Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 117.44 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации21.11.2013
Размер117.44 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы




Психолого- педагогическая поддержка детей младшего школьного возраста с высоким уровнем развития

(Из опыта работы педагога-психолога МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов эстетического цикла № 39» г.Саранска Костенко Е.А.)

Шакина Г.В. ст. преподаватель кафедры

дошкольного и начального

образования МРИО

В последние несколько лет в России получил развитие личностно-ориентированный тип образования, который основной своей целью ставит не усвоение ЗУНов в строго заданном объеме, а личностное развитие, реальное продвижение ребенка. Постановка цели развития в современных образовательных системах предполагает особый акцент на индивидуализацию образования. Но нельзя не отметить тот факт, что знание учителя о законах развития ребенка и о технологии взаимодействия с ним на определенном возрастном этапе зачастую носит интуитивный характер, что может нанести ученику эмоциональную травму или даже исказить его индивидуальный путь развития. В данном случае на помощь может и должен прийти психолог образовательного учреждения. В настоящее время в работе психолога акцент поставлен на коррекционную работу. С одной стороны это объясняется тем, что в «группу риска» входит большое число учащихся, испытывающих трудности разного плана в процессе обучения; с другой стороны эти дети вызывают тревогу учителя, поскольку их болезнь «неуспеваемости» излечить ему (учителю) одному не под силу.

Меньшее внимание педагога привлекает группа учащихся с повышенным уровнем развития (особенно если у этих учеников нет проблем в коммуникативно-эмоциональной сфере), так как они достаточно легко и прочно усваивают учебный материал. Еще одна причина в том, что эта категория детей немногочисленна. Но имеем ли мы – учителя и психологи - право пускать развитие этих детей на самотек? Разве личностно-ориентированное образование исключает детей, успешных в учебе? Именно у этих ребят горят глазки огоньком любознательности при поступлении в школу, именно они имеют широкий круг познавательных интересов, социальные мотивы учебной деятельности. Но часто случается так, что уже к концу 1-2-го классов глаза гаснут, дети теряют интерес к знаниям, так как содержание учебных предметов не может удовлетворить их пытливый ум, предлагаемые задания зачастую носят строго заданный характер (инструкцию), не предоставляя почвы для творчества.

Не «потерять» детей с высоким уровнем развития, сохранить потенциал их познавательных возможностей поможет продуманная и систематическая совместная работа педагога и психолога. Начинать такую работу следует именно в младшем школьном возрасте, где ведущей является учебная деятельность. Эта работа имеет два аспекта. Во-первых, психолог консультирует педагога об особенностях интеллектуальной сферы каждого ребенка, их коммуникативной компетенции, условиях взаимодействия с ними в учебном процессе. Во-вторых, психолог организует специальные занятия, направленные на развитие разнообразных сторон личности учащихся.

Опыт такой работы имеется в МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов эстетического цикла № 39» г. Саранска. Восьмой год успешно работает в этой школе педагогом-психологом Костенко Е.А.. В данной школе обучение в начальном звене строится дифференцированно: по результатам обследования детей психологом, логопедом и учителем в школе комплектуются классы с повышенным уровнем обучаемости и общеобразовательные классы. Проблемой сохранения мотивации и развития интеллектуальных способностей детей с высоким уровнем развития Екатерина Анатольевна занимается пятый год, отбирая детей названной категории для развивающих занятий из числа учащихся классов с повышенным уровнем обучаемости.

Работа начинается с приема дошкольников. Для выявления готовности ребенка к школе используется методика экспресс - диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС). По результатам обследования проводятся консультации с родителями. Формирование первых классов осуществляется на основании решения психолого-педагогического консилиума, в который входят зам.директора по УВР в начальных классах, учителя, психолог, логопед. Так как развивающих занятий с первоклассниками нет (идет адаптационный период), то уже в начале учебного года психолог проводит консультации с учителями, у которых будут обучаться дети с высоким уровнем развития. Цель консультации - нацелить учителей на более углубленную индивидуальную работу с этой категорией детей. Учителя начальных классов, работая в таких классах, в основном используют проблемное обучение, деятельностный метод, дифференцированную работу на уроках. В конце года проводится диагностика, позволяющая сравнить уровень развития детей в начале и в конце учебного года (Методика Ю.З.Гильбуха). По результатам 2003-2004 уч.г. в 1 «а» классе 5 человек повысили уровень своего развития, остальные дети, пришедшие в первый класс с высоким и уровнем развития выше среднего, не изменили показателя; в 1 «б» классе у 8 человек наблюдается повышение уровня развития. Понижение у трех учащихся уровня развития со среднего на уровень ниже среднего объясняется наличием хронических заболеваний, обострившимися в адаптационный период. Особое внимание при консультировании учителя психолог направляет на работу именно с этими учащимися: им необходимо снизить объем учебной нагрузки, обеспечить плавное взаимодействие между учителем и учеником, хорошо знать условия семейного воспитания.

Во втором классе для отбора детей на развивающие занятия психолог опирается на беседу с учителем, а затем проводит диагностику учащихся по методике Векслера. После того как определен уровень развития детей, проводится родительское собрание, на котором сообщаются цели развивающих занятий, и с согласия родителей формируются специальные группы. В апреле делается сравнительная диагностика по итогам начала и конца учебного года по методике ГИТ, вариант А. По результатам диагностики определяются цели и задачи на следующий учебный год. Аналогично ведется работа в третьем и четвертом классах (в третьем классе проводится диагностика по методике ГИТ вариант А, в четвертом – по методике Ю.З.Гильбуха). Работа в старших классах продолжается уже с учителями предметниками. Им психолог сообщает об индивидуальных особенностях этих детей и дает рекомендации по дальнейшему развитию их способностей и подготовке к предметным олимпиадам.

Таким образом, можно выделить следующие этапы работы с детьми высокого уровня развития интеллекта в начальном звене обучения.

1.Беседа с учителями, в ходе которой отбираются дети для подробной диагностики.

2.Диагностика и ее анализ.

3. Проведение собрания с родителями, чьи дети будут посещать занятия.

4.Формирование групп детей, которые будут посещать развивающие занятия.

5.Планирование работы. Составление программы и разработка конспектов занятий.

6.Проведение занятий.

7.Диагностика уровня развития ребенка и сопоставление с результатом диагностики на начало учебного года.

8.Постановка задач на новый учебный год.

Рассмотрим подробнее примерную структуру и содержание развивающего занятия, разработанного Костенко Е.А.

Цель занятий: развитие всех граней творчества, обеспечивающихся в единстве с интеллектуальным и личностным развитием детей их индивидуальными потребностями.

Задачи:

  • Создавать условия для «запуска» процесса дивергентного (т.е. идущего одновременно в разных направлениях, отступающего от логики) мышления и интеграции логического и интуитивного мышления;

  • Создавать условия для переживания осознания интеллектуального удовольствия, сопровождающего процесс создания нового - творческий процесс, в каких бы видах деятельности он не проходил;

  • Развитие навыков общения и взаимодействия;

  • Развитие навыков самооценки и понимания других;

  • Развитие навыков управления эмоциями и эмоциональными состояниями, а также адекватного поведения в стрессовых ситуациях;

  • Стимулирование мотивации участников группы к творчеству.

На первом занятии следует договориться о правилах взаимодействия в группе. Правила могут быть такими:

1.Правило «Здесь и сейчас» - участники группы обсуждают то, что происходит именно в группе, здесь и сейчас, а не то, что происходило в прошлом или будет происходить потом;

2.правило принятия - чтобы ни делал один из участников группы, он не должен подвергаться оценке и критике.

3.правило общей работы - любое задание касается всех, и общая за­дача заключатся в том, чтобы с ним справлялся каждый.

4. правило «стоп»- каждый участник группы может отказаться от вы­полнения какого-либо задания, не объясняя причин. Это правило обеспечивает свободу выбора каж­дого участника.

5.правило Я – высказывания - участник говорит от своего имени, выска­зывает свое личное мнение, рассказывает о своих чувствах и состояниях., ответственность за то, что говорит­ся, полностью лежит на выступающем.

6.правило закрытости группы и безопасности участников - все, что происходит в группе, может обсуждаться только в процессе работы группы. После занятий участники группы не рассказывают о том, что происходило во время работы (о ситуациях, словах, чувствах других уча­стников). Каждый может рассказывать только то, что переживал сам.

7.запрет на использование общих фраз и клише – участники группы стараются высказываться предельно конкретно.

Первый этап - это включение в занятие. Можно использовать упражнение «Комплимент». Каждый участник должен сказать своему соседу что-нибудь приятное. Затем это задание можно предложить в необычной форме: сделать комплимент без слов и спросить: «Как ты думаешь, что тебе хотели сказать?», или мальчики могли бы выполнить упражнение так, как это сделали бы мушкетеры, увидевшие королеву, а девочки - как Золушка, попавшая на бал.

На втором этапе используются упражнения на развитие внимания: корректурная проба (развивает распределение, устойчивость, переключение, концентрацию внимания), таблицы Шульте, путаницы (наложенные друг на друга контурные изображения нескольких предметов, наложенные друг на друга буквы), лабиринты.

На третьем этапе предлагаются упражнения на развитие памяти: таблицы, игры «Посмотри, запомни, нарисуй», «Послушай, запомни, повтори», другие на развитие зрительной памяти.

На следующий этап подбираются упражнения, развивающие логическое мышление: задачи, ребусы, кроссворды, анаграммы, игра «Зашифрованное слова» и др.

Особое внимание следует уделять развитию креативного мышления, так как оно помогает человеку находить оригинальные решения сложных проблем, как организационно-бытовых, так и научно-технических, а также помогает создавать яркие художественные произведения.

Креативность является серьезным фактором, движущей силой развития личности, она обеспечивает такие качества человека, как уверенность в себе, открытость новому опыту, критичность и самостоятельность восприятия и мышления. Могут быть использованы следующие упражнения:

-задание «Спросить и угадать»: требуется задать вопросы к картинке с изображением какой-либо ситуации, попробовать угадать, что предшествовало этой ситуации (ее причины), что произойдет в дальнейшем (последствия). Ребенку необходимо выйти за пределы изображенной на картинке ситуации, выдвинуть гипотезы о причинах и последствиях событий, что моделирует научное творчество.

-задание «Необычное использование»: предложить варианты необычного использования знакомых предметов. В этом задании детям бывает трудно преодолеть ригидность, уйти от тривиальных ответов. Ригидность проявляется в том, что ребенок фиксируется лишь на одном способе действия (например, предлагает использовать коробки только в обычной функции: как емкости, в которые можно складывать предметы).

-задание «Незавершенные фигуры»: необходимо добавить к незаконченным фигуркам дополнительные линии, чтобы получились интересные предметы или сюжетные картинки.

-задание «Изобретатели»: попробовать пройти путь гениального открытия древнего человека. Для этого необходимо представить себе, как рассуждал человек, когда изобретал колесо. С детьми определяются шаги творчества: 1)формулируется проблема, 2)анализируется имеющийся опыт, 3)делается попытка решить проблему в рамках этого опыта, 4)предлагаются новые, неизвестные способы решения проблемы, 5)проверяется истинность новой идеи.

Все занятия заканчиваются общей рефлексией. Участники группы отвечают на вопрос «Чему я научился на занятии?» или «Что я узнал нового на занятии?», а также говорят о том, что они чувствовали во время занятия и что чувствуют в завершении работы группы.

Опыт работы Костенко Е.А. и группы учителей начальной школы дает положительные результаты: при переходе в среднее звено эти учащиеся не только не снизили успеваемость, но и не потеряли свое стремление узнавать каждый день что-то новое, умеют творчески подойти к решению поставленной задачи, показывают навыки организации самостоятельной учебной деятельности. Среди ребят этой группы есть участники и победители предметных олимпиад.

Примерные конспекты для занятий с детьми высокого уровня развития.

Конспект развивающего занятия во втором классе.

Занятие № 7


1.Приветствие участников. Упражнение «Комплимент».

Каждый участник должен сказать своему соседу что-нибудь приятное.

2. Игра с мячом «Летает, не летает».

3. Корректурная проба (буквенный вариант).

На бланке необходимо вычеркивать буквы (например – А и Е)

Время работы – 2 минуты. Затем идет взаимопроверка.

4. На доске таблица. Детям необходимо запомнить то, что нарисовано.

Когда таблицу уберут, дети у себя в тетрадях должны воспроизвести то, что они запомнили.

3

•

"

O




¨




Ñ










å

5. Логические задачи.

А) Что тяжелее: килограмм ваты или полкилограмма железа?

Б) В корзине лежало 5 яблок. Как разделить эти яблоки между пятью девочками, чтобы каждая девочка получила одно яблоко и одно, осталось в корзине?

6. Ребусы.

100 л; ООО; С 3 Ж; ЛИ 100 К; 7 , Я

7. Найди исходные слова:

КИОЧ; БОНЕ; РТУКФА; МАКСУ.

8. На что похоже.

  • W

9. Рефлексия занятия.

Дети отвечают на вопрос: «Чему я научился на занятии?» или «Что я узнал нового на этом занятии?», «С каким настроением я пришел на занятие и какое настроение у меня сейчас? Почему?»

Конспект развивающего занятия в третьем классе.

Занятие № 6


1. Приветствие участников. Упражнение «Комплимент».

Каждый участник должен не только сказать своему соседу что-то приятное, но и попытаться изобразить радость от встречи. После выполнения основного задания участники отвечают на вопрос: «Можем ли мы узнать, какое настроение у человека, если не видим его лица?».

2. Игра с мячом «Животные и их детеныши» Бросая мяч ребенку, психолог называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч психологу, называет детеныша этого животного.

3. Среди буквенного текста вставлены слова. Ребёнок должен найти и подчеркнуть эти слова.

бсолнцеитроанвстолрпайцжхъбокномртсвлодкатиолдождьпфхзгромббд

4. Упражнение «Мыслительные образы и эмоции»

«Я вам называю фразы, а вы после каждой закройте глаза и представьте себе соответствующую картину» (примерно 8 фраз).

Лев, нападающий на антилопу.

Собака, виляющая хвостом.

5. Вам даны 5 слов. Четыре слова объединены общим для них признаком, а одно слово не подходит к ним. Вам нужно зачеркнуть это слово (примерно 10 заданий)

Например: кукарекать, летать, кудахтать, лаять, мяукать.

6. Ребусы

_Т_О_К_ _И_Г__ __К_А_ _П_А _

ПЁРС Т СЕД МАГ


7. Рефлексия занятия.

Дети отвечают на вопрос: «Какое задание оказалось для меня простым, а какое вызвало затруднение? Над чем мне предстоит работать в следующий раз?»
Список литературы, которая может быть использована психологом при организации развивающих занятий с детьми с высоким уровнем развития.
1.Айзенк Г.Дж. Узнай свой собственный коэффициент интеллекта.

2.Акимова М.К., Козлова В.Т. Упражнения по развитию мыслительных

навыков младших

школьников. Обнинск, 1993г.

3.Борисова Е.М., Логинова Г.П. Коррекционно -развивающие упражнения

для учащихся

6-8 классов. Обнинск,1993г.

4.Краткий тест творческого мышления (фигурная форма). Москва,1995г.

5.Любимова Т.Г. Подумай и ответь. Чебоксары,1997г.

6.Любимова Т.Г. Подумай и ответь. Чебоксары, 1997г.

7.Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. Обучение жизненно важным навыкам в школе. С.-Петербург, 2002г.

8.Осипова А.А., Малашинская Л.И, Диагностика и коррекция внимания. Москва,2001г.

9.СемагоН.Я., Семаго М.М. Исследование особенностей развития

познавательной сферы

детей дошкольного и младшего школьного возрастов. Москва,2000г.

10.Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника.

Ярославль,1996г.

11.Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для младших

школьников.

Ярославль, 1998г.

12.Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей.

Ярославль,1995г.

13.Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей. Ярославль, 1997г.

14.Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. Ярославль, 1996г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск