Скачать 0.68 Mb.
|
Анализ методической работыКУ КМР ВО «Центр обеспечения деятельности учреждений образования» за 2012-2013 учебном годуМетодическая деятельность КУ КМР ВО «Центр обеспечения деятельности учреждений образования» - это система проводимых в районе мероприятий, направленных на развитие творческого потенциала педагога, совершенствование его профессионализма в условиях модернизации российской системы образования.В 2012-2013 учебном году деятельность КУ КМР ВО «Центр обеспечения деятельности учреждений образования» строилась в соответствии с законом РФ «Об образовании», Концепцией модернизации российского образования, национальной образовательной инициативой «Наша новая школа».Основные направления деятельности КУ КМР ВО «Центр обеспечения деятельности учреждений образования» - информационная, организационно-методическая, консультационная деятельность.В 2012-2013 учебном году коллективом КУ КМР ВО «Центр обеспечения деятельности учреждений образования» решались следующие задачи:
Задачи информационной деятельности:
Организационно-методическая деятельность муниципальной методической службы – другое направление работы КУ КМР ВО «Центр обеспечения деятельности учреждений образования». Она достаточно многогранна и наиболее насыщена содержанием и формами работы. Задачи организационно-методической деятельности:
Эти задачи реализовывались через систему практической работы со всеми категориями педагогических кадров. Формы работы: теоретические, и практические семинары, методические объединения, консультации, собеседования, а также конкурсы, конференции и т.д. Организационно-методическая работа проводилась в течение всего учебного года и представлена традиционными мероприятиями. Это областной конкурс профессионального мастерства «Учитель года-2013», конкурс методических разработок с компьютерной поддержкой «Мой лучший урок», конкурс программ элективных курсов и курсов по выбору, предметные олимпиады, августовская конференция, методические дни, районные педагогические чтения, научно-практические конференции. Анализируя проделанную в этом направлении работу, необходимо отметить те положительные сдвиги, которые наметились в работе методической службы. Так, например, в октябре – ноябре 2012 года был проведен районный конкурс среди педагогических работников образовательных учреждений на лучшую работу «Противодействие коррупции через образование», победителем которого стала И.В.Романова, учитель истории и обществознания БОУ КМР ВО «Николоторжская СОШ». В декабре 2012 года состоялась I районная конференция «Итоги реализации муниципальной программы «Развитие воспитания в системе образования Кирилловского муниципального района». Цель конференции: обобщение накопленного образовательными учреждениями района педагогического опыта, направленного на необходимость обеспечении позитивной социализации подрастающего поколения, его духовно-нравственного становления, воспитания детей гражданами российского демократического общества, способными реализовывать свой личностный потенциал в интересах общественного и личного прогресса, осуществлять самостоятельный выбор в пользу гуманистических общечеловеческих и национальных ценностей. В мероприятии приняли участие педагоги, классные руководители, заместители директоров по воспитательной работе образовательных учреждений района, педагоги дополнительного образования, педагоги-психологи, социальные педагоги (40 человек). На конференции были обсуждены следующие вопросы:
В апреле 2013 года победитель VII районного конкурса «Учитель года» Евсичева Г.Н., учитель начальных классов БОУ КМР ВО «Пустынская начальная школа – детский сад», представила район на X областном конкурсе «Учитель года». В апреле 2013 года Панина И.Б., учитель начальных классов БОУ КМР ВО «Кирилловская СОШ», Карпичева Л.А., учитель русского языка и литературы БОУ КМР ВО «Вогнемская ООШ» приняли участие в областном конкурсе на получение денежного поощрения лучшими учителями в рамках ПНПО. В целях поиска педагогических идей по обновлению и совершенствованию содержания современной модели образования управлением образования администрации Кирилловского муниципального района был проведен муниципальный конкурс методических разработок «Мой лучший урок». Конкурс проходил с 01 марта 2013 года по 26 марта 2013 года. На конкурс было представлено 15 методических разработок в номинации «Урок». В номинации «Внеклассное чтение» - 7 методических разработок. Экспертной комиссией проведена оценка представленных материалов. Итоги районного конкурса подведены на заседании экспертной комиссии от 22 апреля 2013 года и утверждены на заседании оргкомитета по проведению мероприятия. Представленные в заявленных номинациях конспекты уроков с приложениями соответствуют установленным требованиям, носят педагогический характер и не противоречат общепризнанным научным фактам, этическим нормам и законодательству Российской Федерации. В номинации «Урок»:
В номинации «Внеклассное мероприятие»:
По итогам конкурсных мероприятий формирован СD – диск, содержащий полнотекстовые версии всех методических разработок и материалов конкурсантов. Обеспечение реализации ФГОС Система образования Кирилловского муниципального района вступила на путь инновационного развития. Это обусловлено введением в общеобразовательные учреждения федерального государственного образовательного стандарта. Успешность решения поставленных перед нами задач зависит от многих факторов и, в том числе, от того, как системно организовано методическое сопровождение введения образовательного стандарта. Применительно к стандарту система его методического обеспечения рассматривается как целенаправленный и управляемый процесс. Система предполагает взаимодействие с другими образовательными учреждениями, с управленческими структурами, методическими службами и объединениями разных уровней. Мы понимаем, что предназначение каждой структуры реализуется главным образом в комплексе мер, предусматривающих: - проведение эффективной кадровой политики по обновлению и развитию учительского потенциала; - переводу деятельности учителя в режим инновационной работы; - совместный поиск эффективных решений задач стандарта в практической деятельности. Системная работа и консолидация усилий всех заинтересованных лиц позволит снизить многочисленные риски при переходе начальной, а впоследствии средней и старшей школы на новый образовательный стандарт. Важным моментом, при построении методической системы стал учет требований готовности ОУ к введению ФГОС. Анализ критериев готовности к введению стандарта позволил выделить показатели с позиции методической готовности: Кадровое и научно-методическое обеспечение реализации ФГОС в Кирилловском муниципальном районе в 2012-2013 учебном году осуществлялось по нескольким направлениям:
- нормативно-правового обеспечения деятельности ОУ. Результат: образовательными учреждениями района разработан необходимый пакет нормативно-правовых документов на основе примерного регионального перечня документов, обеспечивающих готовность ОУ к переходу на ФГОС; - повышения квалификации педагогов по ФГОС. В ходе мониторинга были изучены подготовки руководителей ОУ, заместителей руководителей, курирующих начальную школу, учителей 1-х классов к работе по новым образовательным стандартам, реализуемые УМК, наличие предметных программ. - психологического сопровождения: Результаты стартовой диагностики первоклассников образовательных учреждений Кирилловского района Стартовая диагностика осуществлялась в целях выявления у первоклассников формирования универсальных учебных действий в условиях перехода образовательных учреждений на новые образовательные стандарты. Задачи стартовой диагностики:
Диагностическое обследование проводилось в сентябре-октябре, апреле-мае 2012/2013 учебного года по программе стартовой диагностики универсальных учебных действий (под ред. Н.В. Афанасьевой) по основным показателям личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД. Диагностический инструментарий включал следующие методики: «Изучение учебной мотивации» (М.Р. Гинзбург), методика «Выкладывание узора из кубика» (П.Я. Гальперин), задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман), методика определение уровня развития словесно-логического мышления у первоклассников (Л.И. Переслени, Л.Ф. Чупров), методика «Кодирование». Реализацию диагностической программы проводили 5 педагогов-психологов и учителя начальных классов. В диагностическом обследовании приняли участие 11 образовательных учреждений района: «Кирилловская СОШ», «Горицкая СОШ», «Ферапонтовская СОШ», «Чарозерская СОШ», «Николоторжская СОШ», «Талицкая СОШ», «Вогнемская ООШ», «Алёшинкая ООШ», «Коротецкая начальная школа - детский сад», «Коварзинская начальная школа - детский сад», «Пустынская начальная школа - детский сад». В выборку исследования вошли 152 первоклассника. Результаты стартовой диагностики, полученные в ходе проведенного обследования, позволяют охарактеризовать особенности готовности первоклассников к школьному обучению по следующим направлениям: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные характеристики. Данные диагностического обследования представлены в сводной таблице (Приложение1,2) и соответствующих диаграммах, которые отражают уровневые характеристики сформированности предпосылок УУД в процентных показателях. Характеристика сформированности предпосылок УУД первоклассников образовательных учреждений Кирилловского района Личностные универсальные учебные действия Новые образовательные стандарты предполагают, прежде всего, активизацию внутренних стимулов учения. Такой внутренней побудительной силой является мотивация. По результатам методики «Изучение учебной мотивации» (М.Р. Гинзбург) у 53,8 % (в сентябре 48%) первоклассников выявлен высокий уровень учебной мотивации. 38.6% (в сентябре 38,2%) школьников показали средний уровень мотивации, что свидетельствует в целом о положительном отношении к школе. 7,6% (в сентябре 13,8%) первоклассников продемонстрировали низкий уровень мотивации, что позволяет предположить наличие у них трудностей в принятии новых требований, овладении учебной деятельностью. По изменениям этого параметра можно судить об удовлетворенности обучающихся учебной деятельностью (рис. 1). Рис 1. Показатели сформированности учебной мотивации первоклассников Коммуникативные универсальные учебные действия Для оценки предпосылок формирования коммуникативных универсальных учебных действий первоклассников использовалась методика «Рукавички» (Г.В. Цукерман). У подавляющего большинства первоклассников умение согласовывать усилия при выполнении совместимых действий сформировано на высоком и среднем уровнях – 77,9% и 20,7% соответственно (в сентябре 59, 2% и 37 % соответственно), что свидетельствует о хорошей готовности обучающихся к сотрудничеству (рис 2). Рис 2. Показатели сформированности навыков сотрудничества первоклассников Познавательные универсальные учебные действия С целью выявления соотношения уровня сформированности процессов регуляции произвольных форм деятельности и познавательных процессов (память, внимание, мышление), предпосылок для формирования логических универсальных учебных действий проводилась методика «Определение уровня развития словесно-логического мышления у первоклассников» (Л.И. Переслени, Л.Ф. Чупров). Высокий уровень сформированности логических мыслительных действий выявлен у 38,7% (в сентябре 37,5%) первоклассников. 46,2% (в сентябре 41,2%) обучающихся показали средний уровень сформированности словесно-логического мышления, что позволяет им вполне успешно осваивать учебную программу. При этом 15,1 % (в сентябре 20,4%) первоклассников пока испытывают затруднения в применении основных мыслительных операций при выполнении учебных заданий, в освоении понятий (рис 3). Рис 3. Показатели сформированности словесно-логического мышления первоклассников Для успешного обучения в начальной школе у обучающихся должны быть сформированы знаково-символические универсальные учебные действия, включая действие кодирование (использование знаков и символов как условных заместителей реальных объектов и предметов). С целью выявления предпосылок к осуществлению кодирования/замещения была проведена методика «Кодирование» (А.Ю. Панасюк). У подавляющего большинства первоклассников предпосылки к овладению данным познавательным универсальным учебным действиям сформированы на высоком -83,4 % (в сентябре 60,5%) и среднем – 15,2% (в сентябре 34,2%) уровнях. Только у 1,4 % (в сентябре 5,3 %) обучающихся осуществление кодирования затруднено, что может в определенной степени осложнять их продвижение в овладении таким важным знаково-символическим универсальным учебным действием как моделирование (рис 4). Рис 4. Показатели сформированности знаково-символических универсальных учебных действий (кодирование) у первоклассников Регулятивные универсальные учебные действия Развитие регулятивных действий связано с формированием произвольности поведения. Психологическая готовность в сфере воли и произвольности обеспечивает целенаправленность и планомерность управления ребенком своей деятельностью и поведением. Произвольность выступает, как умение ребенка строить свое поведение и деятельность в соответствии с предлагаемыми образцами и правилами и осуществлять планирование, контроль и коррекцию выполняемых действий, используя соответствующие средства. Применительно к моменту поступления ребенка в школу можно выделить следующие показатели сформированности регулятивных универсальных учебных действий: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение сохранять заданную цель, умение видеть указанную ошибку и исправлять её по указанию взрослого; умение контролировать свою деятельность по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника. Принятие задачи Принятие задачи как цели, данной в определенных условиях, её сохранение, интерес, мотивационное обеспечение - продемонстрировали больше половины первоклассников 86,3 % (в сентябре 78,5 %). Задача принята, сохранена, но нет интереса к заданию, отсутствие желания его исполнять у 8,9 % (в сентябре 19,3 %) первоклассников. У 4,8 % (сентябрь 2,2 %) обучающихся задача не принята или принята, но неадекватно, и не сохранена (рис 5). Рис. 5 Показатели принятия задачи первоклассниками План выполнения У 59,3 % (39,3%) первоклассников план есть, адекватно используется. План есть, но не совсем адекватен или неадекватно используется у 39, 3 % (49,6 %) обучающихся. И только у 1,4 % (в сентябре 11,1%) первоклассников нет планирования (рис 6). Рис 6. показатели плана выполнения первоклассников Контроль и коррекция Условием нормального протекания учебных действий является наличие контроля за их выполнением. Функция контроля заключается в постоянном прослеживании хода выполнения учебных действий, своевременном обнаружении больших и малых погрешностей в их выполнении, а так же внесении необходимых коррективов в них. Без такого прослеживания и таких корректив, деятельность может существенно отклониться от своего русла, что, в конечном счете, станет препятствием для решения учебной задачи. У большинства первоклассников - 86,3% (в сентябре 30,7%) выявлен высокий уровень контроля и коррекции (адекватный контроль по результату, эпизодический по способу, коррекция иногда запаздывающая, но адекватная). 26,9% (59,8 %) первоклассников – средний уровень контроля и коррекции (адекватный контроль по результату, эпизодический предвосхищающий, коррекция запаздывающая, не всегда адекватная). 1,4 % (в сентябре 9.5 %) нет контроля и коррекции, контроль только по результату и ошибочен (рис 7). Рис 7.показатели сформированности действий контроля и коррекции у первоклассников Оценка Оценка выполняет функцию подведения итогов выполненной системы действий и определения того, правильно или не правильно они совершены, а так же функцию определения перед решением задачи возможности или невозможности её решить. Оценочные действия сформированы на высоком уровне у 73, 8% (в сентябре у 41, 5 %) первоклассников. 25,5 % (в сентябре 48,1%) обучающихся способны к частично адекватной оценочной деятельности, они испытывают потребность в оценивании деятельности, пытаются оценить свои возможности, при этом ориентируясь преимущественно на внешние признаки задачи (рис 8). Рис 8. Показатели сформированности оценочных действий у первоклассников Таким образом, по полученным данным в начале учебного года (сентябре-октябре) наиболее проблемными и важными для освоения новых образовательных стандартов для первоклассников оказались: Личностные УУД – выявлен незначительный процент школьников с низкой мотивацией учения (13,8 %) Познавательные УУД – выявлено 20,4 % школьников с показателем третьего (низкого) уровня возрастной нормы. Что проявляется в низком уровне развития логических операций и понятийного мышления. Показатели регулятивных УУД – в целом соответствует возрастным возможностям школьников, однако особого внимания в связи с полученными данными требуют такие компоненты как план выполнения учебной деятельности (11,1% - низкий уровень), контроль и коррекция учебной деятельности (9,5 % - низкий уровень), оценка учебной деятельности (10, 4 % - низкий уровень). В связи с этим было рекомендовано особое внимание обратить на создание условий формирования устойчивой позитивной учебной мотивации школьников. Организовать образовательный процесс, акцентируя внимание на план выполнения учебной деятельности, контрольно-оценочные действия. Особое внимание обратить на формирование логических операций, понятийного мышления. Предусмотреть возможность развития коммуникативных навыков и умений школьников как учебной, так и во внеучебной деятельности. Из полученной информации в конце учебного года, по сравнению с данными в сентябре - октябре, видны существенные изменения наиболее проблемных и важных для освоения новых образовательных стандартов у первоклассников УУД (табл. 1).
Табл 1. Результаты стартовой диагностики первоклассников (показавшие низкие уровни УУД) Рекомендации:
- консультирование по проблеме внедрения ФГОС, с целью повышения уровня психологической компетентности психологов образовательных учреждений через районное методическое объединение школьных психологов. 2. Организация обучения педагогических работников: На основании решения Коллегии Департамента образования Вологодской области по теме Комплекс мер по модернизации общего образования Вологодской области: итоги 2011-2012 годов, задачи на 2013 год» от 27 февраля 2013 года, в целях своевременного повышения квалификации педагогических и руководящих работников по вопросам ФГОС основного общего образования - создана база данных, отражающая статистику по педагогическим и руководящим работникам, не проходившим повышение квалификации по программам «Введение ФГОС ООО в деятельность ОУ» (108 часов) и «Организационно-методические условия введения ФГОС основного общего образования» (72 часа)); - разработана организационная схема курсовой подготовки педагогических и руководящих работников образовательных учреждений Кирилловского муниципального района, участвующих в образовательном процессе на второй ступени обучения (в 5-9 классах); - сформирована команда региональных педагогов-консультантов новой категории (тьюторов) по вопросам введения ФГОС основного общего образования. В соответствии с организационной схемой курсовой подготовки педагогических и руководящих работников образовательных учреждений Кирилловского муниципального района внутришкольный и очный этапы обучения по программам «Введение ФГОС ООО в деятельность ОУ» (108 часов) (для учителей-предметников) и «Организационно-методические условия введения ФГОС основного общего образования» (72 часа) (руководители и заместители руководителей образовательных учреждений, остальные категории педагогических работников). На 01.08.2013 года КПК по программе «Организационно-методические условия введения ФГОС основного общего образования» прошли 18 человек (100%); успешно защитили единичный проект в составе школьных команд на КПК по программе «Введение ФГОС ООО в деятельность ОУ» 119 чел. Закончили обучение по программе «Введение ФГОС ООО в деятельность ОУ» (108 часов, 1-3 модули) 13 человек (12 %). В настоящий момент сформирована заявка на КПК по дополнительной образовательной программе повышения квалификации «Введение ФГОС ООО в деятельность ОУ». Информация о повышении квалификации педагогических работников Кирилловского муниципального района 01.07.2013 года по ФГОС
3. Повышение квалификации педагогов ОУ на муниципальном уровне: - работа районной проблемной группы «Содержание и условия реализации ФГОС НОО», руководитель – Панина И.Б., учитель начальных классов, заместитель директора по УР БОУ КМР ВО «Кирилловская СОШ». В 2012-2013 учебном году методической темой работы проблемной группы явилась следующая: «Формирование профессиональной компетентности педагога начальной школы для качественного перехода начальной школы на ФГОС второго поколения». Цели:
Задачи:
Основные направления работы в 2012-2013 уч. году:
Согласно утверждённого плана работы, за год было проведено три заседания, на которых было разработано Положение о системе оценок, формах и порядке промежуточной аттестации обучающихся 1-4 классов ОУ Кирилловского муниципального района, были заслушаны выступления учителей района по проблемам внедрения ФГОС НОО, происходило знакомство с нормативными документами, связанными с введением ФГОС НОО. Педагоги принимали активное участие в теоретической и практической частях каждого заседания. Результаты работы:
Анализ работы районной проблемной группы «Содержание и условия реализации ФГОС начального образования» показывает, что, в целом, поставленные задачи решены, чему, безусловно, способствовала чёткая, слаженная работа всех учителей начальных классов района. Хотелось бы, чтобы учителя принимали более активное участие в изучении, обобщении и распространении своего педагогического опыта через конкурсы, творческие отчёты, научно - практические конференции, публикаций в газетах и журналах. - участие педагогов ОУ в совещаниях, семинарах-практикумах, конференциях, педагогические чтениях и т.д.:
В целях повышения качества образования, повышения профессионального мастерства педагогов, выявления и распространения передового педагогического опыта, поддержки творчески работающих педагогов был проведен районный конкурс методических разработок «Современный урок в условиях реализации ФГОС». Конкурс проходил с 01 марта 2013 года по 26 марта 2013 года. На конкурс было представлено 8 методических разработок в номинациях «Формирование УУД на уроках в условиях внедрения ФГОС», «Эффективная внеурочная педагогическая деятельность учителя в условиях внедрения ФГОС». Экспертной комиссией проведена оценка представленных конкурсных материалов. Итоги конкурса подведены на заседании экспертной комиссии от 22 апреля 2013 года и утверждены на заседании оргкомитета по проведению мероприятия. Жюри конкурса отмечает, что представленные в заявленных номинациях методические разработки соответствуют установленным требованиям, отличаются оригинальностью замысла, продуманностью деятельности педагога, реальностью использования конкурсного материала.
4.Преемственность дошкольного и начального образования 5.Инструктивно-методическая работа при организации закупки учебной и учебно-методической литературы для образовательных учреждений района. Система образования Кирилловского муниципального района в 2012-2013 учебном году включала в себе 27 учреждений образования (6 средних, 2 основных, 14 - дошкольных, 3 н/ш – д/с, 2 учреждения дополнительного образования). В образовательных учреждениях района трудится 565 чел., 297 чел. – это педагогические работники. В школах района трудится 169 человек (город - 50 чел., село – 119 чел.) (данные на 01.10.2012 г.), в ДОУ – 82 чел., в учреждениях дополнительного образования – 18 чел. Управляют работой образовательных учреждений 11 директоров школ, 2 директора учреждений дополнительного образования и 14 заведующих детскими садами. Уровень образования педагогических работников Стаж педагогических работников Городская школа
|