Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 259.77 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/2
Дата публикации11.01.2014
Размер259.77 Kb.
ТипРешение
100-bal.ru > Психология > Решение
  1   2
Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"

Утверждаю зав.кафедрой

менеджмента и психологии управления

_______________(Пучкова Е.Б.)
Решение заседания кафедры

Протокол № 1_

«_3_» _сентября_2013 г.

Аннотированная программа дисциплины/ модуля

Б.3. В2.«Возрастная и социальная психология»


Направление: 080200 «Менеджмент»

Профиль: «Управление человеческими ресурсами»

Квалификация: бакалавр менеджмента

Набор 2012-2013 года

Составитель: Сорокоумова Е.А., профессор

Бекоева Д.Д., профессор

Москва-2013
Пояснительная записка

Цель курса: способствовать построению целостной системы мироощущения студентов, включающей анализ общеметодологических посылок теории развития, содержательных характеристик взаимосвязей и переходов между стадиями развития, анализ научных данных обо всех фазах и стадиях человеческой жизни

Задачи курса:

- развитие умения ориентации в современных научных концепциях и реализации современных знаний для выявления актуальных и потенциальных возможностей человека в разные периоды его жизни;

- формирование навыков решения проблемных ситуаций, требующих применения возрастно-психологического анализа;

- овладение конкретными социально-психологическими методами исследования социальной реальности и межличностных отношений в малых и больших группах и организациях зависимости от их целей и типа,

- подготовка студентов к проведению социально-психологического исследования и понимания собственных психологических ресурсов.

Объем в ЗЕ: 4

Время изучения: курс 1 семестр 1

Взаимосвязь с другими модулями:

Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модуля: Жизненная навигация, Философия

Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ:

Возрастная и социальная психология, Психология труда, Управление человеческими ресурсами

Групповая принадлежность ОМ: профессиональный ОМ

Кластерная принадлежность ОМ:

инструментальный ОМ

Модуль направлен на формирование следующих компетенций:

ПКМенБ-00 - И03 Способен использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач

ПКМенБ-00 - И04 Способен эффективно организовать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды

ПКМенБ-00 – И12 Способен участвовать в разработке стратегии управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию

Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:

Ф02МенБ-00/01 Организовывать работы исполнителей (команды исполнителей) для осуществления конкретных проектов, видов деятельности, работ

Ф02МенБ-00/04 Обеспечивать сохранение здоровья и безопасности труда

Формы освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля): при прохождении модуля обязательно использование инновационных форм учебной работы, активных методов обучения, форм контекстного обучения

Формы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

1 уровень сложности: имитационные упражнения

2 уровень сложности: кейс, структурирование проблемы, составление рекомендаций, моделирование, отчет об исследовании, эссе, прогнозирование, ситуационный анализ, моделирование, Synectics, мозговой штурм

3 уровень сложности: проект, отчет о практике, деловая игра открытого типа, квазипрофессиональное творческое задание

Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы:

30/70 % - инструментальный кластер


Содержание курса

1.Введение в психологию развития, возрастную психологию

Предмет цели и задачи курса. Выделение психологии развития в отдельную область. Становление психологии развития, возрастной психологии. Отделы и направления психологии развития, возрастной психологии. Научные подходы к проблеме развития в отечественной и зарубежной психологии. Предмет, цели и задачи курса.

Методология и методы изучения развития. Понятие о методологии. Методологические посылки психологии развития. Особенности диагностики возрастного развития. Показатели психического развития. Стратегии или формы исследования психического развития. Методы изучения психического развития. Составление карт психического развития. Методы обработки и статистического анализа данных о развитии. Методы анализа и интерпретации данных о развитии. Этика научного исследования.

Теории психического развития. Значение и необходимость теории. Ранние теории, трактующие развитие как созревание. Биогенетический подход. Психоанализ о развитии. Социогенетические теории развития. Когнитивные теории развития. Персонологические теории развития. Экологическая модель развития. Комплексное изучение жизненного пути человека.

Направленность и цели развития. Формирование глобальной направленности жизни человека в зависимости от условий зачатия. Понятие о цели развития. Цель как целостное и цельное образование. Мотивационная сфера и жизненный замысел. Типы жизненного мира по Ф.Е.Василюку. Жизненный мир и центральный жизненный принцип. Особенности онтогенеза жизненного мира. Направленность личности и доминирующие мотивы. Виды направленности по В.Н.Колюцкому
2. Общие вопросы психологии развития
Содержательные характеристики понятия «развитие». Предмет психологии развития, возрастной психологии и место данных наук в ряде психологических дисциплин. Основные функции и задачи психологии развития. Принципы психического развития. Характеристика факторов психического развития. Понятие психического развития и варианты развития.

Сферы, формы и пути развития. Общая характеристика основных сфер развития. Варианты рассмотрения развития. Основные категории психологии развития: рост, созревание, дифференциация, научение, запечатление, социализация. Взаимодействие процессов развития. Жизненный путь человека, историческая и культурная перспективы. Развитие в контексте жизнедеятельности субъекта

Факторы и движущие силы развития. Понятие и содержательные характеристики факторов психического развития. Наследственность. Источники человеческой индивидуальности в генотипе. Хромосомные и генные аномалии. Уровни среды жизнедеятельности субъекта и их роль в становлении растущего человека. Активность как системообразующий фактор взаимодействия наследственности и среды. Активность и деятельность их взаимосвязь и роль в развитии ребенка.

Принципы и закономерности психического развития. Л.С.Выготский. А.Валлон.

Механизмы и пути психического развития. Понятие механизм. Характеристики механизма психического развития ребенка. Социальная ситуация развития. Ведущая деятельность. Психологическое новообразование.

Понятие возраста. Кризисы развития. Категория возраста. Системы отсчета для анализа возрастных категорий. Неравномерность и гетерохронность развития. Два типа возрастов: стабильный и критический. Психологический смысл критических возрастов Кризисы развития. Отличительные признаки, содержание и динамика возрастного кризиса. Психологическая помощь в ситуации возрастного кризиса.

Возрастная периодизация психического развития. Проблема периодизации. Критерии периодизации
3. Психологический анализ возрастных этапов развития
Тема 1. Развитие эмбриона и плода.

Тема 2.Характеристика психического развития от рождения до 3-х лет.

Тема 3. Процесс развития на этапе раннего детства от 3-х до 6-ти лет

Тема 4. Психические особенности развития на этапе среднего детства (6-11лет).

Тема 5. Характеристики развития на подростковом этапе ( 11- 15 лет)

Тема 6 Особенности развития юношества (15-17лет) и ранней молодости (17 – 20 лет)

Тема 7 Характеристики ранней взрослости от 20 до 40 лет.

Тема 8 Средняя взрослость от 40 до 60 лет.

Тема 9 Поздняя взрослость и старость (60…75…)
4. Введение в социальную психологию
Социальная психология как наука

Социальная психология в структуре научного знания. Взаимодействие социологии, социальной психологии и психологии.Объект и предмет социальной психологии. Социальная психика как предмет социальной психологии. Структура и основные элементы социальной психики. Социальные ценности как системообразующие элементы социальной психики.Структура социальной психологии. Теоретический и эмпирический уровни социально-психологического знания. Общие и специальные социально-психологические теории. Прикладная социальная психология.Основные направления социально-психологических исследований.Основные функции социальной психологии. Успешное развитие социальной психологии как необходимое условие социального и экономического прогресса общества.

Методы социальной психологии

Общенаучные теоретические и эмпирические методы, применяемые в социальной психологии. Применение сравнительно-исторических исследований в области социальной психологии.Роль экспериментальных исследований в развитии социальной психологии. Понятия «социальный эксперимент» и «психологический эксперимент». Границы применения экспериментальных методов в социальной психологии.Наблюдение и самонаблюдение как методы социальной психологии. Понятия «единица наблюдения» и «единица счета». Необходимость учета временных факторов при применении количественных методов исследования.Применение опросных методов исследования в социальной психологии (анкетирование, интервьюирование, тестирование). Социометрический метод исследования и его роль в развитии социальной психологии. Методики ранжирования и классификации (типологии). Применение методов анализа документов в социальной психологии. Роль использования компьютерных технологий для сбора и обработки социально-психологической информации.

Возникновение и основные этапы развития социальной психологии

Теоретические предпосылки возникновения социальной психологии. Формирование практической потребности в психологических знаниях. Возникновение социальной психологии как самостоятельной области научного знания. Роль философии, социологии, этнографии, медицины в развитии социально-психологического знания.Возникновение и развитие социальной психологии в России. Социально-психологические идеи в работах отечественных марксистов (Г.В.Плеханов, В.И.Ленин). Социально-психологические идеи Г.И.Челпанова, П.П.Блонского, В.М.Бехтерева, Л.С.Выготского.Основные этапы развития социальной психологии. Предфилософский и философский периоды развития социальной психологии. Первые исторические формы социально-психологического знания. Психология народов (М.Лацарус, Г.Штейнталь, А.А.Потебня). Психология масс (С.Сигеле, Г.Лебон). «Психология инстинктов» (В.Макдугалл).Экспериментальный подход а развитии социально-психологического знания (В.Вундт, В.Мёде, Ф.Олпорт). Роль бихевиоризма в развитии социальной психологии (К.Халл, Б.Скиннер). Роль психоанализа в развитии социальной психологии. Работы З.Фрейда по проблемам социальной психологии. Основные идеи К.Юнга и их роль в развитии социальной психологии. Э.Фромм и его социально-психологические идеи.Современные направления в развитии социальной психологии. Когнитивная психология (К.Левин), интеракционизм (Г.Мид). Культурно-историческая психология. Основные понятия и теоретические положения русской культурно-исторической школы.
5. Социальная психология личности

Современные социально-психологические представления о структуре личности. Основные социально значимые психологические характеристики личности (тип нервной системы, темперамент, характер, задатки, способности). Особенности восприятия и структурирования личностью социального времени и социального пространства как социально-психологический фактор.

Основные подходы к изучению личности в социальной психологии. Типологии личности (концепции Кречмера, Э.Шпрангера, Айзенка, К.Г.Юнга, Э.Фромма). Социальные ориентации как основания типологии личности.

Основные подходы к изучению процессов социализации личности. Социализация личности, ее основные этапы. Детская и взрослая социализация личности. Социально-психологические особенности детской и взрослой социализации. Концепция социализации личности Г.М.Андреевой. Особенности дотрудовой, трудовой и посттрудовой социализации личности.

Социализация и основные стадии жизненного цикла индивидов в концепции Э.Эриксона. Основные виды перехода от одной жизненной стадии развития индивида к другой. Неуспешная социализация и конфликтность личности. Повторная социализация. Социально-психологическая структура социального действия. Основные элементы социального действия. Социально-психологические проблемы, возникающие при осуществлении социального действия. Методы их исследования и решения. Психологические роли личности, их проявление в социальной деятельности. Виды психологических ролей. Взаимодействие психологических ролей внутри структуры личности. Взаимодействие психологических ролей взаимодействующих личностей.

Социальные роли личности, их функции в обеспечении социальной деятельности. Понятие «социальная роль». Основные характеристики социальных ролей личности. Доминирующие социальные роли; факторы, оказывающие влияние на их формирование. Дифференциация и смена социальных ролей. Типология социальных ролей
6. Социальная психология групп
Социальная группа как объект социально-психологических исследований

Понятие «социальная группа». Типология групп. Реальные и номинальные социальные группы. Большие и малые социальные группы, их отличительные особенности. Причины возникновения интереса и основные подходы к исследованию групп в социальной психологии. Социальная группа как продукт социального взаимодействия. Роль теории социального взаимодействия П.Сорокина в развитии социально-психологических исследований социальных групп. Социальная группа как продукт социального общения. Понятие, признаки и основные характеристики малой социальной группы. Виды малых социальных групп. Социально-психологические особенности поведения личности в малой группе. Влияние группы на поведение и социально-психологические характеристики личности. Применение методик самонаблюдения при исследовании межличностных отношений в малой группе. Психодрама и социодрама как методы коррекции поведения личности в группе. Основные принципы организации и стадии психо- и социодраматического действия. Изучение структуры малой группы. Социально-ценностная структура малой группы. Применение методик ранжирования для изучения структуры групповых ценностей. Социально-ролевая структура малой группы. Методы исследования социально-ролевой структуры малой группы. Социометрический метод и его роль в изучении малых групп.

Социально-психологические исследования групповой динамики

Понятие и виды групповой динамики. Формирование и развитие малой группы как виды групповой динамики. Этапы формирования малой группы. Основные стадии развития малой группы. Коллектив как высшая стадия развития малой группы. Основные социально-психологические характеристики коллектива. Типология коллективов. Социальные и психологические игры в малых группах как виды групповой динамики. Понятие, признаки и типология игр. Социально-психологические теории игр. Теория игр Э.Берна. Факторы, влияющие на формирование групповых игр. Особенности поведения личности в условиях групповой игры. Вхождение и выход из групповой игры. Социально-психологические методы управления групповой динамикой.

Психология больших социальных групп и массовых движений

«Психология народов» как классическое направление в социальной психологии. Представители «психологии народов».

Современные исследования в области этнопсихологии и психологии межгрупповых отношений. Понятия «национальный темперамент», «национальный характер», «национальный менталитет». Факторы, влияющие на их формирование. Основные социально-психологические черты и особенности русского национального характера. «Психология толпы» как направление социально-психологических исследований конца XIX – начала ХХ века. Понятие «толпа»; основные характеристики и структура толпы. Социально-психологические особенности поведения личности в толпе. Современные представления о методах управления поведением людей в толпе. Современные исследования социально-психологических особенностей поведения участников массовых социальных, политических, экологических и религиозных движений.
7. Психология социальных установок
Современные подходы к исследованию социальных установок

Специфика восприятия ситуации как социально-психологическая характеристика личности. Личностные и ситуационные подходы к объяснению поведения. Понятие «социальная установка»; виды и уровни социальных установок. Понятия актуальной и воспринимаемой социальной ситуации. Ситуационные стимулы и их виды. Эффект трансситуационного научения. Факторы, влияющие на результаты трансситуационное научения. Методы исследования и анализа социальных ситуаций. Применение социографических методов. Применение техник матричного анализа и декомпозиции ситуации. Особенности поведения в ситуациях риска. Жизненные ситуации риска.

Поведение в ситуациях социально-психологического напряжения Социально-психологическое напряжение: понятие и виды. Основные характеристики состояния социально-психологического напряжения. Способы ранней диагностики социально-психологического напряжения. Социальная аддикция как стратегия бегства от социально-психологического напряжения. Виды социальной аддикции. Первичная и вторичная социальная аддикция. Основные этапы развития аддиктивного состояния. Последствия развития социальной аддитивности. Проблемы устранения зависимости от аддиктивного объекта при социальной аддикции. Социально-психологическое напряжение как результат применения ошибочных приемов общения. Основные методы профилактики его возникновения. Приемы стимулирования общения. Методы профилактики «болезней общения», применяемые профессиональными коммуникаторами. Понятия «социальный конфликт» и «психологический конфликт». Основные виды конфликтов и их социально-психологические особенности. Структура социального конфликта. Социально-психологические особенности поведения различных типов субъектов конфликта. Конфликтная ситуация как элемент социально-психологического конфликта. Объективные и субъективные составляющие конфликтной ситуации. Конфликты и стрессовые состояния. Понятие и признаки стрессового состояния. Конфликты и состояние фрустрации. Конструктивные и деструктивные эффекты фрустрации.

Социальная агрессия: понятие, основные виды и причины возникновения. Факторы, оказывающие влияние на рост и ослабление агрессии. Основные стратегии поведения в конфликтных ситуациях. Конструктивные и деструктивные стратегии поведения, их психологические особенности. Социальная установка на сотрудничество как основа формирования продуктивного поведения в конфликтной ситуации.
8. Психология общения
Общение как предмет социальной психологии

Общение и коммуникация. Основные виды и средства общения. Уровни общения. Социально-психологическая структура общения. Социальные предрассудки, установки и стереотипы общения: понятие, механизмы формирования, основные функции в общении. Исследование структуры социальной интеракции как метод диагностики проблем общения. Основные социально-психологические проблемы различных видов общения. Основные социально-психологические характеристики современных стилей общения. Особенности и социально-психологические последствия применения диктаторского, авторитарного, демократического, попустительского, комплементарного стилей общения.

Социальное восприятие

Понятие, структура и виды социального восприятия. Механизмы социального восприятия. Факторы, влияющие на формирование социального восприятия. Эффекты социального восприятия (эффект новизны, первичности, ореола бумеранга, края, ожиданий, незавершенного действия); их роль в формировании социальных представлений и межличностном взаимодействии. Применение методов фокусированного интервью и ранжирования при исследовании социального восприятия.

Основные тенденции и перспективы развития социальной психологии в XXI веке

Роль социальной психологии в экономическом, политическом, духовном и социальном развитии современного общества. Рост значения социально-психологических исследований в повышении эффективности социальной деятельности. Основные направления развития современной теоретической социальной психологии. Культурно-историческая психология как перспективное направление в развитии современной социальной психологии. Процессы интеграции и специализации в теоретической социальной психологии. Основные направления развития современной прикладной социальной психологии. Развитие сети социально-психологических служб – необходимое условие социального развития. Поиски комплексных методов исследования в социальной психологии – залог ее дальнейшего успешного развития. Расширение диапазона возможностей социально-психологического воздействия на общество. Современные психогенные технологии и вопросы профессиональной этики.

Основные понятия:

  • возраст

  • группа

  • движущие силы развития личности

  • ингибиция

  • кризис

  • личность

  • направленность личности

  • общение

  • развитие

  • самоактуализация

  • самооценка

  • самореализация

  • социальное восприятие

  • социум

  • фасилитация

  • Я-концепция

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск