Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 138.08 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации17.11.2013
Размер138.08 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Психология > Рабочая программа
ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет»

Факультет педагогики и психологии

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета/директор института

_______________ /____________/

(подпись/ Ф.И.О.)

«_____»______________200_ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



Учебная дисциплина – Б.3.4.3. «Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса»
Направление подготовки - Психолого-педагогическое образование
Профиль подготовки - Психология образования
Квалификация (степень) выпускника - Бакалавр
Кафедра психологии развития и образования
Курс 3, семестр 5,
Форма обучения - очная


Программа разработана

старшим преподавателем кафедры психологии развития и образования Кравец Г.В.





(должность, Ф.И.О., ученая степень, звание автора(ов) программы)






Рецензент(ы) - доцент кафедры прикладной психологии
Разумова Ольга Геннадьевна, к. псх. н., доц.

(должность, Ф.И.О., ученая степень, звание рецензента(ов)
Йошкар-Ола
2011




Рекомендована к утверждению решением учебно-методической комиссии/ учебно-методического совета факультета педагогики и психологии; психолого-педагогическое направление



Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры психологии развития и образования














протокол заседания №____ от




протокол заседания №___ от

«____»________________ 20___ г.




«____»_____________20 ___ г.

Лоскутова Р.Р.




Петухова О.А.

(подпись, Ф.И.О. председателя)




(подпись, Ф.И.О. зав. кафедрой)


СОГЛАСОВАНО с выпускающей кафедрой психологии развития и образования

(название кафедры)

протокол заседания №___ от «___»___________20__г____________________________

(Ф.И.О. зав. кафедрой, подпись)


Сведения о переутверждении рабочей программы учебной дисциплины на очередной учебный год и регистрация изменений



Учебный год

Решение кафедры

(№ протокола, дата заседания кафедры,

Ф.И.О., подпись зав. кафедрой)

Автор изменения

(Ф.И.О., подпись)


Номер

изменения


























































1. Пояснительная записка


  1. Курс «Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса» является важной частью практической подготовки бакалавров по психолого-педагогическому направлению, профиль «Психология образования».

Цели дисциплины: сформировать теоретические знания, практические умения и навыки в области коммуникации в сфере образования, способствующие эффективному управлению педагогическим взаимодействием участников образовательного процесса. Позволяет развить коммуникативную компетентность профессионала, способствующую эффективному взаимодействию с учащимися, их родителями, педагогами и психологами образо­

вательного учреждения по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

Задачи дисциплины:

• Изучение теоретических основ организации и управления педагогическим взаимодействием участников образовательного процесса.

• Формирование знаний о видах, стратегиях и условиях реализации эффективного педагогического общения.

• Освоение технологии эффективного педагогического взаимодействия педагога с воспитанниками, их семьями, педагогами и психологами образовательного учреждения.

• Формирование системы знаний о видах, формах и методах педагогического взаимодействия педагога с родителями, психологом по проблемам обучения и воспитания детей.

• Содействие в формировании и развитии социально-коммуникативной, профессионально-личностной компетентности, способности к сотруднической деятельности, работе в команде, мобильности, готовности к инновациям.

• Формирование на основе теоретического знания практических навыков и умений организации деятельности педагога в гуманистической технологии педагогического взаимодействия.

• Формирование коммуникативной культуры, готовности осуществлять взаимодействие с детьми с учетом возрастных, индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей.

• Освоение системы знаний и практических навыков и умений по исследованию межличностных взаимоотношений участников образовательного процесса и возникающих при этом проблем.

• Формирование интереса и готовности к исследовательской деятельности в области эффективного взаимодействия участников образовательного процесса.

• Овладение современными техническими средствами поиска, обработки научной теоретической и прикладной информации, ее анализа и предъявления.

Программа курса составлена в соответствии с требования Государственного образовательного стандарта бакалавриата 3 поколения.

Общая трудоемкость составляет 2 зачетных единицы или 72 академических часа, из них 32 аудиторных часа- 16 часов лекционных и 16 часов практических; отдельные темы (40 ч.) вынесены на самостоятельное углублённое изучение с последующим отчетом в виде конспектов первоисточников, устных сообщений, докладов, рефератов.

Основными формами изучения материала являются изучение литературы по тематическому плану дисциплины, социально-психологические тренинги, имитационные, ролевые, деловые, организационно-имитационные игры, дискуссии, разработка и защита проектов, круглые столы, решение практических ситуаций, просмотр видеозаписей и их анализ, творческие задания. Серьезное внимание уделяется самостоятельному изучению студентами ряда тем и вопросов, подготовке выступлений на практических занятиях и написанию рефератов по указанным в программе темам.

Итоговый контроль осуществляется на зачёте (5 семестр), промежуточный – в виде контрольных работ, устных опросов, тестовых заданий, защита проектов.

2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование», профиль «Психология образования».

Учебная дисциплина «Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин модуля 3 «Методология и методы психолого-педагогической деятельности» ООП бакалавриата по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование», профиль «Психология образования ».

Содержание учебной дисциплины имеет практико-ориентированный характер и построено на основе междисциплинарных связей, с учетом знаний, умений и навыков сформированных, прежде всего, в процессе освоения студентами дисциплин общекультурного и профессионального блока.

Курс опирается на знания, полученные студентами в процессе изучения таких дисциплин, как «Введение в психолого-педагогическую деятельность» (Б.3.5) и «Общая и экспериментальная психология» (Б.3.2.1), «Социально-психологический тренинг» (Б.3.12), «Психолого-педагогические практикумы» (Б.3.7); «Теория обучения и воспитания» (Б.3.2.2), «Тренинг личностного роста» (Б.3.28), «Психология и педагогика профессионального развития» (Б.7.1), «Технология деловой коммуникации» (Б.3.28), «Тренинг педагогического общения» (Б.3.24); логически и содержательно предшествует таким дисциплинам ООП, как, «Социальная психология» (Б.3.2), «Методы активного социально-психологического обучения» (Б.3.9), «Основы конфликтологии» (Б. 3.34), «Социальная педагогика» (Б.3.10), а также всем видам производственных практик и призвана сформировать у студентов умения и навыки по организации и управлению психолого-педагогическим взаимодействием участников образовательного процесса.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.

В процессе освоения учебной дисциплины у студента формируются следующие компетенции, предусмотренные ФГОС ВПО по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» для выпускника с квалификацией (степенью) «бакалавр»:

Общекультурные компетенции (ОК):

ОК-3: владеет моральными нормами и основами нравственного поведения;

ОК-8: способен учитывать этнокультурные и конфессиональные различия участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий;

общепрофессиональные компетенции (ОПК):

- способен учитывать общие, специфические (при различных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОПК-1);

- способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6);

- способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики (ОПК-8);

В деятельности по психолого-педагогическому сопровождению
дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования (ПКПП):

ПКПП-1: способен организовать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития ;

ПКПП-4: способен к рефлексии способов и результатов своих
профессиональных действий;

ПКПП-7: способен выстраивать развивающие учебные ситуации,
благоприятные для развития личности и способностей ребенка;

По окончании обучения студент должен владеть навыками конструктивного общения с участниками образовательного процесса (в объеме коммуникативного минимума, соответствующего уровню обучения) и должен быть готов организовать процесс эффективного взаимодействия с воспитанниками, их семьями, педагогами и психологами образовательного учреждения по вопросам воспитания, обучения и развития детей, а именно:

Знать:

- основы организации и особенности педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса;

- виды и стратегии общения в образовательном процессе;

- психолого-педагогические основы субъектно-субъектного взаимодействия участников образовательного процесса;

- основы организации деятельности педагога в гуманистической технологии педагогического взаимодействия;

- виды межличностных отношений педагогов с учащимися;

- условия развития эффективной совместной деятельности педагога и учащихся;

- принципы, формы и методы педагогического взаимодействия педагога с родителями по проблемам обучения, воспитания и развития детей;- основные направления и инструментарий диагностики проблем взаимодействия в системе учитель-ученик; ученик-ученик; ученик-родитель;

- технологии эффективного педагогического взаимодействия педагога с воспитанниками, их семьями, педагогами и психологами образовательного учреждения.

Уметь:

- определять цели и задачи, содержание педагогического общения с участниками образовательного процесса;

- организовывать взаимодействия субъектов педагогического процесса в различных формах на основе личностного подхода с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;

- осуществлять взаимодействие с субъектами образовательного процесса на основе технологии субъект-субъектных отношений;

- планировать, реализовать и оценивать деятельность по педагогической поддержке и психолого-педагогическому сопровождению детей в образовательном процессе;

- определять содержание и формы психолого-педагогического взаимодействия с родителями по проблемам обучения, воспитания и развития детей;

- диагностировать психолого-педагогические проблемы взаимодействия участников образовательного процесса;

- создавать условия развития творческих взаимоотношений, сотрудничества участников образовательного процесса.

Владеть:

- навыками эффективного общения и рационального поведения в педагогическом, социальном взаимодействии;

- навыками организации и осуществления педагогической поддержки и психолого-педагогического сопровождения детей в образовательном процессе;

- коммуникативными умениями педагога;

- навыками психологической диагностики личностных особенностей и межличностных взаимоотношений педагогов и обучаемых;

- методикой психолого-педагогической диагностики проблем взаимодействия участников образовательного процесса;

- навыками конструктивного разрешения конфликтов в социально-педагогическом взаимодействии;

- навыками самодиагностики, саморефлексии и коррекции поведения в профессионально, социальном и педагогическом взаимодействии.

После успешного изучения учебной дисциплины бакалавры

Смогут:

• Пополнять профессиональные знания в сфере эффективной организации и управления процессом психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного процесса.

• Выбирать формы, методы, приемы обеспечения конструктивного взаимодействия с воспитанниками, их семьями, педагогами и психологами образовательного учреждения по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

• Осуществлять профессиональную деятельность с соблюдением требований основных принципов психолого-педагогического взаимодействия.

• Организовывать педагогическое, социальное взаимодействие с участниками образовательного процесса на основе сотрудничества, диалога, партнерства.

• Владеть педагогической техникой для обеспечения конструктивного профессионального, социального, взаимодействия.• Владеть современными техническими средствами поиска, обработки, сохранения и использования информации.

• Формировать ресурсные информационные базы для решения исследовательских и практических задач в области педагогического и социального взаимодействия.

4. Структура и содержание

дисциплины «Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса» модуля «Методология и методы психолого-педагогической деятельности»

4.1. Общая трудоемкость дисциплины в зачетных единицах и часах:

Лекции –16 ч

ЛПЗ– нет

Практические занятия-16 ч

Всего аудиторных - 32 ч

Самостоятельная работа –40ч

Всего часов –72ч

Зачетных единиц - 2


4.2. Формы контроля по учебному плану (зачет, экзамен, курсовая работа) с указанием семестра:
Курсовая работа нет

Зачет 5 семестр

Экзамен нет

4.3. Тематический план

по дисциплине «Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса»
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



№ п/п

Наименование разделов и тем




Количество часов




Всего часов

Лекции

ЛПЗ

Практич., семинары

Сам. работа

Формы текущего

контроля

успеваемости

и промежуточной

аттестации

1

Основы организации педагогического взаимодействия участников образовательного процесса.


4

1




1

2

Устный опрос

2

Особенности педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса.


5

2




1

2

Рубежный контроль: контрольная работа

3

Педагогическое общение как одна из форм педагогического взаимодействия педагога с учащимися.


8

2




2

4

Ассесмент

4

Психолого-педагогические основы субъектно-субъектного взаимодействия участников образовательного процесса.


5

2




1

2

Устный

тематический опрос

5

Педагогическое взаимодействие педагога с родителями по проблемам обучения и воспитания детей.


7

2




1

4

Проверка портфолио

6

Психолого-педагогическая диагностика проблем взаимодействия участников образовательного процесса.


7

1




2

4

Проверка отчётов

по диагностике

7

Конфликты в социально-педагогическом взаимодей-

ствии. Половозрастная специфика конфликтов в педагогическом, социальном взаимодействии.


7

1




2

4

Устный

тематический опрос

8

Конструктивное разрешений конфликтов в социально-педагогическом взаимодействии. Основы предупреждения конфликтов в социально-педагогическом взаимодействии


7

1




2

4

Презентации

Power Point

9

Прогнозирование и проектирование образовательного процесса.

6

1




1

4

Защита проектов

10

Решение психолого–педагогических задач, конструирование различных форм психолого–педагогической деятельности, моделирования образовательных и педагогических ситуаций.

8

1




1

6

Письменный отчёт

11

Организационные формы активного психолого–педагогического взаимодействия: дискуссия, психолого–педагогический консилиум, педагогические мастерские, деловые игры, организационно–деятельностные игры, обучающие тренинги.

8

2




2

4

Аннотационно

- реферативный обзор




Итого

72

16




16

40

зачёт

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск