План-конспект
практического занятия
на тему: «Анализ межличностных отношений»
Подготовил и провел:
Студент группы ПП
Факультета педагогики и психологии Руководитель-методист:
Тирасполь 2013
План урока
Тема: Анализ межличностных отношений
Цели:
Обучающая:
проверить знания по теме;
знать технику рационального поведения в конфликтных ситуациях.
Студент должен знать:
понятие, виды, средства общения;
виды межличностных отношений;
специфику делового общения;
признаки, виды, динамику, стратегии конфликта;
технику рационального поведения в конфликте.
Студент должен уметь:
анализировать конфликт;
определять позитивную стратегию в ситуациях межличностного взаимодействия.
Воспитательная: воспитывать у студентов чувство ответственности, эмпатии, терпения;
Развивающая: развивать у студентов эмоционально-волевые качества, умение анализировать слова и поступки, адекватно решать сложные ситуации межличностного взаимодействия.
Внутридисциплинарные связи: все темы курса “Социальной психологии”.
Междисциплинарные связи: “Общая психология”, “Социология”, “Правовое обеспечение профессиональной деятельности”, “Экономика и управление здравоохранением”, “Медицинская психология”.
Методическое обеспечение дисциплины:
методическая разработка практического занятия для преподавателя;
дидактический материал по теме занятия;
компьютерная диагностическая программа по определению “Коммуника- тивно-организаторских способностей личности” и “Стратегий поведения в конфликтных ситуациях”;
выставка литературы по социальной психологии.
Структура:
1. Организационная часть (2-3мин.)
2.Актуализация опорных знаний и способов действия (10-15 мин.)
3.Сообщенеие темы, постановка целей и задач, мотивация учебной деятельности. Проведение инструктажа. Проведение тренинга (50-60 мин.)
4.Задание на дом(3-5 мин.)
5. Подведение итогов (3-5 мин.)
ЛИТЕРАТУРА
Основная:
Сухов А.Н. Социальная психология. М., Академия, 2006.
Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей. М., Академия, 2007.
Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. С.-Пб., 2001.
Мириманова М.С. Конфликтология. М., Академия, 2004.
Горянина В.А. Психология общения. М., Академия, 2005.
Дубровина И.В. Психология. М., Академия, 2007.
Творогова. Психология в медицине. Лекции. М., 2003.
Дополнительная:
Крылов А.А. Психология. М., 2001.
Бендас Т.В. Гендерная психология. Питер, 2005.
Маклаков А.Г. Общая психология. Питер, 2001.
Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М, 2001.
Общение и оптимизация совместной деятельности. Под ред. Г.М.Андреевой. М., 1987.
Ход занятия
Изучение темы позволит развить у студентов следующие компетенции:
Профессиональные: способность применять знания и умения в профессиональной деятельности – анализировать конфликтные ситуации; применять правила рационального поведения в ситуациях межличностного взаимодействия, конфликтных ситуациях.
Социальные: умение организовать свою работу; умение сотрудничать и работать в группе, команде; улаживать разногласия и конфликты; умение договариваться.
Личностные: способность самостоятельно принимать решения; проявлять инициативу; войти в группу, коллектив и внести свой вклад; показать стойкость перед трудностями.
Индивидуальные: способность быть гибким перед лицом быстрых изменений; нести ответственность за себя и за других; готовность и стремление к познанию и самосовершенствованию.
Актуализация темы В современных условиях изменения социальной и политической жизни общества знания по социальной психологии становятся одним из важнейших компонентов профессиональной культуры специалиста, так как современный период отличается нарастанием проблем социального и психологического плана в различных отраслях здравоохранения.
Профессиональная деятельность медицинского работника – это отношения в системе человек-человек, где на первый план выступают особенности общения, межличностного взаимодействия, поведения в конфликтных ситуациях на различных уровнях: медицинский работник-пациент, между сотрудниками, медицинский работник-руководитель. Ведущими психологами замечено, что успех в профессиональной деятельности на 80% зависит от умения общаться личности в коллективе.
Компетентностный подход в образовательной системе базируется на стремлении и готовности применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определённой области. Социальные компетенции включают умение нести ответственность, работать в команде, организовывать свою работу, показывать стойкость перед трудностями, доказывать гибкость перед лицом быстрых изменений, умение находить новые решения и изучаются дисциплиной “Социальная психология”, темой “Психология общения. Межличностные и конфликтные отношения”. Этапы
| Содержание этапов
| Время
| Методическое обоснование
| 1. Организационный момент
| Преподаватель приветствует студентов, проверяет готовность к занятию, отмечает отсутствующих.
| 1 мин.
| Активизировать внимание на предстоящую работу, подготовить к восприятию данной темы.
| 2. Актуализация темы
| Преподаватель сообщает тему, цель, актуализацию, ход занятия.
| 3 мин.
| Заинтересовать студентов в важности полученной информации, ориентировать на выполнение необходимых требований и объема работы.
| 3. Контроль исходного уровня знаний
| Преподаватель проводит устный фронтальный опрос основных понятий темы (Приложение 1).
| 6 мин.
| Выяснить исходный уровень знаний по теме, побудить к осознанию изучаемого материала.
| 4. Проверка домашнего задания
| Преподаватель проверяет подготовку домашнего задания: работу 1 микрогруппы по теме “Общение. Специфика делового общения” (Приложение 2).
| 15 мин.
| Определить уровень теоретической подготовки студентов, развить навыки делового общения, сотрудничества, работы в команде.
| 5. Подведение итогов работы микрогруппы
| Преподаватель отмечает подготовленность студентов, анализирует и оценивает работу каждого, и в целом микрогруппы (Приложение 3).
| 5 мин.
| Развить чувство ответственность за себя и за других. Создать благоприятный фон для совместной деятельности преподавателя и студентов.
| 6.Компьютерная диагностика студентов
| Преподаватель следит за ходом диагностики “Коммуникативно- организаторских способностей” в компьютерном классе.
| 10 мин.
| Развить стремление к познанию и самосовершенствованию, умение применять компьютерные технологии.
| 7. Анализ результатов диагностики
| Преподаватель анализирует и обобщает результаты диагностической работы студентов.
| 5 мин.
| Развить мыслительную деятельность, способность самостоятельно принимать решения, навыки самоконтроля и самоанализа.
| 8. Продолжение проверки домашнего задания
| Преподаватель проверяет выполнение домашнего задания: работу 2 и 3 микрогрупп по темам: “Особенности межличностных отношений в коллективе”, “Пути разрешения конфликтных ситуаций”.
| 30 мин.
| Определить уровень теоретической подготовки студентов, развить навыки делового общения, сотрудничества, работы в команде.
| 9. Подведение итогов работы микрогрупп
| Преподаватель отмечает подготовленность студентов, анализирует и оценивает работу каждого и микрогруппы в целом.
| 5 мин.
| Систематизировать знания студентов по теме. Создать благоприятный фон для сотрудничества в группе, умения работать в команде, войти в группу и внести свой вклад.
| 10. Домашнее задание
| Преподаватель даёт методические рекомендации по выполнению домашнего задания (Приложение 4).
| 3 мин.
| Мотивировать к предстоящей работе. Развить интерес и творческую активность, психологическое мышление.
| 11. Подведение итогов занятия
| Преподаватель помогает осмыслить результаты проделанной работы. Оценивает работу каждого студента.
| 3 мин.
| Активизировать самоподготовку, развить навыки самоконтроля и самооценки, пути улучшения результаты деятельности.
| 12. Заключительная часть.
| Систематизация и обобщение итогов занятия, выявление достижения целей и компетенций.
| 2 мин.
| Развить ответственность, умение договариваться, готовность к познанию и самосовершенствованию.
| Рекомендуемая литература для подготовки домашнего задания: Сухов А.Н. Социальная психология. М., Академия, 2006.
Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей. М., Академия, 2007.
Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. С.-Пб., 2001.
Мириманова М.С. Конфликтология. М., Академия, 2004.
Горянина В.А. Психология общения. М., Академия, 2005.
Дубровина И.В. Психология. М., Академия, 2007.
Творогова. Психология в медицине. Лекции. М., 2003.
Крылов А.А. Психология. М., 2001.
Бендас Т.В. Гендерная психология. Питер, 2005.
Маклаков А.Г. Общая психология. Питер, 2001.
Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М, 2001.
Общение и оптимизация совместной деятельности. Под ред. Г.М.Андреевой. М., 1987.
В процессе занятия использованы крылатые фразы и афоризмы: Для успеха в жизни умение общаться с людьми гораздо важнее обладания талантом. Леббок
| Быть человеком – это чувствовать свою ответственность. Сент-Экзюпери
| Не людей сотворили ради тебя, а тебя создали для людей. Персидская мудрость
| Гибкость – это умение подстроить своё поведение под тип мышление собеседника.
| Плохо быть всегда одинаковым. Хорошо уметь быть разным.
| Пытался, ошибался, проигрывал, пытайся снова, ошибайся меньше, выигрывай!
| Перечень ответов при фронтальном опросе студентов по теме практического занятия “Психология общения. Межличностные и конфликтные отношения”.
1. Дать определение общению, перечислить основные функции общения. Ответ: Общение – процесс установления, развития и сохранения контактов между людьми. Основные функции общения – информационно- коммуникативная, регулятивно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная.
2. Перечислите компоненты модели коммуникативного процесса К. Лассуэлла. Ответ: Основные компоненты коммуникативного процесса: коммуникатор, сообщение, канал, аудитория, эффективность.
3. Дать определение деловому общению. Ответ: Деловое общение – процесс развития контактов в служебной сфере.
4. Что такое деловой этикет? Ответ: Деловой этикет – процесс развития контактов в служебной сфере.
5. Охарактеризуйте горизонтальные и вертикальные нормы делового этикета. Ответ: Горизонтальные нормы – между равными по статусу участниками делового общения; вертикальные нормы – контакт руководителя и подчинённого.
6. Перечислите основные виды взаимоотношений в малой группе. Ответ: Основные виды взаимоотношений в малой группе – общественно-политические, служебные, внеслужебные.
7. Назовите принципы взаимоотношений в малой группе. Ответ: принцип уважения и субординации, принцип сплочённости, принцип гуманизма.
8. Перечислите основные признаки конфликта. Ответ: основные признаки конфликта – наличие противоречия, нанесение различного рода ущерба, разрешение конфликта.
9. Назовите педагогические меры разрешения конфликтов. Ответ: К педагогическим мерам разрешения конфликтов относятся беседа, просьба, устное предупреждение, устный приказ, объяснение и т.д.
10. Назовите директивные меры разрешения конфликтов. Ответ: К директивным мерам разрешения конфликтов относятся выговор, докладная, приказ, увольнение, снятие с должности и.т.д.
11. Перечислите основные стратегии поведения в конфликте. Ответ: К основным стратегиям поведения личности в конфликте относят: принуждение, уступку, компромисс, уход, сотрудничество.
12. Что такое конкурентное поведение? Ответ: Конкурентное поведение – ориентирует на борьбу, свою победу, жесткое противостояние.
13. Охарактеризуйте кооперативное поведении? Ответ: Кооперативное поведение – учёт интересов обеих сторон, поиск взаимоприемлимых решений.
14. Что такое арбитраж? Ответ: Арбитраж – стороны обращаются к третьему лицу, которое выслушивает оба мнения, а затем принимает решение по спорному вопросу.
15. Дать характеристику переговорному процессу. Ответ: переговорный процесс – направлен на выработку компромиссных решений. |