Скачать 297.1 Kb.
|
НОУ СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА, УПРАВЛЕНИЯ И ПСИХОЛОГИИ МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ Методические указания по выполнению контрольных работ, планы семинаров и рекомендации к самостоятельной работе над курсом для студентов заочной формы обучения по специальности 030301.65 Психология и направлению 030300.62 Психология Красноярск, 2010 Составитель: Домнина Марина Александровна, старший преподаватель кафедры психологии. Методика преподавания психологии: методические указания по выполнению контрольных работ, планы семинаров и рекомендации к самостоятельной работе над курсом для студентов по специальности 030301.65 Психология и направлению 030300.62 Психология заочной формы обучения /Составитель: Домнина М.А. – Красноярск: СИБУП, 2010. – 24 с. В методические указания включена программа дисциплины, в которой указано основное содержание изучаемого предмета, дан перечень контрольных вопросов для подготовки к экзамену, список тем контрольных работ, учебников и учебных пособий которые могут быть использованы при выполнении индивидуальных заданий, в том числе из библиотечного фонда СИБУП. В методические указания также включены тестовые задания для самостоятельной проверки студентами уровня усвоения изученного материала. Пособие одобрено на заседании кафедры психологии и утверждено Научно-методическим советом факультета психологии. Печатается по решению Научно-методического Совета института от ______________ протокол №____ Домнина М.А. НОУ Сибирский институт бизнеса, управления и психологии, 2010г. СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ Необходимость в психологических знаниях связано с бурным развитием технологий и коммуникаций, а это требует от человека реализации внутренних возможностей и ресурсов, в том числе и интеллектуальных; моментальной реакции на реальные события действительности, умения находить правильные модели поведения в новых условиях, решения в нестандартных ситуациях (креативного мышления). Все это возможно, если знаешь, как правильно можно развивать свои способности, а затем применять свой потенциал на практике. Учебный курс «Методика преподавания психологии» предназначен для студентов, обучающихся по программам психологического профиля. Согласно государственного образовательного стандарта, к видам профессиональной деятельности психолога относятся: учебно-воспитательная и культурно-просветительская работа. Поэтому знание вопросов организации образовательного процесса и управления им, должно являться обязательными условием для подготовки данных специалистов. Методика преподавания – это научно-практическая область знания о содержании учебной дисциплины, об организации целостной учебно-воспитательной ситуации, компонентом которой выступает содержание учебного предмета. После окончания ВУЗа свою профессиональную деятельность студенты кафедры психологии продолжат в организациях и учреждениях общего, среднего специального, высшего профессионального образования, в системе повышения квалификации. Знания, полученные ими, при изучении курса помогут в решении важных вопросов, с которыми им придется столкнуться на пути профессионального развития. Курс «Методика преподавания психологии» включает в себя 120 академических часов. Общее количество аудиторных занятий 12 часов. Из них: 8 часов лекций, 4 часа семинарских занятий и 108 часов самостоятельной работы. 1) Цель и задачи курса Цель – формирование представлений о методике преподавания как научно-практической дисциплине; овладение системой психолого-педагогических принципов и методов проектирования и организации ситуаций, обеспечивающих освоение содержания психологических курсов (лекций, семинаров, тренингов). Задачи – формирование у студентов профессионального мышления психолога – преподавателя психологии, умений и навыков организации учения как совместной продуктивной деятельности педагога и учащихся. Формирование у студентов умения проводить объяснение, отработку и контроль усвоения психологических знаний и действий на лекциях, семинарах, практических занятиях, в самостоятельной работе с помощью соответствующих методов и средств. Усвоение общих принципов педагогической деятельности в соответствии с различными ситуациями, в которых происходит преподавание психологии. Формы проведения занятий – освоение данного курса предполагает работу на лекционных и семинарских занятиях, анализ исследований. В ходе изучения курса студенты выполняют ряд самостоятельных работ, связанных с анализом взаимодействия и взаимоотношений педагогов и учащихся, нетрадиционных форм обучения, инновационных концепций, а также проверят основные педагогические идеи при создании проектов учебных курсов по психологии. 2) Требования к уровню освоения дисциплины и формы контроля Студент должен знать:
Студент должен уметь:
Текущий контроль – разработка проектов лекций, семинаров, практикумов; знание характера взаимоотношений преподавателя с учащимися на всех этапах усвоения. Итоговый контроль – экзамен по теоретическому и практическому материалу. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ» Тема № 1. Характеристика психологии как учебного предмета Психология как научный и учебный предмет. Специфика содержания, целей и методов обучения психологии как гуманитарной дисциплины. Роль и место психологии как учебного предмета в обучении и воспитании школьников, студентов, педагогов. Тема № 2. Принципы построения курса психологии Закономерности усвоения содержания учебного материала. Уяснение содержания учебного материала. Отработка и освоение знаний и действий. Контроль уяснения и контроль отработки. Варианты организации уяснения, отработки и контроля (на школьном уроке, на лекциях и семинарах в вузе и пр.). Таксономия учебных задач по психологии как средство формирования разнообразных форм познавательной деятельности и сознания. Тема № 3. Характеристика процесса обучения и форм преподавания психологии Способы и формы организации продуктивных взаимодействий и целостных учебно-воспитательных ситуаций в средней и высшей школе. Деятельности учения и обучения. Структура ситуаций «учения-обучения» (Г.П.Щедровицкий). Связь деятельностей учения и обучения. Коммуникация и рефлексивное поглощение. Тексты трансляции и тексты коммуникации. Особенности учебной коммуникации в различных ситуациях. Учебная деятельность как особая форма активности человека (Д.Б.Эльконин, В.В.Репкин). Условия возникновения учебной деятельности. Становление учебной деятельности. Умение учиться. Становление субъекта учебной деятельности. Субъект учебного взаимодействия. Учебная инициатива как критерий субъектности. Особенности учебной деятельности школьников и студентов. Тема № 4. Роль и функции преподавателя психологии в учебном процессе. Взаимоотношения преподавателей и учащихся. Виды взаимодействия преподавателей и учащихся (ролевые и позиционные взаимодействия). Виды отношений преподавателей и учащихся (конвенциональные и учебные отношения). Роли учителя и ученика. Конвенциональные отношения. Противодействия, возникающие при разворачивании конвенциональных отношений. Манипуляции во взаимодействиях учителей и учеников. Позиции учителя и учащегося. Условия возникновения учебного сотрудничества. Педагогические условия воспитания учебной инициативы. Тема № 5. Методы обучения в преподавании психологии. Виды учебных курсов. Виды учебных курсов по С.И.Гессену: пропедевтический, систематический и научный курсы. Цели и задачи каждого из этих курсов, их «внутреннее устройство». Понятие модели обучения. Два типа педагогического сознания (технократически-ориентированное и гуманистически-ориентированное) Типы инновационный подходов к обучению. Технологические и поисковые модели обучения (М.В. Кларин). Технологический подход к обучению. Способы постановки целей. Виды целей. Воспроизводимый учебный цикл. Модель полного усвоения. Контроль и оценивание при преподавании психологии. Экзамены и зачеты: подготовка, порядок проведения, принципы оценки знаний студентов. Педагогическое тестирование. Принципы конструирования тестов. Психологические аспекты оценивания знаний учащихся в школе и в вузе. Тема № 6. Специфика активных методов обучения в преподавании психологии. Поисковые модели обучения (дискуссия, игра, исследование). Обучение как игра. Виды игровых процедур. Дидактические возможности игры. Действия педагога при подготовке и проведении игры. Учебный процесс как дискуссия. Выбор темы дискуссии. Формы организации дискуссии. Руководство ходом дискуссии со стороны педагога. Обучение учащихся дискуссионным процедурам. Дидактические возможности дискуссии. Обучение как систематическое исследование. Освоение исследовательских процедур учащимися. Тема №7. Самоорганизация деятельности преподавателя психологии. Культура самоорганизации деятельности преподавателя психологии. Проблемы самоопределения педагога. Преподавание психологии в школе. Подготовка и проведение урока в школе. Подготовка и проведение факультативных занятий. Организация исследовательской работы учащихся. Преподавание психологии в вузе. Подготовка лекции. Содержание и структура лекции. Стиль лекции. Контакт лектора и аудитории. Подготовка и проведение семинарских и практических занятий. Руководство курсовыми и дипломными работами. Преподавание психологии в вузе на непсихологических специальностях (технические педагогические и другие специальности). Преподавание психологии в различных системах повышения квалификации. СОДЕРЖАНИЕ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ Занятие 1. Психология как учебный предмет. Принципы построения курса психологии. Вопросы для обсуждения:
Литература:
Вопросы для контроля и оценки знаний:
Занятие 2. Организация обучения Задание: самостоятельная разработка студентами планов – конспектов занятий по темам курса «Общая психология». При обосновании соотнести систему целей обучения и воспитания в образовании с целями обучения психологии. Литература:
Вопросы для контроля знаний:
|