Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 389.33 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации23.11.2013
Размер389.33 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Психология > Реферат
  1   2   3


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей « Центр искусств» городского округа город Салават Республики Башкортостан

Реферат на тему: « Развитие музыкально - творческих способностей младших школьников»

Выполнила : ПДО Насырова Л. Р.

Салават 2013 год

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………… 2

Глава 1.Теоретические основы развития музыкально-творческих способностей младших школьников на уроках фортепиано…..…... 5

1.1. Психолого – педагогические аспекты развития музыкальных и творческих способностей………………………………………………………5 1.2. Принципы, методы и приёмы развития музыкально – творческих способностей………………………………………………………………….

Глава 2. Опытно – экспериментальное исследование развития музыкально - творческих способностей младших школьников в процессе импровизации на уроках фортепиано ……………………….. 18 Формирующий этап эксперимента…………………………………… 21

Заключение…………………………………………………………………. 23 Список литературы……………………………………………………… 24

Введение

Наше время – это время перемен, это время, когда обществу нужны люди многогранные, способные к активной творческой деятельности, способные нестандартно, творчески мыслить. Самое главное, что побуждает нас быть креативными – это изменчивость окружающего мира. Вследствие этого становится очевидной необходимость поиска средств, позволяющих её развивать – способность, которой, хоть и в разной степени обладает каждый человек. К сожалению, массовое обучение часто сводится к запоминанию и воспроизведению приемов действия, типовых способов решения заданий. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять интерес к творчеству.

Как показывают педагогические наблюдения, что многие учащиеся за время обучения в образовательных учреждениях так и не научились некоторым важным для музыканта вещам и не приобретают таких умений, как подбор мелодии по слуху, аккомпанемента к ней, способность к импровизированию.

Большое значение творческой деятельности в музыкальном воспитании отмечал Д.Б. Кабалевский. Он считал, что все формы музыкальных занятий в школе должны способствовать творческому развитию учащихся, то есть, вырабатывать в них стремление к самостоятельному мышлению, к проявлению собственной инициативы, стремление сделать что-то своё, новое, лучшее. Надо ли говорить, что все эти качества, выработке которых очень способствуют занятия искусством, окажут своё положительное влияние не только на все другие занятия учащихся, но и на их будущую деятельность, в какой бы области она не протекала.

Проблема способностей – одна из актуальнейших психологических проблем, имеющих большое теоретическое и практическое значение.

Интенсивно велись исследования в области общей теории способностей (Б.Г.Ананьев, В.Н.Мясищев, А.Н.Леонтьев), математических способностей (В.А.Крутецкий, В.Н.Мясищев), литературных способностей (А.Г.Ковалёв, В.П.Ягункова), изобразительных способностей (В.П.Кириенко, А.Г.Ковалёв), учебных способностей (А.А.Бодалев), музыкальных способностей (Б.М.Теплов).

Развитие музыкально-творческих способностей детей в музыкальной деятельности было и остается одной из актуальных задач музыкального воспитания.

Основным способом решения этой проблемы является поиск актуальных условий, путей и средств организации процесса постижения учащимися картины мира и развития на этой основе положительных черт и свойств личности каждого ученика. Через воздействие на эмоционально – чувственную сферу музыка влияет на процесс воспитания духовности, культуры чувств, развитие познавательных сторон личности учащихся. Проблемы, связанные с исследованием музыкальных способностей и выявлением возможностей и закономерностей их развития, занимают одно из центральных мест в музыкальной педагогике, так как их решение оказывает самое непосредственное влияние на практику музыкального воспитания и образования.

В философской, психолого - педагогической литературе значительную работу по исследованию проблемы способностей проделали отечественные учённые. В трудах С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, А.Н. Леонтьева, Б.Г.Ананьева, В.Н. Мясищева, Г.С. Костюка и другие излагаются основы и даются отправные предпосылки для всестороннего анализа способностей. Философско–социологический анализ даёт методологические предпосылки и открывает возможности психолого - педагогического анализа проблемы способностей, который позволяет выявить пути их практического совершенствования применительно к конкретным видам деятельности.

Дальнейшие исследования как в области общей теории способностей, так и в разработке проблем развития специальных способностей (К.А. Абульханова–Славская, Л.Л. Бочкарёв, Л.А. Венгер, А.Л. Готсдинер, Я.А.Понаморёв, К.В. Тарасова, В.Д. Шадриков и других) позволяют считать, что основные положения теории способностей определены, намечены некоторые пути исследования ряда специальных способностей, вскрыты наиболее общие условия их развития и формирования.

Выявление теоретических основ развития музыкально - творческих способностей, установление структурных компонентов музыкальных способностей, онтогенез и филогенез музыкальности, возможности и закономерности формирования музыкальных и творческих способностей остаётся актуальной задачей для исследования.

Цель исследования: на основе педагогического опыта систематизировать методы и приёмы развития музыкально – творческих способностей учащихся младших классов и на этой основе провести экспериментальную работу.

Объект исследования: музыкально – творческая деятельность учащихся младших классов на уроках фортепиано.

Предмет исследования: методы и приёмы развития музыкально-творческих способностей учащихся младших классов на уроках фортепиано.

Задачи исследования:

- проанализировать теоретические основы развития музыкально – творческих способностей младших школьников в психолого- педагогической литературе.

- изучение музыкально – педагогический опыта по проблеме развития музыкально – творческих способностей.

- изучение структуры музыкально – творческих способностей учащихся третьего класса.

- рассмотрение импровизации, как один из методов развития музыкально - творческих способностей учащихся третьего класса.

- экспериментально проверить эффективность методов и приёмов развития музыкально – творческих способностей учащихся младших классов класса на уроках фортепиано.

Гипотеза: развитие музыкально – творческих способностей учащихся младших классов на уроках фортепиано будет проходить более эффективно если:

- определить критерии и уровни развития музыкально – творческих способностей;

- разработать методы и приёмы развития музыкально – творческих способностей учащихся младших классов в процессе импровизации на уроках фортепиано;

- создать оптимальные условия развития у учащихся младших классов музыкально – творческих способностей на основе комплексного подхода, который реализуется через единство целей, задач, содержания и методов обучения.

Методологическую основу исследования определяют положения:

- музыкальной педагогики - Л.А. Баренбойма, Г.М. Цыпина, А. Г. Каузовой, А.И. Николаевой, Н.А. Ветлугиной, Л.В. Школяр, М.С. Красильникова и др.;

- общей и музыкальной психологии – Б.М. Теплова, Л.С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, В. Д. Шадрикова, К. В. Тарасовой, Д. К. Кирнарской, А. Л. Готсдинера, Л. Л.Бочкарёва и др.;

- основные положения теории музыки В.В. Медушевского, Б. В. Асафьева, М.Г. Арановского и др.

Методы исследования:

- анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

-педагогическое наблюдение, беседа;

- диагностика музыкально - творческих способностей;

- поисково - констатирующий эксперимент;

- формирующий педагогический эксперимент;

- анализ и обработка результатов исследования.


Теоретические основы развития музыкально-

творческих способностей учащихся младших классов на уроках фортепиано

1.1.Психолого – педагогические аспекты развития музыкально -

творческих способностей

Музыкальные способности определяются современной психологией и педагогической как специфическая форма познавательных способностей, которые проявляются в особой духовной деятельности человека (Б. М. Теплов, Г.С.Тарасов, Э.Б.Абдуллин и др.). Способности эти рассматриваются в двух аспектах – как способности к восприятию интонационно - образной, эмоциональной сферы музыки и как способности к ориентированию в её «акустической картине». В самом процессе музыкальной деятельности эти проявления способностей неразрывно связаны: «повышенная эмоциональная отзывчивость на музыку…образует склонность, влекущую за собой развитие слухомоторных способностей, а вместе с ними – музыкального слуха и чувства ритма». Развивающиеся музыкальные способности позволяют человеку более тонко чувствовать красоту, выразительность музыки, воспринимать в ней определённое художественное содержание и воспроизводить в своём исполнении. Полноценное музыкальное развитие (восприятие, исполнение, творчество) требует от человека не только высокоорганизованных специальных способностей, но и высокого уровня общего развития, богатой эмоциональной культуры, тонкой наблюдательности творческого воображения. В современных психолого- педагогических исследованиях (З.А. Ринкявичус, Г. С. Тарасов, В. И. Муцмахер, Г.М. Цыпин, А. Г. Каузова, А. Н. Николаева ) музыкальное развитие ученика трактуется значительно шире развития его специальных способностей и на передний план выдвигаются задачи формирования личности ученика.

Проблема способностей подробно освещена в работах С. Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.Г. Ананьева, В.Д. Шадрикова, Я.А. Пономарёва, А.Н. Лука, Д. Кирнарской и других. В современной психологии под способностями принято понимать совокупность функциональных свойств (качеств) системы, проявляющихся в эффективной реализации конкретной деятельности.

Способности – это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обслуживающими возможность их приобретения.

Структура общих способностей состоит из моторных и познавательных особенностей психики человека. Моторные (или двигательные, тактильно - кинестетические) и познавательные (вербальные, психоэмоциональные) особенности усвоения социального опыта возможно рассматривать в структуре индивидуального развития. В музыкальной деятельности психомоторные (двигательные) особенности личности обуславливают проявление важнейшей характеристики музыкальности - темпо-ритмических способностей человека, позволяющих адекватно воспринимать главную особенность музыки – её временную природу.

Степень интенсивности переживаний, сила выраженности позитивных или негативных эмоций личности обуславливается как врождёнными способностями темперамента, так и преобладающим опытом переживаний, накопленных в социальных условиях жизнедеятельности индивида.

Развитие музыкальных способностей в практике музыкального образования можно понимать не только как формирование специальных, профессиональных навыков музицирования, но и как специфическое развитие общих способностей восприятия и ощущений, внимания и образной памяти, воображения и мышления, волевой регуляции, т.е. познавательных свойств личности. Анализируя разные виды музыкальной деятельности (слушание, творчество, исполнительство) учёные показывают, как реализуются в них принципы формирования музыкальных способностей (А. Л. Готсдинер, Л.Л. Бочкарёв, К. В. Тарасова и др.).

В настоящее время исследованию общих способностей как компонентов специальных способностей посвящён ряд работ в области когнитивного обучения (Я. А. Пономарёв и др.). Ряд исследований (Г. С. Тарасов, И.В. Тихомиров) выявляют связь между музыкальными и общими умственными способностями, некоторые (Д. К. Кирнарской) посвящены теоретическому анализу и обоснованию различного рода сочетаний способностей, в частности, музыкальных с языковым, основанных на сходстве словесного и музыкального языка.

К проблемам развития музыкальных способностей пианиста – исполнителя обращено внимание учёных - исследователей Л.Л. Бочкарёва, А. Л. Готсдинера, Г. М. Цыпина и педагогов - практиков А.Г. Каузовой, А.И. Николаевой.

Музыкальные способности разрабатывались в трудах по теории исполнительства педагогами Л. А. Баренбоймом, С. И. Савшинским, В. Г. Ражниковым, а также освещались в монографиях выдающихся педагогов – пианистов Г.Г. Нейгауза, Я. И. Мильштейна, С. Е. Фейнберг. Музыкальные способности в этих работах рассматривались как условие успешной деятельности музыкантов.

Л. А. Баренбойм предлагает ввести в элементарный музыкальный комплекс такие, как умение наблюдать за течением музыки и читать её с листа, способность переживать музыкальную форму как процесс.

Большое внимание в музыкальной педагогике, музыкальной психологии и музыкознаний (М. Г. Арановский, А. Н. Сохор, Д. К. Кирнарская) уделяется интеллектуальным процессам, подчёркивается, что в основе их лежит «языковой слой музыкального мышления», делающий возможной музыкальную и исполнительскую коммуникацию.

Особое внимание уделяется общетворческим, общехудожественным моментам в музыкальной одаренности, развитию музыкально - образного мышления и воображения, креативности как качества личности музыканта - исполнителя.

В работах Э. Б. Абдуллина, Ю.Б. Алиева, Г. С. Костюх, Г. С. Тарасова проанализирован подход к музыкальному восприятию как общему психологическому звену всех форм музыкальной деятельности, а также введения понятия культуры восприятия музыки, которая определяется как особая структурно - функциональная организация комплекса музыкальных способностей человека, обеспечивающая возможность понимать музыку адекватно замыслу композитора.

Восприятие музыки как познавательный процесс связано с развитием музыкального мышления, истоки которого - в ощущении интонации. Обращение к интонационной теории Б. В. Асафьева как музыкально - эстетической концепции музыки и её восприятие помогает определить пути развития музыкально - творческих способностей. Интонация – это главный проводник музыкальной содержательности, музыкальной мысли. Накопление интонаций создаёт сложный комплекс музыкальных представлений и даёт возможность приобщиться «к сокровищнице общепризнанных обществом, средой, эпохой ... интонации », которую Асафьев называет устным музыкально – интонационным словарём.

Таким образом, проникновение в выразительно – смысловой подтекст интонации и есть основа, как музыкального, так и исполнительского развития.

Проведённый анализ теоретических подходов к проблеме развития музыкальных и творческих способностей оказывает влияние и на практические положения, которыми необходимо руководствоваться и в педагогической деятельности.

Музыкальные и творческие способности являются сложным сочетание природного (врождённого), социального и индивидуального, они развиваются лишь в практической музыкальной деятельности.

Все музыкальные способности развиваются в условиях взаимодействия: не может быть одной способности при полном отсутствии других.

Особое значение в педагогическом процессе имеет достижение единства эмоционального и сознательного в развитии личности, что значительно повышает психические возможности учащихся и позволяет учителю расширять спектр средств педагогического воздействия. Это возможно благодаря активному привлечению связей музыки с жизнью, заострению внимания ученика на жизненном содержании музыки и её выразительных значений и внемузыкальных ассоциаций, обогащению музыкально - художественного опыта учащихся.

Анализ музыкально - педагогической и психологической литературы даёт основание утверждать, что в настоящее время среди учённых нет единого понимания сущности и структуры музыкальных способностей.

В отечественной психологии исследование музыкальных способностей связано с именем Б. М. Теплова. Он считал, что структура музыкальных способностей состоит:

1) из ладового чувства;

2) слухового представления;

3) музыкально-ритмического чувства.

Эти три частные способности образуют стержень музыкальности, т. е. способности воспринимать смысловое содержание музыки.

Музыкальные способности целесообразно формировать с раннего детства. В каждом виде музыкальной деятельности – восприятии, творчестве исполнительстве - кроме основных музыкальных способностей развиваются музыкальное мышление, исполнительские и творческие способности.

В процессе музыкальной деятельности развиваются общие способности ребёнка: внимание, память, эмоции, мышление, творческое воображение, укрепляется воля и др. Развитие всех способностей требует индивидуального подхода к детям, учёта их склонностей и интереса.

Качественное сочетание общих и специальных способностей образует более широкое по сравнению с музыкальностью понятие и музыкальная одарённость.

В трудах Б. М. Теплова были разработаны категории музыкальной одарённости « качественно своеобразного сочетания способностей, от которых зависит возможность успешного осуществления музыкальной деятельности и которое определяется самой природой музыки как таковой», и музыкальности – «способности переживания музыки как выражения некоторого содержания», центром которой является « эмоциональная отзывчивость на музыку». Две стороны музыкальности – эмоциональную и слуховую Б. М. Теплов рассматривает в единстве, так как « взятые в отдельности, они лишают музыкального восприятия и переживания музыки предметной определённости».

В понятии музыкальной одарённости Теплов включает и не только специфические проявления психических свойств человека, но и общие качества личности, которые участвуют ив музыкальной, и в художественно-творческой деятельности: силу, богатство и инициативность воображения, сочетания в нём слуховых и зрительных образов; умение эмоционально погружаться в музыкальное произведение и концентрировать на нём все душевные силы; особенности внимания, памяти, уровень знаний, жизненный опыт.

Ю. А. Цагарелли в своей работе определяет структуру музыкальных способностей как синтез способностей, необходимых для творческого восприятия музыки. В общую структуру музыкальности автор включает шесть частных способностей, составляющих её ядро:

- музыкальный слух;

- музыкально–ритмическую способность;

- эмоциональную отзывчивость на музыку;

- музыкальную память;

- музыкальное мышление;

- музыкальное воображение.

К. В. Тарасова в своей монографии « Онтогенез музыкальных способностей» рассматривает структуру музыкальных способностей как состоящую из двух основных подструктур:

1)эмоциональной отзывчивости на музыку - главного показателя музыкальности;

2)познавательных музыкальных способностей сенсорных интеллектуальных и частных (музыкальный слух и сенсомоторные данные) (Приложение 3).

К сенсорным способностям К. В. Тарасова относит музыкальный слух (мелодический, тембровый, динамический) и чувство ритма, а к интеллектуальным музыкальным способностям - музыкальное мышление (в единстве репродуктивного и продуктивного компонентов) и музыкального воображения. Комплекс музыкальности К. В. Тарасова определяет как систему входящих в него общих и частных структурных элементов, формирующихся в онтогенезе от элементарных ко всем сложным составляющим.

В исследованиях Н.А.Ветлугиной была определена структура музыкальных способностей в соответствии с основными видами музыкальной деятельности восприятие, исполнение, импровизации сочинения) музыки.

А. Л. Готсдинер в книге «Музыкальная психология» выделяет следующую структуру музыкальных способностей:

1) музыкальная память (общая и музыкальная);

2)музыкальный слух (микродифференциальный, абсолютный, звуковысотный, мелодический, гармонический, архитектонический полифонический);

3) музыкально - ритмическое чувство;

4) психомоторные способности.

Старчеус М. С. В статье « Структура музыкальных способностей.

Уровни способностей» выделяет:

1) Элементарные музыкальные способности (чувство музыкальной высоты, ладовое чувство, чувство ритма и др.);

2) Сложные музыкальные способности (способности которые связаны с осуществлением профессиональной деятельности: композиторская, исполнительская), чувство формы, чувства стиля, музыкальная обучаемость. Структура музыкальных способностей изменяется с возрастом, в зависимости от характера музыкального обучения и накопления музыкального опыта человека: в разных возрастных группах наблюдается разное соотношение опорных, ведущих и фоновых компонентов структуры музыкальных способностей.

Д.К. Кирнарская в монографии «Музыкальные способности» определяет структуру музыкальной одарённости как совокупность нескольких компонентов:

1) интонационный слух

2) чувство ритма;

3)аналитический слух;

4) архитектонический;

5) музыкально - продуктивная способность.

Структура музыкальной одарённости, как считает Д. К. Кирнарская, отражает путь развития, который прошла музыка на всем протяжении человеческой истории. Первым появился интонационный слух, отражающий аффективные и коммуникативные свойства звука, за ним чувство ритма - оно осознавало музыкальное движение, формируя музыкальное время. Опираясь на ощущение тембра, на осмысление музыкального движения, его структуированности, сложился аналитический слух. Следующей ступенью развития структуры музыкальных способностей является архитектонический слух. С него начинается этап активного овладения музыкальной речью. Архитектонический слух подразумевает понимание стилевых и жанровых закономерностей музыкальной речи, овладение навыками построения музыкального текста.

Известный отечественный исследователь проблемы творчества А.Н. Лук, выделяет среди специальных способностей творческие способности, к которым относит:

1)способность видеть проблему там, где её не видят другие;

2)способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы;

3)способность применять навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой;

4)способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части;

5)способность легко ассоциировать отдалённые понятия;

6) способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту;

7)гибкость мышления;

8)способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки;

9) способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющуюся систему знаний;

10)способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией;

11)легкость генерирования идей;

12)творческое воображение

13)способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что сущность способностей не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но понятия знаний, умений, навыков и способностей взаимно обусловлены: с одной стороны способности являются предпосылкой овладения знаниями и умениями, а с другой – в процессе овладения умениями и знаниями происходит развития способностей.

Главными показателями, которые позволяют судить об уровне развития способностей, являются лёгкость усвоения новой деятельности, а так же широта переноса выработанных индивидом способов восприятия и действия с одной деятельности на другую.

Развитие способностей совершается по возрастающей, или, как говорил

С.Л. Рубинштейн, «по спирали»: сначала возможности реализуются, при этом возможности представляют способности одного уровня, в результате чего открываются возможности для дальнейшего развития, т.е. для развития способностей более высокого уровня.

Способности разделяются на общие и специальные. В современной отечественной психологии способности выделяют с точки зрения психофизиологической функциональности, выделяя умственные, моторные, мнемические, речевые и творческие.

Творческие способности относятся к группе разделяемой на учебные и собственно творческие способности. При этом под творческими способностями разумеются такие, которые определяют процесс создания предметов духовной и материальной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений.

Иными словами творческие способности определяют процесс индивидуального творчества в различных областях творческой деятельности.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск