Скачать 287.16 Kb.
|
Методические рекомендации к проведению семинарских занятий по курсу «Общая психология» для студентов 2 курса факультета психологии (бакалавриат психология) Семинар №1. Определение личности Семинарское занятие проводится в виде работы в подгруппах. Студенты делятся на подгруппы по 5-7 человек. Каждой группе дается задание на основе существующих определений личности различных авторов, выработать свое определение, наиболее обобщенное, отражающее различные стороны личности, объединяющее, по возможности все существующие определения. Каждая подгруппа работает самостоятельно, совещаясь и обсуждая возможные варианты. По окончании работы (30 минут), каждая группа оформляет свое определение на листе бумаги фломастерами, маркерами и др. художественными средствами и готовит его презентацию. Когда презентации готовы (20 минут), каждая подгруппа представляет сове определение, обосновывая его содержание. Задача остальных подгрупп – задавать уточняющие вопросы, обсуждать, при необходимости критиковать (30 минут). Самостоятельная работа студентов: для подготовки к семинарскому занятию студентам дается задание выписать как можно больше (порядка 10) определений личности различных авторов. Рекомендуется использовать учебники, словари по психологии и философии, монографии. Преподавателю: в процессе обсуждения студентами определения личности в подгруппах необходимо следить за тем, чтобы формируемое определение было научным, конкретным, описывало различные стороны личности. Рекомендуемая литература:
Семинар №2. Проблема личности в современной психологии Семинарское занятие включает в себя выступления студентов, раскрывающие различные подходы в понимании личности, обсуждение выступлений, обобщение полученной информации. На каждое выступление дается 10 минут. Задача выступающего: представить понимание личности того или иного автора, выделить особенности позиции автора по сравнению с другими авторами и материалом, представленным на лекциях, выразить свое отношение к представленной точки зрения. В процессе выступления, студенты фиксируют основные и особо важные моменты у себя в тетрадях. После выступления студенты задают выступающему уточняющие вопросы, дискутируют с ним (10 минут). Таким образом, за семинарское занятие студенты заслушивают и обсуждают 4 доклада. Самостоятельная работа студентов: изучение и конспектирование рекомендуемой литературы, подготовка структурированного выступления в соответствии со следующим планом: представление позиции автора, сравнение с другими авторами, высказывание своего отношения к изученному материалу. Преподавателю: в процессе обсуждения студентами выступления необходимо обращать внимание на использование разными авторами разных понятий при описании одного и того же психологического феномена. Необходимо сформировать у студентов четкое представление о содержательном наполнении того или иного понятия. Рекомендуемая литература:
Семинар №3. Структура личности Семинарское занятие включает в себя выступления студентов, раскрывающие различные варианты структуры личности, различные подходы к выделению личностных подструктур разными авторами, обсуждение выступлений, обобщение полученной информации. На каждое выступление дается 10 минут. Задача выступающего: представить структуру личности, предложенную тем или иным автором, выделить ее особенности по сравнению с другими структурами и материалом, представленным на лекциях, выразить свое отношение к представленной структуре личности. В процессе выступления, студенты фиксируют основные и особо важные моменты у себя в тетрадях. После выступления студенты задают выступающему уточняющие вопросы, дискутируют с ним (10 минут). Таким образом, за семинарское занятие студенты заслушивают и обсуждают 4 доклада. Самостоятельная работа студентов: изучение и конспектирование рекомендуемой литературы, подготовка структурированного выступления в соответствии со следующим планом: представление позиции автора, сравнение с другими авторами, высказывание своего отношения к изученному материалу. Преподавателю: в процессе обсуждения студентами выступления необходимо выделять общие моменты при выделении тех или иных подструктур личности. Необходимо сформировать у студентов четкое представление о возможных подструктурах личности. Рекомендуемая литература:
Семинар №4. Формирование личности в онтогенезе Семинарское занятие включает в себя выступления студентов, раскрывающие различные подходы к пониманию формирования личности в онтогенезе, движущих сил развития, роли биологических предпосылок и социальных воздействий на процесс формирования личности. Также предполагается обсуждение выступлений, обобщение полученной информации. На каждое выступление дается 10 минут. Задача выступающего: представить движущие силы развития и основные этапы формирования личности, предложенную тем или иным автором, выделить особенности по сравнению с другими структурами и материалом, представленным на лекциях, выразить свое отношение к представленному пониманию формирования личности. В процессе выступления, студенты фиксируют основные и особо важные моменты у себя в тетрадях. После выступления студенты задают выступающему уточняющие вопросы, дискутируют с ним (10 минут). Таким образом, за семинарское занятие студенты заслушивают и обсуждают 4 доклада. Самостоятельная работа студентов: изучение и конспектирование рекомендуемой литературы, посвященной формированию личности, подготовка структурированного выступления в соответствии со следующим планом: представление позиции автора, сравнение с другими авторами, высказывание своего отношения к изученному материалу. Преподавателю: в процессе обсуждения студентами выступления необходимо выделять общие моменты при выделении путей формирования личности. Необходимо сформировать у студентов четкое понимание, какие движущие силы положены автором в основу развития личности. Рекомендуемая литература:
Семинар №5. Формирование личности. Понятие зрелой личности Семинарское занятие представляет собой дискуссию (40 минут), посвященную обсуждению понимания понятия «зрелая личность». В ходе дискуссии студентам предлагается ответить на вопросы: - Как вы понимаете понятие «зрелая личность»? - Можно ли говорить о том, что в период взрослости личность больше не развивается? Докажите. - Может ли личность развиваться вне общества? Докажите. Студенты по очереди высказывают свою точку зрения, обосновывая ее позициями психологов, привлекают свой опыт, приводят примеры. Во второй половине занятия студенты пишут контрольную работу по теме «Понятие личности». Вопросы контрольной работы:
Студентам предлагается выбрать 3 вопроса для подробного ответа. Самостоятельная работа студентов: изучение и конспектирование рекомендуемой литературы, посвященной формированию личности, понятию «зрелая личность», подготовка к контрольной работе. Преподавателю: в процессе дискуссии необходимо обращать внимание на обоснованность высказанной позиции (ссылки на ученых-психологов), стимулировать студентов приводить примеры из собственной жизни для более полного понимания материала. При проверке контрольной работы необходимо обратить внимание на аналитичность ответа: раскрытие и дальнейшее сравнение позиций различных авторов.. Рекомендуемая литература:
Семинар №6. Структура Я-концепции личности. Формирование Я-концепции Семинарское занятие включает в себя выступления студентов, раскрывающие различные подходы к пониманию Я-концепции, ее структуры и формирования. Также предполагается обсуждение выступлений, обобщение полученной информации. На каждое выступление дается 10 минут. Задача выступающего: представить понимание Я-концепции, предложенное тем или иным автором, выделить особенности по сравнению с другими структурами и материалом, представленным на лекциях, выразить свое отношение к представленной Структуре Я-концепции. В процессе выступления, студенты фиксируют основные и особо важные моменты у себя в тетрадях. После выступления студенты задают выступающему уточняющие вопросы, дискутируют с ним (10 минут). Таким образом, за семинарское занятие студенты заслушивают и обсуждают 4 доклада. Самостоятельная работа студентов: изучение и конспектирование рекомендуемой литературы, посвященной Я-концепции, ее структуре и формированию, подготовка структурированного выступления в соответствии со следующим планом: представление позиции автора, сравнение с другими авторами, высказывание своего отношения к изученному материалу. Преподавателю: в процессе обсуждения студентами выступления необходимо обращать внимание на использование разными авторами разных понятий при описании Я-концепции (самосознание, образ Я и т.д.). Необходимо сформировать у студентов четкое представление о содержательном наполнении того или иного понятия, относящихся к Я-концепции. Рекомендуемая литература:
|