Скачать 50.91 Kb.
|
Комплексный подход к преодолению дизартрии у дошкольников посредством психолого-логопедических занятий. Донковцева И.В.- учитель-логопед, Гущина Е.А. - педагог-психолог , Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 15 МКУ «Управление образования Администрации города Апатиты Мурманской области» Проблема преодоления дизартрии в настоящее время относится к числу наиболее актуальной в современной логопедии. Так как количество детей со сложной структурой дефекта речи с каждым годом возрастает. Дизартрия - это нарушение звукопроизношения и просодической стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата. Данные речевые нарушения ограничивают коммуникативные возможности ребенка, затрудняют его общение со сверстниками и взрослыми. Нередко они становятся причиной задержки их личностного развития, низкого статуса в коллективе. Все это определяет необходимость тесного сотрудничества и взаимодействия в коррекционной работе психолога и логопеда. Результатом такой совместной деятельности стал цикл интегрированных занятий «Мир, в котором мы живем». На этих занятиях закрепляются и активизируются знания, умения, навыки, усвоенные детьми на предшествующих индивидуальных и подгрупповых занятиях логопеда и психолога. Специалисты работают вместе, что позволяет эффективно обеспечивать индивидуальный подход к каждому ребенку и обогащать образовательный процесс. В основе занятий лежит тематический подход. Психолог и логопед на протяжении недели работают в рамках одной лексической темы, причем лексический материал отбирается с учетом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей. При этом принимаются во внимание зоны ближайшего развития ребенка, что обеспечивает развитие его умственной активности и мыслительной деятельности. На интегрированных занятиях широко используются: игровой материал, артикуляционные и дыхательные упражнения, самомассаж, упражнения и задания на развитие мелкой и общей моторики, координации, равновесия, проработку сегментов тела, элементы ЛФК (упражнения по охране зрения, для сохранения осанки), нейролингвистическое программирование (задания и упражнения на развитие межполушарного взаимодействия). Занятия с группой детей (не более 12 человек) проводятся один раз в неделю, как итоговое. Продолжительность от 20 до 30 минут (в зависимости от возраста). Представляем одно из занятий цикла по лексической теме «Рабочие инструменты». Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия. Задачи:
Для реализации поставленной цели мы использовали следующие приемы и методы:
Структура занятия такова:
Все этапы объединены одной лексической темой «Рабочие инструменты» Психолог
Растереть ушки, ладошки, сделать колечки из пальчиков. По кругу сказать друг другу: «Я рад (а) тебя видеть» Логопед Выявление и обобщение знаний по лексической теме «Рабочие инструменты»
Я землю копала- Ничуть не устала. А кто мной копал, Тот и устал. (Лопата) Кланяется, кланяется, Придет домой – растянется (Топор) Быстро грызет, мелко жует, А сама не глотает (Пила) Стоят в один ряд Острые пальчики- Цап - царапки: Подбирай охапки (Грабли)
Какие еще инструменты вы знаете? Из чего делают рабочие инструменты? Почему? Стук в дверь входит почтальон, принес письмо от доктора Айболита. Текст письма: «Помогите выбраться с острова «Разбойников». Меня не отпустят, пока не выполню задания. Сам не справлюсь, нужна помощь!» Логопед: Ребята, мы смелые? Дружные? Поможем Айболиту? Тогда нам нужно подготовиться для выполнения сложных заданий. Давайте сделаем артикуляционную гимнастику.
Лопата копала, копала,копала. Потом улеглась. Видно, очень устала (упражнение «Лопаточка») Пилит толстый ствол пила, Накалилась добела (выдвигаем кончик языка вперед-назад между зубами) Молоток стучал, стучал. Гвозди в доску загонял (упражнение «Пулеметик») Топор колол, колол, Топор полено расколол (упражнение «Барабанщики») Плясала, плясала по дому метла Полы подмела от угла до угла (упражнение «Часики»)
Как нам дедушка Егор Начал мастерить забор Он надел свои очки Топором срубил сучки, Доски обстругал рубанком, Подровнял он всех фуганком, Молоток с гвоздями взял:1,2,3,4,5 Начал молотком стучать Пальцы направить вверх, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыть их Образовать два кружка из большого и указательных пальцев обеих рук, соединить их Показывают действия по тексту Загибаем пальчики, начиная с большого. Психолог
- На остров можно добраться только по воде, а для этого нам нужен корабль. Корабль придется нам построить самим. Значит, мы с вами превратимся в кого? Кто у нас строит? Правильно, но мы будем строить судно, поэтому мы будем судостроителями. Дети вокруг стульев из кубиков делают контур корабля - Теперь корабль покрасим. Что нам понадобится для работы? Дети изображают, как они красят - Надо навести на палубе порядок. За дело берутся матросы, драят палубу. Дети изображают, как шваброй драят палубу. - Корабль готов можно и в путь, но сам корабль не поплывет. Кто нам нужен? (Капитан) А кто будет стоять за штурвалом? (Штурман) Выбирают капитана и штурмана, остальные дети пассажиры. - Пора в путь! - Долго мы плыли и проголодались. Будем ловить рыбу.
- Что это показалось на горизонте? Ура, земля! - Вот мы и на острове, чтобы помочь выполнить задания Айболиту. Логопед
Психолог
Давайте поможем Айболиту добраться до своей сказки. Нужно помочь раскрасить его корабль Дети раскрашивают изображение корабля. Логопед
О чем говорили на занятии? Какие инструменты помогали нам в путешествии? Психолог
Что понравилось на занятии? Что было трудно? |