Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 182.61 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации01.12.2013
Размер182.61 Kb.
ТипОтчет
100-bal.ru > Психология > Отчет
Итоговый отчет

о результатах реализации

опытно экспериментальной работы по теме

«Экспериментальное моделирование управления

процессом обучения школьников в зоне ближайшего развития»

  1. Сведения об образовательном учреждении:

1

Полное наименование общеобразовательного учреждения (в соответствии с Уставом)




Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – основная общеобразовательная школа «Гимназия Квант»

1.1

Почтовый адрес общеобразовательного учреждения:




173004 г. Великий Новгород, ул. Большая Московская 39

1.2

Контактные телефоны: 8 (816-2)-63-37-21, 8 (816-2)-63-37-40

1.3

Факс: 8 (816-2))63-37-21

1.4

E-mail: kvant@mail.natm.ru

1.5

Адрес сайта Учреждения: http://kvant.edusite.ru/

2

Ф.И.О. директора: Киселева Елена Леонидовна

3

Ф.И.О. руководителя(ей) ОЭР: 1)Киселева Елена Леонидовна – общее руководство, 2) Голубинская Лидия Макаровна - методическое

3.1

Должность: 1) директор 2) учитель математики, руководитель МС

3.2

Телефон/E-mail 1) kvant@mail.natm.ru; 2) lmg54@mail.ru

4.

Ф.И.О. научного руководителя (консультанта): Каплунович Илья Яковлевич

4.1.

Должность, место работы: преподаватель новгородского филиала СПб ФИНЭК

4.2.

Научная степень, звание: кандидат психологических наук, доцент

4.3

Телефон/E-mail i-kapl@mail.ru


2.Описание результатов реализации проекта

Масштаб эксперимента:

Пятилетний эксперимент проводился на базе МАОУООШ «Гимназия Квант» г. Великий Новгород силами всего педагогического коллектива (19 педагогов, имеющих высшее педагогическое образование, из них 4 педагога начальных классов, 8- гуманитарного цикла и 7 естественно-научного). Среди участников ОЭР – 78,9% учителя высшей категории, 31,6% – принимали участие в предыдущем областном эксперименте, 47,4% – прошли курсовую переподготовку по системам развивающего обучения, 36,8% – окончили курсы «Педагог-исследователь». Гимназия имела достаточную информационную и материальную базу для проведения ОЭР по данной теме и сама выступала источником финансирования.

В экспериментальной апробации участвовали все одиннадцать классов, в каждом из них несколько педагогов одновременно проводили исследование каузально-генетическим методом, поэтому не было контрольных классов. Все классы были только экспериментальными. Обучение в них велось в соответствии с действующими программами, что не повлекло за собой никаких изменений в расписании и временных рамках урока.

Характеристика проекта ОЭР:

Цель эксперимента: разработать психолого-педагогическую модель управления процессом обучения школьников в зоне ближайшего развития.

Объект ОЭР: управление процессом обучения школьников гимназии в зоне ближайшего развития, а её предмет – психолого-педагогическая модель содержания технологии обучения школьников в зоне ближайшего развития.

Гипотетически мы предположили, что совокупность следующих мер:

-погружение самих педагогов ОУ в экспериментальную ситуацию адекватную процессу обучения в рамках этой технологии;

-организация совместной деятельности педагогического коллектива по разработке методического обеспечения ОЭР;

-создание и работа в творческих лабораториях, объединяющих педагогов, работающих не только в параллельных и «вертикальных» группах учащихся, но и с одним и с разными типами мышления;

-постоянный лонгитюдный административный и психолого-педагогический контроль;

- не только моральное, но и материальное стимулирование творчества педагогов, оцениваемое качеством апробированных инновационных методик

обеспечит не декларацию, а конкретное качественное изменение содержания профессиональной деятельности педагогов и учебного процесса в целом.

А реализация педагогической технологии адаптивного обучения путем активного использования методики «Ключевое слово» обеспечит построение учебного процесса в зоне ближайшего развития учащихся и окажет существенное качественное повышение интеллектуального развития детей.

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования решались следующие задачи:

1) Определить успешность адаптации учителей к проблеме ОЭР, ее реализации.

2) Изучить психолого-педагогическую литературу по теме ОЭР, определить функции и рассмотреть структуру процесса обучения в зоне ближайшего развития.

3) Проанализировать структуру и уровни интеллектуального развития учащихся и выявить зависимость зоны ближайшего развития от индивидуальных особенностей мышления.

4) Разработать единые принципы и организационно-педагогические условия проведения педагогами уроков, содержание технологии обучения школьников в зоне ближайшего развития.

5)Разработать критерии и показатели измерения ЗБР.

6)Экспериментально проверить разработанную теоретическую модель управления процессом обучения школьников в зоне ближайшего развития.

7)Разработать методические рекомендации по практической реализации изменения содержания профессиональной деятельности педагогов и учебного процесса в целом в соответствии с темой ОЭР.

Теоретические основы ОЭР: базируются на трудах Л.С.Выготского о необходимости обучения опережающего развития. В этой парадигме обучение должно протекать в зоне ближайшего развития, а его эффективность определяться величиной этой зоны. В этой связи учёные: Д.Б.Эльконин, В.П.Зинченко, И.С.Якиманская,Г.А.Берулава, Ю.З.Гильбух, И.Я.Каплунович, И.А.Красоткина описывали различные подходы развивающего обучения, но все сходились в одном, что организация обучения в зоне ближайшего развития обеспечивает наиболее высокий интеллектуальный эффект. По вопросам управления обучением к нашей точке зрения ближе П. Я. Гальперин, Ю. А. Конаржевский, В. А. Крутецкий, И.Я.Каплунович., А. Н. Леонтьев, М. М. Поташник, В. Сластенин, Т. И. Шамова.

Этапы исследования:

Первый этапподготовительный (сентябрь 2007 - декабрь 2008гг.). Выявлялись условия для организации и проведения ОЭР, происходило ознакомление родителей с целями и задачами ОЭР, разрабатывались единые принципы и организационно-педагогические условия проведения урока педагогами. Осуществлялась подготовка методического обеспечения, коррекция и уточнение проекта программы исследования; был проведён анализ психолого-педагогической литературы по вопросам темы исследования. Через семинары происходила теоретико-практическая и практико-ориентированная подготовка педагогов-экспериментаторов к ОЭР.

Второй этап - начальный (январь 2009 – сентябрь 2009гг.).

Происходит разработка и конструирование экспериментальных уроков, их проведение, анализ и коррекция, осуществляется диагностика уровня ЗБР педагогов и учащихся, уровня индивидуального продвижения детей в умственном развитии. Работали временные творческие группы педагогов по подструктурам мышления. Продолжал работу научно – практический семинар.

Третий этап- основной. (октябрь 2009 – март 2012гг.)

Проводился формирующий эксперимент, анализировались его результаты. Осмыслены критерии результативности. Активная трансляция опыта по проблеме ОЭР.

Четвёртый этап - заключительный (апрель 2012-декабрь2012гг.).

Проводилась систематизация и обобщение результатов экспериментального исследования, уточнялись основные его положения, разрабатывались  рекомендации, оформлялся окончательный вариант текста конкурсной работы по теме ОЭР в рамках Национальной премии «Элита российского образования».

Ожидаемый результат:

-конкретное качественное изменение содержания профессиональной деятельности педагогов и учебного процесса в целом;

-организация и проведение семинаров для педагогов города и области;

-раскрытие личностного потенциала учащихся и повышение их интеллектуального развития;

-публикация материалов по результатам исследования;

-проведение межрегиональной научно-практической конференции “Психолого-педагогические основы управления процессом обучения в зоне ближайшего развития ”

Продукт ОЭР:

Модель управления процессом обучения школьников в ЗБР.

Актуальность и новизна исследования:

в управлении процессом обучения школьников в условиях модернизации образования, когда необходимы иные технологии эффективности повышения качества обучения и интеллектуального развития учащихся.

Теоретическая значимость исследования:

- уточнено содержание понятия «управление процессом обучения школьников», под которым подразумевается создание педагогом проблемной ситуации и мобилизация учащихся на отыскание путей выхода из нее, что предусматривает постановку вопросов особым образом через методику «ключевое слово»;

-уточнено содержание понятия «адаптация», в переводе с латинского (adaptatio) буквально - «приспособление». В нашем понимании оно воспринимается как принятие другого (ученика) таким, каков он есть;

-обоснованы критерии качественного изменения содержания профессиональной деятельности педагогов;

-представлена модель управления процессом обучения школьников через ТАО в ЗБР.

Практическая значимость: исследование имеет значение для педагогов других ОУ. Позитивный результат ОЭР по управлению процессом обучения позволит освоить ТАО в ЗБР и работать качественно иначе, а каждому школьнику позволит быть успешным в соответствии со своими личными, индивидуально-психологическими особенностями мышления, в мотивационно-личностном аспекте из пассивного слушателя он сумеет превратиться в активного полноправного участника учебного процесса.

Характеристика результатов ОЭР:

В целом эксперимент можно считать успешно завершенным. Опытно-экспериментальная работа проводилась не ради каких-то абстрактных результатов, а имеет вполне ощутимое влияние на изменение практики. Об этом свидетельствуют награды:

-по итогам рейтинга ОУ:

диплом «Лучшему образовательному учреждению» комитета образования Администрации Великого Новгорода;

- по итогам конкурса «Современные технологии раскрытия потенциала личности учащихся в образовании - 2012»:

Золотая медаль Национальной премии «Элита российского образования» «За особые успехи в российском образовании», присужденная МАОУ ООШ «Гимназия Квант» г. Великий Новгород, за работу "Технология адаптивного обучения школьников в зоне ближайшего развития", (http://www.elitarosobr.narod2.ru/sto-2012/itogi_sto-2012/) .

Для решения поставленных задач использовались следующие методы:

-анализ психолого-педагогической литературы и исследований в области управления процессом обучения и технологий обучения;

-анкетирование;

-моделирование;

-педагогический эксперимент;

-педагогическое наблюдение;

-посещение экспериментальных уроков;

-анализ, сравнение и обобщение опыта проведения эксперимента по классам; -методы статистической обработки полученных данных;

-авторские диагностические методики научного руководителя И.Я. Каплуновича;

-анализ результатов итогового независимого исследования степени эффективности реализации ОЭР.

В ходе экспериментальной верификации была подтверждена наша гипотеза. Оказалось, что эмпирическая (опытная, практическая) реализация сформулированных ранее предположений обеспечивает достижения поставленной в ОЭР цели. Она достигается посредством:

-погружения самих педагогов ОУ в экспериментальную ситуацию адекватную процессу обучения в рамках этой технологии. Это достигалось тем, что всё обучение педагогов (методические семинары, обучающие семинары по теме ОЭР, тренинги, педсоветы, родительские собрания) проводилось по данной технологии посредством использования методики «ключевого слова»;

-организации совместной деятельности педагогического коллектива по разработке методического обеспечения ОЭР. В этих целях управление процессом обучения: планирование, организация, регулирование (стимулирование), контроль, оценка и анализ результатов ОЭР осуществлялось в формате коллективно-распределенной деятельности (по терминологии В.В.Рубцова);

-в творческие лаборатории включали педагогов, работающих не только в параллельных и «вертикальных» группах учащихся, но и с одним и с разными типами мышления («топологическим», «проективным», …);

-администрацией гимназии, руководителями ОЭР и научным руководителем постоянно осуществлялся лонгитюдный административный и психолого-педагогический контроль;

-использовались не только моральная, но и материальная, внешняя и внутренняя мотивация творчества педагогов, оцениваемая качеством апробированных инновационных методик. Так наряду с доплатами за ОЭР, премиями участники стимулировались и нематериальными поощрениями: за период эксперимента педагоги-экспериментаторы получили 65 наград разного достоинства.

-наконец, в качестве общего итога было зафиксировано не декларативное, а конкретное качественное изменение содержания профессиональной деятельности педагогов и учебного процесса в целом. Педагоги фактически свели к минимуму традиционные формы обучения. Преобладающим стало проведение уроков в соответствии с апробированной моделью управления процессом обучения школьников

а) посредством организации на нем исследовательской деятельности детей.

б) педагог стал занимать позицию «социального организатора» познавательной деятельности учащихся, а не поводыря или рикши (по терминологии Л.С.Выготского).

в) за исключением обозначения новых понятий терминами учитель при организации познавательной деятельности детей ничего не говорил повествовательно. Все его обращения к школьникам формулировались лишь в вопросительной форме.

г) вопросы учащимся перестали планироваться заранее;

д) формулировались они не интуитивно и, тем более, не произвольно, не спонтанно, а по строгому алгоритму, в соответствии с методикой «ключевого слова».

Эффективность экспериментальной технологии оценивали посредством определения среднего значения зоны ближайшего развития педагогов и учащихся по классам и по годам участия в ОЭР. Динамика показывает переход по стратам ЗБР и прирост с одного уровня на другой. Перевод учащихся с уровня актуального развития в зону творческой самостоятельности помогает им быть личностно значимыми и достичь особых успехов, при этом отмечаем возросшую активность участия в состязаниях. Об интеллектуальных достижениях гимназистов как результате адаптивного обучения в ЗБР свидетельствуют призовые места в предметных олимпиадах и конкурсах, первые места за научно-исследовательские работы на разных уровнях1.

Фактически эффективность процесса обучения мы определяли посредством контрольных срезов (степень успешности выполнения письменных работ, ответов на контрольные вопросы, независимые тестирования, ГИА, ЕГЭ). Анализ качества знаний за пять лет показывает их стабильность, высокие результаты на экзаменах подтверждают успешность гимназистов в обучении. Родители выпускников МАОУООШ «Гимназия «Квант» считают критерием успешности своих детей качество полученного образования посредством адаптивного обучения в ЗБР.

Наше исследование подтвердило предположение о том, что "зона ближайшего развития" зависит от индивидуального кластера мышления согласно модели мышления, предложенной И. Я. Каплуновичем. При этом в процессе обучения важна идентичность сравнительно близких характеристик: чем выше коэффициент совместимости взрослого и ребёнка по кластеру мышления, тем прочнее и осмысленнее знания, тем меньше времени требуется для понимания информации.

Анализ результатов итогового независимого исследования степени эффективности реализации ОЭР2 по критерию «эффективное развитие интеллектуальных способностей учащихся» показал, что наблюдается положительная динамика в развитии большинства показателей, характеризующих интеллектуальное развитие учащихся. Это позволило сделать вывод о том, что процесс обучения школьников в зоне ближайшего развития является одним из условий гармоничного и эффективного интеллектуального развития учащихся.

Диагностика умения учиться, проводимая в 6 и 7 классах, участвующих в эксперименте с самого начала, показала положительную динамику по уровню самоорганизации, самооценки, умению работать с учебным материалом.

Отмечена результативность освоения педагогами ТАО в ЗБР (см. приложение), при этом её быстрее осваивают молодые специалисты и временной промежуток вхождения в ОЭР у них короче.

Проводимая работа по теме эксперимента, во-первых, позволила педагогическому коллективу вести целенаправленную работу над повышением своей квалификации и уровнем профессионализма, и, во-вторых, способствовала переводу методической работы в научно-методическую. По теме эксперимента педагогами гимназии взаимопосещено 70 уроков, для них проведено свыше 20 консультаций, проведено более 15 занятий научно – практического семинара для участников ОЭР (рук. И.Я.Каплунович).

Основные положения исследования по теме ОЭР докладывались и обсуждались на конференциях и семинарах. Организовано и проведено на базе гимназии 5 мастер-классов,3 тематических круглых стола, 5 межрегиональных научно-практических семинаров и 1 конференция (программы прилагаются), для их участников дано 46 уроков, просмотрено и проанализировано 3 видеозаписи уроков, 43 выступления и доклада.

Педагоги также транслировали свой опыт работы по теме ОЭР на разных уровнях через выступления на семинарах, курсах, научно-практических конференциях, Всероссийском съезде учителей математики, перед студентами НовГу.3 Так только за 2011-2012 учебный год 14 педагогов представляли свой позитивный опыт в рамках городских методических событий, 6 педагогов в рамках деятельности городских групп по разработке КИМов, 17 педагогических и руководящих работников гимназии оказывают профессиональную помощь и поддержку в деятельности профессиональных объединений педагогов.

В активе участников за период ОЭР около 50 публикаций (печатных и на сайте Фестиваля педагогических идей «Открытый урок», http://festival.1september.ru ), выпущен научно – методический сборник «Путь к успеху»4, (см. приложение – о сборнике статей).

Заметен профессиональный рост, что отражает аттестация педагогических кадров: педагоги либо повысили квалификационную категорию, либо подтвердили высшую. Все участники эксперимента за период ОЭР многократно прошли курсы повышения квалификации (115 за 5 лет, в том числе через ОАОУДПОС «НИРО» – 81), 25 учителей получили сертификаты «Учитель цифрового века» за применение в работе информационных технологий, 100% руководителей гимназии прошли переподготовку по программе «Образовательный менеджмент».

Об активной педагогической позиции и личностном развитии педагогов свидетельствует и тот факт, что за период эксперимента педагоги-экспериментаторы получили 65 наград разного достоинства.

Характеристика методических продуктов ОЭР:

Исследуя управление процессом обучения школьников гимназии в зоне ближайшего развития, участники эксперимента делают акцент на методической реализации психолого-педагогической технологии адаптивного обучения школьников в зоне ближайшего развития.

Качественно изменилось содержания профессиональной деятельности педагогов – участников ОЭР, учебный процесс содержательно стал иным, произошло смещение акцентов: с уровня актуального развития на зону ближайшего развития, стали учить детей, проводя уроки в ЗБР.

Педагоги гимназии при проведении уроков применяют теоретические знания, полученные на ежемесячных семинарах, методика «ключевого слова» активно используется ими на различных этапах урока (конспект одного из уроков прилагается). Материалы и разработки уроков есть также на сайте Фестиваля педагогических идей «Открытый урок». Разработаны и реализуются 33 программы через детские объединения в системе дополнительного образования (см. приложение). В стадии подготовки (обработки материалов педагогов) издание нового научно-методического сборника.

Описание условий, обеспечивающих результаты ОЭР:

В процессе обучения школьников нужно сводить к минимуму проведение учебных занятий и их конструирование на уровне актуального развития. Урок следует строить в зоне ближайшего развития во всех её стратах: вариативного развития, активного обучения и творческой самостоятельности, что обеспечит возможность создавать в процессе обучения ситуации, когда педагог не ведет за собой детей, идет не впереди, а следует за ними, находится сзади. Этому способствует применение методики «ключевое слово». Урок, построенный по описываемой технологии, позволяет детям «ответить на поставленный вопрос», «научиться выполнять это действие». Они начинают размышлять, самостоятельно находить решение учебной задачи, осознавать смысл собственных действий, чувствовать интеллектуальное продвижение к познанию и более прочным знаниям.

Важно, чтобы было желание изменить существующую ситуацию и чтобы этим занимались все члены педагогического коллектива. В этих условиях учитель сможет активнее влиять на ход учебного процесса, успешнее осуществлять индивидуальный подход в обучении.

3. Приложения:

1. Результативность освоения педагогами ТАО в ЗБР.

2. Программы семинаров и конференции, проводимых на базе гимназии.

3. Анонс сборника статей «Путь к успеху».

4. Конспект одного из уроков.

5.Перечень разработанных программ.

6. Модель управления процессом обучения школьников в ЗБР

P.S. Не все результаты опубликованы. Они являются know how научного руководителя, который не разрешает их тиражировать и сообщать третьим лицам. Они могут быть предоставлены позже, после их публикации.


1Несколько примеров: - Так только учащиеся 9 класса приняли участие в 17 городских олимпиадах и заняли 10 призовых мест (с 1 по 5) и в 3-х областных олимпиадах и заняли 3 призовых места (с 1 по 3).

- Во Всероссийской эвристической интернет-олимпиаде «Эврика» участвовало 10 педагогов и 30 учащихся гимназии 2–9 классов (5 команд). По итогам все команды заняли призовые места в своих возрастных категориях: первое, второе и три третьих. Участие способствовало развитию навыков упорядоченного мышления, умению работать в команде на достижение общей цели, личностной и творческой самореализации.

-Исследовательская работа учащихся 9 классов по исследованию реки Волхов стала победителем Международного экологического конкурса по Северо-Западному региону.

- Среди участников всех научно-практических конференций городского научного общества учащихся по математике было 15 учеников гимназии (это учащиеся 6, 7, 8, 9 и 11 классов), десять человек награждены дипломами лауреатов. Три из представленных работ были рекомендованы к печати и уже опубликованы (см. журнал «Ментор», сборник статей НовГу). Исследовательская работа «Красота многогранников» размещена на http://www.fio.novgorod.ru/ (проекты, 6 поток).

-Четверо участвовали в Фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио», награждены дипломами. Один – во Всероссийском заочном конкурсе исследовательских работ «Первые шаги в науку», лауреат I степени, он же во Всероссийской конференции «Первые шаги в науку», лауреат I степени, памятная медаль и диплом за лучшую исследовательскую работу на секции, работа опубликована в научно-образовательном электронном журнале «Академиан» - сборнике лучших работ в номинации «Математика» Всероссийских конкурсов программы «Интеллектуально –творческий потенциал России.

- В конкурсе «Лидер Новгородчины» победил гимназист из 9класса.

- Учащиеся 2-х – 8 классов в областном интеллектуальном марафоне заняли 3 призовых места.

2 Провела Никитина Елена Владимировна – педагог - психолог МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» в ноябре 2012г.

3 Например, IV региональная конференция: «Менеджмент качества и инновации – 2011»; секция «Проблемы школьной педагогики» научной конференции НовГУ; секция «Педагогика» региональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы гуманитарных, социальных и экономических наук: вопросы теории и практики» на сайте РГУИТиП и НовГУ; секция «Современные педагогические технологии высшей и средней школы в России и за рубежом» научно-практической конференции с международным участием: «Педагогическое образование: история, современность, перспективы»; Всероссийский съезд учителей математики; межрегиональная научно – практическая конференция «Инновации в образовании: опыт, проблемы и перспективы»; Всероссийская интернет-конференция «Новые образовательные технологии: опыт, проблемы, перспективы» и др.

4«Путь к успеху» (из опыта работы учителей МОУ «Гимназия «Квант» под редакцией Каплуновича И.Я., Голубинской Л.М. – Великий Новгород: МОУ ПКС «Институт образовательного маркетинга и кадровых ресурсов», 2008. – 92с.).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск