Скачать 140.8 Kb.
|
Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный медико – стоматологический университет “УТВЕРЖДАЮ” Проректор по учебной работе , профессор _________ Ярыгин Н. В. “_____”__________2007 г. Рабочая учебная программа по дисциплине «Нервные болезни» для студентов дневного факультета клинической психологии для специальности «030302» - « Клиническая психология». Кафедра «Нервные болезни» Курс 3 Семестр 5 Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030302 – «Клиническая психология». Программа обсуждена на заседании кафедры «Нервные болезни» « 3 » сентября 2007 г., протокол № 24 Заведующий кафедрой, профессор ______________ Стулин И.Д. Рабочая программа рассмотрена на заседании методической комиссии по специальности 030302 – «Клиническая психология» «________» _________________2007 г. протокол №_________ Председатель комиссии профессор ____________Н.А. Сирота Рабочая программа одобрена на заседании центрального методического совета (ЦМС) МГМСУ «_____» «____________2007г. протокол №____ Председатель ЦМС: Член – корр. РАМН, профессор ________ Э.В.Луцевич Цель и задачи дисциплины: Инновационная подготовка высококвалифицированных специалистов, владеющих на современном уровне профессиональными компетенциями в неврологии и функциональной диагностике, способных внести эффективный вклад и обеспечение здоровья населения России. Подготовка специалистов владеющих теоретическими практическими навыками оценки основных церебральных функций в неотложной и плановой неврологии с использованием инновационных алгоритмов диагностики. Подготовка специалистов, владеющих современными стандартами лечения и профилактики заболеваний нервной системы. Формирование основ врачебной компетентности врача и мотивации к постоянному повышению своего профессионального уровня. Формирование профессионально – деятельностного сознания и информационно – инструментальной готовности для творческого и методически грамотного выполнения врачебной деятельности. 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины: Студент должен знать и уметь использовать: Всю имеющуюся учебную литературу, методические пособия, компьютерные программы и интерактивные тренажеры по основным современным методам диагностики заболеваний нервной системы. Современные международные классификации болезней, синдромов поражения нервной системы и внутренних органов. Знания по нормальной и патологической анатомии, нормальной и патофизиологии нервной и сердечно- сосудистой систем; физики, фармакологии, внутренних и инфекционных болезней в объеме программы медицинского ВУЗА. Студент должен уметь использовать приобретенные знания в клинико-инструментальной диагностике заболеваний нервной системы, для дальнейшей практической деятельности и профессионального совершенствования. Студент должен приобрести углубленные детальные знания по анатомии и физиологии, основным диагностическим алгоритмам и стандартам современной диагностики в неврологии для применения в практике клинического психолога. Уровень компетентности: Врач должен обладать целостным представлением о существующих на современном этапе развития медицины знаний о строении и функционировании нервной системы человека и системы мозгового кровообращения; об этиологии, патогенезе, клинике, диагностике и терапии основных заболеваний нервной системы, часто встречающихся в повседневной практике. Коммуникативность: Врач должен свободно и грамотно использовать полученные знания о диагностических возможностях и алгоритмах современных методов диагностики в своей повседневной рабочей деятельности, в общении с коллегами и пациентами. Место курса в профессиональной подготовке выпускника: 5 семестр - зачет. При проведении практических занятий шире использовать работу с тестами по всем проводимым темам и использовании бально – рейтинговой системы при оценке знаний студентов. Требования к уровню освоения курса студенты должны ориентироваться в теоретической проблематике неврологии, иметь общие представления об анатомо-физиологической организации функций, феноменалогии неврологических заболеваний и методах их диагностики и коррекции. Объем дисциплины и виды учебной работы
Содержание лекционного курса и семинарских занятий. Программа курса по темам. Тема 1. Вводное занятие - 6 часов. Цель занятия – дать представление о неврологии как разделе медицины, обосновать роль психологических методов в неврологии и показать необходимость знакомства будущих психологов с основами неврологии для овладения знаниями о механизмах психической деятельности у здорового человека и в случаях их изменений. Неврология – раздел медицины, изучающий организацию функций нервной системы в норме и патологии, причины неврологических заболеваний, их клинику, диагностику и виды лечения. Предмет неврологии – это функции всех трех отделов нервной системы – центральной нервной системы, включающей головной и спинной мозг, периферической и вегетативной нервной системы. Головной мозг осуществляет функции движений, чувствительности, зрения, слуха и т. д., а также является органом психической деятельности человека. Роль психических методов в неврологии: * способы изучения функций головного мозга * метод анализа возникших нарушений психической деятельности * способы уточнения места повреждения головного мозга * вместе с методами дефектологии психологические методы участвуют в преодолении нарушенных функций головного мозга * возможна психокоррекция отклонений в правильном поведении человека при многих неврологических заболеваниях
Представления о психических функциях человека как сложной многоуровневой системе, опирающейся на большое количество нервных структур, социальной по своему происхождению и сознательной, произвольной, по способу своего осуществления. Понятие о локализации функций в головном мозге. Основные неврологические симптомы и синдромы. Неврологические методы обследования. Тема 2. Структурная организация головного мозга -10 часов. Цель занятия – дать представление об анатомическом строении головного мозга, его морфологическом строении, о корковой организации анализаторов, а также о проявлении локальных повреждениях коры. Нейрон и его отростки. Механизмы синаптической передачи нервных возбуждений. Строение головного мозга. Серое и белое вещество, желудочковая система и субарахноидальное пространство. Роль ликвора. Извилины и борозды. Представление об анализаторах. Особенности первичных и вторичных зон. Корковая часть двигательного анализатора. Первичная и вторичная зоны. Симптомы локального повреждения - монопарезы, гемипарезы, тетрапарезы. Параличи. Двигательная апраксия. Зона Брока и моторная афазия. Отличие моторной афазии от дизартрии. Джексоновские эпиприпадки как симптом раздражения двигательной коры. Корковая часть кожного анализатора: первичная и вторичные зоны. Виды чувствительности ( поверхностная, глубокая, сложная, висцеральная, дистантная, телепатическая). Виды и типы расстройств чувствительности. Кинестетическая апраксия. Зрительный анализатор и симптомы его поражения на различном уровне. Аграфия, акалькулия, алексия, зрительная агнозия. Акустикомнестическая афазия. Астереогноз. Слуховой анализатор. Слуховая агнозия, амузия. Зона Вернике. Сензор- ная афазия. Понятие о корковом представительстве обонятельного и вкусового анализаторах. Симптомы выпадения и раздражения вторичных зон. Тема 3. Дополнительные методы исследования при заболеваниях головного мозга – 6 часов. Цель занятия – ознакомить с методами дополнительного обследования больного с различными церебральными заболеваниями, позволяющими уточнить характер и локализацию патологических изменений. Рентгенография – выявляет состояние костей черепа и лицевого скелета. Выявляет трещины и переломы, синдрома внутричерепной гипертензии. Вентрикулография – путем введения контрастного вещества в желудочки, выявляет дефекты ликвороциркуляции. ЭЭГ – метод регистрации электрических потенциалов нейронов головного мозга. Патологические биоритмы изменения биоэлектрической активности при различных психофизических нагрузках и патологических состояниях (локальных, общемозговых). ЭХО – ЭС – ультразвуковое исследование, позволяющее по отличающимя от нормы скоростям отражения ультразвуковых волн, выявлять асимметрию в плотности мозгового вещества обоих полушарий и судить об объеме и проходимости ликворных пространств. Компьютерная томография – послойное многосрезовое рентгенологическое исследование головного мозга , анализируемое с помощью компьютера. Высокая диагностическая информативность о состоянии мозгового вещества и ликворных пространств. Магнитно-резонансная томография – исследование в специально создаваемом магнитном поле, дающее очень точную информацию о состоянии костей, серого и белого вещества головного мозга, ликворных пространств. Радионуклидные методы – регистрация накопления радиоактивных изотопов, по разному поглощаемых при различных органических заболеваниях головного мозга (опухолях, абсцессах и проч.). Методы, позволяющие оценить состояние церебрального кровообращения: *реовазография – по данным измерения сопротивления электрическим импульсам оценивается кровоток по магистральным сосудам; *допплерография – используя допплер – эффект, т.е. особенности отражения ультразвуковых волн от стенок сосудов мозга и твердых частиц крови, можно оценить кровоток в магистральных и внутримозговых сосудов; *церебральная ангиография – рентгенографическое исследование сосудистой системы головного мозга, контрастируемой после внутриартериального введения соответствующего вещества. Тема № 4 Опухоли головного мозга – 8 часов. Цель занятия – ознакомить студентов с клиникой опухоли головного мозга, обосновать важную роль нейропсихологического обследования в топической диагностике и в процессе реабилитации после нейрохирургических операций. Понятие о доброкачественных и злокачественных опухолях головного мозга, внутри – и вне мозговые опухоли. Общемозговые и очаговые симптомы при опухолях. Роль нейропсихологического обследования в топической диагностике опухолей. Остаточные явления после нейрохирургического лечения. Роль психолога в процессе медицинской и социальной реабилитации больных. Тема № 5. Черепно – мозговые травмы – 8 часов. Цель занятия – представить клинику различных вариантов черепно-мозговой травмы, обосновать роль психолога в реабилитации больных, перенесших заболевание. Классификация черепно-мозговой травмы: клиника сотрясения головного мозга, ушиба и сдавления. Степени нарушения сознания: оглушение, сопор, кома. Остаточные явления черепно-мозговой травмы. Лечение остаточных явлений. Роль психолога в процессе медицинской и социальной реабилитации травматических больных. Особенности военной травмы, « чеченский синдром». Тема № 6. Деменция в практике невролога и психолога –6 часов. Цель занятия – дать представление о видах снижения умственной деятельности здорового человека как в начальных проявлениях, так и при тяжелых степенях деменции при различных заболеваниях и о роли психолога в диагностике и преодоления проявляющихся дефектов. Частота развития деменции. Обратимые полностью или частично проявления слабоумия. Деменция вследствие преимущественного поражения коры или белого вещества. Заболевания, проявляющиеся деменцией ( сосудистые, болезни печении, почек, легких, эндокринных желез, авитаминозах ). Болезнь Альцгеймера. Социальная значимость этого заболевания. Патоморфологические изменения головного мозга: неравномерная корковая атрофия. Патогенез психических нарушений, повышение активности ряда ферментов и уменьшение количества нейромедиаторов ацетилхолина и серотонина. Клиника: это наиболее распространенная форма первичных дегенеративных деменций, характеризующаяся постепенным развитием в пожилом и старческом возрасте, прогрессированием нарушений памяти и высших психических функций. Роль психолога в диагностике локальных нарушений высших психических функций как ведущего начального проявления психического дефекта. Болезнь Паркинсона – наследственное заболевание, проявляющееся сочетанием разных степеней слабоумия с синдромом поражения подкорковых узлов головного мозга. Клиника синдрома паркинсонизма и его патогенез. Лечение паркинсонизма. Роль психолога в диагностике и помощи больным. Хорея Гентингтона – наследственное заболевание. Клинические особенности: сочетание гиперкинезов с нарастающим слабоумием. Лечение заболевания. Роль психолога в диагностике и помощи больным. Тема № 7 Неврозы – 6 часов Цель занятия – ознакомление с клиникой неврозов, механизмами их развития, методами лечения. Первенствующая роль психологических методов в профилактике заболевания, психокоррегирующих способах лечения. Неврозы - обратимые нарушения нервной деятельности, проявляющиеся комплексом нарушений и возникающие вследствие психотравм. Особенности личности, способствующие возникновению неврозов. Типы психических конфликтов, приводящих к неврозам. Критерии диагностики неврозов. Три вида неврозов: неврастения, истерия, невроз навязчивых состояний. Неврологические проявления при неврозах. Принципы лечения: 1) лекарственная терапия (транквилизаторы, ноотропы и т.п. 2) физиотерапия, 3) методы психокоррекции. Тема № 8 Сосудистые заболевания головного мозга – 10 часов. Цель занятия – дать представление о наиболее часто встречающейся патологии головного мозга, связанных с нарушением мозгового кровообращения. Представить наиболее типичные виды нарушений, ознакомить с принципами лечения. Показать роль психолога в диагностическом процессе и медицинской, социальной реабилитации этого распространенного контингента больных. Классификация острых нарушений мозгового кровообращения: а) преходящие, б) инсульты. Виды инсульта: 1) геморрагический: а) кровоизлияние в вещество мозга, б) субарахноидальное кровоизлияние. 2) ишемический инфаркт мозга: а) тромботический, б) тромбоэмболический, в) не тромботический. Клиника различных видов инсульта. Методы лечения (консервативное, хирургическое). Прогноз при различных видах инсульта. Остаточные явления после нарушений мозгового кровообращения. Роль психолога в медицинской и социальной реабилитации больных, в диагностическом процессе. Дисциркуляторная энцефалопатия, клиника, патогенез, лечение. Примерный перечень вопросов к зачету по всему курсу.
ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ Зачет, необходимый минимум 70 балловРекомендуемая литература.
Программу редактировали доктор мед. наук, профессор Стулин И.Д., Член – корр. РАМН, доктор мед. наук профессор Карлов В.А. и доктор мед. наук профессор Хохлов Ю.К. |