Структурное подразделение «Детский сад «Алёнушка» ГБОУ СОШ №3 города Похвистнево Самарской области
План-конспект
совместной деятельности педагога-психолога и воспитанников с элементами сказкотерапии и арттерапии
Тема: «Две планеты»
Составила:
педагог-психолог Зуева Т.А.
План-конспект
совместной деятельности педагога-психолога и воспитанников
Тема: «Две планеты»
Группа: подготовительная группа компенсирующей направленности
Цель: развитие позитивного восприятия себя и других людей.
Интеграция областей: «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка».
Образовательные области
| Задачи
| Интегративные качества
| Коррекционно-развивающие
| Коррекционно-воспитательные
| Коррекционно-образовательные
| «Социализация»
| Развивать самопознание, самооценку, эмпатию.
| Воспитывать доброжелательность, уважительное отношение к окружающим.
Гармонизация межличностных отношений.
Развитие сплоченности.
| Снятие эмоционального напряжения, развитие ощущения собственной значимости, формирование способов эффективного взаимодействия с другими людьми, преодоление коммуникативных барьеров и психологической защиты.
| Любознательный, активный, эмоционально отзывчивый. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных представлений, соблюдающий общепринятые нормы и правила поведения.
| «Коммуникация»
| Совершенствовать умение использовать прилагательные в точном соответствии с их значением и целью высказывания.
| Помогать осваивать формы речевого этикета.
| Совершенствовать речь как средство общения.
| Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
| «Художественное творчество»
| Развивать абстрактное мышление, творческое воображение, умение запечатлевать свои фантазии на бумаге.
| Воспитывать самостоятельность.
| Развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании.
| Овладевший необходимыми умениями и навыками.
| «Музыка»
| Развивать музыкальный слух.
| Обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки
| Развивать музыкальный образ.
| Эмоционально отзывчивый.
|
Степень нарушения и возраст: дети 6-7 лет с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития
Оборудование: листы А4, масляная пастель на каждого ребенка, воздушный шарик круглой формы, медиапроектор, медитативная музыка, двусторонний скотч.
Планируемые результаты: Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Проявляет доброжелательность и уважительное отношение к окружающим.
Логика НОД
Действия педагога
| Предполагаемые действия и ответы детей
| Способ организации
| I. Вводная часть
| Приветствие
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычная встреча. Я предлагаю вам встать в «Круг радости» для того, чтобы поприветствовать друг друга. Возьмемся за руки и вместе скажем: «Здравствуй, друг! Вот и я, мы хорошие друзья!» Разминка
Ребята, как вы приветствуете друг друга, когда приходите утром в детский сад? (Ответы детей)
Я предлагаю вам поздороваться не словами, а своим телом. Когда я хлопну в ладоши 1 раз, вы пожмете, друг другу руки. 2 хлопка – потритесь спинками. 3 хлопка – встаньте в круг на свои места.
| Дети встают в круг и все вместе говорят: «Здравствуй, друг! Вот и я, мы хорошие друзья!»
Предполагаемый ответ: «Здравствуй», «Привет».
Дети соблюдают правила игры.
|
Фронтальный
| II. Основная часть
| Введение в сказку
Все вы разные, и каждый очень интересен. Сегодня вы познакомитесь со сказкой о двух планетах. Они тоже отличались друг от друга, но это не стало препятствием в их дружбе. Итак:
- Во Вселенной, где блуждают тысячи Галактик, жили-были две планеты.
Одна планета называлась Цветущая. Наверное, потому что она всегда цвела и благоухала. Цветущая планета умела радоваться жизни и дарила радость другим.
Вторая планета называлась Каменная. Она была сильная и суровая, а верхушки ее высоких гор всегда были покрыты снегом и льдом. И под слоем этих льдов она чувствовала себя очень одиноко в необъятной Вселенной. Упражнение «Какой я?»
Сейчас закройте глаза. Вообразите, что мир, в котором мы живем, является Вселенной, а каждый человек – планета в ней. Если бы вы были планетой, то какой! Теперь откройте глаза, подойдите к столу. С помощью пастели изобразите на бумаге представленную вами свою планету.
Психолог включает медитативную музыку, и дети рисуют свои планеты.
По завершении упражнения психолог просит ответить на вопрос:
- Опиши свою планету. Какая она?
Например: зеленая, цветущая, яркая, большая, добрая.
Или: суровая, сильная, быстрая, красивая, холодная. Продолжение сказки
— Однажды сияние снегов Каменной планеты заметила Цветущая и устремилась к необычному серебристому свету.
— Здравствуй, — сказала она Каменной планете. — Ты очень красивая!
— Я красивая? — удивилась та. — Ты ошибаешься. Посмотри, на мне, кроме снежных холодных гор, ничего и нет.
— Зато как они сияют! — восхитилась Цветущая. — Знаешь, я хочу дружить с тобой.
Каменная планета подумала и сказала:
— Я согласна. Давай дружить!
Она улыбнулась, и в тот же миг снег на вершинах ее гор заискрился.
— Твои вершины сверкают как бриллианты, — произнесла Цветущая планета. — Это очень красиво.
— Ты добрая, — ответила ей подруга и вдруг почувствовала, как по склонам ее гор потекли ручьи.
Снег таял все больше, и вот уже под ним появились и засверкали настоящие бриллианты, а внизу; у подножия гор, зазеленела трава. Упражнение «Комплимент»
Ребята посмотрите на рисунки других детей и скажите, что вам понравилось в их рисунках.
От прозвучавших добрых слов я предлагаю вам добавить что-то в свои прежние рисунки. Окончание сказки
Итак, снег на вершинах гор Каменной планеты растаял, и у их подножия зазеленела трава.
— Своей добротой ты помогла растопить мои вечные льды, спасибо! Прими от меня, пожалуйста, этот подарок, — сказала Каменная планета Цветущей и бросила в ее травы россыпи бриллиантов.
С тех пор каждое утро под лучами восходящего солнца они сияют на нежных лепестках Цветущей планеты. Кто-то, конечно, принимает их за росу, но подруги знают, что это настоящие бриллианты их дружбы и доброго отношения друг к другу. Упражнение «Подарок»
Ребята, представьте, что мы волшебники и можем все. Посмотрите на своего соседа справа и подумайте, что вы хотите ему подарить.
Дарить можно все, что представляется в воображении. Анализ сказки «Две планеты»
1. Какой была Цветущая планета?
2. Какой была Каменная планета до встречи с Цветущей? Хорошо ли ей было под толстым слоем вечных льдов?
3. Что сделала Цветущая планета, чтобы подружиться с Каменной?
4. Как отреагировала Каменная планета на добрые слова новой знакомой?
5. Замечаете ли вы хорошее в других людях?
6. Говорите ли им комплименты? Как часто?
7. Чему можно научиться у этой сказки? Ребята, а мы с вами можем создать свою планету. Я предлагаю ваши планеты объединить в одну, чтобы она была красивая, добрая, отзывчивая и чтобы она могла напоминать вам какие мы все хорошие и дружные.
(Планеты детей приклеиваются на лист ватмана круглой формы)
| Дети присаживаются на палас и слушают сказку.
Дети закрывают глаза и представляют свою планету.
Дети подходят к столу, присаживаются на стульчики и рисуют свои представленные планеты.
Встают из-за стола и присаживаются на палас.
Дети подбирают признаки к своей планете.
Дети слушают продолжение сказки.
Дети говорят, что им понравилось в рисунках других детей.
Дети подходят к столу, присаживаются на стульчики и добавляют что-то в свои рисунки.
Встают из-за стола и присаживаются на палас и слушают окончание сказки.
Дети дарят друг другу воображаемые подарки. Получившие подарок говорят: «Спасибо».
Отвечают на вопросы
1. Радостная, цветущая.
2. Сильная и суровая. Грустно и одиноко.
3. Сказала добрые слова, что Каменная планета очень красивая.
4. Каменная планета улыбнулась, и с вершин ее гор потекли ручьи, и зазеленела трава.
5. Да
6. Часто, иногда.
7. Нужно быть дружными, говорить друг другу добрые слова.
Дети свои рисунки клеят на воздушный шарик.
| Фронтальный
| III. Заключительная часть
| Рефлексия
Психолог задает детям вопросы:
- Понравилось ли вам на нашей встрече?
- Что запомнилось?
- Что вызвало затруднения? Ритуал прощания
Я предлагаю вам, дети, протянуть свою левую ладошку вперед и положить ее на мою ладошку. А теперь правую ладошку вытянули вперед и положите на мою ладошку (получается пирамида из ладошек) и скажем все вместе слова: «Всем, всем, всем – до свидания!»
| Понравилось рисовать, говорить добрые слова.
Дети протягивают свои левые ладошки вперед и кладут их на ладошку психолога, потом тоже самое и с правой рукой и говорят: «Всем, всем, всем – до свидания!»
| Фронтальный
| |