чужого) опыта, не нарушая этические принципы.

  6. Какова симптоматика контрпереноса консультанта?

Задания для самостоятельной работы.

  1. Составьте тематический словарь основных понятий по данной теме.

  2. Ознакомьтесь с серией упражнений по развитию психоаналитических навыков, представленных в пособии И.Г.Малкиной-Пых (5, с.183-220), выполните ряд упражнений самостоятельно, подготовьтесь к проведению упражнений в группе.

  3. Используя литературу (3, 5), проанализируйте современные психоаналитически-ориентированные терапевтические направления и заполните таблицу:




Школа

Представитель

Основные техники










Литература

Основная

  1. Гулина М.А. Терапевтическая и консультативная психология. СПб., 2001.

  2. Гринсон Р. Техника и практика психоанализа. М.,2003.

  3. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб., 2001.

  4. Кондрашенко В.Т., Донской В.И. Общая психотерапия. М., 2003.

  5. Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. М., 2006.

  6. Осипова А.А.Общая психокоррекция. М., 2000.

  7. Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб., 2003.

  8. Ялом И. Групповая психотерапия. СПб., 2001.

Дополнительная

  1. Берн Э. Трансактный анализ и психотерапия. М., 1992.

  2. Берн Э. Введение в психотерапию и психоанализ для непосвященных. М.,1993.

  3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 1994.

  4. Методы эффективной психокоррекции: Хрестоматия. Минск, 2001.

  5. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. М., 1993.

  6. Фрейд З. Введение в психоанализ. М., 1989.

  7. Фрейд А. Введение в технику детского психоанализа. М., 1991.

  8. Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1991.

  9. Фрейд З. Толкование сновидений. М., 1991.

  10. Томе Х., Кэхеле Х. Современный психоанализ. М., 1996.

  11. Хайгл – Эверс А., Хайгл Ф. Базисное руководство по психотерапии. СПб., 2002.


Практическое занятие 6-7. Когнитивно-бихевиоральная и гуманистическая

парадигмы в психологическом консультировании

План

  1. Рационально-эмоциональная терапия А.Эллиса. Теоретическое обоснование метода РЭТ.

  2. Рациональная система оценочных когниций и система иррациональных установок.

  3. Основные техники РЭТ. АВС – теория как концептуальная схема изменений клиента.

  4. Основные понятия клиент-центрированного подхода.

  5. Структура, необходимые и достаточные условия клиент-центрированного консультирования.

  6. Навыки профессионального консультирования клиент-центрированного психолога.

Вопросы по теме

  1. К какому виду психологической помощи вы отнесете РЭТ: активно – директивная, обучающая, поддерживающая?

  2. Какие мысли, идеи, по мнению Эллиса, являются иррациональными? Как вы понимаете термин «иррациональные установки»?

  3. Каков алгоритм (если – то) успешности клиент-центрированного консультирования по К.Роджерсу?

  4. Кто в диаде «консультант – клиент» является главной направляющей силой в клиент-центрированном консультировании?

Задания для самостоятельной работы

  1. Подготовьте краткие письменные ответы по вопросам темы, используя основную и дополнительную литературу.

  2. Подготовьте доклад (по выбору) на тему «Сущность психологического консультирования в когнитивно-бихевиоральном подоходе», «Процессуальные характеристики консультирования в психоанализе и гуманистической психологии»

Литература

Основная

  1. Гулина М.А. Терапевтическая и консультативная психология. СПб., 2001.

  2. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб., 2001.

  3. Кондрашенко В.Т., Донской В.И. Общая психотерапия. М., 2003.

  4. Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. М., 2006.

  5. Осипова А.А.Общая психокоррекция. М., 2000.

  6. Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб., 2003.

  7. Ялом И. Групповая психотерапия. СПб., 2001.

Дополнительная

  1. Бьюдженталь Д., Хиири М. Психотерапия «здесь и сейчас»// Школьный психолог. 1998. №34, с.4.

  2. Грининг Т. История и задачи гуманистической психологии// Вопросы психологии. 1988.№4.

  3. Орлов А.Б., Хазанова М.А. Феномены эмпатии и конгруэнтности // Вопросы психологии. 1994. № 4, с.121-130.

  4. Роджерс К. Клиентцентрированный подход в психотерапии // Вопросы психологии. 2001. № 2, с.50-58.

  5. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.

  6. Роджерс К. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы. М., 2000.


Практическое занятие 8. Технологии и методы игровой коррекции.

План.

  1. Развитие игры как формы терапии.

  2. Психологические механизмы коррекционного воздействия игры.

  3. Основные виды и формы игротерапии.

  4. Игровая терапия в психоаналитическом направлении. М.Клайн.

  5. Игровая терапия центрированная на клиенте.

  6. Освобождающая терапия (терапия отреагированием). Д.Леви.

  7. Структурированная терапия Г.Хембидж.

  8. Игровая терапия по Адлеру. М. Юра, Г. Хембидж.

  9. Поведенческая терапия С.Руссо.

  10. Недирективная терапия В.Экслайн.

  11. Игровая терапия детско-родительских отношений.

Задание к семинару.

  1. Выписать основные характеристики разных подходов в игротерапии.

  2. Определить оптимальное использование игровой терапии при решении конкретных проблем.

  3. Определить различия в реализации игровой терапии в разных психологических направлениях.

Литература.

Основная

  1. Истратова О. Н. Справочник по групповой психокоррекции. - Изд. 3-е. - Ростов н/Д : Феникс, 2011. – 443 с.

  2. Колесникова Г. И. Психологические виды помощи : психопрофилактика, психокоррекция, консультирование : учеб. пособие для студ. вузов. - Ростов н/Д : Феникс, 2005. - 350 с.

  3. Кочюнас Р.Психологическое консультирование и групповая психотерапия : учеб. пособие для вузов. - 3-е изд., стер. - М. : Академ. Проект, 2004 ; Трикста. - 464 с.

  4. Осипова А. А. Общая психокоррекция : [учеб. пособие для студ. вузов]. - М. : ТЦ Сфера, 2008. - 512 с.

Дополнительная

  1. Лебедева Н.Н. Принципы и методы игровой терапии. М., 1997. Стр.5-30.

  2. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. М., 1994.

  3. Осипова А.А. Общая психокоррекция. М., 2000, стр.126-159.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск