Скачать 138.08 Kb.
|
ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет» Факультет педагогики и психологии УТВЕРЖДАЮ Декан факультета/директор института _______________ /____________/ (подпись/ Ф.И.О.) «_____»______________200_ г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММАУчебная дисциплина – Б.3.4.3. «Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса» Направление подготовки - Психолого-педагогическое образование Профиль подготовки - Психология образования Квалификация (степень) выпускника - Бакалавр Кафедра психологии развития и образования Курс 3, семестр 5, Форма обучения - очная
Рецензент(ы) - доцент кафедры прикладной психологииРазумова Ольга Геннадьевна, к. псх. н., доц.(должность, Ф.И.О., ученая степень, звание рецензента(ов) Йошкар-Ола2011
СОГЛАСОВАНО с выпускающей кафедрой психологии развития и образования(название кафедры)протокол заседания №___ от «___»___________20__г____________________________(Ф.И.О. зав. кафедрой, подпись)Сведения о переутверждении рабочей программы учебной дисциплины на очередной учебный год и регистрация изменений
1. Пояснительная записка
Цели дисциплины: сформировать теоретические знания, практические умения и навыки в области коммуникации в сфере образования, способствующие эффективному управлению педагогическим взаимодействием участников образовательного процесса. Позволяет развить коммуникативную компетентность профессионала, способствующую эффективному взаимодействию с учащимися, их родителями, педагогами и психологами образо вательного учреждения по вопросам воспитания, обучения и развития детей. Задачи дисциплины: • Изучение теоретических основ организации и управления педагогическим взаимодействием участников образовательного процесса. • Формирование знаний о видах, стратегиях и условиях реализации эффективного педагогического общения. • Освоение технологии эффективного педагогического взаимодействия педагога с воспитанниками, их семьями, педагогами и психологами образовательного учреждения. • Формирование системы знаний о видах, формах и методах педагогического взаимодействия педагога с родителями, психологом по проблемам обучения и воспитания детей. • Содействие в формировании и развитии социально-коммуникативной, профессионально-личностной компетентности, способности к сотруднической деятельности, работе в команде, мобильности, готовности к инновациям. • Формирование на основе теоретического знания практических навыков и умений организации деятельности педагога в гуманистической технологии педагогического взаимодействия. • Формирование коммуникативной культуры, готовности осуществлять взаимодействие с детьми с учетом возрастных, индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей. • Освоение системы знаний и практических навыков и умений по исследованию межличностных взаимоотношений участников образовательного процесса и возникающих при этом проблем. • Формирование интереса и готовности к исследовательской деятельности в области эффективного взаимодействия участников образовательного процесса. • Овладение современными техническими средствами поиска, обработки научной теоретической и прикладной информации, ее анализа и предъявления. Программа курса составлена в соответствии с требования Государственного образовательного стандарта бакалавриата 3 поколения. Общая трудоемкость составляет 2 зачетных единицы или 72 академических часа, из них 32 аудиторных часа- 16 часов лекционных и 16 часов практических; отдельные темы (40 ч.) вынесены на самостоятельное углублённое изучение с последующим отчетом в виде конспектов первоисточников, устных сообщений, докладов, рефератов. Основными формами изучения материала являются изучение литературы по тематическому плану дисциплины, социально-психологические тренинги, имитационные, ролевые, деловые, организационно-имитационные игры, дискуссии, разработка и защита проектов, круглые столы, решение практических ситуаций, просмотр видеозаписей и их анализ, творческие задания. Серьезное внимание уделяется самостоятельному изучению студентами ряда тем и вопросов, подготовке выступлений на практических занятиях и написанию рефератов по указанным в программе темам. Итоговый контроль осуществляется на зачёте (5 семестр), промежуточный – в виде контрольных работ, устных опросов, тестовых заданий, защита проектов. 2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование», профиль «Психология образования». Учебная дисциплина «Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин модуля 3 «Методология и методы психолого-педагогической деятельности» ООП бакалавриата по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование», профиль «Психология образования ». Содержание учебной дисциплины имеет практико-ориентированный характер и построено на основе междисциплинарных связей, с учетом знаний, умений и навыков сформированных, прежде всего, в процессе освоения студентами дисциплин общекультурного и профессионального блока. Курс опирается на знания, полученные студентами в процессе изучения таких дисциплин, как «Введение в психолого-педагогическую деятельность» (Б.3.5) и «Общая и экспериментальная психология» (Б.3.2.1), «Социально-психологический тренинг» (Б.3.12), «Психолого-педагогические практикумы» (Б.3.7); «Теория обучения и воспитания» (Б.3.2.2), «Тренинг личностного роста» (Б.3.28), «Психология и педагогика профессионального развития» (Б.7.1), «Технология деловой коммуникации» (Б.3.28), «Тренинг педагогического общения» (Б.3.24); логически и содержательно предшествует таким дисциплинам ООП, как, «Социальная психология» (Б.3.2), «Методы активного социально-психологического обучения» (Б.3.9), «Основы конфликтологии» (Б. 3.34), «Социальная педагогика» (Б.3.10), а также всем видам производственных практик и призвана сформировать у студентов умения и навыки по организации и управлению психолого-педагогическим взаимодействием участников образовательного процесса. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины. В процессе освоения учебной дисциплины у студента формируются следующие компетенции, предусмотренные ФГОС ВПО по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» для выпускника с квалификацией (степенью) «бакалавр»: Общекультурные компетенции (ОК): ОК-3: владеет моральными нормами и основами нравственного поведения; ОК-8: способен учитывать этнокультурные и конфессиональные различия участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий; общепрофессиональные компетенции (ОПК): - способен учитывать общие, специфические (при различных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОПК-1); - способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6); - способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики (ОПК-8); В деятельности по психолого-педагогическому сопровождению дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования (ПКПП): ПКПП-1: способен организовать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития ; ПКПП-4: способен к рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий; ПКПП-7: способен выстраивать развивающие учебные ситуации, благоприятные для развития личности и способностей ребенка; По окончании обучения студент должен владеть навыками конструктивного общения с участниками образовательного процесса (в объеме коммуникативного минимума, соответствующего уровню обучения) и должен быть готов организовать процесс эффективного взаимодействия с воспитанниками, их семьями, педагогами и психологами образовательного учреждения по вопросам воспитания, обучения и развития детей, а именно: Знать: - основы организации и особенности педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса; - виды и стратегии общения в образовательном процессе; - психолого-педагогические основы субъектно-субъектного взаимодействия участников образовательного процесса; - основы организации деятельности педагога в гуманистической технологии педагогического взаимодействия; - виды межличностных отношений педагогов с учащимися; - условия развития эффективной совместной деятельности педагога и учащихся; - принципы, формы и методы педагогического взаимодействия педагога с родителями по проблемам обучения, воспитания и развития детей;- основные направления и инструментарий диагностики проблем взаимодействия в системе учитель-ученик; ученик-ученик; ученик-родитель; - технологии эффективного педагогического взаимодействия педагога с воспитанниками, их семьями, педагогами и психологами образовательного учреждения. Уметь: - определять цели и задачи, содержание педагогического общения с участниками образовательного процесса; - организовывать взаимодействия субъектов педагогического процесса в различных формах на основе личностного подхода с учетом возрастных и индивидуальных особенностей; - осуществлять взаимодействие с субъектами образовательного процесса на основе технологии субъект-субъектных отношений; - планировать, реализовать и оценивать деятельность по педагогической поддержке и психолого-педагогическому сопровождению детей в образовательном процессе; - определять содержание и формы психолого-педагогического взаимодействия с родителями по проблемам обучения, воспитания и развития детей; - диагностировать психолого-педагогические проблемы взаимодействия участников образовательного процесса; - создавать условия развития творческих взаимоотношений, сотрудничества участников образовательного процесса. Владеть: - навыками эффективного общения и рационального поведения в педагогическом, социальном взаимодействии; - навыками организации и осуществления педагогической поддержки и психолого-педагогического сопровождения детей в образовательном процессе; - коммуникативными умениями педагога; - навыками психологической диагностики личностных особенностей и межличностных взаимоотношений педагогов и обучаемых; - методикой психолого-педагогической диагностики проблем взаимодействия участников образовательного процесса; - навыками конструктивного разрешения конфликтов в социально-педагогическом взаимодействии; - навыками самодиагностики, саморефлексии и коррекции поведения в профессионально, социальном и педагогическом взаимодействии. После успешного изучения учебной дисциплины бакалавры Смогут: • Пополнять профессиональные знания в сфере эффективной организации и управления процессом психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного процесса. • Выбирать формы, методы, приемы обеспечения конструктивного взаимодействия с воспитанниками, их семьями, педагогами и психологами образовательного учреждения по вопросам воспитания, обучения и развития детей. • Осуществлять профессиональную деятельность с соблюдением требований основных принципов психолого-педагогического взаимодействия. • Организовывать педагогическое, социальное взаимодействие с участниками образовательного процесса на основе сотрудничества, диалога, партнерства. • Владеть педагогической техникой для обеспечения конструктивного профессионального, социального, взаимодействия.• Владеть современными техническими средствами поиска, обработки, сохранения и использования информации. • Формировать ресурсные информационные базы для решения исследовательских и практических задач в области педагогического и социального взаимодействия. 4. Структура и содержание дисциплины «Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса» модуля «Методология и методы психолого-педагогической деятельности» 4.1. Общая трудоемкость дисциплины в зачетных единицах и часах: Лекции –16 ч ЛПЗ– нет Практические занятия-16 ч Всего аудиторных - 32 ч Самостоятельная работа –40ч Всего часов –72ч Зачетных единиц - 2 4.2. Формы контроля по учебному плану (зачет, экзамен, курсовая работа) с указанием семестра: Курсовая работа нет Зачет 5 семестр Экзамен нет 4.3. Тематический план по дисциплине «Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса» ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
|