РЕАЛИЗАЦИЯ ГОДОВОГО ПЛАНА РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ (ДОШКОЛЬНЫЙ СЕКТОР)
ЗА 2012-2013 г.
Методисты: Орлова Т.Э., Чернышёва А.А.
Цель анализа: определение уровня продуктивности методической работы.
В 2012-2013уч.году перед методической службой города по дошкольному воспитанию была поставлена цель: удовлетворение потребностей педагогов в повышении квалификации и уровня профессионального мастерства.
Для ее реализации были сформулированы следующие задачи:
Обеспечить внедрение Федеральных государственных требований к основной общеобразовательной программе дошкольного образования.
Совершенствовать методики проведения различных видов образовательной деятельности, их учебно-методическое и материально-техническое обеспечение с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса;
Совершенствовать учебные планы и программы, внедрять в практику работы новые методики, прогрессивные педагогические технологии и т.д.;
Организовывать и проводить в ДОУ опытно-экспериментальную работу;
Проводить мониторинг результативности всех направлений учебной и воспитательной работы; повышать мотивацию профессиональной деятельности и общекультурный уровень педагогов.
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В 2012-2013уч.году работа городской методической службы по дошкольному образованию строилась по следующим направлениям деятельности:
помощь методистам и воспитателям детских садов по требованиям к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым дошкольными образовательными учреждениями;
практическое внедрение ФГТ к основной общеобразовательной программе дошкольного образования;
изучение уровня профессиональной подготовки педагогов, их профессиональных потребностей, затруднений;
анализ результатов учебно-воспитательной работы ДОУ, разработка предложений по улучшению образовательной деятельности в городе;
подготовка кновым требования аттестации педагогических работников; участие в аттестационных и экспертных комиссиях;
оказание помощи образовательным учреждениям в проведении опытно-экспериментальной работы;
изучение и обобщение педагогического опыта, создание банков педагогической информации, в том числе компьютерных;
организация работы методической службы с детскими садами города;
направления руководящих и педагогических кадров на курсы повышения квалификации, организация курсовой подготовки для некоторых категорий педагогических работников в УМЦ;
проведение семинаров, конференций, конкурсов;
За 2012-2013 учебный год методическая служба дошкольных образовательных учреждений приняла активное участие в подготовке и проведении конференций и семинаров:
Августовская педагогическая конференция «ФГТ – механизмы реализации» (24-27.08.12)
Региональная конференция «Технология и творчество» (15.03.13)
Региональный семинар «Формирование певческих навыков у дошкольников» (14.11.12)
Семинар для руководителей ДОУ (совместно с Комитетом по образованию) «Повышение профессионального мастерства педагогов ДОУ как условие повышения качества воспитательно-образовательного процесса в соответствии с ФГТ»»
• III Всероссийская научно-практическая конференция «Современное непрерывное образование и инновационное развитие» (23.04.2013)
• Зональная оn-line конференция на форуме педагогических работников
"ФГОС. Новые технологии в образовательном процессе " в октябре приняли 64 педагога.
«Инновационное развитие в системе образования» в апреле приняли участие 160 педагогов
РАБОТА ГМО
Организация работы ГМО для воспитателей и специалистов детского сада способствует непрерывному росту профессионализма педагогов ДОУ. В текущем учебном году в городе работало 10 ГМО (4 по основным направлениям развития дошкольников и 6 для специалистов). План работы составляется по запросам воспитателей и с учетом проблемных вопросов, определяющихся по итогам диагностики.
Всего на 2012–2013 учебный год было запланировано 25 заседания. Прошло 25 заседаний ГМО. В процессе проведения использовались разнообразные формы работы: семинары-практикумы, деловые игры, викторины, смотры-конкурсы, мастер-классы, открытые показы, видео презентации, представление опыта работы. Важным фактором являлось выполнение резолюции Августовской педагогической конференции о практической реализации ФГТ в практику работы дошкольных образовательных учреждений. В соответствии с этой резолюцией на всех ГМО происходило изучение разных форм планирования, диагностики и практического применения ФГТ в ДОУ.
Выводы:
Системой повышения квалификации охвачено 70% педагогов ДОУ. Заседания ГМО проводятся систематически, в разнообразной форме. 95% дошкольных учреждений демонстрируют высокий уровень организации ГМО. Все дошкольные учреждения успешно перешли на новую форму планирования воспитательно-образовательной работы. План 1 этапа реализации ФГТ выполнен.
Проблемы:
Организация городских методических объединений по принципу направлений развития дошкольного образования продемонстрировала недостаточную эффективность - в работе ГМО приняло участие меньшее количество педагогов, чем в предыдущие годы.
Причины:
Дезориентация педагогов в направленности собственной деятельности, утрата значимости методических тем самообразования.
Пути решения:
Реорганизация ГМО по возрастным группам с учетом направлений развития дошкольного образования..
РАСПРОСТАНЕНИЕ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА Распространение передового педагогического опыта – одна из эффективных форм работы по повышению квалификации педагогов. В этом году школы передового опыта были организованы по приоритетным направлениям развития дошкольников (познавательно-речевому, социально-личностному, физическому, художественно-эстетическому) и по раннему возрасту.
Всего в 2012-2013 уч. году прошло 17 занятий ШПО педагогов-новаторов. ШПО проводились под руководством методистов дошкольных учреждений, в которых проходили.
Выводы:
ШПО зарекомендовали себя как наиболее эффективная форма трансляции передового опыта, а объединение по приоритетным направлениям развития дошкольников дало возможность обобщить передовой педагогический опыт с интеграцией образовательных областей. Реорганизованная в этом году система ШПО дала возможность обобщить реализацию направления в целом всего ДОУ и повысить ответственность ДУ за качество проведения ШПО.
Проблемы:
Педагоги дошкольных учреждений испытывали затруднения в эффективном представлении собственного опыта.
Пути решения:
Сократить количество ШПО с одновременным повышением эффективности и насыщенности.
ТВОРЧЕСКИЕ ОТЧЕТЫ
В методическую жизнь дошкольных учреждений г. Серпухова давно и прочно вошла такая форма работы, как творческий отчет. Творческий отчет – подведение итога деятельности образовательного учреждения за определенный период времени, апогей развития методической темы ДОУ. Он является одновременно формой распространения передового педагогического опыта.
В 2012-2013 уч. году прошло 6 творческих отчетов в МДОУ № 8, 10, 21,26, 27, 34
ДОУ обобщили опыт работы по методическим темам:
• МДОУ д/с № 8 «Яблонька» «Художественно-эстетическое воспитание дошкольников посредством культурно - досуговой деятельности» - 8 педагогов представили свой опыт.
• МДОУ д/с № 10 «Капелька» «Создание условий для разнообразных видов деятельности как основы развития индивидуальности каждого ребёнка» - 8 педагогов представили свой опыт.
• МДОУ д/с № 21 «Сказка» «Профессионализм педагога – залог всесторонней успешности его воспитанников» - 15 педагогов представили свой опыт
• МДОУ д/с № 26 «Солнышко» «Коррекция и развитие детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» - 17 педагогов представили свой опыт
• МДОУ № 27 «Матрёшка» «Эффективность использования педагогами традиций народной культуры с целью воспитания подрастающего поколения» - 6 педагогов представили свой опыт
• МДОУ № 34 «Звёздочка» «Развитие системы духовных ценностей в контексте нравственного воспитания на социокультурном опыте» - 16 педагогов представили свой опыт
Выводы
• Во всех учреждениях отмечается хорошая организация и большая подготовка к мероприятию.
• Все учреждения представили подробный отчет по реализации программы развития ДОУ 2008-2013 гг. и единой методической темы.
• Весь представленный материал характеризуется целостностью и глубиной изучения, хорошей систематизацией, творческим подходом к подбору методов и приемов преподнесения детям дошкольного возраста.
• Богатый накопленный опыт работы был представлен в разных видах и формах деятельности.
• Педагогические коллективы вышеуказанных учреждений показали высокий профессионализм и творческий подход
КОНКУРСЫ и ВЫСТАВКИ
Традиционным стало проводить музыкально-патриотический фестиваль в рамках празднования Дня города «Город детства и моей мечты». В нем приняли участие все ДОУ города.
Конкурс профессионального мастерства «Воспитатель года – 2013» проходил в этом учебном году в рамках городского конкурса «Педагог года». 5 педагогов (МДОУ № 27, 30,32,35, 47) подали заявки на участие в конкурсе.
Победителем городского этапа конкурса «Воспитатель года» стала воспитатель МДОУ № 27 Путилина А.П. Она достойно представила наш город на областном этапе конкурса «Воспитатель Подмосковья 2013».
В конкурсе «Педагог-психолог 2013» приняли участие 3 педагога-психолога ДОУ и 2 педагога-психолога СОШ. В результате конкурсного отбора победу одержала педагог-психолог МДОУ № 8 «Яблонька» Хохлова Ю.Г. Она представляла наш город на областном конкурсе «Педагог-психолог Подмосковья 2013». По итогам конкурса стала лауреатом (вошла в 5-ку лучших психологов области).
Конкурс методических разработок «Поиски. Находки. Открытия». Работы представили 29 педагогов. Они участвовали в 3-х номинациях: «Учебно-методический комплекс» - 3 педагога, «Сценарий досуговой деятельности» - 5 педагогов и «Конспект непосредственно образовательной деятельности в детском саду» - 21 педагог. На конкурс были представлены методические разработки, описание опыта работы, конспекты занятий и сценарии праздников.
Победители в номинации «Конспект непосредственно образовательной деятельности в детском саду»:
II место - Родичкина И.Н., воспитатель прогимназии «Центр Детства» за конспект НОД по игровой обучающей ситуации «Знакомство дошкольников с образом народной куклы»
III место - Пендюкова Н.Б., воспитатель детского сада № 2 за конспект по теме «Ушки, глазки и носы быть здоровыми должны».
В конкурсе-выставке «Зимняя сказка» приняли участие педагоги изо всех 33 дошкольных учреждения города. Выставку посетили дети из 4 дошкольных учреждений. Для маленьких посетителей были организованы мастер-классы, которые провели опытные мастера-педагоги из детских садов №№ 2, 47, 48, 32, прогимназии «Радость». По итогам конкурса были выявлены победители и лауреаты в 5 номинациях: «Елочка-зеленая иголочка», «Новогодний калейдоскоп», «Парад снеговиков», «»Снежная фантазия», «Снежный пейзаж».
Впервые в городе был проведён творческий конкурс-фестиваль «Самый талантливый дошкольник» (15.03 13. – 20.03.13.). В нем приняли участие 27 дошкольных учреждений и около 300 детей.
Победители:
номинация «Вокал»: МДОУ д/c № 33,МДОУ д/c № 16.
номинация «Музыкально-литературная композиция»: МДОУ д/c № 3, МДОУ д/c № 4
номинация «Оркестр»: МДОУ д/c № 45
номинация «Хореография»: МДОУ д/c № 31
Конкурс лучших мультимедийных интерактивных инсталляций «Хотт@быч». Подали заявки 8 педагогов из ДОУ города. 3 педагога дошкольного образования стали победителями и призерами.
Конкурс – выставка творческих работ детей и педагогов «Технология и творчество», в рамках одноименной региональной научно-практической конференции. Все принявшие участие в выставке, получили сертификат участника.
На III Всероссийской научно-практической конференции «Современное непрерывное образование и инновационное развитие» представили свой опыт работы 74 педагога ДОУ г. Серпухова.
Секция «Инновации в современном образовании» - 6 педагогов
Секция «Технологии непрерывного образования» - 15 педагогов
Секция «Методы и модели повышения и оценки качества образования» - 4 педагога
Секция «Технологии подготовки кадров для инновационного развития» - 4 педагога
Секция «здоровьесберегающие и здоровьеразвивающие технологии» - 28 педагогов
«Психологопедагогические технологии в системе непрерывного образования» - 16 педагогов
Экологический марафон в текущем учебном году проходил в течение всего учебного года в каждом дошкольном учреждении: были проведены занятия по рисованию, развитию речи, экологическому воспитанию, организованы природоохранные акции; активно велась работа с родителями и общественностью. Кульминацией экологического марафона стал праздник в микрорайонах города под названием «Встреча весны». В УМЦ был представлен фотоотчет экологического марафона.
Фестиваль здоровья (16.05). В фестивале приняли участие все ДОУ города. Фестиваль проходил в 7 микрорайонах города с привлечением родителей и жителей микрорайонов.
День защиты детей (1 июня 2013г.) – праздник, посвященный Дню защиты детей и выставка детского рисунка и поделок мастер-классами лучших педагогов города. Приняли участие воспитанники ДОУ города. Все принявшие участие в выставке получили сертификат участника.
Выводы:
В 2012-2013 уч. году наблюдается повышение активности педагогов дошкольных образовательных учреждений в конкурсах и выставках не только городского, но и областного и всероссийского уровня.
В течение 2012-13 уч. года были проведены тематические консультации для методистов ДОУ:
- «Контроль качества работы в ДОУ»;
- «Организация оперативного контроля»;
- «Организация тематической проверки»;
- «Особенности контроля в летний период»
- «Педагогические технологии в дошкольном образовании».
Общие выводы:
1. Методическая работа в условиях муниципальной дошкольной образовательной системы строится дифференцировано, при этом учитываются:
• педагогические затруднения воспитателей;
• программно-целевое планирование и организация методической работы;
• вид образовательного учреждения;
• творческая активность и информационные потребности педагогов.
2. Методическая работа ведется логически обоснованно, формы соответствуют содержанию, а содержание вытекает из проблем, решаемых ДОУ. |