Скачать 187.27 Kb.
|
План – конспект выступления классного руководителя Сериковой О.С. на родительском собрании во 2б классе 8 декабря 2010 года. «Как формировать учебные интересы и мотивы» Уважаемые родители! Вот и позади первый с небольшим год обучения ваших детей в школе. Впереди, в январе 2011, года мне предстоит оценивание учащихся. Вы увидите первые отметки ваших детей. Более того они будут выставляться в электронный журнал, где вы всегда сможете посмотреть тему урока, на котором была выставлена отметка, домашнее задание. Помните, что от успешности обучения ребёнка зависит формирование его самооценки, положительных черт характера и характера в целом, а также дальнейшая его заинтересованность в учёбе, потребность учиться. Поэтому важнейшей задачей на данном периоде обучения считаю совместную нашу работу по формированию у учащихся учебной мотивации. Чтобы за отметками, а поверьте моему опыту, они будут и плохие и хорошие, мы не потеряли того ученика, который имеет «ненасытный аппетит к познанию», как пишет психолог В.Шадриков. Включение ребёнка в учебную деятельность и формирование у него учебных мотивов играет большую роль в формировании свойств характера, самооценки и личности младшего школьника в целом. Немного психологии. Мотивы – это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением определённых потребностей. Мотивы могут проявляться в следующих психологических явлениях: интересы – это эмоциональные проявления познавательных потребностей человека; убеждения – это система осознанных потребностей личности, побуждающих поступать в соответствии со своими взглядами принципами, мировоззрением; стремления – это мотивы поведения, где находит выражение потребность в таких условиях существования и развития, которые непосредственно не представлены в данной ситуации, но могут быть созданы как результат специально организованной деятельности личности. Учебная мотивация – это частный, особый вид мотивации, который определяется целым рядом факторов, специфических для той деятельности, в которую она включается. Из этого мы сделаем вывод: в основе любого действия или поступка лежит, как правило, не один мотив, а совокупность мотивов, которые побуждают и направляют активность человека. Например, такие мотивы: - «Я хочу в школу, потому что все дети должны учиться, это нужно и важно» - «Я хочу много знать» - «Я хочу в школу, потому что там я буду получать только пятёрки» - «Я хочу в школу, потому что мама так сказала» - «Я хочу в школу, потому что мне купят тетради, портфель, пенал» - «Я хочу в школу, потому что там можно играть с друзьями». Многообразие мотивов, определяющих отношение ребёнка к школе, приводит к тому, что большинство детей младшего школьного возраста положительно относятся к школе. Но бывает и стойкое нежелание учиться, что встречается редко в этом возрасте. Оно обусловлено теми или иными внешними причинами, такими как: негативный опыт школьной жизни старших детей; некорректные высказывания родителей в отношении школы, педагога, учения; запугивание «вот пойдёшь в школу, тогда узнаешь»; конфликтные отношения ребёнка с педагогом или со сверстниками; завышение ожидания родителей в отношении школьных успехов ребёнка и невозможность их осуществления. В остальных случаях за нежеланием учиться стоит своеобразие организации мотивов учения. Разберём некоторые примеры, в которых вы непременно узнаете своих детей.
Понимание учителем особенностей взаимодействия различных мотивов учения в структуре учебной мотивации учащихся ученика позволит ему осуществить индивидуальную работу с каждым учащимся, направленную на формирование у него желания учиться. Для изучения особенностей мотивации учащихся нашего класса я использовала методики, предложенные психологом Л. Фридманом: методика «свободных заданий», «прерывания процесса решения задач», «составление задач и вопросов». В течение недели я наблюдала за поведением детей, используя эти методики. Что же получилось? В понедельник в конце урока русского языка я предложила детям необязательное задание, сказав, что его выполнение очень полезно для более глубокого усвоения материала. Нужно было написать два предложения и подчеркнуть главные члены предложения. Во вторник на уроке математики я рассчитала время так, что мы разобрали сложную задачу, но не успели записать её решение. Урок закончился, и нужно было собрать тетради. Я наблюдала, кто по своей собственной инициативе закончил решение задачи. В среду на уроке окружающий мир я предложила детям составить тесты на обобщающий урок по теме «Космос». Я проверила, кто из детей составил тесты на следующий урок. Кроме того, в четверг на контрольной работе сделали дополнительные необязательные задания некоторые учащиеся. Свои наблюдения я представила в виде таблицы (если ребёнок отреагировал положительно, то ставится «+»):
Уважаемые родители, как отреагировали ваши дети на эти задания, вы можете увидеть на листиках, которые вам раздали. Можно провести анализ полученных результатов. У учащегося, который получил четыре знака плюс, хорошо сочетаются познавательные и социальные учебные мотивы. Те, которые получили три знака «+», тоже имеют в достаточной степени и познавательные и социальные мотивы. Особенно ценным, на мой взгляд, было задание «составить вопросы к тесту», так как его дети выполняли дома, осознанно тратя на это время и усилия, когда учитель их не контролировал, и можно было заменить это занятие игрой. Дети, которые получили один или два положительных знака, нуждаются в дополнительных стимулах во время обучения. Некоторые из них, как оказалось из беседы, делали задания лишь потому, что рассчитывали получить пятёрку. Необходимо продолжить внимательное наблюдение за этими детьми. А к родителям будет такая просьба. Провести беседы и на собственном примере заинтересовать своих детей получением новых знаний. Ежедневно интересоваться у детей: «Что ты сегодня нового узнал в школе?» А вот с ребятами, которые не сделали ни одного выбора, предстоит более кропотливая работа. Во-первых, по моим наблюдением они вообще с трудом выполняют необходимый минимум на контрольных работах в силу своей медлительности, связанной, скорее всего, с особенностями типа нервной деятельности (меланхолики или флегматики). Это должен установить школьный психолог. Поэтому я очень прошу родителей этих детей сходить на консультацию к школьному психологу. Кроме этого, здесь возможны и пробелы в знаниях, связанные с плохим развитием памяти, мышления, воображения, а отсюда - с плохим развитием учебно-важных качеств: синтеза, анализа, сравнения, классификации, и даже с недостаточно правильной работой по образцу и плохим развитием мелкой моторики. В этом случае, даже если у них доминируют социальные и познавательные мотивы, то самим им никак не справиться с трудностями обучения. Таким детям необходимо плотное педагогическое сопровождение с тесным сотрудничеством родителя и учителя при консультативной помощи школьного психолога. Родители должны это понять и помогать своим детям немного больше, чем остальные родители. Ни в коем случае нельзя сравнивать своих детей и других. А сравнивать можно с ним же самим, например, каким он был в начале четверти (года) а каким в конце. Не конфликтовать с учителем, иначе это усугубит ситуацию, и может выработаться стойкое негативное отношение к учёбе. Хочется здесь привести пример, который бросился мне в глаза. Учитель английского языка проводил контрольную работу: проверял знания всех букв английского алфавита, который дети изучали три месяца. Отметки были разные. И родители отреагировали по-разному. Мне понравилось, что многие родители, дети которых получили три и два, сказали детям так: «Давай на выходных поучим буквы вместе: я тебе буду диктовать, потом ты мне». После выходных учитель ещё раз провёл диктант по знанию букв. Многие улучшили свои знания на один бал, многие подтвердили положительные результаты. Что произошло? Родители, о которых я говорила выше, во-первых, заинтересовали своих детей, т.е. укрепили социальный и познавательный мотивы. А ещё, что более ценно, на своём собственном примере показали познавательный интерес, уделив своему ребёнку время и поддержав его интерес к знаниям. Этим я хочу подчеркнуть, что без помощи родителей, без их искреннего внимания к интересам маленького любопытного исследователя, положительная учебная мотивация невозможна. И хочу привести другой пример. Спрашиваю одну родительницу: «Помогали ли вы учить буквы?» «Да, но сын сказал, что ему не нравится английский». «Как? – возмутилась я, - У них такой прекрасный, молодой учитель?! Я сама иногда присутствую на уроках и сижу как заворожённая…» Мама в ответ пожала плечами. И я поняла, каким бы ни был учитель, хоть семи пядей во лбу, если дома родители не смогли привести аргументы в пользу знаний английского языка, все усилия учителей тщетны. А посоветовать этой маме я могу вот что: привить сыну трудолюбие, усердие, умение всё доделывать до конца, старание. Ещё раз повторяю: мы должны с вами быть союзниками, и. причём, искренними, т.к. дети хорошо чувствуют фальшь. И если мама не берёт дома книжку в руки, не интересуется, какую тему изучает её сын или дочь по окружающему миру, не помогает выучить трудные буквы английского алфавита, а только ругает день и ночь учителей в присутствии ребёнка, то ни о какой положительной мотивации учения не может быть и речи. Я как учитель с 22 годами стажа, могу точно сказать, и психологи это подтверждают, если детям не создать положительную мотивацию учения, то найдутся другие увлечения, которые заполнят пустоту их души. Я не буду пугать вас наркоманией, табакокурением и алкоголизмом, а приведу дугой жизненный пример. Многие родители сталкиваются сейчас с проблемой «игровой зависимости» детей. Это действительно стало проблемой. Даже будучи уже юношами, а порой и отцами семейств играют наши бывшие сыновья в компьютерные игры, бестолково проводя свою жизнь. И виной этому, прежде всего, родители, ибо они в первую очередь отвечают за положительную учебную мотивацию своих детей на учёбу на познание мира. Недаром в известном стихотворении написано: «Ребёнок учится тому, что делается у него в дому». Таким образом, я перешла к следующему вопросу «Семейное воспитание». На развитие познавательных интересов учащихся и, как следствие, на успешность их обучения в школе оказывает влияние особенности семейного воспитания. Психолог Г.Крейг выделяет три фактора, относящихся к родительскому поведению и определяющих школьную успешность детей.
Таким образом, я привела вам думаю достаточно аргументов, которые говорят о том, что развитие потребностей, интересов и мотивов в процессе учебной деятельности является основой формирования личности младшего школьника, определяя его отношение к окружающему миру, другим людям и самому себе. А теперь перейдём к практической части нашего собрания. Перед родительским собранием вы заполняли анкету: Отметьте фразы, которые вы чаще всего используете в общении со своим ребёнком, анализируя его учение: 1. Что ты получил сегодня? 2. Ничего, не расстраивайся, у нас есть время всё исправить. 3. Марш в свою комнату, и не показывайся мне на глаза! 4. Ты ведь умница, и в следующий раз учительница в этом убедится. 5. Сколько можно тебе это объяснять! 6. Тебе нужна моя помощь или ты попробуешь ещё раз сделать это самостоятельно? 7. Кто-нибудь получил отметку лучше, чем ты? 8. Я так и знала. И в кого ты уродился? 9. Садись и учи ещё раз, а я потом проверю! 10. Давай попробуем разобраться в том материале, который для тебя так труден. 11. Знаешь, когда я была маленькой, мне этот материал тоже давался с трудом. 12. Давай ещё раз заглянем в учебник. Я думаю, нам это поможет. 13. Вот так и будешь на двойках и тройках ехать! 14. Вот придёт отец! Он тебе покажет двойку! 15. Посмотри, как я учился, а ты? Проанализируем ваши ответы. Я думаю, кто выбрал преимущественно ответы 2, 4, 6, 10, у того хороший контакт со своим ребёнком и правильный подход. Ведь, прежде всего, необходимо успокоить ребёнка, а потом предложить ему свою помощь. Ответ: «Знаешь, когда я была маленькой, мне этот материал тоже давался с трудом» только успокаивает, но не предлагает конструктивного выхода из создавшегося положения. Надо предложить помощь ребёнку. Ответы 1, 3, 5, 8, 9, 13, 14, 15 дают выход эмоциям родителей, но не несут никакой воспитательной ценности. Это может быть первой реакцией уставшего после работы родителя, но потом надо попросить у ребёнка прощение за несдержанность и предложить свою помощь с помощью фраз 2, 4, 6, 10. Очень интересен ответ №7. Напоминаю ещё раз. Нельзя сравнивать ребёнка с другим ребёнком, а только можно сравнивать его с самим собой. Вообще, родитель вправе задать такой вопрос. Он может служить анализом положения знаний класса вообще и мастерства учителя в частности. Или оценить степень трудности контрольной работы. Например, если на контрольной работе никто не получил положительной отметки, значит, учитель составил слишком трудную контрольную. И наоборот, если все получили пятёрки, то – слишком лёгкую. Но лучше такой вопрос задать учителю, ведь ребёнок из-за боязни вас расстроить может и соврать. Итак, давайте с вами вместе подумаем, какой фразой можно встретить ребёнка из школы, чтобы она стимулировала его к учебной деятельности, показывала поддержку и любовь родителя. (После обсуждения родители приходят к единому мнению. Некоторые родители настаивали, что нужно спросить ребёнка, хочет ли он кушать? Поэтому мы решили начать с общей фразы «Как дела?») Получаем фразу: «Как дела? Что нового ты узнал в школе? Нужна ли тебе моя помощь или ты справишься сам с домашним заданием (подготовкой к контрольной работе)?» Советуем использовать её при общении с вернувшимся из школы ребёнком. А теперь разделимся на группы по 5-6 человек и обсудим, как педагогически и психологически правильно поступить в той или иной ситуации, чтобы в конечном итоге поддержать познавательную и социальную мотивации ребёнка в учебной деятельности. Родители распределяются на четыре группы. Задания для каждой группы.
«Нет». «Значит, ты ещё не всё знаешь! Наверное, ты просто устал. Я тоже много работаю и устаю. Давай отдохнём вместе, сходим на стадион (в пиццерию, в зоопарк), а завтра с новыми силами ты пойдёшь узнавать новое и интересное у своей замечательной учительницы Ольги Сергеевны!» (Примечание учителя. Очень важно поддержать ребёнка, показать, что вы заинтересованы его проблемой. Надо также на примерах своих школьных знаний убедить его, что он не знает ещё самого интересного. Надо обязательно выразить своё уважение к учителю, чтобы ребёнок понимал, что вы уважаете учителя. Значит, и ваш ребёнок будет его уважать, слушать и слушаться). Итак, подведём итог нашего собрания. Как же всё-таки формировать учебные интересы и мотивы у наших детей? Высказывания родителей: - Интересоваться учебной деятельностью ребёнка с помощью фразы: «Что ты нового узнал в школе?» - Чаще вспоминать своё детство и входить в ситуацию своего ребёнка, помогать ему в выполнении домашних заданий и подготовке к контрольной работе. - Быть внимательным к самым маленьким детским проблемам, не отмахиваться от них, ведь они могут мешать формированию учебных интересов и мотивов. - Чаще откровенно разговаривать с ребёнком. - Разговаривать и убеждать ребёнка, что полученные в школе знания пригодятся, точнее необходимы, ему в его дальнейшей жизни. - На собственном примере показывать, как хорошо много знать, читать, учить, учиться. Заключительное слово учителя: - Спасибо вам, уважаемые родители за понимание и сотрудничество. Я хочу, чтобы вы знали и понимали, что нам (и мне, и вам) выгодно, чтобы ваш ребёнок был успешным и хорошо учился. Поэтому прошу вас подходить конструктивно к решению возникающих проблем, конфликтов, недоразумений. Если мы будем готовы к сотрудничеству, диалогу, то у нас всё получится. И наши дети будут учиться хорошо, с интересом и пользой для себя и для общества. Использованная литература.
|