МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Мурманский государственный гуманитарный университет»
(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)
ПРОГРАММА
УЧЕБНО-ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
050700.62 Специальное (дефектологическое) образование
Профиль «Специальная психология»,
«Логопедия», «Дошкольная дефектология»
Программа учебно-ознакомительной практики
для студентов, обучающихся по направлению подготовки
050700.62 Специальное (дефектологическое) образование
Профиль «Специальная психология»,
«Логопедия», «Дошкольная дефектология»
Cроки проведения практики
4 недели
(Продолжительность практики в неделях*)
Цели практики:
закрепление теоретических знаний, полученных при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин;
изучение организационной структуры учреждений, осуществляющих образовательно-воспитательный процесс лиц с ограниченными возможностями здоровья;
знакомство с содержанием основных направлений деятельности специалиста дефектологического профиля;
овладение психолого-педагогической культурой;
формирование готовности осуществлять профессиональную деятельность;
формирование компетенций в сфере профессиональной деятельности.
Задачи практики:
расширение и конкретизация теоретических знаний по дисциплинам предметной подготовки;
совершенствование знаний о специфике организации коррекционно-педагогического процесса в учреждениях для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
формирование практических навыков работы с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья;
развитие личностных и профессионально-значимых качеств;
формирование мотивации к выполнению профессиональной деятельности;
формирование интереса к научно-исследовательской деятельности.
Место практики в структуре ООП ВПО
Учебно-ознакомительная практика является обязательным видом учебной работы бакалавра, входит в раздел «Б.5. Учебная и производственная практики» ФГОС ВПО по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование».
Учебно-ознакомительной практике предшествует изучение следующих дисциплин и блоков дисциплин вариативного компонента ФГОС ВПО: научная организация труда студентов, общая психология, возрастная психология, специальная педагогика, специальная психология, половое воспитание детей с ОВЗ.
Учебно-ознакомительная практика проводится на 1 курсе во 2 семестре.
Прохождение учебно-ознакомительной практики является необходимой основой для последующего изучения дисциплин вариативной части и курсов по выбору психологическая диагностика и консультирование лиц с ОВЗ, нормативно-правовая основа работы психолога в дошкольном учреждении, нормативно-правовая основа работы психолога в школе.
Учебно-ознакомительная практика является предшествующей для производственной, а также подготовки и защиты выпускной квалификационной работы.
Требования к входным знаниям, умениям и готовностям студентов, приобретенным в результате освоения предшествующих частей ООП, и необходимых при освоении учебно-ознакомительной практики:
владение грамотной, логически верно и аргументировано построенной устной и письменной речью в формах монолога и диалога;
владение навыками использования учебных электронных изданий и ресурсов сети Интернет, работы в программных средах Microsoft Office, в т.ч. создания электронных учебных материалов;
осознание личностной и социальной значимости профессии, наличие мотивации к успешной профессиональной деятельности специалиста дефектологического профиля и готовность к профессиональной рефлексии.
Место проведения практики - практика проходит на базе Мурманского государственного гуманитарного университета. Практика проводится с отрывом от учебных занятий.
Содержание и характер деятельности студентов
№ п/п
| Разделы (этапы) практики
| Недели
| Формы текущего контроля
|
| Установочная конференция
| 1
| -
|
| Знакомство с системой образовательных учреждений дефектологического профиля
| 1
| Проверка конспектов, обсуждение презентаций
|
| Планирование и подбор литературы по социально-значимому проекту
| 2
| Проверка списка литературы, сценария проекта
|
| Организация и проведение коллективного воспитательного мероприятия
| 3, 4
| Анализ коллективного воспитательного мероприятия
|
| Подготовка отчета по практике
| 4
| Проверка отчета по практике
|
| Итоговая конференция
| 4
| Анализ отчета по практике
|
На первом этапе проводится установочная конференция, на которой студентов знакомят с целями, задачами и содержанием учебной практики. Кроме того, студенты получают консультацию по оформлению отчетной документации.
На втором этапе студенты знакомятся с системой образовательных учреждений, осуществляющих образовательно-воспитательный процесс лиц с ограниченными возможностями здоровья. Студенты посещают (на выбор группового руководителя) 3 учреждения разных видов, осуществляющих образовательно-воспитательный процесс лиц с ОВЗ. На основе полученных знаний студенты подготавливают презентации о специфике обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях различной направленности.
На третьем этапе групповой руководитель проводит лекцию по теме «Проектная деятельность студента ВУЗа», после этого студенты подбирают литературу и разрабатывают план-проспект социально-значимого проекта (работа организуется в группах, студенты выбирают один из предложенных вариантов или предлагают свой, заранее согласовав тематику с групповым руководителем практики).
Варианты проектов:
Образование для всех.
Проблема наркомании и наркозависимости.
Профилактика сиротства.
На четвертом этапе групповой руководитель проводит лекцию, отражающую специфику планирования и проведения коллективного творческого мероприятия. На основе полученных знаний, студенты организуют и проводят воспитательное коллективное творческое мероприятие с детьми или подростками.
На пятом этапе студенты подготавливают отчетную документацию по практике.
На шестом этапе проводится итоговая конференция, где групповой руководитель анализирует проведенные студентами мероприятия, а также представленную документацию. Студенты анализируют то, что получилось во время практики, и те трудности, с которыми они столкнулись.
Формы работы со студентами: выступление факультетского и группового руководителей на установочной и итоговой конференциях, консультации по видам деятельности, проверка плана-проспекта социально-значимого мероприятия, посещение коллективных творческих мероприятий, анализ отчетной документации.
Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на учебной практике
Основной образовательной технологией на этапе учебно-ознакомительной практики является лекция.
Во время учебно-ознакомительной практики проводятся мероприятия, которые преимущественно проходят на основе интерактивных технологий (обсуждения, дискуссии). Кроме этого для осуществления проектной деятельности студенты осваивают технологии группового обучения приемам планирования проектной деятельности.
Студенты в собственной практической деятельности используют научно-исследовательские и образовательные технологии: современные средства оценивания результатов деятельности, ролевые игры.
Предусматривается проведение самостоятельной работы студентов под контролем преподавателя на всех этапах учебно-ознакомительной практики.
Студенты активно используют интерактивные образовательные технологии в процессе прохождения учебно-ознакомительной практики: технология портфолио, технология презентации.
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на учебно-ознакомительной практике:
Система обучения лиц с нарушениями интеллекта.
Система обучения лиц с задержкой психического развития.
Система обучения лиц с нарушениями слуха.
Систама обучения лиц с нарушениями зрения.
Система обучения лиц с нарушениями речи.
Система обучения лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Система обучения лиц с комплексными нарушениями.
Современные интегративные тенденции в системе общего образования.
Актуальные проблемы специального образования.
Использование интернет-технологий в специальном образовании.
Специальное оборудования учреждений, осуществляющий образовательно-воспитательный процесс лиц с ОВЗ.
Инклюзия и возможности ее реализации на современном этапе развития образовательной системы.
Особенности организации деятельности психолого-медико-педагогической комиссии.
Особенности организации деятельности психолого-медико-педагогического консилиума.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения учебной практики
У студента должны сформироваться следующие компетенции ОП-1, 3 ПК-9, 11, 13, 14. Общепрофессиональные компетенции:
способность осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладание мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способность к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ОВЗ (ОП-1);
способен использовать в своей профессиональной деятельности современные компьютерные, информационные и телекоммуникационные технологии (ОП-3).
Профессиональные компетенции в области исследовательской деятельности:
готовность к сбору, анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности (ПК-9);
готовность к использованию знаний в области современного русского языка в профессиональной деятельности, к лингвистическому анализу (ПК-11).
Профессиональные компетенцие в области культурно-просветительской деятельности:
готовность к формированию общей культуры лиц с ОВЗ и к взаимодействию с учреждениями культуры по реализации просветительской работы с лицами с ОВЗ и их семьями (ПК-13);
способность осуществлять работу по популяризации дефектологических знаний среди населения (ПК-14).
В результате прохождения учебно-ознакомительной практики студент должен демонстрировать следующие результаты образования: знать:
систему образовательных учреждений дефектологического профиля;
особенности профессиональной деятельности специалиста дефектологического профиля;
нормативные документы, регламентирующие деятельность учреждений дефектологического профиля;
уметь:
анализировать психолого-педагогическую и специальную (дефектологическую) литературу;
проводить коллективно творческие мероприятия для лиц с ОВЗ;
анализировать собственную деятельность;
владеть навыками:
взаимодействия со специалистами и педагогами образовательных учреждений;
использования современных компьютерных, информационных и телекоммуникационных технологий;
сбора, анализа и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности;
популяризации дефектологических знаний среди населения.
Формы отчетности и итоговая аттестация
дневник практики;
конспект социально-значимого проекта;
конспект коллективного творческого мероприятия;
портфолио;
самоанализ;
составление и защита отчета;
зачет.
Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной практики
Основная литература:
Баданина, Л. П. Основы общей психологии. Учебное пособие 2-е изд., стер. - М.: Флинта, 2012. - 448 с.
Голованова Н. Ф. Педагогика : [учебник для студ. учреждений ВПО, обуч. по направл. "Психология"] / Н. Ф. Голованова. - М. : Академия, 2011. - 238, [1] с. : ил. - (Высшее профессиональное образование. Бакалавриат) (Психология). - Библиогр.: с. 239. - ISBN 978-5-7695-8113-7
Гонеев, А. Д. Основы коррекционной педагогики : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева ; под ред. В.А. Сластенина ; Междунар. акад. пед. образования. - 3-е изд., [перераб.]. - М. : Академия, 2004. - 272 с. - (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности). - ISBN 5-7695-1803-0 [Гриф МО].
Государев, Н. А. Специальная психология : учеб. пособие / Н. А. Государев. - М. : Ось-89, 2008.
Дивногорцева С. Ю.Теоретическая педагогика : учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений : в 2 ч. Ч. 2 : Теория обучения. Управление образовательными системами / С. Ю. Дивногорцева ; Православ. Свято-Тихонов. гуманит. ун-т ; Пед. фак., Каф. общ. педагогики. - М. : ПСТГУ, 2009. - 262, [1] с. - ISBN 978-5-7429-0429-8
Дружинин, В. Н. Психология общих способностей : [учеб. пособие] / В. Н. Дружинин. - 3-е изд. - СПб. : Питер, 2008. - 368 с. : ил. - (Мастера психологии). - ISBN 978-5-91180-111-3.
Загвязинский, В. И.Теория обучения: современная интерпретация : учеб. пособие для студ. пед. вузов, обуч. по спец. 031000 - "Педагогика и психология", 033400-"Педагогика" / В. И. Загвязинский. - Изд. 2-е., испр. - М. : Академия, 2004
Каменская Е. Н.Педагогика : учеб. пособие / Е. Н. Каменская. - М. : Дашков и К, 2007 ; 2006.
Краснов, А. Н. Общая психология : учеб. пособие для студ. психолог. фак. вузов России / А. Н. Краснов, Е. В. Мензул, Н. М. Рязанцева. - Ростов н/Д : Феникс, 2006. - 384 с. - (Высшее образование). - ISBN 5-222-09565-7 [Гриф].
Леонтьев, А. Н. Лекции по общей психологии М.: Директ-Медиа, 2008. - 495 с.
Маклаков, А. Г. Общая психология : учебник для студ. вузов / А. Г. Маклаков. - СПб. : Питер, 2006. - 583 с. : ил. - (Учебник нового века). - ISBN 5-272-00062-5. [Гриф].
Немов, Р. С. Психология : учебник для студ. пед. вузов : в 3 кн. Кн. 1 : Общие основы психологии / Р. С. Немов. - 5-е изд. - М. : ВЛАДОС, 2007. - 687 с. - ISBN 978-5-691-01346-1 [Гриф].
Никуленко, Т. Г. Коррекционная педагогика : учеб. пособие / Т. Г. Никуленко. - Ростов н/Д : Феникс, 2006.
Общая психология: курс лекций для первой ступени пед. образования / сост. Е. И. Рогов. - М. : ВЛАДОС, 2004, 2007. - 447 с. - (Учебник для вузов). - ISBN 978-5-691-00143-7.
Общая психология: учебник для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / под ред. А. В. Карпова. - М. : Гардарики, 2005. - 232 с. - (Сер. "PSYCHOLOGIA UNIVERSALIS"). - ISBN 5-8297-0111-1 [Гриф УМО].
Основы специальной педагогики и психологии: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по пед. спец. (ОПД.Ф.03 - основы спец. педагогики и психологии) / Н. М. Трофимова [и др.]. - СПб. : Питер, 2006. - 304 с. : ил. - (Учебное пособие). - ISBN 5-469-00748-0 [Гриф].
Педагогика : учебник для студ. вузов, обуч. по пед. спец.ОПД.Ф.02-Педагогика / под ред. П.И. Пидкасистого. - М. : Пед. о-во России, 2002, 2004, 2005. [Гриф]
Подласый И. П.Педагогика. Новый курс : учебник для студ. вузов, обуч. по пед. спец. : в 2 кн. Кн. 1 : Общие основы. Процесс обучения / И. П. Подласый. - М. : ВЛАДОС, 2005. [Гриф]
Подласый, И. П.Педагогика. Новый курс : учебник для студ. вузов, обуч. по пед. спец. : в 2 кн. Кн. 2 : Процесс воспитания / И. П. Подласый. - М. : ВЛАДОС, 2002 ; 2003
Поляков С. Д.Технологии воспитания : учеб.-метод. пособие / С. Д. Поляков. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 144 с. - (Библиотека руководителя образовательного учреждения). - ISBN 5-691-00781-5[Гриф]
Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии М.: Директ-Медиа, 2008. - 159 с.
Сластенин В. А.Педагогика : учебник [для студ. вузов, обуч. по пед. направл.] / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. - 10-е изд., перераб. - М. : Академия, 2004, 2008, 2011. [Гриф]
Специальная педагогика : учеб. пособие для студ. пед. вузов / Л. И. Аксенова [и др.] ; под ред. Н. М. Назаровой. - Изд. 4-е, стер. - М. : Академия, 2005. [Гриф].
Специальная психология : учеб. пособие для студ. дефектол. фак. пед. учеб. заведений / В. И. Лубовский [и др.] ; под ред. В. И. Лубовского . - 2-е изд., испр. - М. : Академия, 2005. - 464 с. - (Высшее профессиональное образование). - ISBN 5-7695-0550-8.
Столяренко, Л. Д. Основы психологии : учеб. пособие для студ. вузов / Л. Д. Столяренко. - 18-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2007. - 671 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-222-12382-9 [Гриф].
Усанова, О. Н. Специальная психология : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / О. Н. Усанова. - СПб. : Питер, 2006. [Гриф].
Фокин, Ю. Г.Теория и технология обучения : деятельностный подход : [учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 03100 (050706) - Педагогика и психология ; 033400 (050701) - Педагогика] / Фокин Юрий Георгиевич. - 2-е изд., испр. - М. : Академия, 2007.Гриф
Дополнительная литература:
Абрамова, Г. С. Общая психология : учеб.пособие для вузов / Г. С. Абрамова. - 2-е изд. - М. : Академ. Проект : Фонд "Мир", 2003. - 496 с. - (Gaudeamus). - ISBN 5-8291-0316-8.
Борякова, Н. Ю. Белова, Т. В. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. М.: АСТ, Астрель, 2008. - 122 с.
Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития : программно-метод. материалы / под ред. И. М. Бгажноковой. - М. : ВЛАДОС, 2007. - 239 с. : ил. - (Коррекционная педагогика). - ISBN 978-5-691-01566-3. [Гриф].
Детская патопсихология. Хрестоматия : учеб. пособие / сост. Н. Л. Белопольская . - Изд. 3-е., стер. - М. : Когито-Центр, 2004.[Гриф].
Защиринская, О. В. Психология детей с задержкой психического развития : учеб. пособие : хрестоматия / О. В. Защиринская. - Изд. 2-е, испр. и доп. - СПб. : Речь, 2007. - 168 с. - Библиогр.: с.163-165. - ISBN 5-9268-0630-5.
Зейгарник, Б. В. Патопсихология : учеб. пособие для студ. вузов / Б. В. Зейгарник. - Изд. 3-е., стер. - М. : Академия, 2005.
Крысько, В. Г. Общая психология в схемах и комментариях [Текст] : учеб. пособие / В. Г. Крысько. - СПб. : Питер, 2006. - 254 с. : ил. - (Учебное пособие). - ISBN 5-469-00181-4.
Маленкова, Л.И.Теория и методика воспитания : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 050701(033400)-педагогика / Л. И. Маленкова ; под ред. П.И. Пидкасистого. - Изд. 2-е. - М. : Пед. общество России, 2004 [Гриф]
Неретина, Т. Г. Специальная педагогика и коррекционная психология. Учебно - методический комплекс, 2-е изд., стереотип. - М.: Флинта, 2010. - 376 с.
Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с.
Психология: учебник для гуманит. вузов / под ред. В. Н. Дружинина. - СПб. : Питер, 2003 ; 2002. - 656 с. : ил. - (Учебник нового века). - ISBN 5-272-00260-1.
Ратнер, Ф. Л., Юсупова, А. Ю. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей М.: ВЛАДОС, 2006. - 176 с.
Селиванов, В.С.Основы общей педагогики. Теория и методика воспитания : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец."Педагогика и психология" и "Социальная педагогика" / В. С. Селиванов ; под ред. В. А. Сластенина. - Изд. 4-е., стер. - М. : Академия, 2005.[Гриф]
Соколова, Е. В. Психология детей с задержкой психического развития : [учеб. пособие] / Е. В. Соколова. - М. : ТЦ Сфера, 2009. - 320 с. - (Учебное пособие). - Библиогр.: с. 310-318 (189 назв.). - ISBN 978-5-9949-0100-7.
Сорокин, В.М. Специальная психология: Учеб. пособие / Под научн. ред. Л.М. Шипицыной. - СПб.: Речь, 2003. — 216 с.
Специальная семейная педагогика. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: учебное пособие Под редакцией: Селиверстов В. И. Денисова О. А. Кобрина Л. М. М.: ВЛАДОС, 2009. - 360 с.
Титов, В. А. Специальная педагогика. Конспект лекций М.: Приор-издат, 2004. - 224 с.
Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
www.ikprao.ru
www.mon.gov.ru
www.edu.ru
www.gnpbu.ru
http://mbttc.mtuci2.ru
http://library.auca.kg
http://www.e-teaching.ru
http://www.ict.edu.ru
http://www.aacap.org
http://www.dec-sped.org
http://www.downsideup.org
http://www.logoped.org
http://www.pedlib.ru
http://www.defectology.ru
http://www.potential.org.ru
http://www.portal.lgo.ru
http://www.school. edu.ru
http://www.4stupeni.ru/
http://www.uroki.net/
http://www.schoolpress.ru
Материально-техническое обеспечение учебной практики
Указывается необходимое для проведения учебной практики материально-техническое обеспечение. Например: лаборатории, специально оборудованные кабинеты, вычислительные комплексы, транспортные средства, бытовые помещения, соответствующие действующим санитарным и противопожарным нормам, а также требованиям техники безопасности при проведении учебных и научно-производственных работ. При реализации программы учебно-ознакомительной практики студенты пользуются материально-технической базой Мурманского государственного гуманитарного университета, которая соответствует действующим санитарно-техническим и противопожарным нормам, требованиям техники безопасности при проведении аудиторных занятий, а также библиотечным фондом МГГУ. Минимально необходимый для реализации учебно-ознакомительной практики перечень материально-технического обеспечения включает:
-лекционные аудитории;
-учебные аудитории, оборудованные мультимедийными демонстративными комплексами;
-компьютерными классами с возможностью выхода в глобальные поисковые системы.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и примерной основной образовательной программы (ПрООП) ВПО по направлению 050700.62 Специальное (дефектологическое) образование и профилям подготовки «Специальная психология», «Логопедия». Автор(ы) : Кобзева О.В, Кузьмичева Т.В.
Рецензент(ы) : Гущина А.В., Лихошва В.П. |