МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Мурманский государственный гуманитарный университет»
(МГГУ)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ДИСЦИПЛИНЫ
М.1.ДВ.1. Математическая обработка данных психолого-педагогических исследований (шифр дисциплины и ее название в строгом соответствии
с федеральным государственным образовательным стандартом и
учебным планом)
Основная образовательная программа подготовки бакалавра (магистра) по направлению подготовки бакалавриата (магистратуры) 050400.68 «Психолого-педагогическое образование»,
магистерская программа
«Психология организационно-управленческой деятельности»
(код и наименование направления подготовки бакалавриата (магистратуры) указанием профиля (названия магистерской программы)
Утверждено на заседании
кафедры психологии
Психолого-педагогического института
(протокол № 1 от 01 сентября 2012 г.) Зав. кафедрой
_______________И.А. Синкевич
1. Программа учебной дисциплины М.1.ДВ.1. Математическая обработка данных психолого-педагогических исследований 2. Автор программы: канд.психол. наук, доцент Двоеглазова М.Ю. 3. Рецензенты:
И.А. Синкевич, кандидат педагогических наук, доцент, зав.кафедрой психологии МГГУ
Гошева Е.Н., кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой психологии Столичной финансово-гуманитарной академии (филиал СФГА в г. Мурманске) 4. Цели освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины «Математическая обработка данных психолого-педагогических исследований» является формирование достаточных для самостоятельной работы знаний, умений и навыков по количественному анализу результатов эмпирических исследований, осуществленных в области психологии и педагогики, с применением статистических методов.
Реализация на практике данной цели предполагает решение следующих основных задач:
овладение магистрантами умением подбирать методы анализа данных в соответствии со спецификой исследовательской ситуации;
формирование навыков математико-статистической обработки данных;
овладение математико-психологической интерпретацией результатов исследования;
формирование навыков визуальной презентации полученных в исследовании данных.
5. Место дисциплины в структуре ООП ВПО.
Дисциплина «Математическая обработка данных психолого-педагогических исследований» относится к дисциплинам, освоение которых необходимо для качественного проведения научного исследования и написания магистерской диссертации, выполнения заданий, выносимых на научно-педагогическую практику.
Для освоения данной дисциплины магистранты используют знания, полученные в процессе обучения в вузе.
6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля):
В соответствии с «ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТОМ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 050400 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) «МАГИСТР»), утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации магистрант, обучающийся по курсу «Математическая обработка данных психолого-педагогических исследований» должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
владеть практическими способами поиска научной и профессиональной информации с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий, баз данных и знаний (ОК-3);
способностью разработать и представить обоснованный перспективный план исследовательской деятельности (ПКНИ-5);
способностью представлять научному сообществу исследовательские достижения в виде научных статей, докладов, мультимедийных презентаций в соответствии с принятыми стандартами и форматами профессионального сообщества (ПКНИ-8);
способностью выделять исследовательскую проблему в контексте реальной профессиональной деятельности и проектировать программы ее изучения (ПКНИ-9).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
Основные категории математической статистики для психологов;
Непараметрические методы математической обработки данных;
Параметрические методы математической обработки данных;
Многомерные методы математической обработки данных;
Правила формулировки статистических выводов и предсказаний.
Магистр в результате обучения должен уметь:
Адекватно воспринимать и понимать психологическую литературу, в которой используется статистическая обработка экспериментальных данных;
Применять математические методы и интерпретировать результаты в исследовательских целях;
Строить графики для наглядного отображения полученных результатов.
Магистр в результате обучения должен владеть:
русским литературным языком, навыками устной и письменной речи;
способностью выступать публично и работать с научными текстами;
способностью организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов исследования;
методами постижения научной истины.
10. Темы для самостоятельного изучения
№
п/п
| Наименование раздела дисциплины. Тема
| Форма самостоятельной работы
| Кол-во час.
| Форма контроля выполнения самостоятельной работы
|
| Раздел I. Основы измерения и количественного описания данных
|
|
|
|
| Тема 1.3. Способы графического представления результатов исследования
| Написание реферата
| 2
| Защита выполненной работы
|
| Раздел II Проверка статистических гипотез
| Написание реферата
|
| Защита выполненной работы
|
| Тема 2.1. Дескриптивная (описательная) статистика
| Написание реферата
| 2
| Защита выполненной работы
|
| Тема 2.2. Анализ статистических гипотез
| Написание реферата
| 2
| Защита выполненной работы
|
| Тема 2.3. Соответствие эмпирических данных нормальному закону распределения
| Написание реферата
| 2
| Защита выполненной работы
|
| Тема 2.4. Анализ надежности измерений в психологии
| Написание реферата
| 2
| Защита выполненной работы
|
| Тема 2.5. Стандартизация данных эмпирического исследования
| Написание реферата
| 2
| Защита выполненной работы
|
| Тема 2.6. Непараметрические критерии для несвязанных выборок
| Написание реферата
| 2
| Защита выполненной работы
|
| Тема 2.7. Непараметрические критерии для связанных выборок
| Написание реферата
| 2
| Защита выполненной работы
|
| Тема 2.8. Критерии выявления различий в распределении признака
| Написание реферата
| 4
| Защита выполненной работы
|
| Тема 2. 9. Многофункциональные критерии
| Написание реферата
| 4
| Защита выполненной работы
|
| Тема 2.10. Критерии согласованности изменений
| Написание реферата
| 4
| Защита выполненной работы
|
| Тема 2.11. Дисперсионный анализ
| Написание реферата
| 4
| Защита выполненной работы
|
| Раздел III. Многомерные статистические методы
| Написание реферата
|
| Защита выполненной работы
|
| Тема 3.1. Факторный анализ
| Написание реферата
| 4
| Защита выполненной работы
|
| Тема 3.2. Кластерный анализ
|
| 4
|
|
| Тема 3.3. Дискриминантный анализ
| Написание реферата
| 4
| Защита выполненной работы
|
| Тема 3.4. Регрессионный анализ
| Написание реферата
| 4
| Защита выполненной работы
|
| Всего
|
| 48
|
|
Особенности организации и осуществления самостоятельной работы студентами
Самостоятельная работа - планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное (аудиторное) время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия (при частичном непосредственном участии преподавателя, оставляющем ведущую роль за работой студентов).
Самостоятельная работа студентов в ВУЗе является важным видом учебной и научной деятельности студента. Самостоятельная работа студентов играет значительную роль в рейтинговой технологии обучения. Государственным стандартом предусматривается, как правило, 50% часов из общей трудоемкости дисциплины на самостоятельную работу студентов (далее СРС). В связи с этим, обучение в ВУЗе включает в себя две, практически одинаковые по объему и взаимовлиянию части – процесса обучения и процесса самообучения. Поэтому СРС должна стать эффективной и целенаправленной работой студента.
Формы самостоятельной работы студентов разнообразны. Они включают в себя:
изучение и систематизацию официальных государственных документов - законов, постановлений, указов, нормативно-инструкционных и справочных материалов с использованием информационно-поисковых и глобальной сети "Интернет";
изучение учебной, научной и методической литературы, материалов периодических изданий с привлечением электронных средств официальной, статистической, периодической и научной информации;
подготовку докладов и рефератов, написание курсовых и выпускных квалификационных работ;
участие в работе студенческих конференций, комплексных научных исследованиях.
Самостоятельная работа приобщает студентов к научному творчеству, поиску и решению актуальных современных проблем.
Целью самостоятельной работы студентов является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности. Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.
Задачами СРС являются:
систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
углубление и расширение теоретических знаний;
формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
развитие исследовательских умений;
использование материала, собранного и полученного в ходе самостоятельных занятий на семинарах, на практических и лабораторных занятиях, при написании курсовых и выпускной квалификационной работ, для эффективной подготовки к итоговым зачетам и экзаменам.
В образовательном процессе высшего профессионального образовательного учреждения выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Тесная взаимосвязь этих видов работ предусматривает дифференциацию и эффективность результатов ее выполнения и зависит от организации, содержания, логики учебного процесса (межпредметных связей, перспективных знаний и др.):
Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей в процессе изучения дисциплины «Психология управления» являются:
формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.);
написание рефератов;
подготовка к семинарам и лабораторным работам, их оформление;
составление аннотированного списка статей из соответствующих журналов по отраслям знаний (педагогических, психологических, методических и др.);
подготовка рецензий на статью, пособие;
выполнение микроисследований;
подготовка практических разработок;
выполнение домашних заданий в виде решения отдельных задач, проведения типовых расчетов, расчетно-компьютерных и индивидуальных работ по отдельным разделам содержания дисциплин и т.д.;
компьютерный текущий самоконтроль и контроль успеваемости на базе электронных обучающих и аттестующих тестов.
Выполняя самостоятельную работу под контролем преподавателя
студент должен:
освоить минимум содержания, выносимый на самостоятельную работу студентов и предложенный преподавателем в соответствии с Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (ГОС ВПО/ГОС СПО) по данной дисциплине.
планировать самостоятельную работу в соответствии с графиком самостоятельной работы, предложенным преподавателем.
самостоятельную работу студент должен осуществлять в организационных формах, предусмотренных учебным планом и рабочей программой преподавателя.
выполнять самостоятельную работу и отчитываться по ее результатам в соответствии с графиком представления результатов, видами и сроками отчетности по самостоятельной работе студентов.
Студент может сверх предложенного преподавателем (при обосновании и согласовании с ним) и минимума обязательного содержания, определяемого ГОС ВПО/ГОС СПО по данной дисциплине:
самостоятельно определять уровень (глубину) проработки содержания материала;
предлагать дополнительные темы и вопросы для самостоятельной проработки;
в рамках общего графика выполнения самостоятельной работы предлагать обоснованный индивидуальный график выполнения и отчетности по результатам самостоятельной работы;
предлагать свои варианты организационных форм самостоятельной работы;
использовать для самостоятельной работы методические пособия, учебные пособия, разработки сверх предложенного преподавателем перечня;
использовать не только контроль, но и самоконтроль результатов самостоятельной работы в соответствии с методами самоконтроля, предложенными преподавателем или выбранными самостоятельно.
|