Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/19
Дата публикации11.11.2013
Размер2.15 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


Министерство образования и науки Российской Федерации

Администрация г. Иркутска

Департамент образования комитета по социальной политике и культуре

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

г. Иркутска детский сад компенсирующего вида №162

664059, г. Иркутск, м-н Юбилейный, 130 тел. 53-17-03, 53-70-34

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В ГРУППАХ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ,

КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА,

С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

ПРИНЯТА: УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО:

Советом педагогов Заведующий

МБДОУ № 162 МБДОУ № 162 «__»____________ 20___ г

«»……………201_ г ____________--_________ ______________________

Протокол № ___ «____» __________ 20___г

Приказ №_____

Оглавление


Пояснительная записка…………………………………………………………………………………………………………….3

1. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей воспитывающихся в ДОУ. Сведения о квалификации педагогических кадров. Сведения о семьях воспитанников 5

2. Содержание образовательного процесса 14

3. Цель и задачи деятельности ДОУ по реализации основной образовательной программы 14

4. Особенности осуществления образовательного процесса 15

5. Принципы и подходы к формированию общеобразовательной программы 19

Часть I. (обязательная)

1.1. Организация режима пребывания детей в ДОУ ……21

1.2. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей 35

1.2.1. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Физическая культура» 37

1.2.2. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Здоровье» 41

1.2.3. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Безопасность» 45

1.2.4. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Социализация» 48

1.2.5. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Труд» 53

1.2.6. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Познание» 60

1.2.7. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Коммуникация» 67

1.2.8. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Чтение художественной литературы» 72

1.2.9. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Художественное творчество» 73

1.2.10. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Музыка» 77

1.3. Система коррекционной работы 83

1.4. Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы 91

1.5. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы 102

Часть II.(вариативная)

2.1. Особенности организации образовательного процесса в группах раннего возраста 110

2.2. Условия реализации образовательной программы дошкольного образовательного учреждения. 125

2.3. Формы взаимодействия с семьями воспитанников по основным направлениям реализации основной общеобразовательной программы ДОУ. 132

2.4. Преемственность в работе ДОУ и школы. 139

2.5. Взаимодействие с другими учреждениями. 143

Приложение

Пояснительная записка

Основная образовательная программа МДОУ детского сада компенсирующего вида № 162 разработана в соответствии с:

  • «Законом об образовании РФ» (Принят 10 июля 1992 года N 3266-1 в ред. от 27.12.2009 N 374-ФЗ);

  • СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ; 22 июля 2010 г. N 91)

  • "Изменения N 1 к СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ; 20 декабря 2010 г. N 164)

  • «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» (утв. Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. N 666);

  • «Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утв. приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655, Регистрационный № 16299 от 08 февраля 2010 г Министерства юстиции РФ).

  • «Федеральными государственными требованиями к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» № 2151 от 20.07.2011 Приказ МО и НРФ.

  • с Уставом ДОУ (утв. Приказом ДО КСПК № 214-08-1636/11)

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования МБДОУ№ 162 разработана на основе следующих программ:

  • Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство» (прим. – в настоящее время проходит апробацию),

  • Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста с недоразвитием речи, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина,

  • Программы воспитания и обучения глухих детей дошкольного возраста, Л.П. Носкова, Л.А. Головчиц, Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымская и др.,

  • Программа воспитания и обучения слабослышащих детей дошкольного возраста», Л.П. Носкова, Л.А. Головчиц, Н.Д. Шматко и др.,

  • Комбинаторная программа слухоречевой реабилитации глухих дошкольников после кохлеарной имплантации с использованием верботонального метода в условиях интегрированной группы МДОУ № 162 «Слушаем, играем, говорим, поём», Петроченко Н.Г., Пожидаева А.В., Соловьева Л.А. (Зарегистрирована в МОУ ДПО ЦИМПО 28.03.2011 № 1984)

  • Авторской адаптационной программы оздоровления детей в условиях ДОУ. Социальная адаптация и защита детей с нарушением слуха «Растим малышей здоровыми», Созинова Н.И., Хребтова О.И., Казакова Л.А., Старовойтова М.А., Козлов В.А., Батырева Е.А.. (Зарегистрирована в МОУ ЦИМПО 10.09.2009 № 1641)

  • Программа «Общение». Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста» под редакцией Э.И. Леонгард

  • Программа «Воспитание и обучение глухих дошкольников в детском саду» под редакцией Э.И. Леонгард.

Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральными государственными требованиями:

  • содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования;

  • обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;

  • строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

  • основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

  • предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

  • предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Кроме того, при разработке Программы учитывались принципы и подходы её формирования, определённые главной целью Программы «Детство» создание условий для развития функционально грамотной личности – человека, способного решать любые жизненные задачи (проблемы), используя для этого приобретаемые в течение всей жизни знания, умения и навыки и оставаясь при этом человеком.

  1. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей воспитывающихся в ДОУ. Сведения о квалификации педагогических кадров. Сведения о семьях воспитанников.


МБДОУ детский сад компенсирующего вида № 162. Всего в ДОУ воспитывается 215 детей. Общее количество групп – 13. Из них 4 группы – общеразвивающей направленности, 9 – компенсирующей. В компенсирующих группах воспитываются дети с нарушением слуха и дети с тяжелыми нарушениями речи.

Комплектование групп таблица 1.

Наименование группы

Общее количество детей

Особенности в развитии контингента детей группы

№ 1. «Почемучки»

Разновозрастная группа для слабослышащих детей (5-7 лет)

19 детей

9 детей – с нарушением слуха (сенсоневральная тугоухость (СНТ) от I до IV степени; сенсоневральная глухота (CНГ) (имплантированные));

10детей – без нарушения в развитии (норма)

№ 2 «Петушки»

Разновозрастная группа для глухих детей (5-7 лет)

11 детей

СНТ (IV), СНГ

№ 3 «Неваляшки»

Разновозрастная группа для слабослышащих детей (3-5 лет)

16 детей

10 детей – с нарушением слуха (СНТ от I до IV ст.; СНГ (импл.))

6 детей – норма

№ 4 «Зайчики»

Разновозрастная группа для слабослышащих детей (4-5 лет)

14 детей

10 детей с нарушением слуха (СНТ от I до IV ст.; СНГ (импл.))

4 - норма

№ 5 «Родничок»

Разновозрастная группа для слабослышащих детей (2-4 лет)

13 детей

9 детей с нарушением слуха (СНТ от I до IV ст.; СНГ (импл.))

4 - норма

№ 6 «Звездочки»

Разновозрастная группа для глухих детей (3-4 лет)

10 детей

СНТ (IV), СНГ

№ 7 «Журавлики»

Подготовительная к школе группа для детей с тяжелыми нарушениями речи (6-7 лет)

19 детей

13 детей – ОНР 2-3 уровень

6 детей - норма

№ 8 «Говорунчики»

Разновозрастная группа для слабослышащих детей (6-8 лет)

13 детей

11 детей с нарушением слуха (СНТ от I до IV ст.; СНГ (импл.))

2 - норма

№ 9 «Колокольчики»

старшая группа для детей с тяжелыми нарушениями речи (5-6 лет)

19 детей

14 детей – ОНР 2-3 уровень

5 - норма

№ 10 «Черепашки»

Подготовительная к школе группа (6-7 лет)

22 ребенка

норма

№ 11 «Колобки»

1-я младшая группа (2-3 лет)

15 детей

норма

№ 12 «Солнышки»

2- младшая группа (3-4 лет)

20 детей

норма

№ 13 «Пчелки»

Средняя-старшая (4-6 лет)

25 детей

норма



Возрастные особенности детей от 1,5 до 3 лет.

Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуется восприятие и речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление. Интенсивно

развивается активная речь. Формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование. К третьему году жизни ребенка совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, слуховое восприятие, прежде всего

фонематический слух. Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Завершается ранний возраст кризисом 3 лет. У ребенка формируется образ Я.

Возрастные особенности детей от 3 до 4 лет.

Общение ребенка становится внеситуативным, ведущим видом деятельности становится игра. Основное содержание игры – действия с игрушками и предметами-заместителями. Начинают формироваться представления о предмете,

при рисовании дети могут использовать цвет. Развитие мелкой моторики осуществляется через лепку, доступны простейшие виды аппликации. Развивается перцептивность. К концу четвертого года дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы. Развивается память и внимание, продолжает развиваться наглядно-действенное мышление, начинает развиваться воображение. Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. Сознательное управление поведением только начинает складываться, на начальной стадии развития находится самооценка. Продолжает развиваться половая идентификация.

Возрастные особенности детей от 4 до 5 лет.

В игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия. Значительное развитие получает изобразительная деятельность, совершенствуется ее техническая сторона. Усложняется конструирование, постройки включают 5-6 деталей. Развивается ловкость, координация движений, усложняются игры с мячом. Восприятие становится более развитым. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку, выделить такие параметры, как

высота, длина и ширина. Начинает развиваться образное мышление, предвосхищение. Продолжает развиваться воображение, увеличивается устойчивость внимания. Улучшается произношение звуков и дикция, речь становится предметом активности детей. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого, взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью. Начинают выделяться лидеры. Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия; формированием потребности в уважении взрослого, появлением обидчивости, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.

Возрастные особенности детей от 5 до 6 лет.

Дети шестого года жизни начинают осваивать социальные отношения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяется смысловой «центр» и «периферия». Развивается изобразительная деятельность детей, рисунки приобретают сюжетный характер. Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; представления детей систематизируются. Продолжает развиваться образное мышление, способность рассуждать и давать

адекватные причинные объяснения, развивается воображение. Продолжает развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Совершенствуется грамматический строй речи. Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающееся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца. Восприятие характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств; развивается умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
Возрастные особенности детей от 6 до 7 лет.

Игровые действия становятся более сложными, отражая взаимодействия людей, жизненные ситуации, усложняется и игровое пространство. Рисунки детей приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма.

Более яркими становятся различия между рисунками девочек и мальчиков. В конструировании дети свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек. Ребенок седьмого года жизни осваивает сложные

формы сложения из листа бумаги и придумывает собственные. Усложняется конструирование из природного материала. У детей продолжает развиваться восприятие, образное мышление; навыки обобщения и рассуждения; внимание.

Развивается и речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика, связная речь, диалогическая и некоторые виды монологической речи. Основные достижения этого возраста связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми; развивается половая идентификация, формируется позиция школьника. К концу дошкольного возраста ребенок приобретает интегративные качества, позволяющие ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
Характеристика детей с общим недоразвитием речи.

Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Наряду с общей соматической ослабленностью, им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.

Дети со сложным недоразвитием речи отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Например, перекатывание мяча с руки на руку, передача его с небольшого расстояния, удары об пол с попеременным чередованием; прыжки на правой и левой ноге, ритмические движения под музыку.

Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Обнаруживается замедленность, застревание на одной позе.

Речевая недостаточность отчетливо проявляется во всех компонентах. Дети пользуются только простыми предложениями, состоящими из 2-3, редко 4 слов. Словарный запас значительно отстает от возрастной нормы: выявляется незнание многих слов, обозначающих части тела, животных и их детенышей, одежды, мебели, профессий

Характеристика детей с нарушением слуха

По состоянию слуха различают детей глухих и слабослышащих (страдающих тугоухостью).

  • Глухие дети – это дети с наиболее резкой степенью поражения слуха. Глухота бывает абсолютной лишь в исключительных случаях. Обычно сохраняются остатки слуха, позволяющие воспринимать отдельные очень громкие, резкие и низкие звуки (гудки, свистки, громкий голос над ухом и т.д.). Но разборчивое восприятие речи невозможно.

  • Слабослышащие (страдающие тугоухостью) дети – это дети с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое развитие. Тугоухость может быть выражена в различной степени – от небольшого нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограничения восприятия речи разговорной громкости.


Нарушение слуха непосредственно влияет на речевое развитие ребенка и оказывает опосредованное влияние на формирование памяти, мышления. Что же касается особенностей личности и поведения неслы­шащего и слабослышащего ребенка, то они не являются биологически обусловленными и при создании соответствующих условий поддаются коррекции в наибольшей степени.

Значительную часть знаний об окружающем мире нормально развивающийся ребенок получает через слуховые ощущения и восприятия. Неслышащий ребенок лишен такой возможности, или они у него крайне ограничены. Это затрудняет процесс познания и оказывает отрицательное влияние на формирование других ощущений и восприятий. В связи с нарушением слуха особую роль приобретает зрение, на базе которого развивается речь глухого ребенка. Очень важными в процессе познания окружающего мира становятся двигательные, осязательные, тактильно-вибрационные ощущения.

Потеря слуха создает сложные условия для развития двигательной чувствительности. Слуховой контроль помогает выработке четких, плавных и размеренных движений, его отсутствие приводит к трудностям в их формировании. У детей с нарушениями слуха компенсация отсутствующего слухового контроля может совершаться за счет увеличения роли зрительного, тактильно-вибрационного и двигательного восприятий.
Сведения о квалификации педагогических кадров

Таблица 2

Критерии оценки качества

количество

% от общего числа пед. работников

Всего педагогических работников

34

100%

Руководитель

1

3%

Ст. воспитатель

1

3%

Педагог-психолог

1

3%

Учитель-дефектолог

7

20%

Учитель-логопед

1

3%

Воспитатель

19

56%

Музыкальный руководитель

2

6%

Инструктор по ФИЗО и плаванию

2

6%

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНЗ

Высшее образование

25

73,5%

Средне-специальное

10

26,5%

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ

ВКК

13

38%

1КК

7

20,5%

2КК

12

35,5%

Не имеют

2

6%

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СТАЖ

До 5 лет

3

9%

5-10 лет

4

12%

10-15 лет

2

6%

15-20 лет

4

12%

Свыше 20 лет

21

61%

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ

Прошли курсовую подготовку за последние 5 лет

30

88,2%


Социальными заказчиками деятельности учреждения являются в первую очередь родители воспитанников. Поэтому коллектив ДОУ пытается создать доброжелательную, психологически комфортную атмосферу, в основе которой лежит определенная система взаимодействия с родителями, взаимопонимание и сотрудничество.

Выяснение потребностей родителей коллектив ДОУ осуществляет на основе результатов изучения контингента родителей, анкетирования родителей воспитанников посещающих ДОУ и жителей микрорайона. Ожидания родителей. Изучение социального заказа родителей воспитанников ДОУ показало, что главной задачей детского сада большинство родителей (82%) считает укрепление здоровья ребёнка и его развитие; 92% родителей желают, чтобы их ребёнок при выходе из дошкольного учреждения был полностью готов к обучению в школе; часть родителей (60%) хотели, чтобы в детском саду дополнительно развивали творческие способности их ребёнка.

Социальный заказ. Детский сад № 162 является единственным в своем роде учреждением в городе, где предоставляют образовательные услуги детям с нарушением слуха. Семьи с такими детьми проживают в разных районах города, в том числе отдаленных. В связи с этим существует необходимость функционирования групп с 24 часовым пребыванием детей, в гибком режиме пребывания ребёнка в ДОУ. Эта необходимость вызвана и наличием большого количества неполных семей (на 01.09.2011 года – 53 семьи)
Социальный паспорт МБДОУ № 162 г. Иркутска





п/п

Критерии

На 01.09.2011

Кол-во

%

1.

Всего детей:

215

100%

Из них: сирот

4

1,8%

инвалидов

74

34,4%

2.

Всего семей:

203

100%

Из них: полных

150

74%

неполных

53

26%

многодетных

11

5,5%

малообеспеченные

21

10,3%

3.

Социальный состав:







служащие

194

52%

рабочие

109

29,2%

предприниматели

10

2,8%

неработающие

60

16%

4.

Образовательный ценз:







высшее образование

181

48,5%

средне-специальное

117

31,4%

Среднее (общее)

68

18,2%

9 классов

7

1,9%

Всего родителей

373

100%


Данные сведения позволили нам определить направления деятельности ДОУ по удовлетворению запросов родителей:

  • Создание необходимых условий для успешной социальной адаптации ребенка с нарушениями развития раннего и дошкольного возраста, осуществляемое посредством комплексной помощи ребенку и его семье;

  • Дополнительное образование;

  • Проведение оздоровительных и профилактических мероприятий. (Приоритетное направление деятельности ДОУ);

  • Подготовка к обучению в школе (Развитие произвольной сферы, обучение грамоте, развитие логического мышления).

  1. Содержание образовательного процесса.

Целостность педагогического процесса в МБДОУ обеспечивается реализацией комплексной программы «Детство», «Общение. Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста» под редакцией Э.И. Леонгард и «Воспитание и обучение глухих дошкольников в детском саду» под редакцией Э.И. Леонгард. Приоритет - комплексное (психолого-медико-педагогическое) сопровождение ребенка с отклонениями психофизического развития, а также оптимизация речевой сферы личности дошкольника в образовательной среде детского сада - достигается за счет использования программы «Развитие» разработанной коллективом детского сада и научным руководителем кандидатом психологических наук, доцентом кафедры медицинской психологии Иркутского государственного университета Яндановой Т.И.

  1. Цель и задачи деятельности ДОУ по реализации основной образовательной программы

Цель и задачи деятельности ДОУ по реализации основной образовательной программы определяются на основе анализа результатов предшествующей педа­гогической деятельности, потребностей детей и родителей, социума, в котором находится дошкольное образовательное учреждение.

Цель ООП ДО: Создание условий для полноценного физического, социально-личностного, познавательно-речевого и художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста, с учётом уровня их психофизического развития, возрастных и индивидуальных особенностей, а также системная коррекция недостатков в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.

Достижение поставленных цели требует решения определённых задач деятельности ДОУ. Для успешной деятельности по реализации ООП необходимо (прим. – задачи необходимо соотнести с п.8 «Типового положения»):

- учитывать в образовательном процессе особенности психофизического развития и возможности детей

- синхронизировать процессы обучения и воспитания, сделать их взаимодополняющими, обогащающими физическое, социально-личностное, интеллектуальное и художественно-эстетическое развитие детей;

- осуществлять необходимую квалифицированную коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;

- выстроить взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;

- оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

  1. Особенности образовательного процесса:

При организации образовательного процесса нами учтены принципы интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. В основу организации образовательного процесса определен комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей.

Организация деятельности взрослых и детей по реализации основной общеобразовательной программы осуществляется в виде:

  • непосредственно образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности;

  • образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов;

  • самостоятельной деятельности детей;

  • взаимодействия с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Непосредственно образовательная деятельность

  • игры дидактические, дидактические с элементами движения, сюжетно-ролевые, подвижные, психологические, музыкальные, хороводные, театрализованные, игры-драматизации, игры на прогулке, подвижные игры имитационного характера;

  • просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов, телепередач;

  • чтение и обсуждение программных произведений разных жанров, чтение, рассматривание и обсуждение познавательных и художественных книг, детских иллюстрированных энциклопедий;

  • создание ситуаций педагогических, морального выбора; беседы социально-нравственного содержания, специальные рассказы воспитателя детям об интересных фактах и событиях, о выходе из трудных житейских ситуаций, ситуативные разговоры с детьми;

  • наблюдения за трудом взрослых, за природой, на прогулке; сезонные наблюдения;

  • изготовление предметов для игр, познавательно-исследовательской деятельности; создание макетов, коллекций и их оформление, изготовление украшений для группового помещения к праздникам, сувениров; украшение предметов для личного пользования;

  • проектная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование, конструирование;

  • оформление выставок работ народных мастеров, произведений декоративно-прикладного искусства, книг с иллюстрациями, репродукций произведений живописи и пр.; тематических выставок (по временам года, настроению и др.), выставок детского творчества, уголков природы;

  • викторины, сочинение загадок;

  • инсценирование и драматизация отрывков из сказок, разучивание стихотворений, развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера;

  • рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам и потешкам, игрушек, эстетически привлекательных предметов (деревьев, цветов, предметов быта и пр.), произведений искусства (народного, декоративно-прикладного, изобразительного, книжной графики и пр.), обсуждение средств выразительности;

  • продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) по замыслу, на темы народных потешек, по мотивам знакомых стихов и сказок, под музыку, на тему прочитанного или просмотренного произведения; рисование иллюстраций к художествен­ным произведениям; рисование, лепка сказочных животных; творческие задания, рисование иллюстраций к прослушанным музыкальным произведениям;

  • слушание и обсуждение народной, классической, детской музыки, дидактические игры, связанные с восприятием музыки;

  • подыгрывание на музыкальных инструментах, оркестр детских музыкальных инструментов;

  • пение, совместное пение, упражнения на развитие голосового аппарата, артикуляции, певческого голоса, беседы по содержанию песни (ответы на вопросы), драматизация песен;

  • танцы, показ взрослым танцевальных и плясовых музыкально-ритмических движений, показ ребенком плясовых движений, совместные действия детей, совместное составление плясок под народные мелодии, хороводы;

  • физкультурные занятия игровые, сюжетные, тематические (с одним видом физических упражнений), комплексные (с элементами развит речи, математики, конструирования), контрольно-диагностические, учебно-тренирующего характера, физкультминутки; игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, народных песенок, авторских стихотворений, считалок; сюжетные физкультурные занятия на темы прочитанных сказок, потешек; ритмическая гимнастика, игры и упражнения под музыку, игровые беседы с элементами движений.

  • Мероприятия групповые, межгрупповые и общесадовские:

• туристические прогулки, экскурсии.

• физкультурные досуги (проводятся 1-2 раза в месяц);

• спортивные праздники (проводятся 2-3 раза в год);

• соревнования;

• дни здоровья;

• тематические досуги, праздники;

•театрализованные представления;

• смотры и конкурсы;

Образовательная деятельность при проведении режимных моментов

  • физическое развитие: комплексы закаливающих процедур (оздоровительные прогулки, мытье рук прохладной водой перед каждым приемом пищи, полоскание рта и горла после еды. воздушные ванны, ходьба босиком по ребристым дорожкам до и после сна, контрастные ножные ванны), утренняя гимнастика, упражнения и подвижные игры во второй половине дня;

  • социально личностное развитие: ситуативные беседы при проведении режимных моментов, подчеркивание их пользы; развитие трудовых навыков через поручения и задания, дежурства, навыки самообслуживания; помощь взрослым; участие детей в расстановке и уборке инвентаря и оборудования для занятий, в построении конструкций для подвижных игр и упражнений (из мягких блоков, спортивного оборудования); формирование навыков безопасного поведения при проведении режимных моментов;

  • познавательно речевое развитие: создание речевой развивающей среды; свободные диалоги с детьми в играх, наблюдениях, при восприятии картин, иллюстраций, мультфильмов; ситуативные разговоры с детьми; называние трудовых действий и гигиенических процедур, поощрение речевой активности детей; обсуждения (пользы закаливания, занятий физической культурой, гигиенических процедур);

  • художественно эстетическое развитие: использование музыки в повседневной жизни детей, в игре, в досуговой деятельности, на прогулке, в изобразительной деятельности, при проведении утренней гимнастики, привлечение внимания детей к разнообразным звукам в окружающем мире, к оформлению помещения, привлекательности оборудования, красоте и чистоте окружающих помещений, предметов, игрушек.

Самостоятельная деятельность детей

  • физическое развитие: самостоятельные подвижные игры, игры на свежем воздухе, спортивные игры и занятия (катание на санках, лыжах, велосипеде и пр.);

  • социально личностное развитие: индивидуальные игры, совместные игры, все виды самостоятельной деятельности, предполагающие общение со сверстниками;

  • познавательно речевое развитие: самостоятельное чтение детьми коротких стихотворений, самостоятельные игры по мотивам художественных произведений, самостоятельная работа в уголке книги, в уголке театра, сюжетно-ролевые игры, рассматривание книг и картинок; самостоятельное раскрашивание «умных раскрасок», развивающие настольно-печатные игры, игры на прогулке, автодидактические игры (разви­вающие пазлы, рамки-вкладыши, парные картинки);

художественно эстетическое развитие: предоставление детям возможности самостоятельно рисовать, лепить, конструировать (преимущественно во второй половине дня), рассматривать репродукции картин, иллюстрации, музицировать (пение, танцы), играть на дет­ских музыкальных инструментах (бубен, барабан, колокольчик и пр.), слушать музыку

Приоритетное направление деятельности ДОУ по реализации программы определено для групп компенсирующей направленности - комплексное (психолого-медико-педагогическое) сопровождение ребенка с отклонениями психофизического развития, а также оптимизация речевой сферы личности дошкольника в образовательной среде детского сада.

Вместе с тем следует отметить особенности организации образовательного процесса:

- ДОУ работает в условиях круглосуточного пребывания в режиме 5-дневной рабочей недели

- соотношение обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательного процесса (с учётом приоритетной деятельности образовательного учреждения) определено как 80% и 20%;

20% ООП ДО данного ДОУ составляет образовательная работа с детьми по ознакомлению с природно-климатическими особенностями Восточной Сибири, что нашло отражение в таких тематических неделях, как «День Байкала», «Растительный мир Прибайкалья», «Животный мир Прибайкалья», «Сибирь - мой край родной», а также ознакомление с ближайшим социокультурным окружением: «День города. Юбилей Иркутска -350 лет», «День семьи». Методическое сопровождение образовательной работы в данной части ООП ДО обеспечивается учебно-методическим пособием «Байкал – Жемчужина Сибири», Иркутск: ГОУ ВПО «ВСГАО», 2011.

  1. Принципы и подходы к формированию общеобразовательной программы

Цель ООП определяет систему психолого-педагогических принципов, отражающих наше представление о значении дошкольного возраста для становления и развития личности ребёнка

Основными принципиальными положениями основной общеобразовательной программы ДОУ являются:

  • принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

  • сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;

  • соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности;

  • обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

  • принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

  • комплексно-тематическом принцип построения образовательного процесса;

  • решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках организованной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

  • построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Методологические подходы к формированию основной общеобразовательной программы:

  • возрастной подход, учитывающий, что психическое развитие на каждом возрастном этапе подчиняется определенным возрастным закономерностям, а также имеет свою специфику, отличную от другого возраста.

  • личностный подход. Все поведение ребенка определяется непосредственными и широкими социальными мотивами поведения и деятельности. В дошкольном возрасте социальные мотивы поведения развиты еще слабо, а потому в этот возрастной период деятельность мотивируется в основном непосредственными мотивами. Исходя из этого, предлагаемая ребенку деятельность должна быть для него осмысленной, только в этом случае она будет оказывать на него развивающее воздействие.

  • деятельностный подход. В рамках деятельностного подхода деятельность наравне с обучением рассматривается как движущая сила психического развития. В каждом возрасте существует своя ведущая деятельность, внутри которой возникают новые виды деятельности, развиваются (перестраиваются) психические процессы и возникают личностные.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск