ЗЕЛЕНОГРАДСКОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
ДЕТСКИЙ САД № 2707
Базисные психолого-педагогические программы и технологии, используемые в работе педагога – психолога ГБОУ детский сад № 2707
Макаровой Ириной Николаевной
Москва 2012-2013
Базисные психолого-педагогические программы и технологии, используемые в работе педагога – психолога:
Автор и название программы
| Направленность
| « Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к ДОУ»
М.: Книголюб.2003.
| Игры и упражнения, способствующие снятию психоэмоционального напряжения, снижению импульсивности, тревоги и агрессии, совершенствованию коммуникативных, игровых и двигательных навыков, развитию познавательных процессов, оптимизации детско-родительских отношений.
| « Коррекционно – развивающие занятия» конспекты занятий, демонстрационный, раздаточный материал для младшей, средней и старшей групп
М.: Книголюб. 2005.
| Большое внимание уделено воспитанию сотрудничества, доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым, совершенствованию коммуникативных способностей детей.
В пособии содержатся рекомендации по диагностике и развитию познавательных процессов у дошкольников. Даны подробные конспекты коррекционно – развивающих занятий.
| С.В.Крюкова, Н.П. Слободяник
«Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие —
М.: Генезис. 2002.
| Программа направлена на развитие эмоциональной сферы детей, развитие способности осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей, а также способствует благоприятной адаптации детей к новым условиям жизни в детском саду.
| * Е.А. Алябьева «Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам» М.: ТЦ Сфера, 2003.
| Такие занятия в первую очередь показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни. Также психогимнастику можно использовать в психопрофилактической работе с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки.
| «Путешествие с гномом», развитие эмоциональной сферы дошкольников. – СПб.:Речь,2008 | Программа «Путешествие с Гномом» знакомит детей с различными эмоциональными состояниями, способствует снижению тревожности и агрессивности, развитию эмпатии, воображения, творческих способностей и навыков общения. В ходе занятий у детей формируется понятие о гуманном и негуманном поведении.
|
Автор и название программы
| Направленность
| С.В.Крюкова, Н.П. Слободяник
Программа занятий «Давайте жить дружно», для детей средней и старшей групп
| Цель программы – через создание зоны ближайшего развития способствовать психическому и личностному росту ребенка.
В соответствии с этой целью формулируются задачи программы:
— сформировать чувство принадлежности к группе, помочь ребенку почувствовать себя более защищенным;
— развивать навыки социального поведения;
— способствовать повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности;
— формировать позитивное отношение к своему "Я"
| « Профилактика агрессивного поведения у детей раннего возраста»
М.: Айрис – пресс.2008.
| Способствует снижению негативных поведенческих реакций у детей раннего возраста. Игра используется как средство профилактики агрессии, через формирование у ребенка идентификации с коллективом, через снижение эмоционального перенапряжения ребенка и нейтрализацию негативных переживаний.
| « Работа психолога с застенчивыми детьми»
М.: Книголюб.2004.
| В основе занятий — игры и упражнения, направленные на преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности, способствующие развитию коммуникативных способностей и воспитанию доброжелательного отношения к окружающим (для дошкольного возраста).
| Н.М.Пылаева, Т.В. Ахутина
« Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет»
Методическое пособие и рабочая тетрадь
| Пособие включает описание комплекса учебно – игровых занятий, направленных на развитие способности к планированию своих действий и контролю над ними у детей 5 - 7 лет. Для старших и подготовительных групп детского сада.
| «Хочу и могу» Как научить дошкольника эффективному общению и позитивной самооценке. – СПб.:Речь, 2011 «100 и 1 игра на развитие навыков общения и уверенности в себе»
Карточки с играми
| Программа направлена на развитие адаптационных способностей дошкольника. Ее цели и задачи: помочь ребенку поверить в собственные силы, развить творческие способности, научить адекватному эмоциональному реагированию, устранить стереотипы поведения, реконструировать полноценные контакты ребенка со сверстниками, сформировать основы позитивной Я - концепции ребенка. Программа охватывает дошкольный период – от младшей группы детского сада до подготовительной.
Карточки с играми, которые помогут научить детей:
быть уверенным в себе;
договариваться с другими;
оказывать взаимопомощь;
проявлять эмпатию;
работать в команде
| «Игротерапия общения»
Тесты и коррекционные игры
М.: «издательство ГНОМ и Д», 2010
| Практическое пособие, в котором рассматривается проблема общения и его роль в формировании личности ребенка. Даны планы игровой терапии с детьми и родителями, описаны терапевтические и развивающие игры. А также даны примеры приемов и методов взаимодействия взрослых с гиперактивными, тревожными и агрессивными детьми.
| Н.В. Вараева,
А.С. Тузаева,
И.А. Козлова
«Цветик-семицветик»
Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников, от 4-5 лет, от 5-6 лет, от 6-7 лет
СПб.: Речь; М.: Сфера,2011
| Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей дошкольного возраста, представлена в виде тематических занятий в игровой форме, доступной и интересной детям.
| Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению
Методическое руководство, стимульный материал
АНО «ПЭБ». 3-е изд., переработанное – 64 стр., приложения
| Определяет степень готовности ребенка к школьному обучению. Включает в себя семь методик на определение готовности к школьному обучению детей 6-7 лет по следующим сферам: мотивационная, произвольная, интеллектуальная и речевая сфера. В методических рекомендациях подробно освещена процедура обследования ребенка.
| Под редакцией Е.А. Стребелевой
«Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста», М.: Просвещение, 2009 -164 стр.
Приложение к методическому пособию «Наглядный материал для обследования детей»
| Пособие включает в себя описание методик, направленных на выявление уровня познавательного и речевого развития, обследование слуха детей разных возрастных категорий.
В наглядном материале для обследования детей представлен конкретный материал для комплексного психолого-педагогического обследования детей раннего и дошкольного возраста.
| «С головы до пят. Подвижные игры для детей 3-6 лет»
М.: Генезис, 2010
| В книге представлены групповые развивающие игры, дающие детям возможность ловко двигаться, проявлять инициативу, сотрудничать с другими детьми и ведущим, быть внимательным и собранным. Дети учатся расслабляться, быть чуткими, заботливыми по отношению друг к другу, развивать позитивный образ своего тела.
| Е.Лютова – Робертс, Г.Монина
«Игры – приветствия для хорошего настроения»,
«Игры для задиристых детей»,
«Игры для гиперактивных детей»
| Игровой комплекс направлен на стимуляцию творческой активности дошкольника, на обеспечение сплоченности группы, формирование навыков социального взаимодействия. А также на умение контролировать импульсивность детей, освоение способов контроля двигательной активности, развитие умения справляться со своим гневом в приемлемой форме, развитие коммуникативных навыков и эмпатии.
| |