Скачать 351.86 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (ФГБОУ ВПО «МГГУ») ПРОГРАММА ПРАКТИКИ «ВОСПИТАНИЕ В ГРУППАХ РАННЕГО ВОЗРАСТА» для студентов-бакалавров, обучающихся по направлению 050100.62 Педагогическое образование. Профиль - Дошкольное образование. Музыка. Очная форма обучения Утверждено на заседании Утверждено на заседании Кафедры педагогики Совета ППИ Психолого-педагогического института (протокол №8 от 14.03.2013 г.) (протокол №7 от 29.03.2013 г.) Зав.кафедрой Председатель Совета ППИ ___________ (Н.А. Рычкова) ___________ (Т.В. Кузьмичева) ПРОГРАММА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ: «Воспитание в группах раннего возраста» Курс: 2 (1V семестр) Сроки её проведения: Продолжительность практики: 6 недель. (Авторы-составители: И.И. Игнатович, к.п.н., доцент) 1. Цель практики: формирование у студентов целостного представления об особенностях педагогического взаимодействия между воспитателем и детьми и овладение функциями деятельности воспитателя в группах раннего возраста. Задачи практики: - формирование у студентов системы профессиональных знаний, умений, навыков, необходимых для выполнения функций воспитателя в группах раннего возраста; - ознакомление студентов с особенностями воспитательно-образовательного комплекса и изучение специфики труда воспитателя в группах раннего возраста; - создание установки на личностно-ориентированное общение с детьми; овладение студентами основными методическими подходами к работе с детьми раннего возраста; - формирование профессиональной позиции в образовательном процессе дошкольного учреждения; - формирование у студентов интереса к новым педагогическим и психологическим идеям; стремление внедрять результаты психолого-педагогической науки, передовой опыт в практическую деятельность; - овладение студентами средствами элементарной диагностики деятельности воспитателя, индивидуальных особенностей ребёнка раннего возраста и особенностей группы; - повышение у студентов культуры педагогической деятельности.
Воспитатель каждый день оценивает работу практикантов и выставляет оценку в дневнике практики. Данные задачи производственной практики «Специфика воспитания детей в группах раннего возраст» соотносятся со следующими видами профессиональной деятельности: – педагогическая, – культурно-просветительская, и задачами профессиональной деятельности: в области педагогической деятельности: – изучение возможностей, потребностей, достижений детей раннего возраста и проектирование на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов их обучения, воспитания, развития; – организация воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в сфере дошкольного образования с использованием современных педагогических технологий, соответствующих возрастным особенностям, и отражающих специфику педагогического взаимодействия с детьми раннего возраста; – организация работы с родителями для решения задач в профессиональной деятельности; – использование возможностей образовательной среды воспитания, обучения и развития детей раннего возраста для обеспечения качества их подготовки к разным видам детской деятельности: игровой, физкультурно-оздоровительной, изобразительной, коммуникативной и др., в том числе с использованием информационных технологий; – осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры]. в области культурно-просветительской деятельности: – изучение и формирование потребностей родителей по вопросам воспитания, обучения и развития детей раннего возраста; – организация культурного пространства педагогической деятельности с детьми раннего возраста; – разработка и реализация культурно-просветительских программ по вопросам воспитания, обучения и развития детей раннего возраста; – популяризация психолого-педагогических знаний по вопросам воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в широких слоях общества и педагогической общественности. 3. Место производственной практики «Специфика воспитания детей в группах раннего возраста» в структуре ООП ВПО. Производственная практика «Специфика воспитания детей в группах раннего возраста» является обязательным видом учебной работы бакалавра, входит в раздел «Б.5. Учебная и производственная практики» ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100.62 «Педагогическое образование». Производственной практики «Специфика воспитания детей в группах раннего возраста)» предшествует изучение дисциплин гуманитарного и социально-экономического профессионального циклов, инвариантного и вариативного компонента ФГОС ВПО, а также курсов по выбору студентов, предусматривающих лекционные, семинарские и практические занятия. Эта практика является логическим завершением изучения данных дисциплин. Возрастной период – раннее детство изучается в русле научных дисциплин «Дошкольная педагогика», «Детская практическая психология» в цикле «Педагогика» вариативного компонента ФГОС ВПО. В раннем возрасте возникает эмоционально-личностное общение ребенка со взрослым, зарождается культура межличностных отношений и появляется особая социальная ситуация воспитания, закладываются основы физического, психического, личностного становления человека. Причем педагогические потери, происходящие из-за недостаточной компетенции педагогов и родителей, могут привести к невосполнимым утратам в психическом развитии ребенка раннего возраста. Требования к входным знаниям, умениям и готовностям студентов, приобретенным в результате освоения предшествующих частей ООП, и необходимые при освоении производственной практики «Специфика воспитания детей в группах раннего возраста» включают: – теоретические знания об организации воспитания, обучения и развития детей первых трех лет жизни; – теоретические знания о психических особенностях развития детей раннего возраста; – теоретические знания о программах воспитания детей младенческого и раннего возраста; – умения решать проблемы, возникающие в поведении детей раннего возраста; – умение организовывать просветительскую работу с родителями воспитанников; – умения и навыки педагогического взаимодействия с детьми раннего возраста. Производственная практика «Специфика воспитания детей в группах раннего возраста» проводится на 2 курсе в 4 семестре. Практика проводится с отрывом от аудиторных занятий, прохождение производственной практики «Специфика воспитания детей в группах раннего возраста» является необходимой основой для последующего изучения методики обучения и воспитания в области дошкольного образования; теории обучения детей дошкольного возраста; теории и методики воспитания детей дошкольного возраста; подготовки бакалавра по направлению - Педагогическое образование, профиль «Дошкольное образование».
При выборе баз практики необходимо руководствоваться следующими критериями: – наличие разнообразной материальной оснащенности дошкольного образовательного учреждения для организации педагогической работы с детьми раннего возраста; – наличие образовательной программы, направленной на воспитание детей раннего возраста; – наличие материальной базы для организации воспитательных мероприятий с детьми раннего возраста. 5. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения производственной практики ««Специфика воспитания детей в группах раннего возраста»: Общекультурные компетенции: владеет – культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); готов к – взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7). Общепрофессиональные компетенции: осознает социальную значимость своей будущей – профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1); способен нести ответственность за результаты своей – профессиональной деятельности (ОПК-4). Профессиональные компетенции в области педагогической деятельности: способен использовать возможности – образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4); готов включаться во – взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5). Профессиональные компетенции в области культурно-просветительской деятельности: способен – профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК-9); способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10). Специальные компетенции: - способен ориентироваться в отечественных и зарубежных концепциях – воспитания, развития, обучения детей раннего и дошкольного возраста (СПК-1); - способен конструировать содержание образования детей раннего и дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей (СПК-2. В результате прохождения производственной практики «Специфика воспитания детей в группах раннего возраста» обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования: 1) Знать: основы семейного воспитания – обучения и развития детей раннего возраста; программы воспитания детей раннего возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения. 2) Уметь создавать – психолого-педагогические условия для воспитания, обучения и развития детей раннего возраста; решать проблемы, возникающие в поведении детей раннего возраста. 3) Владеть -методами диагностики уровня психического развития детей раннего возраста; - образовательными технологиями организации учебно-воспитательного процесса в младших группах дошкольного образовательного учреждения. 6. Структура и содержание производственной практики «Специфика воспитания детей в группах раннего возраста» 6.1. Структура и трудоемкость производственной практики Общая трудоемкость производственной практики «Специфика воспитания детей в группах раннего возраста» составляет 6 недель.
Программа педагогической практики Условия работы детского сада, группы раннего возраста: специфика условий работы данного учреждения, комплектование групп. Материальные условия в группах детей: помещение группы, расположение всех комнат, виды и назначение мебели и оборудования, размещение их в группе, отбор пособий, игрушек, их расположение, групповая площадка для детей раннего возраста, ее оборудование. Построение развивающей среды. Особенности организации предметно-пространственной среды в группах раннего возраста, обеспечивающей психологический комфорт ребенку и воспитателю. Соответствие предметно-пространственной среды принципам построения развивающей среды. Анализ психолого-педагогической среды, окружающей ребенка. Специфика труда воспитателя. Распределение обязанностей между воспитателем и помощником воспитателя, культура внешнего вида воспитателя и его помощника. Хронометраж участия воспитателя и помощника воспитателя в организации и проведении режимных процессов и самостоятельной деятельности детей. Установки на личностно-ориентированное общение с детьми, повышение культуры педагогической деятельности (культуры речи, общения, внешнего вида). Программы воспитания и обучения детей раннего возраста. Изучение и анализ задач воспитания. Режим дня в группах детей. Проведение хронометража режима дня 2-3 детей разных возрастных подгрупп. Распределение обязанностей между воспитателем и помощником воспитателя в течение дня. Особенности организации режимных процессов и воспитательной работы. Условия для проведения режимных процессов. Длительность основных компонентов режима с последующей оценкой их соответствия возрастным нормам. Приемы воспитания у детей культурно-гигиенических навыков при проведении режимных процессов: процесса кормления, укладывания детей на сон. Организация бодрствования и методика проведения воспитательной работы. Условия, обеспечивающие активное бодрствование детей, их педагогическая целесообразность. Перспективный план и план-перечень игр-занятий. Виды занятий с детьми. Средства и приемы организации бодрствования, их своеобразие. Приемы руководства воспитателя. Наблюдение за ребенком. Особенности развития и поведения детей. Составление характеристики. Организация самостоятельной деятельности детей и проведение занятий с ними. Организационные условия самостоятельной деятельности детей. Виды деятельности детей. Приемы руководства, осуществляемые воспитателем. Виды наблюдаемых занятий. Приемы обучения, используемые на занятиях. Методика проведения утренней гимнастики и занятий по развитию движений. Наблюдение в группах раннего возраста игровой деятельности детей. Методы руководства игрой детей. Ознакомление с планом оздоровительно-воспитательной работы, планом-перечнем индивидуальных игр-занятий, с видами планирования в группах раннего возраста. Ознакомление с содержанием программы работы по сенсорному воспитанию. Проверка уровня сенсорного развития детей. Знакомство с содержанием различными формами работы с родителями. 6.2. Виды деятельности студентов на производственной практике «Специфика воспитания детей в группах раннего возраста» 1 этап - ознакомление с организацией учебно-воспитательного процесса в группах раннего возраста. 2 этап: - проведение открытых педагогических мероприятий; консультирование родителей по вопросам воспитания, обучения и развития детей раннего возраста. 3 этап - проведение диагностики уровня психофизического развития детей раннего возраста. 7. Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на производственной практике «Специфика воспитания детей в группах раннего возраста». Можно использовать образовательные технологии, которые отражены в книге: Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии : учебное пособие / Г. К. Селевко. – М.: Народное образование, 2001. – 256 с. Педагогические технологии: Уч. для ст-тов пед. вузов .Борытко, И.А.Соловцова, А.М.Байбаков. Под ред. Н.М.Борытко.- Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006.- 59 с. Можно использовать образовательную технологию в области развития детского творчества у детей раннего возраста по книгам: Кахнович, С. В. Занятия с детьми раннего возраста по формированию начал изобразительной грамотности : учебное пособие / С. В. Кахнович ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2008. – 93 с.; Кахнович, С. В. Формирование начал изобразительнойт грамотности у детей раннего возраста/ С. В. Кахнович ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2009. – 123 с. 8. Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов на производственной практике ««Специфика воспитания детей в группах раннего возраста» Самостоятельная работа студентов в ходе производственной практики составляет 60 часов. В ходе самостоятельной работы студенты ведут педагогический дневник, составляют индивидуальный план педагогической работы, оформляют протоколы исследования уровня психического развития детей раннего возраста, пишут конспекты мероприятий и консультаций. 9. Примерный перечень контрольных вопросов и заданий для проведения текущей аттестации по разделам (этапам) практики, осваиваемым студентом самостоятельно:
|