МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Мурманский государственный гуманитарный университет»
(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)
ПРОГРАММА
ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ
050700.62 Специальное (дефектологическое) образование
Профиль «Специальная психология»
Сроки проведения практики
6 недель
Цель преддипломной практики:
обобщение и совершенствование знаний и умений студентов в сфере осваиваемой профессиональной деятельности.
Задачи практики:
систематизация и углубление представлений студентов о содержании и направлениях будущей профессиональной деятельности;
освоение студентами практических профессиональных умений и навыков оказания квалифицированной помощи обучающимся с ОВЗ;
практическое использование знаний при проведении психологической диагностики, консультирования, психологической коррекции, психологической поддержки и других видов специальной помощи детям с особенностями развития;
овладение современными психокоррекционными техниками и применение их в работе с детьми с различными формами и степенью тяжести нарушений в психическом развитии;
развитие умений и навыков работы с педагогическим персоналом, умения устанавливать контакт с коллегами, выбирать эффективные формы работы с педагогами образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы;
формирование профессиональной позиции по отношению к семье, воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии, умение использовать на практике методы изучения семьи и адекватные приёмы взаимодействия с родителями;
формирование научно-исследовательских умений в ходе проведения психологического исследования и сбора экспериментального материала для дипломной работы;
формирование профессиональной позиции педагога-психолога, стиля поведения, мировоззрения, освоение профессиональной этики.
Преддипломная практика включает в себя две составные части: собственно психологическую работу и методико-исследовательскую деятельность.
В период преддипломной практики в образовательных организациях, реализующих адаптированные основные образовательные программы, студенты выполняют функции педагога-психолога на протяжении всего рабочего дня, осуществляют сбор и апробацию материалов для выпускной квалификационной работы. Данный вид практики является завершающим этапом обучения из всех видов пройденных практик и предполагает наличие достаточно высокого уровня профессиональной подготовки студентов, опирающихся на знания и навыки, полученные на предыдущих этапах практики.
В соответствии с полученными знаниями, умениями и навыками студенты осуществляют следующие виды профессиональной деятельности:
Проводят психологическое обследование детей с ОВЗ; выявляют особенности
отклоняющегося развития ребёнка и тех сохранных путей, с помощью которых можно их компенсировать в условиях адекватных для ребёнка форм обучения. Проведение обследования предполагает использование необходимого диагностического инструментария, которым психолог должен владеть (в приложениях № 1, 2 приведены ориентировочные наборы психологических методик для проведения психологического обследования детей дошкольного и школьного возраста).
Оформляют психологическое заключение, в котором отражают наиболее важные
сведения, полученные при исследовании. Здесь содержатся данные, имеющие диагностическое значение, описывающие обобщёнными словами и совокупный комплекс основных особенностей развития высших психических функций ребёнка и его личностных особенностей (приложение № 3).
Осуществляют коррекционно-развивающую работу с детьми с различными нарушениями развития. Психокоррекционные воздействия могут быть направлены на познавательное, личностно-эмоциональное, коммуникативное, психомоторное развитие, поведенческие реакции, произвольную регуляцию с задачами адаптации к образовательному учреждению, готовности к школе, стабилизации эмоционально-личностных состояний, развития мышления, активизации памяти, речи, регуляции психомоторных функций. Используются различные психотехнические приёмы, изобразительно-графические, музыкально-ритмические, двигательно-экспрессивные, вербально-коммуникативные коррекционные средства, циклы специальных занятий, игр, направленных на исправление недостатков, отклонений в развитии детей, стабилизацию их психического развития (приложения № 4, 5).
Проводят консультирование детей с ОВЗ, их родителей и педагогов по проблемам обучения, развития, воспитания. Результатом взаимодействия является удовлетворение «реального» запроса и выработка рекомендаций коррекционно-профилактического и информативного характера. Основным методом психологического консультирования является беседа, а формой проведения – индивидуальная консультация (приложения № 6, 7).
Организуют психопрофилактическую работу, направленную на создание
благоприятного психологического климата в образовательном учреждении. Профилактика психических нарушений должна охватывать все адресные возрастные группы обучающихся и осуществляться совместными усилиями педагогов и педагога- психолога в формах совместной деятельности. Психопрофилактическая работа проводится с родителями и педагогическим персоналом, где активно используются такие формы работы, как тематические встречи, лекции, дискуссии и т.д.
Студенты проводят научно-исследовательскую работу, результатом которой может стать доклад на научной студенческой конференции, дипломная работа по специальности.
Место преддипломной практики в структуре ООП ВПО
Преддипломная практика а является обязательным видом учебной работы бакалавра, входит в раздел «Б.5. Учебная и производственная практики» ФГОС ВПО по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование».
Преддипломной практике предшествует изучение следующих дисциплин и блоков дисциплин вариативного компонента ФГОС ВПО: нормативно-правовое обеспечение специального образования, основы речевой культуры дефектолога, информационные технологии в специальном образовании, специальная педагогика, специальная психология, построение индивидуальной образовательной траектории ребенка с ОВЗ, педагогическая диагностика лиц с ОВЗ, логопсихология, основы сурдопедагогики, основы олигофренопедагогики, психология лиц с интеллектуальным недоразвитием, психология детей с задержкой психического развития, методы и методики психологической диагностики, а также подготовки и защиты выпускной квалификационной работы.
Преддипломная практика проводится на 3 курсе в 6 семестре в течение 6 недель.
Требования к входным знаниям, умениям и готовностям студентов, приобретенным в результате освоения предшествующих частей ООП, и необходимых при освоении преддипломной практики:
владение навыками анализа, сбора и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности;
умение формировать общую культуру лиц с ОВЗ;
умение организовывать культурное пространство образовательного учреждения;
владение навыками формирования толерантного отношения к лицам с ОВЗ среди широкой общественности.
Содержание и характер деятельности студентов
Не-деля
| Разделы (этапы) практики
| Формы организации деятельности студентов
| Форма отчетности
|
| 1
2
3
| коллективом класса (группы), классным руководителем (воспитателем), педагогом-психологом образовательного учреждения, знакомство с организацией психологической службы в образовательном учреждении; знакомство с содержанием работы педагога- психолога, с документацией; изучение плана работы педагога-психолога; посещение и анализ содержания работы педагога-психолога; знакомство с нормативной, специальной и организационно-методической документацией педагога-психолога.
|
| План работы педагога-психолога, список документации, примеры оформления документов в дневнике практики .
| Ознакомление с содержанием и особенностями работы педагога-психолога: посещение и анализ содержания работы педагога-психолога;
| Наблюдение индивидуальных и фронтальных занятий педагога-психолога
| Конспекты просмотренных занятий; анализ одного занятия в дневнике практики.
| Изучение оборудования кабинета психолога
| Составление перечня необходимого оборудования кабинета психолога, картотеки дидактических пособий.
| Перечень необходимого оборудования кабинета психолога, картотека дидактических пособий, их краткая характеристика в дневнике практики .
| Психолого-педагогическое изучение детей и подростков с ОВЗ; проведение психологического обследования обучающегося и оформление психологического заключения;
| Самостоятельное проведение студентом психолого-педагогического обследования
| Оформление психологического заключения
.
| Составление плана-графика зачетных занятий
|
| План-график зачетных занятий.
|
| 4
5
6..
| Подготовка и проведение пробных психокоррекционных занятий с детьми и подростками с ОВЗ
| Разработка и проведение студентами индивидуальных и групповых занятий
| Конспекты 2 пробных занятий (одно - групповое, одно –индивидуальное)
| Подготовка и проведение психокоррекционных занятий с детьми и подростками с ОВЗ;
Изготовление дидактических пособий и наглядного материала для занятий
| Разработка и проведение студентами индивидуальных, групповых и фронтальных занятий
| Конспекты 4 зачетных занятий, самоанализ одного занятия
| Организация консультационной работы с педагогическим коллективом образовательного учреждения по вопросам оказания психокоррекционной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья
| Подготовка доклада и выступление с ним на педсовете.
| Конспект доклада
|
|
|
| Подготовка и проведение консультаций для родителей
| Подготовка письменной консультации для родителей
| Текст консультации.
| Проведение научно-исследовательской работы
|
| материалы к дипломной работе по специальности
| Подведение итогов работы в период педагогической практики. Подготовка отчетной документации.
|
| Отчетная документация.
|
Организация деятельности студентов
На первом этапе проводится установочная конференция, на которой студентов
знакомят с целями, задачами, содержанием и организацией преддипломной практики;
с документацией; изучение инструктивных и методических материалов. Студенты получают консультацию по оформлению отчетной документации: формой ведения дневника (приложение № 1) и другой отчетной документацией.
На втором этапе студенты знакомятся со спецификой работы педагога-психолога, планом работы, документацией, оформлением и оборудованием кабинета педагога-психолога образовательного учреждения. Практиканты обсуждают и планируют содержание работы на период практики, определяют перечень пособий и дидактического материала, необходимого для кабинета педагога- психолога, планируют темы консультаций для родителей, докладов для выступления на педагогическом совете, устанавливая сроки их выполнения.
На третьем этапе основное содержание практики состоит в формировании у студентов умений самостоятельно проводить психолого-педагогическое обследование детей дошкольного и школьного возраста, анализировать и оформлять психологическое заключение. На этом этапе они готовят и проводят пробные психокоррекционные занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Студенты посещают занятия педагога-психолога, выполняют самоанализ одного из проведенных занятий на свой выбор. Начиная со второй недели практики, студенты разрабатывают и проводят самостоятельно занятия (индивидуальные, групповые). С помощью педагога-психолога практиканты составляют план и конспект занятия (приложение 2), учатся точно формулировать тему, цель и задачи, отбирать программное содержание, намечать этапы занятия в определенной логической последовательности, методически грамотно подбирать материал, наглядные и дидактические пособия.
На четвертом этапе студенты проводит зачетные занятия (3
подгрупповых или фронтальных, 1 – индивидуальное). Выполняется самоанализ одного из проведенных занятий на выбор студента.
В ходе практики студенты учатся согласовывать и координировать работу педагогов-психологов, работающих с детьми с точки зрения их коррекционной направленности, оказывая им помощь в решении коррекционных задач обучения.
На пятом этапе студенты включаются в работу педагогического совета образовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы дошкольного образования, адаптированные основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования. выступая с научно-методическими докладами. В процессе педагогической практики студенты взаимодействуют с семьями детей с ограниченными возможностями: разрабатывают консультацию по коррекции психического развития.
- На шестом этапе студенты подводят итоги работы в период педагогической практики, оформляют отчетную документацию. Сдача отчетной документации студентами должна производиться в течение недели после завершения практики.
Таким образом, в процессе педагогической практики студенты осваивают все основные аспекты деятельности педагога-психолога образовательных организаций. Сформированные в период практики педагогические умения и навыки студентов составляют важный компонент их профессиональной подготовки.
Формы работы со студентами:
- выступление руководителя на установочной и итоговой конференциях, консультации по видам деятельности, проверка конспектов, отчетов, анализ отчетной документации.
Научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на преддипломной практик
Установочная и итоговая конференции по преддипломной практике проводятся на основе интерактивных технологий (обсуждения, дискуссии).
Студенты в собственной практической деятельности используют научно-исследовательские и образовательные технологии: современные средства оценивания результатов деятельности, ролевые игры.
Предусматривается проведение самостоятельной работы студентов под контролем преподавателя на всех этапах преддипломной практики.
Студенты активно используют интерактивные образовательные технологии в процессе прохождения преддипломной практики: технология создания методической копилки, технология презентации.
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на преддипломной практике
Методы психолого-педагогической диагностики лиц с ОВЗ.
Методики, изучающие личностное развитие лиц с речевыми нарушениями.
Профилактика в работе специалиста дефектологического профиля.
Просвещение в работе специалиста дефектологического профиля.
Документация, регламентирующая работу специалиста дефектологического профиля.
Особенности взаимодействия специалиста дефектологического профиля с родителями, воспитывающими ребенка с ОВЗ.
Особенности взаимодействия специалиста дефектологического профиля с педагогическим коллективом образовательного учреждения.
Индивидуальная образовательная траектория в образовательно-воспитательном процессе.
Формы обучения лиц с ОВЗ.
Социальная и образовательная интеграция лиц с ОВЗ.
6. У студента должны сформироваться следующие компетенции ОК-1, ПК- 1, 3, 13
Общекультурные компетенции:
способность к социальному взаимодействию, сотрудничеству и
разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, к толерантности, социальной мобильности (ОК- 1).
Профессиональные компетенции в области коррекционно-педагогической деятельности:
- способность к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ (ПК-1);
способность к осуществлению коррекционно-педагогической
деятельности в условиях как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования (ПК-3);
готовность к формированию общей культуры лиц с ограниченными
возможностями здоровья и к взаимодействию с учреждениями культуры по реализации просветительской работы с лицами с ОВЗ и их семьями ( ПК-13).
Профессиональные компетенции в области диагностико-консультативной деятельности:
способность к анализу результатов медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования различных (клинико-психолого-педагогических) классификаций нарушений в развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики;
способностью осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности.
В результате прохождения стажерской практики студент должен демонстрировать следующие результаты образования:
знать:
задачи и содержание психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ в образовательных учреждениях;
особенности реализации основных направлений деятельности специалиста дефектологического профиля;
основные виды документации педагога-психолога;
особенности обучения и воспитания детей с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата;
уметь:
анализировать специальную (дефектологическую) литературу;
проводить динамическое наблюдение за ребенком с ОВЗ;
учитывать индивидуальные и типологические особенности психофизического развития лиц с ОВЗ процессе сопровождения;
определять возможности конкретного ребенка с ОВЗ в овладении новым материалом;
подбирать диагностический инструментарий для определения психического развития лица с ОВЗ;
консультировать родителей и педагогов образовательных учреждений по актуальным вопросам специального (дефектологического) образования;
владеть навыками:
взаимодействия с педагогами образовательного учреждения;
разрабатывать и реализовывать индивидуальное сопровождение лица с ОВЗ в образовательном учреждении;
осуществлять просветительскую и профилактическую помощь педагогам, осуществляющим обучение лиц с ОВЗ, а также членам семей, имеющим детей с ОВЗ.
Формы отчетности и итоговая аттестация
- дневник преддипломной практики, заверенный печатью и подписью руководителя учреждения, с ежедневной оценкой и подписью педагога-психолога
- план коррекционной работы с ребенком.
-конспекты пробных занятий (не менее 2-х)
- конспекты зачетных мероприятий (не менее 4)
- отчет по преддипломной практике
- психолого-педагогический анализ мероприятия педагога-психолога
- психолого-педагогическая характеристика на ребенка
- конспект доклада на педагогическом совете
- конспект консультации для родителей
- наглядные пособия и дидактические материалы для кабинета педагога-психолога
- характеристика на студента, заверенная подписями руководителя учреждения и педагога-психолога, с печатью учреждения.
Характеристика на студента-практиканта должна отражать следующие моменты:
Личностный блок: отношение к работе; культура речи и общения; проявление инициативы, самостоятельности, дисциплинированности; характер взаимоотношений с администрацией и детьми; нравственная культура; культура поведения.
Профессиональный блок: использование теоретических знаний в практической работе; реализация индивидуального подхода; умение планировать и проводить различные виды деятельности; сформированность профессиональных качеств.
Результативный блок: мероприятия, организованные и проведенные
студентом.
Учебно-методическое и информационное обеспечение производственной практики
Основная литература
Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы : учеб. пособие для студ. вузов / Л. И. Акатов. - М. : ВЛАДОС, 2003 ; 2004. - 368 с. - (Учебное пособие для вузов). - ISBN 5-691-01094-8 [Гриф УМО]
Бодалев, А. А. Общая психодиагностика : учебник / А. А. Бодалев, В. В. Столин. - СПб. : Речь, 2003, 2004. - 440 с. - ISBN 5-9268-0015-3 [Гриф]
Государев, Н.А.Специальная психология : учеб. пособие / Н. А. Государев. - М. : Ось-89, 2008.
Крыжановская Л.М. Психолого-педагогическая реабилитация подростков: пособие для психологов и педагогов / Л. М. Крыжановская. - М. : ВЛАДОС, 2008. - 123 с. - (Библиотека психолога). - ISBN 978-5-691-01611-0
Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие человека от рождения до полной зрелости : учеб. пособие студ. для вузов / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. - М. : ТЦ Сфера, 2004; 2005. - 464 с. : табл. - ISBN 5-89144-162-4
Макартычева Г.И. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения / Г. И. Макартычева. - СПб. : Речь, 2008. - 192 с. - (Психологический тренинг). - ISBN 5-9268-0435-3
Начальное образование : психолого-педагогический практикум для студ. пед. вузов : учеб. пособие / под ред. Г. И. Вергелес, Л. А. Матвеевой. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М. : Высш. шк., 2008. - 230 с. : ил. - ISBN 978-5-06-005452-1
Обухова Л.Ф. Возрастная психология : учебник для студ. вузов по дисц. "Возрастная психология" / Л. Ф. Обухова. - М. : Юрайт, 2011 ; : МГППУ, 2011. - 460 с. : ил. - (Основы наук). - Библиогр. в конце глав. - ISBN 978-5-9916-1280-7(Юрайт). - ISBN 978-5-94051-045-1(МГППУ)[Гриф]
Основы специальной педагогики и психологии : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по пед. спец. (ОПД.Ф.03 - основы спец. педагогики и психологии) / Н. М. Трофимова [и др.]. - СПб. : Питер, 2006. - 304 с.: ил. - (Учебное пособие). - ISBN 5-469-00748-0 [Гриф УМО]
Практикум по психологии дошкольника : учеб. пособие для студ. высш. и сред. учеб. заведений / Г. А. Урунтаева. - М. : Академия, 2009
Психология человека от рождения до смерти : полный курс психологии развития : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / под ред. А. А. Реана. - 3-е изд. - СПб. : прайм-ЕВРОЗНАК ; М. : Олма-Пресс, 2005. - 416 с. : ил. - (Психологическая энциклопедия). - ISBN 5-93878-158-2[Гриф]
Психолого-педагогическая диагностика : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Тифлопедагогика", "Сурдопедагогика" [и др.] / И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамная, Т. А. Добровольская и др. ; под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2006. - 320 с. - (Высшее профессиональное образование). - ISBN 5-7695-3213-0 [Гриф МО]
Соколова Е.В. Психология детей с задержкой психического развития : [учеб. пособие] / Е. В. Соколова. - М. : ТЦ Сфера, 2009. - 320 с. - (Учебное пособие). - Библиогр.: с. 310-318 (189 назв.). - ISBN 978-5-9949-0100-7
Специальная педагогика : учеб. пособие для студ. пед. вузов / Л. И. Аксенова [и др.] ; под ред. Н. М. Назаровой. - Изд. 4-е, стер. - М. : Академия, 2004, 2005. - 400 с. - (Высшее профессиональное образование). [Гриф УМО]
Специальная психология : учебник для студ. пед. вузов, обуч. по дефектолог. спец. / [В. И. Лубовский, В. Г. Петрова, Т. В. Рогозина и др.] ; под ред. В. И. Лубовского. - 6-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2003, 2005, 2006, 2007, 2009 [Гриф]
Стребелева, Е. А. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего возраста и дошкольного возраста : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Тифлопедагогика" [и др.] / Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина. - М. : ВЛАДОС, 2008. - 143 с. - (Коррекционная педагогика). - ISBN 978-5-691-01618-9 [Гриф]
Усанова О.Н. Специальная психология : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / О. Н. Усанова. - СПб. : Питер, 2006 [Гриф]
Шаповаленко, И. В.Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) : учебник для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / И. В. Шаповаленко. - М. : Гардарики, 2007. - 349 с. - (Psychologia universalis). - ISBN 5-8297-0176-6 [Гриф УМО
Шевандрин, Н. И.Психодиагностика, коррекция и развитие личности : учебник для вузов / Н. И. Шевандрин. - 2-е изд. - М. : ВЛАДОС, 2001. - 512 с. : ил.
Дополнительная литература
Байярд, Р.Ваш беспокойный подросток : практ.руководство для отчаявшихся родителей / Р. Байярд, Д. Байярд ; Научно-внедренческая лаборатория психопедагогики образования. - М. : Фонд"Мир" : Академический Проект, 2003. - 208 с. - (Руководство практического психолога). - ISBN 5-8291-0340-0
Белкина, В. Н.Психология раннего и дошкольного детства : учеб. пособие для студ. вузов / В. Н. Белкина. - М. : Академический Проект : Гаудеамус, 2005
Вальдес Одриосола М. С. Арттерапия в работе с подростками : психотерапевт. виды худож. деятельности : метод. пособие / Вальдес Одриосола М. С. - М. : ВЛАДОС, 2005. - 63 с. : ил., 16 с. цв. ил. - (Развитие и коррекция). - ISBN 5-691-01428-5
Венгер А. Л. Психологическое обследование младших школьников / А. Л. Венгер, Г. А. Цукерман. - М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. - 159 с. : ил. - (Библиотека школьного психолога). - ISBN 5-305-00017-3.
Волков Б. С.Психология подростка : учеб. пособие для вузов / Б. С. Волков. - М. : Академ. Проект : Гаудеамус, 2005. - 208 с. - (Gaudeamus). - ISBN 5-8291-0567-5.
Волков, Б. С.Психология младшего школьника : учеб. пособие для вузов / Б. С. Волков. - М. : Академический Проект : Альма Матер, 2005.
Детская практическая психология : учебник для вузов / под ред. Т.Д. Марцинковской. - М. : Гардарики,2004, 2005. [Гриф]
Защиринская О.В. Психология детей с задержкой психического развития : учеб. пособие : хрестоматия / О. В. Защиринская. - Изд. 2-е, испр. и доп. - СПб. : Речь, 2007. - 168 с. - Библиогр.: с.163-165. - ISBN 5-9268-0630-5
Колесов Д.В. Современный подросток. Взросление и пол : учеб. пособие / Д. В. Колесов ; РАО, Моск. психол.-соц. ин-т. - М. : Флинта, 2003. - 200 с. - (Педагогическая сексология). - ISBN 5-89502-363-0
Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками : Учеб.пособие для студ.,обуч.по психолог.спец. / А. Г. Лидерс. - М. : Академия, 2003. - 256 с. - (Высшее образование). - ISBN 5-7695-0653-9
Младший школьник. Развитие познавательных способностей : пособие для учителя / И. В. Дубровина [и др.] ; под ред. И. В. Дубровиной. - М. : Просвещение, 2003. - 208 с. - (Психологическая наука - школе). - ISBN 5-09-011640-7[Гриф МО]
Мухина, В. С.Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество : учебник для вузов / В. С. Мухина. - 7-е изд., стер. - М. : Академия, 2003.
Психология дошкольника : хрестоматия : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / сост. Г. А. Урунтаева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Академия, 2000.
Психология подростка : практикум : тесты, методики для психологов, педагогов, родителей / под ред. А. А. Реана. - СПб. : прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 128 с. - (Мэтры психологии). - ISBN 5-93878-017-9.
Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста : учеб. пособие для студ. и аспирантов психолог. фак., а также слушателей курсов психолог. дисциплин на гуманит. фак. вузов РФ / Ф. Райс ; пер. с англ. Н. Мальгиной и др. ; под общ. ред. А. А. Реана. - 8-е изд., междунар. - СПб. : Питер, 2000. - 616 с. : ил. - (Мастера психологии). - ISBN 5-88782-416-6
Руководство практического психолога. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы : метод. пособие для детских практ. психологов учреждений образования / [И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Т. В. Вохмянина и др.] ; под ред. И. В. Дубровиной. - 4-е изд., стер. - М. : Академия, 2000. - 160 с. - ISBN 5-7695-0503-6
Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции : учеб. пособие / Л. М. Семенюк ; РАО, Моск. психол.-соц. ин-т. - 2-е изд. - М. : Флинта, 2003. - 96 с. - (Библиотека школьного психолога). - ISBN 5-89502-041-0
Смирнова Е. О. Детская психология : учебник для студ. пед. вузов, обуч. по спец. "Дошк. педагогика и психология" / Е. О. Смирнова. - М. : ВЛАДОС, 2006. - 366 с. - (Учебник для вузов). - ISBN 5-691-00893-5[Гриф]
Степанов, В. Г. Психология трудных школьников : учеб. пособие для вузов / В. Г. Степанов. - 7-е изд., перераб. и доп. - М. : Трикста : Академический Проект, 2004.
Хухлаева О. В. Как сохранить психологическое здоровье подростков (пособие для школы) / О. В. Хухлаева ; отв. ред. М. А. Ушакова. - М. : Сентябрь, 2003. - 176 с. - (Библиотека журнала "Директор школы" ; вып. 5). - ISBN 5-88753-064-2
Хухлаева, О. В. Психология подростка : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 031000 -"Педагогика и психология" / О. В. Хухлаева. - М. : Академия, 2004. [Гриф]
Программное обеспечение и Интернет-ресурсы
www.ikprao.ru www.mon.gov.ru www.edu.ru www.gnpbu.ru http://mbttc.mtuci2.ru http://library.auca.kg http://www.e-teaching.ru http://www.ict.edu.ru http://www.aacap.org http://www.dec-sped.org http://www.downsideup.org http://www.logoped.org http://www.pedlib.ru
http://www.defectology.ru
http://www.potential.org.ru
http://www.portal.lgo.ru
http://www.school. edu.ru
http://www.4stupeni.ru/
http://www.uroki.net/
http://www.schoolpress.ru 11. Материально-техническое обеспечение производственной практики
При реализации программы преддипломной практики студенты пользуются материально-технической базой Мурманского государственного гуманитарного университета и образовательного учреждения, на базе которого проходит практика, библиотечным фондом МГГУ. Материально-техническая база соответствует действующим санитарно-техническим и противопожарным нормам, требованиям техники безопасности.
Минимально необходимый для реализации преддипломной практики перечень материально-технического обеспечения включает:
лекционные аудитории;
учебные аудитории, оборудованные мультимедийными демонстративными комплексами;
компьютерными классами с возможностью выхода в глобальные поисковые системы.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и примерной основной образовательной программы (ООП) ВПО по направлению и профилю подготовки. |