ПРАКТИКА ПРОБНЫХ ЗАНЯТИЙ 32 группа Методы организации занятия в детском творческом объединении в образовательном учреждении дополнительного образования детей
репродуктивный;
словесные методы обучения: лекция, объяснение, рассказ, чтение, беседа, диалог, консультация;
методы практической работы;
метод наблюдения: запись наблюдений, зарисовка, рисунки, запись звуков, голосов, сигналов, фото;
исследовательские методы: проведение опытов, лабораторные занятия, эксперименты;
методы проблемного обучения: эвристическая беседа - постановка проблемных вопросов; объяснение основных понятий, определений, терминов; создание проблемных ситуаций - постановка проблемного вопроса; самостоятельная постановка, формулировка и решение проблемы обучающимися - поиск и отбор аргументов, фактов, доказательств и др.;
проектно - конструкторские методы: создание произведений декоративно-прикладного искусства; проектирование (планирование) деятельности, конкретных дел;
метод игры: игры - дидактические, развивающие, познавательные, подвижные, народные, компьютерные, на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения; игра-конкурс, игра-путешествие, ролевая игра, деловая игра;
наглядный метод обучения: картины, рисунки, плакаты, фотографии; таблицы, схемы, чертежи, графики; демонстрационные материалы;
использование на занятиях средств искусства, активных форм познавательной деятельности, психологических и социологических методов и приемов.
Традиционные и нетрадиционные формы организации деятельности воспитанников в образовательном процессе
Традиционные
|
Нетрадиционные
| Лекция
Устное изложение какой-либо темы, развивающее мыслительную деятельность.
| Презентация предмета, явления, события, факта.
Описание, раскрытие роли предмета, социального предназначения в жизни человека, участие социальных отношениях.
| Семинар
Форма групповых занятий в виде обсуждения подготовленных сообщений и докладов под руководством педагога.
| Социодрама
Сюжетно-ролевая игра, предопределенная позицией главных героев; ситуация выбора, от которой зависят ход жизни и социально-психологических отношений, осознание себя в структуре общественных отношений.
| Дискуссия
Всестороннее публичное обсуждение, рассмотрение спорного вопроса, сложной проблемы - расширяет знания путем обмена информацией, развивает навыки критического суждения и отстаивания своей точки зрения.
| Защита проекта
Способность проецировать изменения действительности во имя улучшения жизни, соотнесение личных интересов с общественными, предложение новых идей для решения жизненных проблем.
| Конференция
Собрание, совещание представителей различных организаций для обсуждения и решения каких-либо вопросов.
| Философский стол
Коллективная работа по отысканию социального значения и личностного смысла явления жизни - «Свобода и долг», «Человек природа» и т.п.
| Экскурсия
Коллективный поход или поездка с целью осмотра, знакомства с какой-либо достопримечательностью.
| «Крепкий орешек»
Решение трудных вопросов в жизни совместно с группой, доверительный разговор на основе добрых взаимоотношений.
| Туристический поход
Передвижение группы людей с определенной целью.
| Конверт вопросов
Свободный обмен мнениями на разные темы в дружеской обстановке.
| Учебная игра
Занятие, которое имеет определенные правила и служит для познания нового, отдыха и удовольствия.
| Выпускной ринг
Отчет выпускников творческих коллективов, анализ прошлого, планы на будущее, создание атмосферы дружбы, взаимопонимания, формирование умения взаимодействовать с людьми.
| Утренник, праздник т.д.
Организационно-массовые мероприятия, проводимые в соответствии с планами воспитательной и досуговой деятельности.
| Психологическое занятие
Проведение уроков психологической культуры личности позволяет педагогам дополнительного образования оказывать своевременную квалифицированную помощь обучающимся в решении их возрастных задач.
|
Основные требования к современному занятию
Постановка и комплексное решение на занятии обучающих (образовательных), развивающих задач. Создание мотивации предстоящей деятельности.
Организация структуры занятий. Применение активных форм организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования.
Содержание занятия. Владение педагогом содержанием программ дополнительного образования. Развитие у обучающихся способов познавательной и практической деятельности, личностного развития, умения и навыков учебного труда, интересов к занятию. Индивидуальный подход к воспитаннику. Учет психолого-педагогических особенностей детей и др.
Технология обучения. Приемы, методы, средства формы, способы деятельности на занятии.
Экология занятия. Состояние здоровья детей, настроение их на занятии. Степень нагрузки. Создание педагогом ситуации успеха. Условия обучения в помещении, организация учебного пространства и т. д.
Психологическая культура и профессионализм. Любовь к детям, знание их психологии. Наличие специальных знаний по преподаваемому предмету. Вдохновение, фантазия, артистизм, индивидуальный почерк педагога. Проблемное изложение материала, умение ставить вопросы, отношение к неверным ответам и т. д.
Типы учебных занятий в учреждении дополнительного образования:
-.- УЗ по сообщению новых знаний;
- УЗ комбинированные;
- УЗ по закреплению знаний;
- УЗ по формированию умений и применения знаний на практике;
- УЗ тренировочные учебные занятия (отработка умений и навыков);
- УЗ по обобщению и систематизации знаний Принципы организации учебного занятия. - Дифференциация, индивидуализация, вариативность образования; - Развитие творческих способностей детей; - Учет реальных возможностей и условий обеспечения образовательных программ материальными, технологическими, кадровыми и финансовыми ресурсами; - Ориентация на потребность общества и личности обучающегося; - Возможная корректировка учебной программы с учетом изменяющихся условий и требований к уровню образованности личности, возможности адаптации обучающихся к современной социальной среде.
Учебное занятие – это:
- модель деятельности педагога и детского коллектива;
- ограниченная временными рамками форма организации учебного процесса, предполагающая не только передачу знаний, умений и навыков детям по конкретному предмету и усвоение ими учебного материала, но прежде всего развитие;
- время, в течение которого учащиеся под руководством педагога занимаются учебной, воспитательной, досуговой деятельностью.
Алгоритм подготовки учебного занятия
Алгоритм подготовки учебного занятия, как основа этой методики, может быть следующим:
1 этап
| Анализ предыдущего учебного занятия, поиск ответов на следующие вопросы:
- Достигло ли учебное занятие поставленной цели?
- В каком объеме и качестве реализованы задачи занятия на каждом из его этапов?
- Насколько полно и качественно реализовано содержание?
- Каков в целом результат занятия, оправдался ли прогноз педагога?
- За счет чего были достигнуты те или иные результаты (причины)?
- В зависимости от результатов что необходимо изменить в последующих учебных занятиях, какие новые элементы внести, от чего отказаться?
- Все ли потенциальные возможности занятия и его темы были использованы для решения воспитательных и обучающих задач?
| 2 этап
| Моделирующий. По результатам анализа предыдущего занятия строится модель будущего учебного занятия:
- Определение места данного учебного занятия в системе тем, в логике процесса обучения (здесь можно опираться на виды и разновидности занятий);
- Обозначение задач учебного занятия;
- Определение темы и ее потенциала, как обучающего, так и воспитательного;
- Определения вида занятия, если в этом есть необходимость;
- Определение типа занятия;
- Продумывание содержательных этапов и логики занятия, отбор способов работы как педагога, так и детей на каждом этапе занятия;
- Подбор педагогических способов контроля и оценки усвоения детьми материала занятия.
| 3 этап
| Обеспечение содержания учебного занятия:
- Самоподготовка педагога: подбор информационного, познавательного материала (содержания занятия);
- Обеспечение учебной деятельности учащихся: подбор, изготовление дидактического, наглядного, раздаточного материала; подготовка заданий;
- Материально-техническое обеспечение: подготовка кабинета, инвентаря, оборудования и т.д.
| Условия достижения эффективности занятия:
- Комплексность целей (обучающие, воспитательные, общеразвивающие задачи);
- Адекватность содержания поставленным целям, а также их соответствие особенностям детского коллектива;
- Соответствие способов работы поставленным целям и содержанию;
- Наличие четко продуманной логики занятия, преемственности этапов;
- Четкая организация начала занятия, мотивация детей на учебную деятельность;
- Наличие благоприятной психологической атмосферы;
- Активная позиция ребенка (активизация познавательной и практической деятельности, включение каждого ребенка в деятельность);
- Полное методическое обеспечение и материально-техническое оснащение занятия
Основные требования к построению современных учебных занятий:
- Создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и активности детей;
- Целесообразное расходование времени занятия;
- Применение разнообразных педагогических средств обучения;
- Личностно-ориентированное взаимодействие педагога с воспитанниками;
- Практическая значимость полученных знаний и умений.
ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ КОНСПЕКТА
Титульный лист конспекта
Конспект пробного занятия в творческом объединении
______________________________________________________
Студента( ки) 32 группы БОУ СПО «Тюкалинский индустриально-педагогический колледж»
Ф.И.О. студента полностью
Дата проведения занятия______________
Начало занятия__________
Педагог дополнительного образования(Ф.И.О. полностью)
Методист ( Ф.И.О. полностью)
К занятию допущен(а) « ________________ 2013г. ( подпись методиста)
Отметка за проведение занятия___________________
1 страница конспекта:
Тема занятия:
Цели , задачи занятия:
Оборудование, инструменты, материалы:
Используемая литература и учебные пособия:
План занятия:
2 и последующие страницы конспекта заполняются в таблице
Ход занятия:
Этапы занятия
| время
| Содержание деятельности педагога
| Деятельность детей
| Примечание
| I. Организационный момент
|
|
|
|
| IIПовторение пройденного материала
|
|
|
|
| III. Подготовительная работа
|
|
|
|
| IV. Введение в предлагаемый образовательный материал или информацию
|
|
|
|
| V. Выполнение практической работы
|
|
|
|
| VI.Закрепление новых знаний, способов действий и их применение
|
|
|
|
| VII. Итог занятия
|
|
|
|
|
Схема самоанализа занятия в творческом объединении
Тема занятия, его место в общем плане работы творческого объединения
Цель и задачи занятия
Доступность и научность учебного материала, Связь с современностью. Соответствие материала возрастным особенностям детей, их интересы.
Формы и методы проведения занятия
Подготовка к занятию:
- активность и самостоятельность детей
- помощь коллег, родителей;
- наличие наглядных пособий.
Схема анализа учебного занятия руководителем
Тип занятия и его место в учебном курсе
Реализация дидактических целей занятия
Содержание занятия( научность, доступность, последовательность)
Соответствие типа, методов ,приемов и средств обучения
Активность и самостоятельность детей, организация их творческой деятельности
Уровень усвоения материала детьми
Индивидуальная работа с детьми на занятии
Проверка и оценка знаний, умений и навыков обучающихся
Развитие и воспитание детей на занятии
10.Связь учебного материала с жизнью
11. Эмоциональный климат на занятии
Схема наблюдения и анализ занятия в творческом объединении
творческое объединение__________________
педагог дополнительного образования_______________
практикант_______________________
дата проведения__________________
Тема занятия_____________________
Цели занятия_____________________
Этапы занятия
| Ход и содержание занятия
| Личная оценка и замечания студента по ходу проведения занятия
|
| Желательно, более подробные записи с обозначением вида деятельности педагога, детей, методы, приемы и формы работы, рациональное использование дидактического материала и т. д.
| Во время наблюдения и записи хода занятия студент отмечает результаты( например, «Очень удачно», « хорошо» , « ошибочно» и.. т.д.
|
|
|
| Приложение
ОБРАЗЕЦ КОНСПЕКТА
Занятие в творческом объединении «Волшебная аппликация»
Тема «Одуванчик»
Цель: изготовить аппликацию «Одуванчик».
Задачи:
Обучающие: • закрепить умения разметки по шаблону; • закрепить знания по технике безопасности при работе с ножницами, клеем.
Развивающие: • развивать моторику пальцев; • развивать навыки и умения ручного труда; • развивать фантазию, мышление учащихся; • развивать умения экономно пользоваться бумагой.
Воспитывающие: • воспитывать трудолюбие, бережливость; • воспитывать уважительное отношение к близким людям; • воспитывать дисциплинированность, умение работать в коллективе.
Оборудование, инструменты и материалы: • шаблоны деталей, цветная бумага, цветной картон; • ножницы, клей-карандаш, салфетка; • простой карандаш; Методические приёмы: метод эмоционального стимулирования; метод иллюстраций и самоконтроля; дедуктивный и практический методы.
Ход занятия:
Этапы занятия
|
| Содержание деятельности педагога
| Деятельность детей
| I. Организационный момент
|
| Долгожданный дан звонок – начинается кружок. Кружок труда – кружок искусства, кружок добра и красоты. А … (дети хором читают с доски): Добро творить – себя веселить
|
| II. Подготовительная работа
|
| Эмоциональный настрой. Ребята, отгадайте загадку: Тает снежок, ожил лужок, день прибывает. Когда это бывает? Что происходит весной в природе?
В весенний солнечный денек золотой расцвел цветок. На высокой тонкой ножке все дремал он у дорожки, А проснулся - улыбнулся: - вот пушистый я какой! Ах, боюсь, что разлечусь, тише, ветер луговой!
- Правильно, одуванчики. Они появляются на пригорках, на небольших лужайках. А как вы думаете, одуванчики полезное растение или нет? Кто знает, чем оно полезно человеку? (картинку одуванчика на доску!!!). Одуванчик – лекарственное растение. Он помогает лечить многие болезни. Одуванчик также может быть использован в пищу: он хороший источник клетчатки, а это способствует пищеварению. Его листья используют в салатах, а из цветочков делают полезный мед.
-А мы сегодня сделаем поделку «Одуванчик». Но сначала проверим рабочие места.
| Дети отвечают
| 2. Проверка рабочего места, проведение инструктажа по технике безопасности при работе с ножницами и клеем
| .
| -Какие инструменты и материалы нам понадобятся, мы узнаем, отгадав загадки:
1. Не похож на человечка, но имеет он сердечко, И работе круглый год он сердечко отдаёт. 2. На мне можно написать, на мне можно рисовать. Меня можно разукрашивать, меня можно вырезать
3. Жил-был в бумажном царстве очень важный дед. Считал себя он прочным, а значит, самым главным И очень-очень твёрдым из всех бумаг вовек.
4. Инструмент бывалый – не большой, не малый. У него полно забот: он режет и стрижёт.
5. Соединю картон с бумагой я, соединю я два листа. (
Молодцы!
| Дети отвечают
Карандаш.
Альбомный лист.
Картон.
Ножницы.
Клей.
| правила безопасности при работе с ножницами
|
| А теперь вспомним с вами правила безопасности при работе с ножницами, с клеем
Правила безопасной работы с ножницами:
Правила безопасной работы с клеем:
|
1. Не держи ножницы концами вверх. 2. Не оставляй ножницы в открытом виде. 3. Передавай ножницы только в закрытом виде, кольцами в сторону товарища. 4. При работе следи за пальцами руки. 5. При вырезании окружности, поворачивай бумагу по ходу часовой стрелки.
1. Не допускать попадания клея в глаза. 2. Передавать клей-карандаш только в закрытом виде. 3. После окончания работы клей закрыть и убрать в безопасное место.
| III. Изучение нового материала
|
| - Ребята, давайте рассмотрим аппликацию. Какие еще материалы нам нужны? Какой порядок выполнения работы?
| Дети отвечают
| IV. Выполнение практической работы
|
| 1. Анализ поделки. - Какого цвета картон мы выберем? 2. Ход выполнения работы. 1. Обвести шаблоны на альбомном листе, вырезать. 2. Распределить аппликацию на картоне и приклеить. 3. Оформить поделку дополнительно ( бабочки, травку и тд). 3. Апробация. Посмотрите на свою аппликацию. У вас получились очень интересные «одуванчики». Попросим ребят выйти к доске и показать свою работу. Молодцы! - А как вы думаете, как можно использовать аппликацию «Одуванчик»? - А почему люди дарят друг другу подарки?
| (По желанию.) (Подарить родным, близким людям.
| V. Итог занятия
|
| 1. Рефлексия. Что особенно понравилось на занятии? Почему? Какое у вас сейчас настроение? Комфортно ли было на занятии? Что вызвало затруднение? Почему? 2. Выставка работ. 3. Уборка рабочего места. -Ребята, приводим рабочее место в порядок. Занятие окончено. Всем спасибо.
|
|
ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ КОНСПЕКТА
Титульный лист конспекта
Конспект пробного занятия
в творческом объединении_______________________________________________________
Студента( ки) 32 группы БОУ СПО «Тюкалинский индустриально-педагогический колледж»
______________________________________________________________________________
Дата проведения занятия______________
Начало занятия__________
Педагог дополнительного образования_______________________________________________
Методист _______________________________________________________________________
К занятию допущен(а) ________________ 2013г. _______________
Отметка за проведение занятия_______________________________
|