Скачать 70.44 Kb.
|
МКУ «Управление образования Администрации г.Апатиты» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 69 Межмуниципальный фестиваль театрально-игрового творчества «Волшебный мир театра» Номинация «Кукла учит, воспитывает, организует» Комплексное коррекционно-развивающее занятие «Доктор Айболит» Авторы-составители: педагог-психолог Полевая Надежда Васильевна музыкальный руководитель Перминова Лариса Вячеславовна г. Апатиты , 2013 г. ... Личность и способности ребёнка развиваются только в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию и с интересом, т.е. по внутреннему побуждению. /закон психологии/ Полноценное развитие ребёнка зависит не только от условий воспитания и обучения в детском саду и семье, но и от его физического здоровья и эмоционального благополучия. Дошкольники с ослабленным здоровьем часто отстают от сверстников в общем развитии, поэтому нуждаются в творческом и эмоциональном «толчке» для успешного преодоления психологических барьеров. В полихудожественной деятельности активизируются, раскрываются все сферы жизнедеятельности ребёнка – его эмоциональность, активность, индивидуальность, творческий потенциал, формируются межличностные отношения, что в конечном итоге даёт основу для полноценного проживания дошкольного детства, формирования основ базовой культуры личности, развития психических качеств в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями. Таким образом, возникла необходимость разработки и проведения курса комплексных коррекционно-музыкальных занятий «Дружная семейка», основанных на игре, которая является центральной деятельностью дошкольника. Воздействие музыкальных образов помогает сделать игру ярче и занимательней, их взаимодействие обогащает и расширяет опыт эмоциональных переживаний ребёнка. Предлагаемые занятия ориентированы на детей, имеющими сложную структуру дефекта (различные формы ДЦП, дефекты слуха и зрения, речевые нарушения), и группу детей с нарушениями ОДА (плоскостопие, косолапость, дисплазии), легкой задержкой психического развития и сохранным интеллектом. Возрастной диапазон: от 4 до 7 лет. Данный курс занятий в первую очередь решает задачи развития и коррекции, значимых для ребенка проблем, нацелен на пробуждение творческого потенциала, развитие и коррекция эмоционального мира, навыков коммуникации, коррекция поведенческих нарушений. В своей работе мы опирались на хорошо знакомый детям материал (сказки, игры), который позволял детям свободно вживаться в сказочно-игровой сюжет, участвовать в играх, упражнениях в меру своих сил, по собственному желанию, быть самостоятельными настолько, насколько это возможно. Следовательно, самым главным является принцип: взрослый - не… принуждает, а побуждает! не… оценивает, а поощряет! не… торопит, а помогает ребенку справиться с заданием самому! Основные цели курса:
Рецензенты курса комплексных коррекционно-музыкальных занятий «Дружная семейка»: декан ФДВ МГПУ, кандидат педагогических наук, доцент Смага А.А., кандидат педагогических наук КФ ПетрГУ Макарова Н.В. При разработке представленного занятия учтены федеральные государственные требования по интеграции образовательных областей, в частности: познание, социализация, музыка, здоровье, коммуникация. Конспект комплексного коррекционно-развивающего занятия «Доктор Айболит» Основная цель: знакомство, проживание, вербализация эмоциональных состояний, беспокойство, тревога, страх медицинских процедур. Программное содержание: Создание сказочно-игровой ситуации. Развитие способности осознавать и регулировать свои эмоции. Отреагирование страхов, снижение уровня тревожности и беспокойства. Развитие пространственное ориентирование, воображение, внимание, память, мышление. Формирование эмоционального отклика на музыку разного характера, развивать навыки творческого музицирования. Воспитание личностных качеств: сочувствие, сопереживание, желание придти на помощь, взаимовыручка. Обучение установлению и отображению в речи причинно-следственных связей и эмоциональных состояний. Репертуар:
( модель С. Коротаевой)
Материалы:
Предварительная работа в группе Чтение и обсуждение сказки К. Чуковского « Доктор Айболит». Ход занятия:
В процессе игры детям предлагают различные задания на внимание: хлопать начнём топать начнём… обниматься начнём Усложнение – побуждать детей помогать ведущему, придумывать свои варианты заданий.
( цель – развитие слухового восприятия, определение окончания музыкальной фразы, ориентировка в пространстве музыкального зала) М.Р. просит детей прислушаться к музыке, обращает внимание на то, что музыка умеет здороваться и говорить «привет». Предлагает поздороваться вместе с музыкой. Во время звучания музыки дети и взрослые ходят по залу врассыпную, на окончание музыкальных фраз ударяют в бубен и говорят друг другу « Привет!» В конце игры, встают в круг, приветствуют всех: «Здравствуй, дружная семейка!»
Усложнение – введение ритмоформулы « О-ля, О-лень-ка» Психолог: Мы сегодня проверим, кто к нам пришёл, никого мы не забыли? Детям предлагается назвать свое имя, одновременно прохлопывая ритм. Игру начинают взрослые, для того, чтобы дать образец
Муз. рук. показывает детям музыкальный сундучок, говорит, что в этом сундучке живёт музыка. Дети слушают пьесу П.Чайковского «Болезнь куклы». Проводится беседа об эмоциональном характере музыки . Кукла заболела, на бочок легла, Дали ей конфету – кукла не взяла. Сами виноваты, - доктор говорит – У нее, наверно, горлышко болит.( автор неизвестен) Психолог беседует с детьми о том, почему можно заболеть? Что делать, если кто-то заболел? ( ответы детей) Психолог спрашивает у волка и медведя, нет ли у них знакомого доктора? Выясняют, где живет этот знаменитый доктор Айболит и все отправляются в лес к доктору, предварительно спросив у детей, на чем можно добраться до леса. (На лыжах, на санках, на веселых лошадках)
( цель – стимулировать детей к образному выполнению движений)
Психолог и дети подходят к дереву, под которым сидит Айболит (театральная кукла в руках М.Р.), рядом с ним находятся игрушки-зверюшки. Дети здороваются, спрашивают доктора, чем он занят. Айболит: « Я- добрый доктор Айболит. Я под деревом сижу, и больных к себе я жду. Приходи ко мне лечиться и корова, и волчица, и жучок, и червячок, и медведица. Всех излечит, исцелит добрый доктор Айболит».( К. Чуковский) Доктор жалуется, что у него много работы – зима, звери простыли, а лечить их доктор не успевает. Не желает ли кто из ребят быть помощником доктора и помочь лечить зверей?
(Цель - проживание страха медицинских процедур; развитие личностных качеств: сочувствие, сопереживание, желание придти на помощь, взаимовыручка.) Психолог и дети беседуют о том, почему болеют, как вы чувствуете себя, когда болеете, нравится ли вам болеть, зачем нужно лечиться, как это делать. Дети «лечат» зверей, проводят все процедуры, в конце завершают лечение прививками, чтобы больше не болели. Затем доктор Айболит обходит всех зверей и помощников и спрашивает всех об их самочувствии. Выясняют, что игрушки уже здоровы. Исполняется песня «Айболит».( М. Лазарев, «Интоника»)
Дети с игрушками встают в круг, под музыку бегут по кругу, со сменой музыки кладут игрушку на пол, пляшут. С окончанием музыки нужно быстро взять свою игрушку.
Игрушки устали, им пора отдыхать, уложим их спать, напоем каждой игрушке колыбельную, кто как хочет, тихо на ушко. Затем отдыхаем сами.
|