PRACTICAL INTELLIGENCE IN EVERYDAY LIFE
R. Sternberg
G. Forsythe
J. Hedlund
J. Horvath
R. Wagner
W. Williams
S.Snook
E. Grigorenko
cambridge
UNIVERSITY PRESS
| ПРАКТИЧЕСКИЙ ИНТЕЛЛЕКТ
Роберт Дж. Стернберг
Джордж Б. Форсайт
Дженнифер Хедланд
Джозеф А. Хорвард
Ричард К. Вагнер
Венди М. Вильяме
Скотт А. Снук
Елена Григоренко
Санкт-Петербург Москва - Харьков - Минск 2002
|
Р. Дж. Стернберг, Дж. Б. Форсайт, Дж. Хедланд, Дж. А. Хорвард, Р. К. Вагнер, В. М. Вильяме, С. А. Снук, Е. Л. Григоренко
Практический интеллект
Серия «Мастера психологии» Перевели с английского К. Щукина, Ю. Буткевич
Главный редактор Е. Строганова
Заведующий редакцией Л. Винокуров
Руководитель проекта Е. Цветкова
Выпускающий редактор А. Борин
Научный редактор И. Винокурова
Литературный редактор И. Трофимова
Художник обложки Р. Яцко
Верстка Е. Кузьменок
ББК 88.2 УДК 159.92
П69 Практический интеллект / Р. Дж. Стернберг, Дж. Б. Форсайт, Дж. Хедланд и др. — СПб.: Питер, 2002. — 272 с. — (Серия «Мастера психологии»).
ISBN 5-318-00013-4
В этой новаторской книге рассматриваются психологические исследования практического интеллекта и описывается его роль в повседневной жизни. Авторы акцентируют важность невербализованных знаний — того, что мы узнаем из собственного опыта в процессе деятельности. Основываясь на многолетнем исследовании, доктор Стернберг и его коллеги обнаружили также, что неявные знания могут быть оценены количественно. Кроме того, данные различных исследований показывают, что практический интеллект не только психологически, но и статистически отличается от научного интеллекта, а также от склада личности и мыслительных навыков. Показано, что практический интеллект так же, а иногда и более тесно, чем научный, детерминирует успешность школьного обучения и эффективность производственной деятельности. В книге дается подробный обзор изучения практического интеллекта в США и других странах в таких сферах деятельности, как менеджмент, военное командование, преподавание и научно-исследовательская работа, торговля.
© Cambridge University Press, 2000
© Перевод на русский язык, К. А. Щукина, Ю. А. Буткевич, 2002
© Издательский дом «Питер», 2002
Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.
ISBN 5-318-00013-4
ООО «Питер Принт». 196105, Санкт-Петербург, ул. Благодатная, д. 67.
Лицензия ИД № 05784 от 07.09.01.
Налоговая льгота - общероссийский классификатор продукции ОК 005-93, том 2; 953000 - книги и брошюры. Подписано в печать 19.03.02. Формат 70х100'/|6. Усл. п. л. 21,93. Тираж 5000 экз. Заказ № 187.
Отпечатано с диапозитивов в ФГУП «Печатный двор» им. A.M. Горького
Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
197110, Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15.
Оглавление
Предисловие
| 9
| Глава 1. Что такое практический интеллект?
| 12
| Концепции интеллекта
| 12
| Концепции компетентности
| 13
| Теории компетентности
| 14
| Приобретение компетентности
| 16
| Практический интеллект как форма приобретаемого опыта
| 18
| Глава 2. Природа интеллекта
| 20
| Тесты интеллекта: история развития
| 20
| Теории интеллекта
| 23
| Имплицитные теории
| 23
| Эксплицитные теории
| 26
| Глава 3. Особенность практического интеллекта: его природа и развитие
| 38
| Академический и практический интеллект: сравнительный аспект
| 38
| Исследование способности решать практические проблемы
| 40
| Прелесть старения: возрастные паттерны практического интеллекта те же, что и обычного?
| 44
| Что изменяется в практическом интеллекте?
| 51
| Роль контекста в решении практических проблем
| 52
| Содержание решения практических проблем
| 55
| Цели решения практических проблем
| 56
| Стратегии решения практических проблем
| 57
| Интерпретация (определение) проблем
| 59
| Прототипические формы развивающегося практического интеллекта
| 61
| Интуиция
| 61
| Глава 4. Практический интеллект в служебной деятельности
| 68
| Рациональные подходы к менеджменту
| 68
| Рациональный менеджер
| 68
| Активный менеджер
| 71
| Применение практического интеллекта в служебной деятельности
| 73
| Решение нелинейных задач
| 74
| Рефлексия во время действий
| 76
| Глава 5. Подходы к изучению практического интеллекта
| 78
| Социальный интеллект
| 78
| Когнитивно-вербальные способы оценки социального интеллекта
| 79
| Поведенческие подходы при измерении социального интеллекта
| 81
| Невербальные подходы при измерении социального интеллекта
| 83
| =5=
Эмоциональный интеллект
| 87
| Всесторонняя структура способностей
| 91
| Модель персональной компетентности Гринспена и Дрискола
| 91
| Структура жизненных систем
| 92
| Теория Стернберга: интеллект, ведущий к успеху
| 92
| Субтеории
| 93
| Трехкомпонентный тест способностей Стернберга
| 97
| Измерение практического интеллекта
| 102
| Глава 6. Понимание практического интеллекта
| 103
| Роль неявных знаний
| 103
| Неявные знания как теоретический концепт
| 104
| Характерологические особенности неявных знаний
| 105
| Типичное получение неявных знаний при незначительной подкрепленности внешними обстоятельствами или без таковой
| 106
| Неявные знания являются процедурными
| 106
| Практическая польза неявных знаний
| 107
| Неявные знания предполагают последовательные связи их характерных признаков
| 107
| Чем не являются неявные знания
| 108
| Неявные знания не являются синонимом знаний, полученных на работе
| 108
| Неявные знания не заменяют генеральный интеллект
| 109
| Неявные знания не являются достаточными для эффективной деятельности
| 109
| Описание неявных знаний как различных уровней абстракции
| 110
| Когнитивное представление неявных знаний
| 110
| Идентификация и измерение неявных знаний
| 114
| Глава 7. Измерение неявных знаний
| 116
| Методы измерения реальных способностей
| 116
| Метод критической ситуации
| 116
| Имитационные тесты
| 117
| Метод оценки неявных знаний
| 118
| Неявные знания как оцениваемый конструкт
| 120
| Разработка опросника, используемого для оценки неявных знаний
| 121
| Идентификация знаний
| 123
| Отбор примера
| 128
| Создание инструментария.
| 131
| Создание опросника неявных знаний: выводы
| 132
| Определение валидности опросника
| 132
| Содержательный аспект
| 133
| Субстантивный аспект
| 134
| Структурный аспект
| 135
| |