Скачать 1.96 Mb.
|
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА № 19 «ЗВЕЗДОЧКА» г. АЛЬМЕТЬЕВСКА» на 2013-2016 гг г. Альметьевск Содержание образовательной программы. Часть I (обязательная).
Часть II (вариативная).
I часть (обязательная)
Образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад компенсирующего вида № 19 «Звездочка» г. Альметьевска» (далее Программа) разработана во исполнение и в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (ФГТ) и является временной до ввода в действие примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей от 3 до 7 (8) лет и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей. Программа обеспечивает достижение воспитанников готовности к школе. Основными документами, регламентирующими ценностно-целевые и методологические основы данной Программы являются:
Программа является нормативно-управленческим документом учреждения, определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса, обеспечивает его целостность. 1.1. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в дошкольном образовательном учреждении. Сведения о квалификации педагогических кадров и сведения о семьях воспитанников. Основная образовательная программа предназначена для проведения коррекционно - педагогической работы с детьми в возрасте от 3 до 7 (8) лет, имеющими ограниченные возможности здоровья (физического и психического). При ранней и целенаправленной коррекционно – педагогической работе программа способствует овладению основным содержанием предложенного материала и создает условия для раскрытия имеющихся у проблемных детей потенциальных возможностей развития. Предлагаемая основная образовательная программа является ответом на социальный заказ и представляет конкретные ориентиры в определении направлений и содержания коррекционно – воспитательной работы с детьми дошкольного возраста, имеющими интеллектуальную недостаточность. Она создана для коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста (от 3 – 4 до 7 – 8 лет). По международной статистической классификации болезней десятого пересмотра (МКБ –10) к ним относятся дети с диагнозом «умственная отсталость» (F70–F79), дети с расстройствами психологического (психического) развития (F80 – F89). Учет соотношения первичных нарушений и вторичных отклонений, а также признание неравномерности детского развития послужили основой для понимания механизмов компенсации и построения на их базе системы коррекционного обучения и воспитания в специальном дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида № 19. Обоснованная А.В. Запорожцем концепция амплификации детского развития предусматривает создание определенных условий для обогащения всех сторон личности и их взаимосвязи. Ключевой позицией специального дошкольного образования является создание условий для системного развития возможностей проблемного ребенка в целях обогащения его социального опыта. Основная образовательная программа для детей с задержкой психического развития и с нарушением интеллекта в детском саду компенсирующего вида решает диагностические, воспитательные, коррекционно-развивающие и образовательные задачи. Дети, составляющие контингент МБДОУ № 19 «Звездочка», имеют следующие психологические особенности:
Основные расстройства, составляющие структуру дефекта описываемой категории детей, таковы:
Контингент детей, воспитывающихся в ДОУ Учреждение имеет в своем составе в соответствии с социальным запросом следующие группы: - для детей с задержкой психического развития; - для детей с нарушением интеллекта; - группа кратковременного пребывания детей по типу лекотеки. Комплектование групп В группах компенсирующей направленности предельная наполняемость устанавливается в зависимости от категории детей и их возраста (до 3 лет и старше 3 лет) и составляет: для детей с задержкой психического развития - до 3 лет - 6 детей; - от 3 до 7 лет – 10 детей; для детей с нарушением интеллекта (умственной отсталостью); -до 3 лет – 6 детей; - от 3 до 7 лет – 10 детей; В учреждение принимаются дети от 3-х до 7 (8) лет, не имеющие медицинских противопоказаний к посещению дошкольного образовательного учреждения. Зачисление детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов на основании заключения Городской психолого-медико-педагогической консультации только с согласия родителей (законных представителей), медицинской карты ребёнка Дети с умственной отсталостью У детей с умственной отсталостью наблюдается стойкое нарушение познавательной деятельности, отсутствие или значительное снижение, по сравнению с обычными детьми, интереса к окружающему, общая патологическая инертность, которая не исключает крикливость, раздражительность, расторможенность. Игровая деятельность характеризуется до пяти лет элементарными манипуляциями с игрушками, после 5 лет - появляются процессуальные действия. В игре наблюдается стереотипность, формальность действий, отсутствует замысел, элементы сюжета. Дети не используют предметы-заместители, могут проявляться агрессивные наклонности. Продуктивная деятельность (конструктивные умения, рисование) у таких детей вне специально организованного психолого-педагогического процесса отсутствует. Навыки самообслуживания формируются только к концу дошкольного периода, причем могут встречаться случаи, когда дети так и не понимают последовательность и логику действий, входящих в навык. Целью коррекционно-воспитательной работы с детьми с умственной отсталостью является обучение их доступным знаниям и социальное адаптирование к самостоятельной жизни. Дети с задержкой психического развития У детей с ЗПР отмечается низкий уровень восприятия. Представления об окружающем мире они способны получать только на основе понимания и ощущения свойств предметов. У детей с ЗПР страдает процесс сложно-логического мышления, наглядно-действенное мышление у них протекает почти наравне с нормально развивающимися детьми. Однако особенно выражена низкая речевая активность, несформированность речи, словарный запас этой категории детей очень ограничен. Имеет место недоразвитие эмоционально-волевой сферы, дети испытывают трудности в освоении в новом коллективе, наблюдаются частые смены настроения. Детям неинтересны предлагаемые задания, у них отмечается слабость механизмов побуждения к деятельности, нет четкого плана проделываемой работы. В связи с этим наблюдается низкий уровень интеллектуальной деятельности. В ходе коррекционно-педагогической работы детям с ЗПР должна оказываться помощь в познании окружающего мира. Необходим индивидуальный подход к каждому ребенку, а также важен учет работоспособности детей. Положительная динамика дает возможность детям нормально адаптироваться в обществе. Сведения о квалификации педагогических кадров и сведения о семьях воспитанников Кадровый состав
Большую часть педагогического коллектива составляют воспитатели, имеющие наиболее продуктивный стаж работы от 15 до 25лет.
Повышение квалификации
МБДОУ № 19 «Звездочка» большое внимание уделяет изучению контингента родителей на основе социальных паспортов, анкетирования.
Основная образовательная программа МБДОУ № 19 «Звездочка» разработана на основе программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно – развивающее обучение и воспитание» Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой. Использованы следующие программно - методические документы:
|