Скачать 38.66 Kb.
|
НОМИНАЦИЯ: «СКОРО В ШКОЛУ» Участник: педагог-психолог МКДОУ «ЦРР – д/с № 501» Игольникова А.В. Для участия в районном конкурсе «Ярмарка педагогических идей - 2013» представлена авторская технология подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста «По дороге в школу». Технология разрабатывалась и апробировалась в течение 3-х лет, утверждена заведующей и Советом Учреждения, имеет положительную рецензию педагога-психолога высшей квалификационной категории Непомнящей О.Н. В течение трёх лет, по итогам реализации технологии фиксировалась положительная динамика развития, высокий и выше среднего уровень сформированности психологической готовности детей к школе. Актуальность представленной работы: Психологическая готовность к школе складывается в течение всего периода дошкольного детства, а не возникает в последний год пребывания ребёнка в детском саду (в подготовительной группе). В обязанности педагога-психолога ДОУ входит определение уровня психологической готовности детей к школе. Ежегодно по результатам психодиагностического обследования детей подготовительной группы, проводимого в начале учебного года, выявляется группа детей с низким уровнем сформированности школьно-значимых функций и школьной незрелостью. В эту группу могут входить дети следующих категорий: 1) вновь прибывшие в ДОУ (домашние); 2) с низким темпом развития высших психических функций; 3) с СДВГ и другими медицинскими диагнозами; 4) часто болеющие. Перечисленные категории детей объединяет необходимость в большем количестве педагогических воздействий для гармонизации развития. Необходима работа по активизации их внутреннего потенциала, по созданию условий для формирования психологической готовности к школе. Целесообразность проведения с такими дошкольниками коррекционно - развивающей работы, специально направленной на содействие гармоничному развитию, развитие компонентов психологической готовности к школе, обусловлено уникальностью данного возрастного периода, который характеризуется высокой сензитивностью. Именно в этот период времени развития детей наиболее интенсивно протекает процесс физиологического созревания основных мозговых структур. Что даёт возможность эффективного и целенаправленного воздействия на интеллектуальную и личностную сферу детей. Представленная технология призвана обеспечить такое воздействие и предполагает работу педагога-психолога со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса: детьми, педагогами ДОУ, родителями воспитанников. Алгоритм реализации технологии 1. Отбор детей в группы развития (на основании результатов обследования); 2. Ознакомление родителей с результатами обследования, заключение договора на оказание коррекционно-развивающей помощи ребёнку; 3. Ознакомление педагогов с результатами обследования с целью индивидуализации воспитательно-образовательного процесса; 4. Формирование групп для коррекционно-развивающей работы; 5. Осуществление коррекционно-развивающей работы с детьми; 6. Выявление динамики развития детей в процессе коррекционно-развивающей работы (динамическое/включённое наблюдение, анализ продуктов детской деятельности, тестовые задания); 7. Включение в практику работы педагогов групп игр, упражнений рекомендованных педагогом-психологом (реализация плана); 8. Информирование родителей, педагогов групп о динамике развития детей («карта успехов», индивидуальные беседы); 9. Повышение психолого-педагогической компетенции в вопросах готовности детей к школе родителей и педагогов групп через организацию очных, заочных форм консультирования теоретико и практико-ориентированных; 10. Повторное психодиагностическое обследование детей, фиксация результата работы; 11. Анализ полученных данных, внесение необходимых коррекционных поправок в технологию, обогащение новыми формами, методами, современными пособиями; 12. Информирование родителей о результатах обследования детей, рекомендации; 13. Предоставление обобщённых данных отражающих уровень сформированности психологической готовности к школе детей выпускающихся из д/с педагогам и родителям ДОУ. Технология включает в себя следующие материалы: 1. Диагностическую батарею (описание используемых диагностических методик, бланки протоколов, заключений, стимульный, дидактический материал); 2. Тематический план коррекционно-развивающей деятельности с детьми; 3. Конспекты коррекционно-развивающей деятельности с детьми; 4. Подборку игр направленных на формирование компонентов психологической готовности для педагогов подготовительных к школе групп; 5. Материалы для работы с родителями; 6. Материалы для работы с педагогами подготовительных групп; 7. Описание авторских пособий используемых в технологии; 8. Рабочую тетрадь для самостоятельной работы детей; 9. Обобщённые результаты работы с детьми за 3 года. Уникальность технологии: Акцент в работе с детьми сделан не на функциональную готовность детей к школе, а на мотивационную готовность, формирование навыков самоконтроля, произвольности поведения. В работе с детьми преобладают игровые методы и приёмы. Используются авторские пособия («карта-успехов», карточки-помощницы, рабочая тетрадь, «правила поведения») и игры на развитие произвольности психических процессов («поймай подарок», «Смотри и запоминай!», «Угадай по звуку»), дозированное использование информационных технологий в работе с детьми (видеопрезентации, демонстрация мультфильмов, электронные пособия, компьютерные игры). |