Элективный курс для учащихся 10-х классов Губарькова Екатерина Геннадьевна, Педагог-психолог моу «Лицей №1» Балаково, 2009 пояснительная записка





Скачать 107.2 Kb.
НазваниеЭлективный курс для учащихся 10-х классов Губарькова Екатерина Геннадьевна, Педагог-психолог моу «Лицей №1» Балаково, 2009 пояснительная записка
Дата публикации30.07.2013
Размер107.2 Kb.
ТипЭлективный курс
100-bal.ru > Психология > Элективный курс
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ БАЛАКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Лицей № 1»


СОГЛАСОВАНО:

Педагог-психолог МОУ УМЦ

Максакова Н.В. __________

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МОУ «Лицей № 1»

Лушкина Л.А.___________

Открываем психологию
Элективный курс для учащихся 10-х классов

Губарькова Екатерина Геннадьевна,

Педагог-психолог МОУ «Лицей №1»
Балаково, 2009

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время психология начинает занимать все более заметное место в общей культуре страны. Научная и практическая психология представлены во всех областях общественной жизни: политической, экономической, производственной, социальной, юридической, в области образования, искусств и спорта, сохранения здоровья и обороны страны. Все провозглашаемые в настоящее время нравственные ценности: гуманизм, демократизм, сотрудничество, толерантность, диалогичность, — основаны на психологических законах общения и взаимодействия людей, на психологических особенностях их личности и индивидуальности. Поэтому необходимость психологического образования вытекает непосредственно из потребностей общественной жизни, отвечает интересам, как всего современного общества, так и каждого из его граждан.

Ученые педагоги и психологи утверждали, что психология необходима как предмет общего образования, так как она формирует целостное мировоззрение ребенка, учит его взаимодействию не только с окружающей действительностью, но и с другими людьми и с самим собой. С точки зрения И.В. Дубровиной школьное психологическое образование должно предусматривать не только психологическую грамотность выпускников, но и развитие их психологической культуры, которой сегодня так недостает нашему обществу.

Так как школьные годы являются сензитивным периодом для приобщения человека к культуре (в том числе и психологической), целесообразно организовать преподавание психологии в школе. Изучение психологии может помочь школьнику многое понять как в себе самом, так и в окружающих людях, мире, почувствовать богатство душевной жизни человека.

Данная программа «Открываем психологию» представляет собой систему занятий с учащимися 10-х классов, направленных на овладение учащимися основами психологической культуры. Предлагаемая разработка нацелена на развитие социальной компетентности учащихся, воспитание гармонично развитой личности, способной к саморазвитию и самосовершенствованию, эффективному функционированию в обществе. Таким образом, целью курса является формирование гуманистического мировоззрения и психологической культуры учащихся.

Педагогические эксперименты показали, что в 10 классе целесообразно опираться на познавательные интересы учащихся: «рассказывать о психологии как одной из важнейших наук о человеке», «на конкретных примерах демонстрировать высокую эффективность практических мероприятий по применению психологических знаний в жизни» (Гарбер, 2001).

Следовательно, задачами курса являются:

  • Познакомить учащихся с основами психологии;

  • Приблизить к пониманию феномена человека, уникальности его внутреннего мира;

  • Способствовать раскрытию и развитию индивидуальных способностей учащихся, овладению навыками самоанализа и обучению приемам саморегуляции;

  • Способствовать пониманию чувств и мотивов поведения других людей;

  • Развивать психологическую готовность молодого человека к полноценному и позитивному взаимодействию с миром природы, миром людей, миром культуры, с собственным внутренним миром.

По окончании курса учащиеся должны знать:

        • Что изучает психология;

        • Познавательные процессы (внимание, память, мышление, воображение);

        • Эмоционально-волевую сферу (эмоции, чувства, воля);

        • Важнейшие психологические характеристики личности (темперамент, характер).

По окончании курса учащиеся должны уметь:

        • Подбирать методики для самодиагностики и изучения познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, психологических характеристик личности (темперамент, характер);

        • Проводить диагностику и самодиагностику познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, психологических характеристик личности (темперамент, характер);

        • Владеть некоторыми приемами саморегуляции, навыками преодоления негативных эмоциональных состояний.

Учащиеся должны владеть сущностью новых понятий:

        • психология;

        • психика;

        • познавательные процессы (внимание, память, мышление, воображение);

        • эмоционально-волевая сфера (эмоции, чувства, воля);

        • личность;

        • темперамент;

        • характер,

        • общение.

Курс охватывает основные разделы общей психологии, используя данные современных психологических теоретических и эмпирических исследований, научно-популярных источников. Программа элективного курса состоит из четырех логически связанных частей: в 1 части учащиеся познакомятся с психологией как наукой о человеке; во 2 части узнают о закономерностях и приемах развития познавательных процессов (внимании, памяти мышлении, воображении); в 3 части будет представлен материал о психологических особенностях личности (темпераменте, характере); в 4 части учащиеся познакомятся с основами социальной психологии. Необходимо отметить, что при изучении темы «Психология общения» целесообразно использовать тренинговую форму работы, в последнюю часть курса была включена программа Силиной О. «Я и мир», направленная на развитие навыков конструктивного общения.

Эффективность занятий зависит от разнообразия используемых форм и методов (беседа, рассказ, ролевые и деловые игры, групповая дискуссия, элементы сказко-, драма-, арт- и гештальтерапии, психодиагностика).

Факультативный курс рассчитан на 34 часа (в течение всего учебного года по 1 занятию в неделю). Время проведения каждого занятия – 45 минут. Число учащихся в группе – 25-26 человек, на занятиях 3 и 4 части оптимальное число в группе 12-14 человек.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




Тема занятия. Содержание

Кол-во

часов

Форма

проведения

1 часть. Психология как наука о человеке.



Введение.

Цели и задач курса. Знакомство с учащимися.


1

Занятие с элементами тренинга, опрос



Понятие «психология».

Определение понятия «психология», «психика». Изучение интереса к предмету «психология».

1

Беседа, анкетирование



История развития психологии.

Основные этапы развития психологии. Арт-терапия как одно из направлений психологии.

1

Рассказ,

элементы арт-терапии



Отрасли психологии.

Основные отрасли психологии: социальная, военная, юридическая, медицинская и др.

1

Деловая игра



Обобщающее занятие «Зачем нужно изучать психологию?»

1

Дискуссия

2 часть. Закономерности и приемы развития познавательных процессов



Познавательные процессы.

Как человек познает окружающий мир

1

Рассказ



Внимание.

Определение, виды, свойства, развитие внимания. Упражнения для диагностики и развития внимания.

2

Практикум



Память.

Определение, законы памяти, мнемотехника. Упражнения для диагностики и развития памяти.

2

Практикум



Мышление.

Виды, операции, пути развития и активизации мышления. Диагностика мышления.

3

Практикум



Обобщающее занятие «Как человек познает окружающий мир?»

1

Деловая игра

3 часть. Психологические особенности личности



Личность.

Понятие личности

1

Дискуссия



Эмоционально-волевая сфера личности.

Общее понятие об эмоциях, чувствах и воле. Диагностика эмоционального состояния. Методы саморегуляции. Позитивное мышление.

3

Практикум



Психологические особенности личности.

Понятие о темпераменте, характере. Типы темперамента. Черты характера. Самодиагностика: определение типа темперамента, черт характера.

4

Практикум



Способности.

Понятие о способностях и их природе. Виды способностей. Условия развития способностей.

2

Практикум



Обобщающее занятие «Я – личность?»

1

Круглый стол

4 часть. Психология общения.



Общение.

«Как я понимаю общение?»

1

Беседа



«Мы – разные».

Конструктивное взаимодействие с различными людьми

2

Занятия с элементами тренинга



«Каждому свое».

Осознание индивидуальных различий людей

2

Занятия с элементами тренинга



«Давайте дружить со всеми!»

Конструктивное общение. Демонстрация положительных сторон дружбы.

2

Занятия с элементами тренинга



Обобщающее занятие курса.

Опрос, анкетирование

1

Диагностика



Итоговое занятие «Открываем психологию».

1

Занятие с элементами тренинга




Итого

34




ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Литература, использованная при подготовке программы:


  1. Гарбер Е.И. О природе психики. Семнадцать уроков по психологии. Пособие для преподавателей психологии, школьных психологов, студентов. – М.: Изд.дом «Школа-Пресс 1», 2001.

  2. Громова Т. Научить ставить вопросы.//Управление школой, 2006, № 1, с.15.

  3. Жижова О. Перспектива успеха.// Школьный психолог, 2006, № 17, с.6.

  4. Кочкина М. Учебный процесс в виде цилиндра. Система работы по индивидуальным программам. // Управление школой, 2006, № 8, с.16.

  5. Одинцова М.А. Я – целый мир: программа развития личности подростков и юношества. / Учеб.-метод. пособие. Серия «Психология успеха». – М.: Изд-во Института психотерапии, 2004.

  6. Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: в 2 ч. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.

  7. Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию: Учеб. пособие для ст.кл. сред.шк. – М.: Просвещение, 1991.

  8. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг в школе. 2-е изд., дополн. и перераб. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.

  9. Силина О. Я и мир. Тренинговая программа развития навыков конструктивного общения. // Школьный психолог, 2008, № 15, с. 16-47

  10. Южанина Н. Найти свой поток. // Управление школой, 2006, № 12, с. 6.



Приложение 1.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КУРСА
ПСИХОЛОГИЯ – наука о душе. Психология изучает факты, закономерности и механизмы психики.

ПСИХИКА человека обеспечивает функционирование его организма, взаимодействие с окружающим миром. Восприятие и структурирование потока различной информации, регуляцию поведения и деятельности.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ – психические явления, в своей совокупности непосредственно обеспечивающие познание, т.е. восприятие информации, ее переработку, хранение и использование.

ВНИМАНИЕ – направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других.

ПАМЯТЬ – запоминание, сохранение и последующее воспроизведение информации.

МЫШЛЕНИЕ – отражение общих свойств вещей и явлений и нахождение закономерных связей и отношений между ними.

ВООБРАЖЕНИЕ – создание образов таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком раньше.

ЭМОЦИИ – непосредственное, временное переживание какого-нибудь более постоянного чувства.

ЧУВСТВА – переживаемые в различной форме внутренние отношения человека к тому, что происходит в его жизни, что он познает или делает.

ЛИЧНОСТЬ – человек, наделенный особыми психическими свойствами, познающий и преобразующий мир и занимающий определенное место среди других людей в обществе.

ТЕМПЕРАМЕНТ – индивидуально своеобразная, природно-обусловленная совокупность динамических проявлений психики.

ХАРАКТЕР – совокупность устойчивых, индивидуальных свойств личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для индивида способы поведения.
ТЕМЫ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ, ИССЛЕДОВАНИЙ


  1. Нужны ли знания психологии человеку?

  2. О чем беседуют Психея и Муза…

  3. Что изучает юридическая психология? Социальная психология? Психология труда? Медицинская психология? Педагогическая психология? Психология управления? (знания какой отрасли психологии мне нужны в будущей профессиональной деятельности).

  4. На что направлен «лучик» нашего сознания?

  5. «Узелок на память».

  6. Как стать Шерлоком Холмсом?

  7. Что рисует наше воображение?

  8. «Древо личности».

  9. Пирамида мотивов и потребностей человека.

  10. Мои ценности.

  11. Нужно ли человеку цель в жизни?

  12. Самый лучший тип темперамента – это…

  13. Что может рассказать о характере человека психолог?

  14. Хочу быть психологом.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

занятий с учащимися 10 класса

по факультативному курсу «Открываем психологию»



Тема занятия. Содержание

Кол-во

часов

Дата занятия

1 часть. Психология как наука о человеке.



Введение.

1






Понятие «психология».

1






История развития психологии.

1






Отрасли психологии.

1






Обобщающее занятие «Зачем нужно изучать психологию?»

1




2 часть. Закономерности и приемы развития познавательных процессов



Познавательные процессы.

1






Внимание.

2






Память.

2






Мышление.

3






Обобщающее занятие «Как человек познает окружающий мир?»

1




3 часть. Психологические особенности личности



Личность.

1






Эмоционально-волевая сфера личности.

3






Психологические особенности личности.

4






Способности.

2






Обобщающее занятие «Я – личность?»

1




4 часть. Психология общения.



Общение.

1






«Мы – разные».

2






«Каждому свое».

2






«Давайте дружить со всеми!»

2






Обобщающее занятие курса.

1






Итоговое занятие «Открываем психологию».

1







Итого

34




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Элективный курс для учащихся 10-х классов Губарькова Екатерина Геннадьевна, Педагог-психолог моу «Лицей №1» Балаково, 2009 пояснительная записка iconЭлективный курс по физике «Элементы биофизики»» Автор : Лимонов Н....
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных...
Элективный курс для учащихся 10-х классов Губарькова Екатерина Геннадьевна, Педагог-психолог моу «Лицей №1» Балаково, 2009 пояснительная записка iconПрограмма элективного курса Пояснительная записка. Элективный курс «индикаторы»
Элективный курс «индикаторы» предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов. На изучение данного курса отводится...
Элективный курс для учащихся 10-х классов Губарькова Екатерина Геннадьевна, Педагог-психолог моу «Лицей №1» Балаково, 2009 пояснительная записка iconПояснительная записка Данный элективный курс составлен на основе...
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов и является предметно-ориентированным. Данный курс относится к типу элективных...
Элективный курс для учащихся 10-х классов Губарькова Екатерина Геннадьевна, Педагог-психолог моу «Лицей №1» Балаково, 2009 пояснительная записка iconПояснительная записка
Элективный курс «Милая Франция» предназначен для учащихся 8-11 классов, не изучающих французский язык в качестве основного
Элективный курс для учащихся 10-х классов Губарькова Екатерина Геннадьевна, Педагог-психолог моу «Лицей №1» Балаково, 2009 пояснительная записка iconЭлективный курс по страноведению «Знакомьтесь: Соединенные Штаты Америки» Пояснительная записка
Данный элективный курс заканчивается викториной on-line, позволяющей учителю закрепить и проконтролировать знания учащихся по всему...
Элективный курс для учащихся 10-х классов Губарькова Екатерина Геннадьевна, Педагог-психолог моу «Лицей №1» Балаково, 2009 пояснительная записка iconЭлективный курс «Симметрия вокруг нас» Автор: Соктоева Любовь Жамбаловна...
Для учащихся данный элективный курс призван помочь представить математику в констексте биологии
Элективный курс для учащихся 10-х классов Губарькова Екатерина Геннадьевна, Педагог-психолог моу «Лицей №1» Балаково, 2009 пояснительная записка iconПояснительная записка элективный курс «Создание электронных ресурсов...
Элективный курс «Создание электронных ресурсов по международному гуманитарному праву» разработан для учащихся 9 классов на основе...
Элективный курс для учащихся 10-х классов Губарькова Екатерина Геннадьевна, Педагог-психолог моу «Лицей №1» Балаково, 2009 пояснительная записка iconПояснительная записка Элективный курс «Базы данных шаг к успеху»...
Элективный курс «Базы данных – шаг к успеху» предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов общеобразовательной...
Элективный курс для учащихся 10-х классов Губарькова Екатерина Геннадьевна, Педагог-психолог моу «Лицей №1» Балаково, 2009 пояснительная записка iconЭлективный курс по английскому языку «The Hotel Business» для учащихся...
Данный элективный курс призван создать у учащихся дополнительную мотивацию к изучению английского языка и стимулировать их речевую...
Элективный курс для учащихся 10-х классов Губарькова Екатерина Геннадьевна, Педагог-психолог моу «Лицей №1» Балаково, 2009 пояснительная записка iconЭлективный курс по математике «решение сюжетных задач»
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов. На его изучение отводится 17 часов
Элективный курс для учащихся 10-х классов Губарькова Екатерина Геннадьевна, Педагог-психолог моу «Лицей №1» Балаково, 2009 пояснительная записка iconПрограмма элективного курса 10 класс Часовская С. М. учитель мхк...
Элективный курс «Культурное наследие нашего края» для учащихся старшей школы рассчитан на 34 часа
Элективный курс для учащихся 10-х классов Губарькова Екатерина Геннадьевна, Педагог-психолог моу «Лицей №1» Балаково, 2009 пояснительная записка iconЭлективный курс по русскому языку для 11-х классов Пояснительная записка
Единому государственному экзамену. Данный курс учитывает эти новые условия, в нем подробно разбираются все задания демонстрационного...
Элективный курс для учащихся 10-х классов Губарькова Екатерина Геннадьевна, Педагог-психолог моу «Лицей №1» Балаково, 2009 пояснительная записка iconЭлективный курс «Some Pages of British History» (From ancient time...
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов, как курс по выбору в рамках предпрофильной подготовки
Элективный курс для учащихся 10-х классов Губарькова Екатерина Геннадьевна, Педагог-психолог моу «Лицей №1» Балаково, 2009 пояснительная записка iconПояснительная записка
Элективный курс предназначен для учащихся 9 класса общеобразовательных средних школ, собирающихся успешно пройти гиа
Элективный курс для учащихся 10-х классов Губарькова Екатерина Геннадьевна, Педагог-психолог моу «Лицей №1» Балаково, 2009 пояснительная записка iconПояснительная записка Тема занятия «Я познаю мир»
Элективный курс для предпрофильной подготовки учащихся основной школы “ Museen in Deutschland.”
Элективный курс для учащихся 10-х классов Губарькова Екатерина Геннадьевна, Педагог-психолог моу «Лицей №1» Балаково, 2009 пояснительная записка iconЭлективный курс по биологии Загадки и тайны генов
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов и имеет целью вызвать интерес к биологии, желание изучать данный предмет в средней...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск