Скачать 76.65 Kb.
|
Предисловие Уважаемые специалисты в области школьного образования! Вы держите в руках учебно-методическое пособие к курсу «Учись учиться», рассчитанному на учеников 5-6-х классов. Курс разработан на принципиально иных основаниях, по сравнению с известными нам подобными курсами в данной области. В его основе лежит концепция и технология «Целенаправленное развитие познавательных стратегий школьников» (ЦРПС). Развитие умений учиться периодически интересовало теоретиков и практиков образования. Например, в конце прошлого столетия, разговор в педагогическом сообществе о необходимости обучения учению был крайне популярен, но остался лишь декларацией. Курсы «Учись учиться» разрабатывались педагогами при поддержке методистов, велись чаще всего факультативно и напоминали свод рекомендаций по научной организации труда, самоорганизации в период интенсивной деятельности и самоподготовки (например, подготовки к экзаменам). В отношении совершенствования самого учения они включали лишь общие рекомендации к решению задач (описание этапов). Во многих школах существовали стенды «НОТ ученика». Но все эти предписания почти не касались реализации самой учебной деятельности. В них обсуждались важные, но далекие от рассмотрения структуры учения вопросы: сколько времени нужно на сон в период обучения, какова должна быть продолжительность сна, в какой части дня готовиться к экзаменам, сколько и какой продолжительности делать перерывы, когда и как проветривать помещение для занятий и т.д. В незначительной мере они рассматривали общие приемы самостоятельной проработки учебного материала (некоторые внешние действия, полезные для чтения учебных текстов: написание плана, тезисов, создание таблиц и схем) и этапы решения типовых задач. Ученикам также рекомендовались мнемотехнические приемы запоминания информации, без раскрытия их операторики и применительной практики. То есть было понятно то, как отдельно взятый прием использован в одном случае, а то, какие операции и действия и в каком порядке необходимо выполнить для его использования в других ситуациях, чтобы осуществить рациональное запоминание учебного материала, оставалось неясным. На современном этапе развития дидактики накоплен ряд подходов, связанных с развитием умений учиться у школьников. Однако большая часть из них предполагает формирование общеучебных умений и навыков (ОУУН) в отрыве от той целостной системы актов (познавательных стратегий), благодаря которой решаются различные задачи в ходе обучения. Важно не просто сформировать определенную интеллектуальную операцию, действие или прием учебной работы, которые лежат в основе умения учиться, но и учесть всю операторику учения, задействованную в ходе решения конкретных задач в обучении. Многие попытки проектирования курса «Учись учиться» исходили (и до сих пор исходят) из довольно эклектичного набора ОУУН. К ним также относят компетенции, далекие от структуры учения: правила поведения в школе и на уроке, организации рабочего пространства, способы организации общения, принципы ведения дискуссии, работы в паре и группе и т.д. Что само по себе вполне полезно для организации обучения в школе, но не касается напрямую умений учиться. Такое положение дел существует по множеству причин, но главные из них две - авторы нечетко определяют понятия «учение», «учебная деятельность» и не разработана в науке и практике развернутая операторика большинства умений учиться. Кроме того, ОУУН, представленные в подобных курсах, недостаточно четко классифицированы, что вносит путаницу в работу учителя. Проектируя курс «Учись учиться», мы постарались решить эти проблемы, выделив базовые общеучебные стратегии, формирование которых приводит к значительному приращению познавательных способностей, обучаемости. Развитие познавательных стратегий у школьников возможно осуществлять в разных формах. Данный курс построен таким образом, что учеников знакомят с основными интеллектуальными операциями, развивая их в практических упражнениях, а также школьникам предлагается под руководством учителя на основе листов анализа (где относительно подробно указана операторика) и специальных вопросников выявить свои общеучебные стратегии, а затем их обогатить. Такой подход не только формирует умение учиться, но и развивает познавательную инициативу (субъектность учения), приводя к саморазвитию и самообразованию учеников. Наши исследования показывают, что для полноценного преподавания данного курса необходима расширенная подготовка педагогов в области педагогической психологии (особенно различений предметной деятельности и учения, познавательных способностей и учения, обучаемости и обученности и т.д.) для последующего формирования не только отдельных общеучебных умений и навыков (ОУУН), но и целой системы познавательных стратегий, для чего необходимо посещение специальных курсов повышения квалификации в концепции и технологии ЦРПС. Чтобы этот материал был понятен и доступен для применения более широкого круга специалистов сферы образования, в начале данного издания мы разместили материал, посвященный рассмотрению структуры учения, умениям учиться и теоретическим основам ЦРПС. Представленный здесь курс «Учись учиться» активно разрабатывался творческим педагогом-психологом Е.Э. Гавриловой при участии Е.М. Тишкиной (методиста экспериментальной площадки ЦРПС) под нашим научным руководством. Он уже апробировался в практике работы ГОУ СОШ № 507 г. Москвы, показал хорошие результаты по целому ряду психолого-педагогических критериев. В настоящий момент концепция и технология ЦРПС активно внедряется в практику школ Владимирской области при поддержке депутата ГД РФ Аникеева Г.В., общественной организации «Милосердие и порядок». Материалы данного курса воспринимаются нами как рабочая версия одного из возможных путей формирования и развития умений учиться на основе концепции и технологии ЦРПС в определенных организационно-педагогических условиях (ограниченное число учебных часов, подготовленность учителей и т.д.). Надеемся, что материалы данного курса будут транслированы в широкую педагогическую практику, пройдут осмысление и доработку. Мы полагаем, что в последующем будут разработаны не только планы-конспекты уроков для учителей (которые приведены здесь), но и полноценное учебное пособие для школьников (рабочие тетради и т.д.) Выражаем уверенность, что данное издание будет интересно и полезно широкому кругу психолого-педагогической общественности. А.А. Плигин, д.псх.н Содержание
|