КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ»
1. Основные источники психологического знания Народная мудрость, философия, искусство, религия как основные источники психологических знаний.
Психология как самостоятельная наука появилась относительно недавно: «годом рождения» психологии принято считать 1879 год, когда немецкий психолог Вильгельм Вундт открыл в Лейпциге первую в мире лабораторию экспериментальной психологии.
Термин «психология» (букв. в пер. с греч. – наука о душе: psyche – душа, logos – учение) появилось в научном обиходе несколько раньше – по различным историческим данным, его, независимо друг от друга «изобрели» философ Гоклениус и соратник М.Лютера Ф.Меланхтон. В нынешнем значении слово «психология» впервые употребил немецкий философ Христиан Вольф в 1732 году.
Несмотря на короткую историю, психология имеет очень длинную предысторию, поскольку во все времена человек интересовался собственной природой, внутренним миром, причинами поведения и поступков. В течение истории человечества накапливались факты и суждения, имеющие прямое отношение к психологии человека, причем не только в сфере научного знания.
Кроме научной психологии, существует еще несколько областей, в рамках которых существуют психологические знания:
житейская мудрость (иначе говоря, здравый смысл);
философия;
искусство;
религия и др. виды тайного знания (мистика, магия, астрология и пр.).
Типы психологических знаний, существующие в этих областях, различаются между собой методами получения, способами выражения и обоснования, критериями истинности.
Психологические знания, накопленные человечеством в виде житейской мудрости, связаны, прежде всего, с взаимодействием с другими людьми, с пониманием себя и другого, с объяснением психологических причин поведения и поступков.
Источником житейских психологических знаний является наблюдение за поведением других людей, а также обмен результатами этих наблюдений и совместное их обсуждение. Выражаются житейские знания в виде пословиц, поговорок, встречаются в сказках, песнях, обрядах.
Критерий истинности психологических знаний здравого смысла заключается в их правдоподобности и практической полезности. Именно поэтому они отличаются практичностью, наглядностью. С другой стороны, житейские психологические знания носят интуитивный характер, они отрывочны и бессистемны, неточны и противоречивы: в любой культуре существуют пословицы, имеющие прямо противоположный смысл («Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» и «Работа не волк, в лес не убежит» и т.д.). Такая неточность и противоречивость связана, скорее всего, с многообразием житейских ситуаций, результаты наблюдений за которыми нашли отражение в этих знаниях – в одной ситуации полезно и верно одно, в другой – нечто совершенно противоположное [2].
Философия как область, в рамках которой существует особый тип психологических знаний, также с древнейших времен обращалась к проблемам природы человека, движущих сил его поведения и поступков. Однако психологические знания (знания о душе), накопленные философией, кардинальным образом отличаются от житейской психологии.
Философы, задумываясь об устройстве мира, выдвигали различные взгляды на природу, место человека в мире, познание и другие вопросы. Говоря о душе человека, они излагали свои психологические идеи. Разумеется, у каждого известного философа имелось свое мировоззрение, отличное от взглядов других философов. Поэтому философско-психологические знания отличаются систематичностью, но имеют умозрительный характер, т.е. опираются на философскую концепцию устройства мира, а не на факты объективной действительности. Критерий истинности философско-психологических знаний – это степень их согласованности с общей концепцией данного философа.
Первые философско-психологические концепции появились еще в VI-V вв. до н.э. в учениях древнегреческих философов Милетской школы (Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена), первое самостоятельное психологическое произведение – это трактат Аристотеля «О душе». Позднее философско-психологические взгляды высказывали Св.Августин, Фома Аквинский, Френсис Бэкон, Рене Декарт, Бенедикт Спиноза, Джон Локк и многие другие известные философы.
Искусство (художественная литература, музыка, живопись и другие виды изобразительного искусства, театр, кино) как источник психологических знаний также имеет древнюю историю. Во все времена писатели, художники, композиторы с большим мастерством описывали в своих произведениях человеческие характеры, поступки, взаимоотношения, индивидуальность и жизненный путь.
Важнейшее место в описании психологии людей, проблем и ситуаций принадлежит художественной литературе, поскольку именно в тексте лучше всего выражаются психологические знания искусства. Многих великих писателей – Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского, А.П.Чехова – мы называем психологами, признавая в них знатоков человеческих судеб.
Однако психологические знания, существующие в рамках искусства, также коренным образом отличаются от научных психологических знаний: в первую очередь, они носят образный характер, основаны на эмоциональных переживаниях автора и читателя. В художественных произведениях представлены пусть даже вымышленные, но единичные и конкретные персонажи и события. Именно поэтому эти знания фрагментарны и описательны, т.е. в искусстве не решается задача объяснения событий или поступков, они лишь описываются в форме, доступной непосредственному переживанию. Кроме того, в психологических идеях искусства очень четко проявляется авторская позиция и авторское отношение к тем или иным героям, ситуациям, событиям; наука же ориентируется не на субъективные мнения, а на объективные факты.
Каков же критерий истинности психологических знаний искусства? Иначе говоря, каким образом можно определить, насколько удачно писатель или художник изображает своих героев, их жизненные проблемы и ситуации?
Главным ответом на этот вопрос является реакция читателя, слушателя, зрителя – если созданный автором образ вызывает доверие, запоминается, становится узнаваемым, это и есть основной критерий его истинности.
Особое место в проблеме соотношения различных видов и форм психологических знаний занимает вопрос об их соотношении с иррациональными, религиозными, или, как еще говорят, парапсихологическими («пара» с лат. – «рядом») знаниями. Это особое место обусловлено тем, что очень часто в обыденном сознании эти формы знаний отождествляются, и психолог предстает как «маг и экстрасенс, видящий человека насквозь».
Между тем иррациональные психологические знания имеют мало общего со знаниями профессионального психолога. Иррациональные знания не поддаются объяснению с помощью принятых в науке объективных методов, более того, они и не нуждаются в таком объяснении – в их основе лежит вера и переживание верующим человеком собственной сопричастности к невидимым высшим силам. В основе любых иррациональных психологических знаний, особенно религиозных, лежит некий символ веры – исходные догматы, или утверждения, истинность которых не только принимается на веру, но и ни в коем случае никем не должна оспариваться; в то время как любое научное знание всегда остается открытым для проверки и опровержения.
Из таких свойств иррациональных психологических знаний, как субъективность, ориентация на веру и опыт переживаний, известная неопределенность (например, предсказания или гороскопы можно трактовать по-разному, поэтому они часто «сбываются»), но при этом утверждение целостности мира и человека, взаимосвязанности всего со всем, вытекает и критерий их истинности. Иррациональные знания признаются достоверными, если они согласуются с базовыми постулатами, которые приняты на веру, и если человек испытывает глубокую внутреннюю убежденность в их истинности.
Таким образом, все виды и формы психологических знаний, существующих в рамках житейской мудрости, философии, искусства, религии и других видов тайного знания, существенным образом отличаются от научных психологических знаний, которые лежат в основе профессии психолога.
Наука – это сфера человеческой деятельности, результатом которой является новое знание о действительности, отвечающее критерию истинности [8]. Психологические знания, существующие в рамках науки, характеризуются полнотой, достоверностью и систематичностью. Научное знание опирается на факты объективной действительности, а также на научный метод, позволяющий эти факты собрать, обработать и систематизировать, а затем сделать на их основе достоверные выводы.
Результаты научной деятельности могут быть следующими:
описание реальности (какие явления и в каких ситуациях наблюдаются, какими свойствами обладают);
объяснение процессов и явлений (т.е. поиск их причин);
предсказание процессов и явлений (т.е. прогнозирование развития событий на основе знания их основных характеристик и причин возможных и наиболее вероятных изменений);
открытие законов, теоретически объясняющих реальность.
Научные знания опираются на факты, при этом они формулируются в обобщенной форме и всегда остаются открытыми для дальнейшего изучения, уточнения или даже опровержения.
|