ПРОГРАММА
КУРСА «АБВГДейка» МАОУ СОШ №3
Пояснительная записка
Программа курса «АБВГДейка» составлена на основе программы Мищенковой Л.В. «Занятия для будущих первоклассников» , М.:Издательство РОСТ, 2012.
Программа является пропедевтической для дальнейшего обучения в школе.
Режим работы
Курс ведётся в течение 2 месяцев,
2 раза в неделю, по 2урока в день,
продолжительность урока 30 минут,
продолжительность перемены 10 минут.
Курс «АБВГДейка» создан для того, чтобы на пороге школы, в промежутке между дошкольным и школьным детством, помочь ребёнку построить содержательный образ «настоящего школьника». Этот курс носит принципиально промежуточный характер, соответствующий самоощущению ребёнка, который уже не дошкольник, но ещё и не школьник. Занятия, поданные в игровой форме, способствуют непринужденной коррекции и развитию умственных качеств ребенка, формированию общеинтеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию познавательных способностей и в конечном итоге- достижению хороших результатов в учебе.
Цели курса «АБВГДейка»:
психологическая адаптация детей;
знакомство с основными школьными правилами;
привитие навыков индивидуальной, парной и коллективной работы;
обучение элементарным приёмам обратной связи;
развитие внимания, памяти, мышления, воображения;
Пояснительная записка
Начало школьного обучения - закономерный этап на жизненном пути ребёнка: каждый дошкольник, достигая определённого возраста, идёт в школу.
Старший дошкольный возраст - период активного развития и становления познавательной деятельности. Изменения, происходящие в детском сознании, приводят к тому, что к концу дошкольного возраста ребёнок становится готовым к принятию новой для него социальной роли школьника, усвоению новой (учебной) деятельности и системы конкретных и обобщённых знаний. Иными словами, у него формируется психологическая и личностная готовность к систематическому школьному обучению. Следует подчеркнуть, что эти важные для дальнейшего развития изменения психики ребёнка не происходят сами по себе, а являются результатом целенаправленного педагогического воздействия.
Возросло количество детей, для которых процесс адаптации к условиям школьной жизни проходит сложно. В дальнейшем недостаточная готовность детей к школе проявляется в заземленном формировании соответствующих возрасту элементов учебной деятельности.
Таким образом, необходима комплексная коррекционно-развивающая работа с детьми, направленная на развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы, мелкой моторики.
Это послужило поводом для создания данной программы “Скоро в школу”.
Цель программы:
Создание психологически благоприятных условий для подготовки детей дошкольного возраста к единому школьному старту.
Задачи программы:
Способствовать созданию условий для позитивного настроя и снятия эмоционального напряжения.
Развивать произвольный компонент психических функций: восприятие, внимание, память, мышление, воображение, коммуникативные навыки за счет развития и укрепления волевых качеств личности.
Способствовать повышению познавательного интереса.
Развивать мелкую моторику рук.
Формировать у детей исходный уровень познавательной мотивации.
Организовать просветительскую работу с родителями и педагогами ДОУ.
Виды контроля:
постоянное наблюдение за деятельностью детей на занятиях
рефлексия.
Цель контроля: выявление уровня готовности детей к школьному обучению и последующая корректировка заданий программы.
Календарно-тематическое планирование занятий
-
№п\п
| Раздел 1. Дети
| Содержание.
| Задачи
| Литература.
|
| Тематика
|
|
|
| 1
| Здравствуй, друг!
| Упражнение «Это Я!»
Задания «Догадайся», «Глаз фотограф»
| -Способствовать психическому и личностному росту детей.
-Продолжать формировать положительное отношение к своему «Я» и к «Я» других детей.
- Развитие памяти, внимания, мышления.
| Фесюкова Л.Б., Гехт А.Э. Хочу быть предприимчивым. Рабочая тетрадь (стр. 5)
Мищенкова Л.В. Рабочая тетрадь (Ч.1) (стр.2-3)
| 2
| Путешествие с Клеточкой!
| Упражнение «Электронная муха»
Упражнение «Живая клеточка»
Задание «Чудо узоры»
| - Развитие умений ориентации в пространстве, на листе.
-Развитие мышления и внимания.
-Эмоциональный комфорт.
| Голубь В.Т. Графические диктанты.
| 3
| Клетчатая страна
| Упражнение «Графический диктант» (замок)
Игра «У кого больше клеточек»
Игра «Разные клетки»
Физ.минутка «Клетка, клетка»
| -Продолжать знакомить детей с клеткой;
-Ориентация на листе в клеточку.
-Повторение понятий «большой, маленький» на примере клеток.
-Развитие графических умений.
| Голубь В.Т. Графические диктанты
| 4
| Чему учат в школе?
| Задания «Продолжи», «Найди предмет на рисунке», «Фантазеры»
| -Формирование мотивационной готовности к школе
-Развитие мышления, воображения.
| Мищенкова Л.В. Рабочая тетрадь (Ч.1) (стр. 4-6)
| 5
| Про звонок и про урок
| Задания «Клетка», «Глаз-фотограф».
Психологическая разгрузка «1,2,3»
Тренинговое упражнение «Что такое тетрадь?»
| -Формирование мотивационной готовности к школе
-Развитие графических умений.
-Развитие мышления.
| Мищенкова Л.В. Рабочая тетрадь (Ч.1)(стр. 7-8)
| 6
| Умная сказка
| Задания «Соедини линией», «Рисуем по клеточкам», «Танграм», «Запомни и повтори».
Игра «Отвечай быстро»,
Психологическая разгрузка «Букву М..»
| -Развитие графических умений.
-Развитие внимания, логического мышления.
- Ориентация на листе в клетку.
| Мищенкова Л.В. Рабочая тетрадь (Ч.1)(стр. 36-37)
| 7
| Страна «Воображалка»
| Задания «Где правда?», «Придумай небылицу», «Подходящее слово»
Графический диктант «Собака» (рис.54)
Игра «Чудо-дерево»
| -Развитие творческого воображения.
-Развитие графических умений и ориентация на листе в клетку.
- Развитие внимания.
| Мищенкова Л.В. Рабочая тетрадь (Ч.2)(стр.2-5)
Голубь В.Т. Графические диктанты
| 8
| В гостях у Василисы Премудрой
| Задания «Работа с палочками», «Группируем предметы», «Догадайся»
Графический диктант «Кошка» (рис.60)
| -Развитие логического мышления.
-Развитие мелкой моторики.
-Эмоциональный комфорт.
| Мищенкова Л.В. Рабочая тетрадь (Ч.2)(стр. 6-8)
Голубь В.Т. Графические диктанты (стр. 59)
| 9
| Лабиринты в клеточку
| Задание «Деревья»
Графическое задание «Электронная муха». (Самим придумать)
| Развитие логического мышления.
-Развитие графических умений.
- Ориентация на листе в клетку.
| Голубь В.Т. Графические диктанты (стр. 109)
| 10
| Геометрические истории
| Задания «Точки в квадрате», «Рисуем по точкам», «Линии», «Дорисуй», «Знакомство с углами»,
«Пересечение линий»
Креативное задание «Отгадай сказки»
| - Формирование элементарных геометрических представлений.
- Развитие графических умений.
- Развитие логического мышления.
| Мищенкова Л.В. Рабочая тетрадь (Ч.2) (стр.49-51)
| 11
| Линейка-чудодейка
| Задания «Соедини», «Раздели», «Начерти».
| - Отрабатывать навыки работы с линейкой.
-Развитие графических умений.
|
| 12
| Задания - ловушки
| Игры «Вы поедете на бал», «Делай как я», «Ловушка, «Повтори, дополни, отличись», «Третий лишний»
Аукцион загадок.
| - Учить детей самостоятельно принимать решения;
-Развивать произвольную рефлексию
-Эмоциональный комфорт.
| Интегрированный курс подготовки дошкольников к школе.\ Авт.сост. Н.А.Завьялова и др. (стр.34-35)
| 13
| Внимание
| Задания «Репка», «Теремок»
Графический диктант «Жук»
Креативное задание «Вершки и корешки»
| -Закреплений представлений об упорядоченной последовательности.
-Припоминание на основе сказочного сюжета порядковых числительных.
-Развитие логического мышления.
-Эмоциональный комфорт.
| Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Школа Внимания. (стр. 16-17)
Голубь В.Т. Графические диктанты (стр. 94)
| 14
| Внимание
| Задания «Рисунки слона», «Большие дома»
Игра «Третий лишний»
Креативное задание «Общее название»
| -Упорядочивание представлений о цифровом ряде.
- Перенос в реальную практику умений, отрабатываемых на занятиях.
-Развитие логического мышления.
| Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Школа Внимания. (стр. 17-18)
Интегрированный курс подготовки дошкольников к школе.\ Авт.сост. Н.А.Завьялова и др. (стр.35)
| 15
| Внимание
| Задания «Лестница», «Домики»
Графический диктант «Гриб» (рис. 106)
Креативное задание «Домики»
| - Актуализация прямого и обратного рядов как подряд, так и изобразительно с заданного числа.
-Тренировка зрительного внимания.
-Развитие графических умений.
- Развитие логического мышления.
-Эмоциональный комфорт.
| Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Школа Внимания. (стр. 19)
Голубь В.Т. Графические диктанты (стр. 104)
| 16
| Внимание
| Задания «Лестница», «Домики»
Графический диктант «Гриб» (рис. 106)
Креативное задание «Домики»
| - Актуализация прямого и обратного рядов как подряд, так и изобразительно с заданного числа.
-Тренировка зрительного внимания.
-Развитие графических умений.
- Развитие логического мышления.
-Эмоциональный комфорт.
| Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Школа Внимания. (стр. 19)
Голубь В.Т. Графические диктанты (стр. 104)
| Предполагаемый положительный результат:
Повышение уровня развития произвольного компонента психических функций: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, коммуникативных навыков за счет развития и укрепления волевых качеств личности; повышение познавательного интереса; формирование у детей исходного уровня познавательной мотивации.
Список литературы
Голубь В.Т. Графические диктанты: Пособие для занятий с детьми 5-7 лет. – М.: ВАКО, 2009. – 144 с.
Интегрированный курс подготовки дошкольников к школе.\ авт.-сост. Н.А.Завьялова и др. – 2-е изд. Стереотип. – Волгоград: Учитель, 2009. – 190 с.
Мищенкова Л.В. 36 занятий для будущих отличников: Рабочая тетрадь для дошкольников, часть 1 / Л.В. Мищенкова. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 56 с.
Мищенкова Л.В. 36 занятий для будущих отличников: Рабочая тетрадь для дошкольников, часть 2 / Л.В. Мищенкова. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 56 с.
Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Школа Внимания. Методика развития и коррекция внимания у детей 5-7 лет: Методическое пособие. – М.: Теревинф, 2004. – 47 с.
|