Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 297.1 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации25.11.2013
Размер297.1 Kb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > Психология > Методические указания
  1   2   3


НОУ СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА,

УПРАВЛЕНИЯ И ПСИХОЛОГИИ


МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ
Методические указания по выполнению

контрольных работ, планы семинаров и рекомендации к самостоятельной работе над курсом для студентов заочной формы обучения

по специальности 030301.65 Психология

и направлению 030300.62 Психология





Красноярск, 2010

Составитель: Домнина Марина Александровна, старший преподаватель кафедры психологии.

Методика преподавания психологии: методические указания по выполнению контрольных работ, планы семинаров и рекомендации к самостоятельной работе над курсом для студентов по специальности 030301.65 Психология и направлению 030300.62 Психология заочной формы обучения /Составитель: Домнина М.А. – Красноярск: СИБУП, 2010. – 24 с.

В методические указания включена программа дисциплины, в которой указано основное содержание изучаемого предмета, дан перечень контрольных вопросов для подготовки к экзамену, список тем контрольных работ, учебников и учебных пособий которые могут быть использованы при выполнении индивидуальных заданий, в том числе из библиотечного фонда СИБУП.

В методические указания также включены тестовые задания для самостоятельной проверки студентами уровня усвоения изученного материала.

Пособие одобрено на заседании кафедры психологии и утверждено Научно-методическим советом факультета психологии.

Печатается по решению Научно-методического Совета института от ______________ протокол №____

 Домнина М.А.
 НОУ Сибирский институт

бизнеса, управления и

психологии, 2010г.



СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

4

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ»

6

СОДЕРЖАНИЕ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

8


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

13


ГЛОССАРИЙ

14

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

14

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

15

ПОРЯДОК СДАЧИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ.

15

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВАРИАНТА КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО СОСТАВЛЕНИЮ КУРСА, УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

16

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

17

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

20

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

21

ВВЕДЕНИЕ
Необходимость в психологических знаниях связано с бурным развитием технологий и коммуникаций, а это требует от человека реализации внутренних возможностей и ресурсов, в том числе и интеллектуальных; моментальной реакции на реальные события действительности, умения находить правильные модели поведения в новых условиях, решения в нестандартных ситуациях (креативного мышления). Все это возможно, если знаешь, как правильно можно развивать свои способности, а затем применять свой потенциал на практике.

Учебный курс «Методика преподавания психологии» предназначен для студентов, обучающихся по программам психологического профиля. Согласно государственного образовательного стандарта, к видам профессиональной деятельности психолога относятся: учебно-воспитательная и культурно-просветительская работа. Поэтому знание вопросов организации образовательного процесса и управления им, должно являться обязательными условием для подготовки данных специалистов.

Методика преподавания – это научно-практическая область знания о содержании учебной дисциплины, об организации целостной учебно-воспитательной ситуации, компонентом которой выступает содержание учебного предмета.

После окончания ВУЗа свою профессиональную деятельность студенты кафедры психологии продолжат в организациях и учреждениях общего, среднего специального, высшего профессионального образования, в системе повышения квалификации. Знания, полученные ими, при изучении курса помогут в решении важных вопросов, с которыми им придется столкнуться на пути профессионального развития.

Курс «Методика преподавания психологии» включает в себя 120 академических часов. Общее количество аудиторных занятий 12 часов.

Из них: 8 часов лекций, 4 часа семинарских занятий и 108 часов самостоятельной работы.
1) Цель и задачи курса
Цель – формирование представлений о методике преподавания как научно-практической дисциплине; овладение системой психолого-педагогических принципов и методов проектирования и организации ситуаций, обеспечивающих освоение содержания психологических курсов (лекций, семинаров, тренингов).

Задачи – формирование у студентов профессионального мышления психолога – преподавателя психологии, умений и навыков организации учения как совместной продуктивной деятельности педагога и учащихся. Формирование у студентов умения проводить объяснение, отработку и контроль усвоения психологических знаний и действий на лекциях, семинарах, практических занятиях, в самостоятельной работе с помощью соответствующих методов и средств.

Усвоение общих принципов педагогической деятельности в соответствии с различными ситуациями, в которых происходит преподавание психологии.
Формы проведения занятий – освоение данного курса предполагает работу на лекционных и семинарских занятиях, анализ исследований. В ходе изучения курса студенты выполняют ряд самостоятельных работ, связанных с анализом взаимодействия и взаимоотношений педагогов и учащихся, нетрадиционных форм обучения, инновационных концепций, а также проверят основные педагогические идеи при создании проектов учебных курсов по психологии.
2) Требования к уровню освоения дисциплины и формы контроля
Студент должен знать:

  • Цели и содержание обучения психологии в образовательных системах;

  • Особенности преподавания психологии как гуманитарной дисциплины;

  • Особенности использования активных методов в преподавании психологии.

Студент должен уметь:

  • Систематизировать активные методы обучения и учебные задачи в преподавании психологии;

  • Конкретизировать требования активных методов обучения в ситуациях совместной учебной деятельности в зависимости от целей изучения психологии;

  • Использовать систему форм учебных взаимодействий педагога с учащимися, учащихся между собой.

Текущий контроль – разработка проектов лекций, семинаров, практикумов; знание характера взаимоотношений преподавателя с учащимися на всех этапах усвоения.

Итоговый контроль – экзамен по теоретическому и практическому материалу.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

«МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ»
Тема № 1. Характеристика психологии как учебного предмета

Психология как научный и учебный предмет. Специфика содержания, целей и методов обучения психологии как гуманитарной дисциплины. Роль и место психологии как учебного предмета в обучении и воспитании школьников, студентов, педагогов.



Тема № 2. Принципы построения курса психологии

Закономерности усвоения содержания учебного материала. Уяснение содержания учебного материала. Отработка и освоение знаний и действий. Контроль уяснения и контроль отработки. Варианты организации уяснения, отработки и контроля (на школьном уроке, на лекциях и семинарах в вузе и пр.). Таксономия учебных задач по психологии как средство формирования разнообразных форм познавательной деятельности и сознания.
Тема № 3. Характеристика процесса обучения и форм преподавания психологии

Способы и формы организации продуктивных взаимодействий и целостных учебно-воспитательных ситуаций в средней и высшей школе. Деятельности учения и обучения. Структура ситуаций «учения-обучения» (Г.П.Щедровицкий). Связь деятельностей учения и обучения. Коммуникация и рефлексивное поглощение.

Тексты трансляции и тексты коммуникации. Особенности учебной коммуникации в различных ситуациях.

Учебная деятельность как особая форма активности человека (Д.Б.Эльконин, В.В.Репкин). Условия возникновения учебной деятельности. Становление учебной деятельности. Умение учиться. Становление субъекта учебной деятельности. Субъект учебного взаимодействия. Учебная инициатива как критерий субъектности. Особенности учебной деятельности школьников и студентов.
Тема № 4. Роль и функции преподавателя психологии в учебном процессе.

Взаимоотношения преподавателей и учащихся. Виды взаимодействия преподавателей и учащихся (ролевые и позиционные взаимодействия). Виды отношений преподавателей и учащихся (конвенциональные и учебные отношения). Роли учителя и ученика. Конвенциональные отношения. Противодействия, возникающие при разворачивании конвенциональных отношений. Манипуляции во взаимодействиях учителей и учеников. Позиции учителя и учащегося. Условия возникновения учебного сотрудничества. Педагогические условия воспитания учебной инициативы.
Тема № 5. Методы обучения в преподавании психологии.

Виды учебных курсов. Виды учебных курсов по С.И.Гессену: пропедевтический, систематический и научный курсы. Цели и задачи каждого из этих курсов, их «внутреннее устройство».

Понятие модели обучения. Два типа педагогического сознания (технократически-ориентированное и гуманистически-ориентированное) Типы инновационный подходов к обучению. Технологические и поисковые модели обучения (М.В. Кларин).

Технологический подход к обучению. Способы постановки целей. Виды целей. Воспроизводимый учебный цикл. Модель полного усвоения.

Контроль и оценивание при преподавании психологии. Экзамены и зачеты: подготовка, порядок проведения, принципы оценки знаний студентов. Педагогическое тестирование. Принципы конструирования тестов. Психологические аспекты оценивания знаний учащихся в школе и в вузе.



Тема № 6. Специфика активных методов обучения в преподавании психологии.

Поисковые модели обучения (дискуссия, игра, исследование). Обучение как игра. Виды игровых процедур. Дидактические возможности игры. Действия педагога при подготовке и проведении игры.

Учебный процесс как дискуссия. Выбор темы дискуссии. Формы организации дискуссии. Руководство ходом дискуссии со стороны педагога. Обучение учащихся дискуссионным процедурам. Дидактические возможности дискуссии. Обучение как систематическое исследование. Освоение исследовательских процедур учащимися.
Тема №7. Самоорганизация деятельности преподавателя психологии.

Культура самоорганизации деятельности преподавателя психологии. Проблемы самоопределения педагога.

Преподавание психологии в школе. Подготовка и проведение урока в школе. Подготовка и проведение

факультативных занятий. Организация исследовательской работы учащихся.

Преподавание психологии в вузе. Подготовка лекции. Содержание и структура лекции. Стиль лекции. Контакт лектора и аудитории. Подготовка и проведение семинарских и практических занятий. Руководство курсовыми и дипломными работами.

Преподавание психологии в вузе на непсихологических специальностях (технические педагогические и другие специальности). Преподавание психологии в различных системах повышения квалификации.

СОДЕРЖАНИЕ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Занятие 1. Психология как учебный предмет. Принципы построения курса психологии.
Вопросы для обсуждения:


  1. Каковы традиционные принципы обучения?

  2. Способы решения задачи реализации на практике принципа учета возрастных особенностей в обучении.

  3. Вопрос содействия образованию и появлению творческого такта у учащихся.

  4. Вопрос полифоничности метода.


Литература:


  1. Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. /В.Н. Карандашев. - СПб.: Питер, 2005 – 250с.

  2. Вачков, И.В. Методика преподавания психологии: Учебное пособие./ И.В. Вачков. - М.: Ось-89, 2008. – 208с..

  3. Сарсенбаева, Б.И. Психология личностного и профессионального самосовершенствования будущих педагогов: монография./ Б.И. Сарсенбаева. – М.: 2005 – 176с.

  4. Палагина, Н.Н. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие./ Н.Н. Палангина. – М.: 2005 – 216с. – (Библиотека психолога)

  5. Лубовский, Д.В. Введение в методологические основы психологии: учебное пособие. / Д.В. Лубовский. – М., 2005. - 224с. – (Библиотека студента).

  6. Котова, Е.В. Методы активного социально-психологического обучения: Учебное пособие. - 2-е изд., исправлено и доп. / Е.В. Котова. - Красноярск: РИО КГПУ, 2004. - 188с.

  7. Ляудис, В.Я. Методика преподавания психологии. / В.Я. Ляудис. - М., 2000.


Вопросы для контроля и оценки знаний:


  1. Виды образовательных учреждений предоставляющих общее, среднее специальное, высшее (профессиональное) и послевузовское образование.

  2. Документы, регламентирующие учебный и воспитательный процесс в образовательных учреждениях.

  3. Уровни образования РФ.

  4. Государственные образовательные стандарты.

  5. Какие компоненты содержаться в учебной программе?

  6. Что определяется тематическим планом?

  7. Какие два фактора определяют цели преподавания психологии?

  8. Основные группы методов, выделяемые по источнику получения знаний, их характеристика, виды, условия использования.

  9. Познавательная деятельность студентов и учащихся на занятиях по психологии.

  10. Методы обучения, выделяемые в зависимости от характера познавательной активности учащихся и студентов.

  11. Роль учителя в преподавании психологии.

  12. Виды аудиторных занятий их цели и функции.

  13. Основные методические аспекты подготовки и проведения лекции, семинара?

  14. Содержание плана – конспекта лекции, семинара, урока.

  15. Продуктивные и репродуктивные формы организации семинарского занятия.

  16. В чем заключается подготовка преподавателя к проведению лекции, семинар, урока?

  17. В чем заключается подготовка студента к лекции, семинару?


Занятие 2. Организация обучения
Задание: самостоятельная разработка студентами планов – конспектов занятий по темам курса «Общая психология». При обосновании соотнести систему целей обучения и воспитания в образовании с целями обучения психологии.
Литература:


  1. Вачков, И.В. Методика преподавания психологии: Учебное пособие./ И.В. Вачков. - М.: Ось-89, 2008. – 208с.

  2. Котова, Е.В. Методы активного социально-психологического обучения: Учебное пособие. - 2-е изд., испр. и доп. / Е.В. Котова. - Красноярск: РИО КГПУ, 2004. - 188 с.

  3. Фопель, К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие - 4-е изд. / К. Фопель. - М.: Генезис, 2004 – 256с.

  4. Островский, Э.В. Психология и педагогика: учебное пособие. / Э.В. Островский. - М.: 2006. – 384с.


Вопросы для контроля знаний:


  1. Формы самостоятельной учебной деятельности (типы, функции).

  2. Методы закрепления изученного материала.

  3. Цели самостоятельной учебной деятельности.

  4. Дистанционное обучение.

  5. Таксономия учебных задач при изучении психологии.

  6. Наглядные методы обучения.

  7. Какие умения должен освоить студент при подготовке разработки в области практической психологии?

  8. Охарактеризуйте эффективные способы подготовки студентов к экзаменам.

  9. Какие умения должен освоить студент при выполнении реферативной, учебной и научно – исследовательской работы?

  10. В чем состоит типичная дидактическая структура урока?

  11. В чем заключается особенности разных типов уроков?

  12. Что должен включать в себя конспект урока?

  13. В чем заключается домашняя работа по психологии, выполняемая школьниками?

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск