Скачать 66.75 Kb.
|
КЛАССНЫЙ ЧАС с элементами тренинга «УРОК ТОЛЕРАНТНОСТИ» Разработчик: Машарова Оксана Геннадьевна педагог-психолог ГАОУ СПО НСО «Куйбышевский педагогический колледж» г. Куйбышев, 2013 Цель: способствовать осознанию студентами ценности каждого человека в обществе. Задачи:
Продолжительность: 1,5 часа Количество участников: студенческая группа. Необходимые материалы: листы бумаги, ручки. Примечание: данное занятие является первым из 3-х занятий, посвященных теме толерантности; проводится в кругу. Ход занятия
Цель: организация рабочей атмосферы в группе. Время: 15 минут «Человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный» Н. Добролюбов (работа с эпиграфом)
(на основе эпиграфа).
Психолог: «К сожалению, в последнее время появляется множество примеров интолерантного (нетерпимого) отношения и поведения людей к представителям иной национальности, веры, внешности, с иными взглядами на жизнь, с низким материальным достатком, инвалидам и др. Не секрет, что сегодня всё большее распространение, в том числе среди молодёжи, имеют такие качества как недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Человечеству не хватает толерантности, а проще говоря, взаимоуважительного, терпимого отношения друг к другу. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации проникают в семью, школу, народ. В связи с этой проблемой, в мире происходят те события, которые часто носят характер межэтнических, религиозных конфликтов, расовой дискриминации. Вы - будущие Учителя. На вас возлагается огромная миссия Воспитателя. И от вас будет зависеть формирование толерантности у подрастающего поколения. Но начинать всегда нужно с себя, развивая те качества, которые в дальнейшем предстоит развивать в других».
Время: 1 час Упражнение «Встаньте те, кто…» Цель: привлечение внимания членов группы к индивидуальным особенностям личности участников, выявление объединяющих характеристик членов группы. Ведущий называет определенные характеристики, объединяющие некоторых, а возможно и всех членов группы. Участник должен встать тогда, когда названа характеристика, относящаяся к нему. Сначала называются простые внешние признаки: встаньте те, кто … имеет длинные волосы, голубые глаза, часы, кто является высоким и т.д. Затем качественные характеристики: встаньте те, кто считает себя … добрым, умным, веселым, счастливым, ответственным и т.д. Когда участники встают, сохраняется небольшая пауза для того, чтобы они посмотрели друг на друга, на тех с кем они похожи чем-либо. Обсуждение выполнения упражнения не требуется. Психолог: «Какие же вы все разные. Но в вас есть то, что вас объединяет. В завершение данного упражнения, давайте проанализируем определенные высказывания, представленные на доске, которые соотносятся со смыслом данного упражнения и темой нашего занятия в целом». Работа над высказываниями 1) «Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила». Проанализируйте данное высказывание и сделайте вывод, на примере вашей группы.
Проанализируйте высказывание и раскройте его смысл. Психолог: «Действительно, в людях есть те качества, которые их объединяют. Это было наглядно видно, в том упражнении, которое мы сейчас выполняли. Но при этом мы все разные. В мире нет абсолютно похожих людей. И чтобы научиться понимать и уважать друг друга, нам нужно время от времени внимательнее присматриваться, прислушиваться друг к другу, стараться принимать человека, который находится рядом таким, какой он есть. Ведь мы не судьи, и мы не можем судить человека за его, как нам видится, недостатки. В этом контексте появляется ключевое понятие нашего занятия – «толерантность». «Толерантность» - что же это такое? Проводится «мозговой штурм. Ответы студентов записываются на доске. На основе ответов студентов выводится общее определение понятия «толерантность». «…Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Толерантность – это обязанность способствовать утверждению прав человека, … демократии и правопорядка …» (Декларация принципов толерантности, утвержденная резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года) Проще говоря, tolerance (от англ.) – готовность быть терпимым, снисходительность. Совместное определение слагаемых толерантности (схематично на доске, участники на листочках). Упражнение «Уважаю» Цель: формирование уважительного отношения друг к другу, накопление ресурсного состояния. Участники, сидя в кругу, по очереди должны назвать то качество, за которое они уважают (могут уважать) соседа справа и соседа слева. Рефлексия: - Какие сложности возникали в процессе выполнения задания? - Свойственно ли вам в повседневной жизни, выделять в людях их достоинства, т.е. то, за что вы можете их уважать? - Какое значение в нашей повседневной жизни имеет умение относиться уважительно к окружающим нас людям? Психолог: «Помните, что в каждом человеке есть свои достоинства! Главное – уметь разглядеть их!». Задание по схеме «Слагаемые толерантности»:
Рефлексия: - Какое качество наиболее развито у вас? Как оно проявляется и помогает вам в жизни? - Какое качество менее развито у вас? Что необходимо делать для его развития? - Какого качества не хватает в вашей группе? Что каждый из вас может и готов сделать для того, чтобы оно появилось? Что изменится в группе с появлением этого качества? - Какое слагаемое толерантности наиболее выражено в вашей группе? В каких ситуациях это проявляется? Упражнение – разминка «Дождик на спине» Цель: снятие эмоционального и мышечного напряжения. Участники встают в круг и поворачиваются на право. Ведущий предлагает участникам сделать дождик на спине своего соседа справа. Для этого необходимо выполнить следующие движения: - поглаживание ладонями по спине; - постукивание пальцами обеих рук по спине; - постукивание ладонями; - постукивание кулачками. Затем в обратном порядке: - постукивание ладонями; - постукивание пальцами обеих рук по спине; - поглаживание ладонями по спине. Обсуждение выполнения упражнения не требуется.
Цель: подведение итогов занятия. Время: 15 минут Подводя итоги занятия, каждый из участников должен закончить 2 предложения: - Самым полезным на занятии для меня стало … - С классного часа я ухожу … Психолог: «В завершении нашего классного часа, я зачитаю вам строки, в которых напрямую прослеживается связь с темой толерантности. Молитва о встрече Я пришел в этот мир не для того, чтобы оправдывать твои надежды, не для того, чтобы отвечать твоим интересам, не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям. И ты пришел в этот мир не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям, не для того, чтобы отвечать моим интересам, не для того, чтобы оправдывать мои надежды. Потому что я – это я, а ты – это ты. Но если мы встретились и поняли друг друга – то это прекрасно! Учитесь уважать друг друга, принимать друг друга – невзирая на различия! Библиографический список
|