Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 104.3 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации26.11.2013
Размер104.3 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Психология > Конспект
Конспект занятия по психологии для учащихся 5 – 11 классов
Составитель: Кузнецова Ольга Сергеевна, педагог-психолог II квалификационной категории МОУ СОШ №129
Тема: «День релаксации»

Цель: сохранение, укрепление и развитие духовного и психического здоровья учащихся

Задачи:

  • создание благоприятного психологического климата

  • развитие доверительности и чувствительности в общении

  • формирование установки на активную творческую работу

  • ознакомление с приемами релаксации

Форма проведения: тренинг, релаксация

Оборудование: стулья (или пуфики, или кресла, или скамейки) по количеству участников, аудиосистема, музыка для релаксации, листы бумаги А4 по количеству участников, цветные карандаши, фломастеры, ручки, мяч

Организационный момент: занятие занимает 45 минут, проходит без перерыва (Приложение 1).

Ход занятия:

1. Приветствие.

Добрый день, ребята! Сегодня наше занятие будет посвящено приемам релаксации, и не только. Начнем мы традиционно с «Ритуала приветствия».

Упражнение «Ритуал приветствия» (дети сидят по кругу).

Встаем (ведущий встает, побуждая к тому же всех участников группы) и поздороваемся. Здороваться будем за руку с каждым, никого не пропуская. Не страшно, если с кем-то вы поздороваетесь два раза. Главное – никого не пропустить.

2. Основная часть.

2.1 Упражнение «Слепой и поводырь» (Приложение 2).

Предлагаю разбиться вам на пары. После того, как создадутся пары, попрошу вас встать. Сейчас один из вас закроет глаза и станет «слепым», другой на время будет его «поводырем». Задача первого полностью довериться своему поводырю, и не подглядывать. Поводырь же в свою очередь должен провести своего «слепого» по помещению, познакомить с этим помещением, уберечь от столкновений, так как является «глазами» слепого.

Начинайте! (дети ходят по кабинету)

Стоп! (все останавливаются)

А теперь поменяйтесь местами: слепой станет поводырем, а поводырь наоборот закроет глаза. Начинайте! (дети ходят по кабинету)

Молодцы, ребята. Закончили задание. А теперь усаживаемся в круг (после того как все усядутся, начинается обсуждение)

  • Как важно в нашей жизни доверять людям, самому себе?

  • Уверенно ли вы себя чувствовали в роли слепца?

  • Было ли желание полностью довериться партнеру?

  • Что вселило такую уверенность?

  • А кем понравилось больше быть: слепым или поводырем? Почему?

2.2 Упражнение «Луг-лес-река-луг» (Приложение 3).

Сегодня нам с вами предстоит познакомиться с очень интересным приемом релаксации. Упражнение, которое мы будем с вами выполнять, называется «Луг-лес-река-луг».

Закройте глаза, сядьте удобнее, руки положите свободно на колени. Слушайте только то, что я вам говорю (Включается аудиосопровождение). Сконцентрируйтесь на моем голосе. Сделайте три глубоких вдоха, вдыхайте и выдыхайте спокойно, не напрягаясь. Вдох носом, выдох ртом, губы при этом чуть приоткрыты. Вы слышите только мой голос. Посторонние мысли пролетают мимо. Уберите своего внутреннего критика, он не должен вам мешать слышать мой голос. Дыхание спокойное и размеренное, покой-покой-покой.

Представьте, что вместе с воздухом в грудную клетку попадает частичками «добрая» энергия. Чистая, светлая, теплая. С каждым вдохом ее больше, энергия – клубок желтых ниток. Почувствуйте ее тепло, почувствуйте тепло в груди, оно ниточками проникает во все точки тела, эти лучики согревают своим теплом. Вам уютно, приятно, комфортно, тепло, вы отдыхаете. Вдох, выдох. Концентрируйтесь на выдохе.

А теперь представьте, что вы на лугу, залитом светом солнца. Смотрите, вслушивайтесь, что за звуки, почувствуйте запах, что это за запах? Цветы, какие они – цвет, форма, большие – маленькие – какой запах?

Идите, идите по лугу. Вы идете по дороге. Что это за дорога? Узкая – широкая, извилистая – прямая, а что под ногами: трава – песок, щебень – асфальт, что вы чувствуете? Лес – вы заходите в него. Запах, звуки, какие деревья вокруг? Вы в лесу. Дорога, тропа выводит из леса. Теперь вы у реки. Какая она: широкая – узкая, глубокая – мелкая? Вы входите в воду, холодная – теплая? Почувствуйте, что вы ощущаете? Переходите реку. Снова – луг. Какой это луг? Запах – цветы – ветерок. Что за аромат и свежесть? А теперь на счет три каждый откроет глаза. На счет три – раз, два, три – открыли глаза (Выключается аудиосопровождение).

Изобразите в цвете то, что каждый увидел (после чего каждый делает маленькую презентацию своего рисунка: что изображено на рисунке? Кто что смог увидеть?)

2.3 Упражнение «Комплименты» (Приложение 4).

А теперь я предлагаю вам очень интересную игру, которая называется «Комплименты». Вот у меня в руках есть мяч, этот мяч мы будем передавать по кругу. Тому, у кого окажется мяч, мы все будем говорить комплименты. Начнем с моего соседа справа, я передаю ему мяч.

3. Заключительная часть.

3.1 Подведение итога занятия, рефлексия. Я прошу каждого из вас по кругу высказаться о сегодняшней нашей встрече, что понравилось, а что нет? Какие ощущения испытывали во время нашего занятия?

3.2 Упражнение «Ритуал прощания».

И традиционно мы закончим нашу сегодняшнюю встречу, встав в круг, взявшись за руки. И пожелаем друг другу «Удачного дня!».

Литература:


  1. Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками. — СПб.: Питер, 2007. — 271 с: ил. — (Серия «Эффективный тренинг»)

  2. Тренинги с подростками: программы, конспекты занятий/ авт.-сост. Ю.А.Голубева и др. – Волгоград: Учитель, 2009. – 206 с.


Приложение 1

Организационный момент:

Занятия проводятся один раз в неделю по 45 мин. Группа включает не более 16 человек.

Основная идея тренинга заключается в том, чтобы не заставлять, не давить, не ломать человека, а помочь стать самим собой, принять и полюбить себя. Занятия направлены на саморазвитие личности детей, то есть на осознание ими сил и индивидуальности, повышение представлений о собственной значимости, формирование мотивации самовоспитания и саморазвития.

Принципы работы тренинговой группы.

Результативность социально-психологического тренинга зависит от соблюдения в группе общепринятых принципов:

1. Ненасильственность общения. При объяснении правил игры, при выборе водящего психолог исходит, прежде всего, из желания детей, избегая принуждения.

2. Самодиагностика, то есть самораскрытие детей, осознание и формулирование ими личностно значимых проблем. В содержании занятий предусматриваются упражнения и процедуры, помогающие подростку познавать себя, особенности своей личности.

3. Положительный характер обратной связи. Поскольку большинство детей в группе нуждаются в поддержке и характеризуются выраженной ориентацией на одобрение окружающих, необходимо использовать положительную обратную связь, которая является надежным средством помощи ребенку в преодолении застенчивости и повышении самооценки, снятии напряжения и релаксации. В ходе и в конце каждой игры выражается благодарность всем участникам. А водящему выражается особая благодарность. Если в ходе игры водящий испытывает какие-то трудности, психолог подбадривает его. Большинство детей в группах очень ранимы. Поэтому психолог должен решительно пресекать их попытки давать друг другу негативную обратную связь.

4. Неконкурентный характер отношений. Этот принцип будет соблюден только в том случае, если удастся создать в группе атмосферу доверия, психологической безопасности, обеспечить максимальный психологический комфорт каждому члену группы. Поэтому все игры строятся и подбираются так, чтобы свести к минимуму, а в идеале – к нулю элементы конкуренции, соревнования, победы и поражения. В ходе игры подчеркивается ценность, уникальность каждого ребенка, его отличие от других. Эта идея служит одним из критериев отбора игр.

5. Минимизация лабилизации и ее опосредованность. Для участника тренинга лабилизация – это средство познания собственных несовершенств. Это зеркало, в котором человек видит свое неприукрашенное отражение, свои слабые стороны и недостатки. Однако детям с трудностями в общении такое зеркало не только не принесет пользы, но может способствовать умножению их трудностей, снижению самооценки, повышению тревожности, укреплению внутренних барьеров. Поэтому тренинг строится так, чтоб дети получали лабилизацию в минимальных дозах и не напрямую, а косвенно, опосредовано:

  • через осознание существования других, отличных от собственного, способов поведения;

  • через наблюдение успешности этих способов;

  • через идентификацию с психологом и успешными членами группы.

Игры строятся так, чтобы не фиксировать слабые стороны ребенка, а подчеркивать сильные, не ставить ребенка в ситуацию неуспешности, а укреплять его веру в себя, давая возможность ему быть успешным и поощряя его расширить репертуар способов его поведения.

6. Дистанцирование и идентификация. Ситуации неуспешности неизбежны. Иногда они бывают полезными, так как побуждают ребенка отказаться от каких-либо стереотипов, освоить новые модели поведения, принять положительный опыт других членов группы. Но в других случаях ситуация неуспешности может стать причиной отказа ребенка от игры или вообще от участия в тренинге. В таких случаях необходимо помочь ребенку дистанцироваться от его неудач, например, предписав его затруднения его герою. Вместе с тем психолог помогает детям идентифицироваться с их успехом, перенося положительную обратную связь с отдельных поступков на личность ребенка.

7. Включенность. В предлагаемой программе психолог выполняет традиционную роль участника всех игр, исключая те случаи, когда необходимо следить за временем или регулировать ход игры, а также обеспечивать безопасность в играх с закрытыми глазами. Участвуя в игре, психолог, во-первых, своим примером помогает включиться в нее детям и, во-вторых, помогает им осознать, что игры в тренинге проводятся не столько для развлечения, сколько для обучения.

8. Гармонизация интеллектуальной и эмоциональной сфер. Для тренинга характерен высокий эмоциональный накал, дети искренне переживают происходящие в группе события. Это помогает настроиться им на откровенное общение. Тренинг активизирует и интеллектуальные аналитические процессы. Главная форма такой интеллектуальной деятельности – групповая дискуссия, которая используется на протяжении всех занятий.

Приложение 2

Упражнение «Слепой и поводырь».

Цель и задачи: создание благоприятного психологического климата, развитие доверительности и чувствительности в общении.

Оборудование: свободное помещение, стулья (или пуфики, или кресла, или скамейки) по количеству участников.

Группа разбивается на пары. Один из партнеров должен закрыть глаза, а другой — провести его по помещению, познакомить с этим помещением, уберечь от столкновений, дать пояснения, так как является «глазами» первого.

Обсуждение:

• Как важно в нашей жизни доверять людям, самому себе? Часто нам этого недостает, и мы многое теряем из-за того, что нет доверия.

• Уверенно ли вы себя чувствовали в роли слепца?

• Было ли желание полностью довериться партнеру?

• Что вселило такую уверенность?

Приложение 3

Упражнение «Луг-лес-река-луг».

Цель и задачи: формирование установки на активную творческую работу, ознакомление с приемами релаксации.

Оборудование: стулья (или пуфики, или кресла, или скамейки) по количеству участников, аудиосистема, музыка для релаксации, листы бумаги А4 по количеству участников, цветные карандаши, фломастеры, ручки.

Психолог. Сегодня нам с вами предстоит познакомиться с очень интересным приемом релаксации. Упражнение, которое мы будем с вами выполнять, называется «Луг-лес-река-луг».

Закройте глаза, сядьте удобнее, руки положите свободно на колени. Слушайте только то, что я вам говорю (Включается аудиосопровождение). Сконцентрируйтесь на моем голосе. Сделайте три глубоких вдоха, вдыхайте и выдыхайте спокойно, не напрягаясь. Вдох носом, выдох ртом, губы при этом чуть приоткрыты. Вы слышите только мой голос. Посторонние мысли пролетают мимо. Уберите своего внутреннего критика, он не должен вам мешать слышать мой голос. Дыхание спокойное и размеренное, покой-покой-покой.

Представьте, что вместе с воздухом в грудную клетку попадает частичками «добрая» энергия. Чистая, светлая, теплая. С каждым вдохом ее больше, энергия – клубок желтых ниток. Почувствуйте ее тепло, почувствуйте тепло в груди, оно ниточками проникает во все точки тела, эти лучики согревают своим теплом. Вам уютно, приятно, комфортно, тепло, вы отдыхаете. Вдох, выдох. Концентрируйтесь на выдохе.

А теперь представьте, что вы на лугу, залитом светом солнца. Смотрите, вслушивайтесь, что за звуки, почувствуйте запах, что это за запах? Цветы, какие они – цвет, форма, большие – маленькие – какой запах?

Идите, идите по лугу. Вы идете по дороге. Что это за дорога? Узкая – широкая, извилистая – прямая, а что под ногами: трава – песок, щебень – асфальт, что вы чувствуете? Лес – вы заходите в него. Запах, звуки, какие деревья вокруг? Вы в лесу. Дорога, тропа выводит из леса. Теперь вы у реки. Какая она: широкая – узкая, глубокая – мелкая? Вы входите в воду, холодная – теплая? Почувствуйте, что вы ощущаете? Переходите реку. Снова – луг. Какой это луг? Запах – цветы – ветерок. Что за аромат и свежесть? А теперь на счет три каждый откроет глаза. На счет три – раз, два, три – открыли глаза (Выключается аудиосопровождение).

Изобразите в цвете то, что каждый увидел.

Обсуждение и обмен мнениями:

  • Что изображено на рисунке?

  • Кто что смог увидеть?


Приложение 4

Упражнение «Комплименты».

Цель и задачи: создание благоприятного психологического климата.

Оборудование: стулья (или пуфики, или кресла, или скамейки) по количеству участников, мяч.

Участники, сидя в кругу, по очереди берут в руки мяч, остальные называют наиболее привлекательные черты того участника, у которого в руках в данный момент находится мяч.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск