Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 197.15 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации09.11.2013
Размер197.15 Kb.
ТипЛекция
100-bal.ru > Психология > Лекция


МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КРАСНОДАРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МВД РОССИИ

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ
«У Т В Е Р Ж Д А Ю»

Начальник кафедры

подполковник полиции

______________ А.И. Тузов

«___» ___________ 2012 г.


Дисциплина: «Анатомия и физиология центральной нервной системы ».

По направлению подготовки (специальности) 050407.65 Педагогика и психология девиантного поведения

специализация - Социальная педагогика

ЛЕКЦИЯ

ТЕМА 17: «Физиология подкорковых центров и среднего мозга, значение лимбической системы»

Обсуждена и одобрена на

заседании кафедры

Протокол №

от «___»_________20 г.





Подготовил:

начальник кафедры

психологии и педагогики

А.И.Тузов


Краснодар 2012

Место проведения: учебная аудитория.

Методика проведения: классическая лекция.

Время проведения: 2 часа.

Основное содержание темы:

Понятие о подкорковых структурах конечного и среднего мозга об общности их функций. Характеристика и роль в жизнедеятельности человека.

Центры стволовой части мозга, оказывающие влияние на функции в организме у человека.

Влияние ретикулярной формации на рефлекторную и вегетативную деятельность среднего мозга. Вегетативные центры продолговатого мозга.

Средний мозг, его функциональные особенности. Взаимоотношения с другими отделами головного мозга. Его роль в программе целенаправленных автоматических двигательных реакций, а также вегетативное влияние в организме.

Цели с занятия:

Обучающая – закрепить и расширить знания, полученные по данной теме.

Воспитательная – выделить значимость физиологических знаний для профессиональной деятельности психолога.

Контрольная – определить и оценить уровень знаний и навыков курсантов.

Вопросы занятия.

1. Подкорковых центров.

2. Общая характеристика ядер черепно-мозговых нервов.

3. Значение лимбической системы.

Литература:

  1. Алейникова Т.В., Думбай В.Н., Кураев Г.А., Фельдман Г.Л. Физиология центральной нервной системы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

  2. Козлов В.И., Цехмистренко Т.А. Анатомия нервной системы. – М.: Мир, 2006.

  3. Физиология человека: учебник для мед. ин-тов / под ред. Г.И. Косицкого. М.: 2009.

  4. Щербатых Ю.В., Туровский Я.А. Анатомия центральной нервной системы для психологов. – СПб.: Питер, 2009.

  5. Хомутов А.Е., Кульба С.Н. Анатомия центральной нервной системы. Р-н-Д 2008 г.

Дополнительная литература


  1. Антонова О.А. Анатомия и физиология центральной нервной системы. – М.: Высшее образование, 2006.

  2. Щербатых Ю.В., Туровский Я.А. Физиология центральной нервной системы для психологов - СПб.: Питер, 2007

  3. Дерягина Л.Е. Основы физиологии центральной нервной системы. – М.: Изд-во МосУ МВД России, 2008



Введение

Средний мозг представлен четверохолмием и ножками мозга и выполняет рефлекторные и проводниковые функции. В числе ядер среднего мозга — красное ядро, черная субстанция, ядра глазодвигательного (III пара) и блокового (IV пара) нервов, ядра ретикулярной формации.

Эволюция среднего мозга связана с развитием зрения. Так, у круглоротых он представлен крышей (тектум), имеющей связи с продолговатым мозгом. У ганоидных и костистых рыб развивается его вентральная часть — покрышка (тегментум), где формируются ядра черепно-мозговых нервов, иннервирующих глазную мускулатуру, и появляются связи с мозжечком. У амфибий в тектуме, выполняющем преимущественно зрительную функцию, также представлены нейроны, реагирующие как на изолированные звуковые и кожные сигналы, так и на комплексные: зрительно-тактильные, зрительно-слуховые, слухово-тактильные, зрительно-слухово-тактильные. У рептилий возникает красное ядро и формируется руброспинальный путь. У млекопитающих появляется черная субстанция, тектум из двухолмия превращается в четверохолмие с сохранением зрительной функции за передним двухолмием и формированием слуховой функции в связи с задним двухолмием. Кроме того, устанавливаются связи мезенцефалона с таламусом, базальными ганглиями и корой больших полушарий, а среди зрительных, восходящих путей начинает доминировать ретино-таламокортикальный. В центральной части среднего мозга развивается массивная ретикулярная формация с множественными восходящими и нисходящими путями.

Вопрос 1.

Четверохолмие является важным сенсорным стволовым отделом мозга. Передние бугры четверохолмия представляют собой первичные зрительные, а задние — слуховые центры, обеспечивающие протекание соответствующих ориентировочных рефлексов настораживания: зрачковый, аккомодационный рефлексы, конвергенция глазных осей, поворот глаз, туловища к источнику света — из передних бугров, и настораживание ушей, поворот головы и тела к источнику звука — из задних бугров. Нейроны переднего двухолмия получают импульсы непосредственно от ганглиозных клеток сетчатки по зрительным волокнам, среди которых определенную долю (на разных зволюционных уровнях различную) составляют детекторные волокна, а нейроны заднего двухолмия получают сигналы от слуховой системы после переработки их в ядрах продолговатого мозга и варолиева моста.

В крыше среднего мозга представлена система детекторных региональных волокон, а также нейроны новизны и нейроны тождества. Кроме того, здесь локализована универсальная нейронная сеть, вычисляющая направление и скорость движения зрительного объекта, включающая как узкополосные нейроны, работающие в дискретных диапазонах значений, по типу детекторов, так и широкополосные нейроны, описывающие зрительный образ (Т.В. Алейникова).

Здесь локализованы также нейроны, принадлежащие слуховой системе и анализирующие амплитудную и частотную модуляцию слухового сигнала.

Красные ядра получают по нисходящим путям импульсы от коры мозга, подкорковых двигательных ядер и мозжечка и передают сигналы по руброспинальным путям к нейронам спинного мозга. Кроме того, они связаны с ретикулярной формацией верхней части продолговатого мозга и участвуют в регуляции мышечного тонуса; нарушение этой связи приводит к состоянию децеребрационной ригидности.

Черная субстанция координирует акты жевания и глотания, участвуя также в регуляции пластического тонуса, а у человека — и в мелких движениях пальцев рук.

Ядро глазодвигательного нерва (III пара), локализованное на уровне верхних бугров четверохолмия, двигательными волокнами иннервирует верхнюю, нижнюю и внутреннюю прямые мышцы глаза, нижнюю косую мышцу глаза и мышцу, поднимающую веко, а парасимпатическими волокнами, идущими от ядра Якубовича, — цилиарную мышцу и сфинктер зрачка. Ядро блокового нерва (IV пара), расположенное на уровне нижних бугров четверохолмия, непосредственно у сильвиева водопровода, иннервирует верхнюю косую мышцу глаза.

Кроме того, вдоль всего среднего мозга от его каудального конца до рострального простирается ростральное мезенцефалическое сенсорное ядро тройничного нерва.

Ретикулярная формация среднего мозга представлена клеточной группой, локализованной кпереди от орального ретикулярного ядра варолиева моста. Показана роль среднемозговой ретикулярной формации в функциях сна: так, во время сна в мезенцефальных ретикулярных нейронах уменьшается частота разрядов (Касперс), перерезка мозгового ствола на уровне мезенцефальной ретикулярной формации приводит к появлению в коре мозга характерных для сна медленных высоковольтных электрических колебаний (Бремер), а стимуляция структур среднемозговой ретикулярной формации может вызывать реакцию пробуждения, активируя кору (Мэгун, Моруцци). Наряду с общим неспецифическим влиянием мезенцефальной ретикулярной формации на рефлекторные системы мозга, отмечается и избирательное активирование условнорефлекторных механизмов разного биологического значения (П. К. Анохин), что может быть обусловлено наличием множественных связей между коллатералями от специфических сенсорных путей и среднемозговой ретикулярной формации. Показано, что среднемозговая ретикулярная формация (как и неспецифические задние ядра гипоталамуса, и структуры лимбической системы) участвует в эмоционально-мотивационном формировании поведения, обеспечивая реакцию самораздражения («удовольствия») (Олдс).

По нисходящим ретикулоспинальным путям мезенцефальные ретикулярные нейроны могут оказывать на клетки спинного мозга как активирующее, так и тормозящее влияние. Возбудительный тонус в ретикулярных нейронах может поддерживаться благодаря циркуляции импульсов по нейронным замкнутым кольцевым цепям, что обусловливает готовность к деятельности этих отделов центральной нервной системы, обеспечивая их быстрое реагирование и включение реакции настораживания.

Одной из важных функций мезенцефалона является его участие в перераспределении мышечного тонуса и в осуществлении и координировании тонических рефлексов (Магнус, де-Клейн), в частности, статокинетических и установочных, или выпрямительных; в запуске этих рефлексов участвуют рецепторы лабиринтов, шейных мышц и кожной поверхности тела, в осуществлении — красное ядро.

Таким образом, среднемозговой уровень центральной нервной системы обеспечивает и переработку сенсорной информации, и двигательные регуляции, а также модуляцию деятельности и диенцефальнокор-тикального, и бульбарноспинального уровней.
Подкорковые центры (узлы)

Наименее изучена роль этих образований в вегетативной регуляции. Считается, что подкорковые узлы являются высшим вегетативным центром мозга, регулирующим работу других подобных центров.

Известно, что бледный шар участвует в регуляции сердечной деятельности, кровяного давления, сосудистых реакций, дыхания, терморегуляции. При введении электродов в бледный шар человека вначале наблюдалось повышение кровяного давления, затем резкое его снижение вплоть до нуля, на этом фоне часто появлялась экстрасистолия. Электростимуляция бледного шара приводила к сужению капилляров, замедлению и остановке кровотока противоположной части туловища и руки. Параллельно отмечались усиление мочеиспускания, учащение дефекации, боли в области сердца, потливость, расширение зрачков.

При раздражении хвостатого ядра снижался тонус сердечных сосудов, замедлялся отток крови через капилляры.

Стимуляция скорлупы вызывала быстропроходящее изменение частоты сердечных сокращений и кровяного давления. Повреждение скорлупы нарушало обменные процессы в печени (развивалась дистрофия печени), способствовало появлению трофических язв кожи, приводило к нарушению последовательности пищевого поведения, пищенаправленности, пищезахвата, пищеовладения и т.д.

Кора мозга

Кора мозга имеет значительное влияние на организацию и реализацию вегетативных функций. Корковые влияния могут быть прямыми на вегетативные центры спинного мозга и опосредованными через подкорковые образования. Еще В.М. Бехтеревым было показано локальное представительство функций отдельных внутренних органов в коре мозга. Видимо, вполне обоснованно также считать, что висцеральные системы связаны с областями коры, принимающими непосредственное участие в функции, управляемой данной областью. Так, двигательные области коры имеют отношение к сосудистой иннервации, обеспечивающей питание мышц в покое и при работе, зрительные корковые поля — к иннервации радужной оболочки глаза и т.д.

Электростимуляция разных зон коры вызывает вегетативные реакции. Так, раздражение моторной, премоторной областей, сигмовидной извилины нарушает теплорегуляцию, дыхание, сердечно-сосудистые функции, потоотделение, слюно- и слезоотделение, ведет к изменениям моторики желудочно-кишечного тракта, мочевого пузыря, количества сахара в крови. Кора мозга потенциально может осуществлять любые влияния на вегетативные функции, но никогда не использует свои возможности ежеминутно.
Средний мозг

Наиболее интересной вегетативной функцией среднего мозга обладает черное вещество. Это вещество имеет связи с корой, люисовым телом, покрышкой мозга, стриопаллидарной системой. В этом веществе расположены нейроны, обеспечивающие последовательность реакций акта еды, и нейроны центра, регулирующего дыхание. В среднем мозгу расположены ядра глазодвигательного нерва, иннервирующего гладкую мускулатуру глаза, которая вызывает сужение и расширение зрачка.

Таламус

Таламус — структура, имеющая обширные связи с соматическими и ретикулярными системами мозга. Раздражение его вентролатерального ядра вызывает стойкое повышение диастолического давления, увеличение части функциональных капилляров. Выключение этого ядра приводит к снижению кровяного давления. Раздражение вентролатерального ядра локально изменяет температуру тела, например, повышение ее на коже лица. Это же раздражение приводит к изменению частоты дыхания, тахикардии, эк-страсистолии, нарушениям сна, лейкопоэза, дисфункциям мочевого пузыря, кишечника, менструального цикла.

Срединный центр таламуса также оказывает регулирующее влияние на такие функции, как ритм, сила сердечных сокращений, кровяное давление, сужение капилляров, температура тела. Раздражение срединного центра, как правило, приводит к двусторонним эффектам, в то же время раздражение вентролатерального ядра вызывает контралатеральный эффект. Выключение срединного центра таламуса всегда сопровождается увеличением числа функционирующих капилляров и усилением в них кровотока.

Сосудистые реакции, изменения деятельности сердца, дыхания наблюдались и при воздействии на другие ядра таламуса.
Лимбический мозг

Лимбический мозг — это структуры, принимающие участие в интегративных процессах вегетативной регуляции. Сюда включаются: обонятельный мозг, уздечка, миндалевидное тело, гиппокамп, гипоталамус. Это структуры, обеспечивающие взаимодействие у человека автоматизированных и ситуационных реакций, у животных — поисковой, пищевой, половой, оборонительной, полетной реакций. Повреждение височной области лимбической системы нарушает вегетативное обеспечение поведения, распознавания, речи, меняются сексуальная функция, голос, привычки. При повреждении миндалин исчезает страх, появляется гетеросексуальность. После повреждения связей миндалин возникает гиперфагия.

Лимбическая система регулирует интегративные процессы пара- и симпатической нервных систем. При ее раздражении усиливаются антагонистические реакции, вызываемые этими системами: расширение и сужение зрачков, повышение и снижение кровяного давления, усиливаются и ослабляются перистальтика кишечника, реакция спинальных рефлексов.
Функции лимбической системы

Получая информацию о внешней и внутренней среде организма, лимбическая система после сравнения и обработки этой информации запускает через эфферентные выходы вегетативные, соматические и поведенческие реакции, обеспечивающие приспособление организма к внешней среде и сохранение внутренней среды на определенном уровне. В этом состоит наиболее общая функция лимбической системы.

Механизмы этого приспособления связаны с регуляцией лимбической системой висцеральных функций, в связи с чем лимбическую систему иногда называют «висцеральным мозгом». Эта функция осуществляется преимущественно через деятельность гипоталамуса, который является диэнцефалическим звеном лимбической системы. О тесных эфферентных связях лимбической системы (через гипоталамус) с внутренними органами свидетельствуют разнообразные изменения их функций при раздражении лимбических структур, особенно миндалин. При этом эффекты имеют различный знак в виде активации или угнетения висцеральных функций: происходит повышение или понижение частоты сердечных сокращений, моторики и секреции желудка и кишечника, секреции различных гормонов аденогипофизом (особенно АКТГ и гонадотропинов).

Важнейшей функцией лимбической системы является формирование эмоций, т. е. переживаний, в которых отражается субъективное отношение человека к предметам внешнего мира и результатам собственной деятельности. В свою очередь, эмоции являются субъективным компонентом мотиваций — состояний, запускающих и реализующих поведение, направленное на удовлетворение возникших потребностей. Через механизм эмоций лимбическая система улучшает приспособление организма к изменяющимся условиям среды.

В иерархии мозговых структур гипоталамус является критической зоной для возникновения эмоций: перерезка ствола ниже гипоталамуса выключает эмоции. В структуре эмоций выделяют собственно эмоциональные переживания и его периферические (вегетативные и соматические) проявления. Эти компоненты эмоций могут иметь относительную самостоятельность: выраженные субъективные переживания могут сопровождаться небольшими периферическими проявлениями и, напротив, при псевдоэмоциях яркие периферические проявления, например мимические и вегетативные реакции при плаче или смехе, могут протекать без существенных субъективных переживаний. Гипоталамус является структурой, ответственной преимущественно за вегетативные проявления эмоций.

Кроме гипоталамуса к структурам лимбической системы, наиболее тесно связанным с эмоциями, принадлежат поясная извилина и миндалина. Электрическая стимуляция миндалины у человека вызывает преимущественно отрицательные эмоции — страх, гнев, ярость. Напротив, двустороннее удаление миндалин в эксперименте на обезьянах резко снижает их агрессивность, повышает тревожность, неуверенность в себе. У таких животных нарушается способность оценивать информацию (особенно зрительную и слуховую), поступающую из окружающей среды, и связывать эту информацию со своим эмоциональным состоянием. В результате нарушается нормальное взаимодействие организма с окружающей средой, в том числе зоосоциальные отношения с другими особями в группе. Наряду с этим миндалина участвует в процессе сравнения конкурирующих эмоций, выделения доминирущей эмоции (и мотивации) и, следовательно, влияет на выбор поведения. Поясная извилина, имеющая многочисленные связи как с новой корой, так и со стволовыми центрами, выполняет, по мнению некоторых авторов, роль главного интегратора различных систем мозга, формирующих эмоции.

Важную роль в регуляции эмоций играет вентральная лобная кора, имеющая хорошо выраженные связи с миндалиной. Поражение лобной коры вызывает резкие нарушения эмоций у человека, характеризующиеся возникновением эмоциональной тупости, особенно изменением эмоций, возникающих при социальных отношениях людей, творчестве, и растормаживанием эмоций, связанные с удовлетворением биологических потребностей.

Участие в формировании памяти и осуществлении обучения. Эта функция преимущественно связана с основным лимбическим кругом Пейпеца. Вместе с тем в одной из форм обучения (однократном обучении) большое значение имеет миндалина благодаря ее свойству индуцировать сильные отрицательные эмоции, способствуя быстрому и прочному формированию временной связи.

Среди структур лимбической системы, ответственных за память и обучение, выдающуюся роль играют гиппокамп и связанные с ним задние зоны лобной коры. Их деятельность совершенно необходима для консолидации памяти — перехода кратковременной памяти в долговременную. Повреждение гиппокампа у человека вызывает резкое нарушение усвоения новой информации, образования промежуточной и долговременной памяти.

Электрофизиологической особенностью гиппокампа является то, что в ответ на сенсорное раздражение, стимуляцию ретикулярной формации и заднего гипоталамуса в гиппокампе развивается синхронизация электрической активности в виде низкочастотного ритма (4 — 7 Гц). При этом в новой коре, напротив, возникает десинхронизация в виде высокочастотного ритма (14 — 30 Гц). Электрофизиологической особенностью гиппокампа является его уникальная способность в ответ на стимуляцию отвечать длительной (в течение часов, дней и даже недель) посттетанической потенциацией, увеличением амплитуды постсинаптических потенциалов клеток-зерен гиппокампа. Посттетаническая потенциация облегчает синаптическую передачу и лежит в основе механизма формирования памяти. Ультраструктурным проявлением участия гиппокампа в образовании памяти является увеличение числа шипиков на дендритах его пирамидных нейронов, что свидетельствует об усилении синаптической передачи возбуждающих и тормозных влияний.

БАЗАЛЬНЫЕ ЯДРА
Базальные ядра — это совокупность трех парных образований, расположенных в конечном мозге в основании больших полушарий: филогенетически древней части — бледного шара (pallidum), более позднего образования — полосатого тела (striatum) и наиболее молодой части — ограды (claustrum). Бледный шар состоит из наружного и внутреннего сегментов; полосатое тело — из хвостатого ядра (п. caudatus) и скорлупы (putamen). Ограда расположена между скорлупой и островковой корой. В функциональном отношении в базальные ганглии включают некоторые структуры промежуточного и среднего мозга: субталамические ядра и черное вещество (substantia nigra).
Функциональные связи базальных ядер

Возбуждающая афферентная импульсация поступает преимущественно в полосатое тело в основном из трех источников: 1) от всех областей коры прямо и через таламус; 2) от неспецифических интраламинарных ядер таламуса; 3) от черного вещества.

Среди эфферентных связей базальных ганглиев можно отметить три главных выхода:

от полосатого тела тормозящие пути идут к бледному шару непосредственно и с участием субталамического ядра; от бледного шара начинается самый важный эфферентный путь базальных ганглиев, идущий преимущественно в таламус, в его двигательные вентральные ядра, от них возбуждающий путь идет в двигательную кору (поля 4 и 6);

часть эфферентных волокон из бледного шара и полосатого тела идет к центрам ствола мозга (ретикулярная формация, красное ядро и далее в спинной мозг), а также через нижнюю оливу в мозжечок;

от полосатого тела тормозящие пути идут к черному веществу и после переключения — к ядрам таламуса.
Оценивая связи базальных ганглиев в целом, можно отметить, что эта структура является промежуточным звеном (станцией переключения), связывающей ассоциативную и, частично, сенсорную кору с двигательной корой.

В структуре связей базальных ганглиев в последнее время выделяют несколько параллельно действующих функциональных петель, соединяющих базальные ганглии и кору больших полушарий (Г. Александер и др., 1986).

Скелетно-моторная петля соединяет премоторную, двигательную и соматосенсорную области коры со скорлупой базальных ядер, импульсация из которой идет в бледный шар и черное вещество и далее через двигательное вентролатеральное ядро возвращается в премоторную область коры (поле 6). Считают, что эта петля служит для регуляции таких параметров движения, как амплитуда, сила, направление.

Глазодвигательная петля соединяет области коры контролирующие направление взгляда (поле 8 лобной коры и поле 7 теменной коры), с хвостатым ядром базальных ганглиев. Оттуда импульсация поступает в бледный шар и черное вещество, из которых она проецируется соответственно в ассоциативное меди-одорсальное и переднее релейное вентральное ядра таламуса, а из них возвращается в лобное глазодвигательное поле 8. Эта петля участвует в регуляции, например, скачкообразных движений глаз (саккад).

Предполагается существование также сложных петель (рис. 6.10, 3), по которым импульсация из лобных ассоциативных зон коры поступает в структуры базальных ганглиев (хвостатое ядро, бледный шар, черное вещество) и через медиодорсальное и вентральное переднее ядра таламуса возвращается в ассоциативную лобную кору. Считают, что эти петли участвуют в осуществлении высших психофизиологических функций мозга: контроле мотиваций, прогнозировании, познавательной (когнитивной) деятельности.

6.5.2. Функции отдельных образований базальных ядер

Функции полосатого тела. Основными объектами функционального влияния полосатого тела являются бледный шар, черное вещество, таламус и моторная кора (см. рис. 6.9).

Влияние полосатого тела на бледный шар. Осуществляется преимущественно тормозное влияние (медиатор ГАМ К). Однако часть нейронов бледного шара дают смешанные ответы (ВПСП и ТПСП), а некоторые нейроны отвечают только ВПСП. Эти данные свидетельствуют о том, что полосатое тело оказывает на бледный шар двоякое действие: тормозящее и возбуждающее с преобладанием тормозящего.

Влияние полосатого тела на черное вещество. Между черным веществом и полосатым телом имеются двусторонние связи. Нейроны полосатого тела оказывают тормозящее влияние (медиатор ГАМ К) на нейроны черного вещества. В свою очередь, нейроны черного вещества оказывают модулирующее влияние (медиатор дофамин) на фоновую активность нейронов полосатого тела. До сих пор окончательно не установлен характер этого влияния — тормозной, возбуждающий или тот и другой. Дофаминергическим путям в базальных ганглиях придается важное значение в связи с двигательными расстройствами типа паркинсонизма, при которых резко падает концентрация дофамина в обоих ядрах полосатого тела — хвостатом и скорлупе, иннервируемых нейронами черного вещества. Кроме влияния на полосатое тело, черное вещество оказывает тормозящее действие на нейроны таламуса (медиатор ГАМК) и получает возбуждающие афферентные входы от субталамического ядра.

Влияние полосатого тела на таламус, В середине XX в. было установлено, что раздражение участков таламуса вызывает синхронизацию электроэнцефалограммы: появление в ней высокоамплитудных ритмов, характерных для фазы медленного сна. Далее было показано, что эти ритмы можно вызвать раздражением не только таламуса, но и полосатого тела. При этом из всех структур (черное вещество, миндалина, бледный шар), посылающих прямые пути к таламусу, только раздражение полосатого тела вызывает через бледный шар появление в коре высокоамплитудных медленных ритмов. Напротив, разрушение полосатого тела нарушает эту реакцию и уменьшает время сна в цикле сон — бодрствование.

Влияние полосатого тела на моторную кору. В эксперименте показано тормозное влияние (медиатор ацетилхолин) хвостатого ядра полосатого тела на двигательную кору. Однако это влияние имеет не диффузный характер, а «вытормаживает» ненужные в данных условиях степени свободы движения, обеспечивая, например, четкую двигательно-оборонительную реакцию (О.С.Ан дрианов, 1980).

Стимуляция полосатого тела через хронически вживленные электроды вызывает относительно простые двигательные реакции: поворот головы и туловища в сторону, противоположную раздражению, иногда сгибание конечности на противоположной стороне. Стимуляция некоторых зон полосатого тела вызывает задержку поведенческих реакций, например ориентировочной, пищедобывательной (животное словно «застывает» в одной позе). При этом на электроэнцефалограмме развиваются медленные высокоамплитудные ритмы. Раздражение других точек полосатого тела приводит к подавлению ощущения боли.

Поражение полосатого тела (его хвостатого ядра) дает характерную клиническую картину, в которой главными являются насильственные избыточные движения (гиперкинезы). Больной как бы не может справиться со своей мускулатурой. Эти гиперкинезы обозначаются как хорея и атетоз. При повреждении в эксперименте полосатого тела у млекопитающих стабильно развивается синдром гиперактивности: число бесцельных движений в пространстве увеличивается в 5—7 раз. Опыты с разрушением полосатого тела показали его важную роль в организации поведения: животные с удаленной корой, но с сохраненными хвостатыми ядрами в упрощенном виде могут осуществлять некоторые формы поведения (передвижение в пространстве, поиск пищи и ранее выработанные простые условные рефлексы). Дополнительное разрушение хвостатых ядер прекращает эти формы поведения.

Функции бледного шара. Получая из полосатого тела преимущественно тормозное и частично возбуждающее влияния, бледный шар оказывает модулирующее влияние на двигательную кору, мозжечок, ретикулярную формацию, красное ядро. При стимуляции бледного шара у животных преобладают элементарные двигательные реакции в виде сокращения мышц конечностей, шеи и лица. При этом выявлено влияние бледного шара на некоторые зоны гипоталамуса (центр голода и задний гипоталамус), отмечена активация пищевого поведения. Разрушение бледного шара сопровождается снижением двигательной активности: возникает адинамия, как бы отвращение ко всякому движению, сонливость, эмоциональная тупость, затрудняются осуществление имеющихся и выработка новых условных рефлексов.

Подводя итог результатам деятельности базальных ганглиев, можно отметить, что участие в регуляции движения является главной, но не единственной их функцией. Наиболее важной двигательной функцией является выработка (наряду с мозжечком) сложных двигательных программ, которые реализуются через моторную кору и обеспечивают двигательный компонент поведения организма. Наряду с этим базальные ганглии контролируют такие параметры движения, как сила, амплитуда, скорость и направление. Кроме участия в регуляции движения и организации различных форм поведения базальные ганглии включаются в регуляцию цикла сон — бодрствование, в механизмы формирования условных рефлексов, в сложные формы восприятия, например осмыс-жше текста.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск