Скачать 357.87 Kb.
|
Цель дисциплины: подготовить студентов к работе по половому воспитанию детей с нормой развития и имеющими отклонения в развитии, как в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, так и общеобразовательных школах и дошкольных учреждениях, учреждениях системы здравоохранения и социальной защиты населения. Организационно-педагогическая цель курса: создание условий для формирования элементарных знаний в области полового воспитания и просвещения как основы здорового образа жизни. Задачи дисциплины: -раскрыть биологические, психолого-педагогические, методические и нравственные аспекты проблемы полового воспитания; -повысить теоретическую и практическую подготовку студентов-дефектологов в вопросах полового воспитания и просвещения; -повысить уровень знаний студентов в вопросе полового просвещения для дальнейшего использования в повседневной жизни и педагогической деятельности; -показать закономерности нормального и нарушенного психосексуального и соматосексуального развития детей; -познакомить студентов с основными видами нарушений сексуального поведения детей и подростков; -познакомить студентов с содержанием, целями, задачами, формами и методами полового воспитания детей и подростков с нормой развития и имеющими ограниченные возможности здоровья; -познакомить с организацией полового воспитания в России и за рубежом в общеобразовательных и специализированных школах. В результате изучения дисциплины «Половое воспитание» студенты должны знать: -основные категории полового воспитания (внутриутробное развитие, половое созревание, подростковый кризис, оплодотворение, репродуктивная система человека и т.д.); -основные виды нарушений психосексуального и соматосексуального развития и нарушения сексуального поведения; -основные темы содержания полового воспитания, цели, задачи, принципы его построения и формы и методы его реализации. Студенты должны уметь: -работать с детьми в направлении полового просвещения; -выявлять психофизические особенности деятельности детей и грамотно проводить организацию полового просвещения -составлять тематические планы уроков с элементами полового воспитания опираясь на основные принципы полового просвещения. Принципы отбора содержания и структурирования учебного курса 1)хронологический принцип позволяет рассматривать половое воспитание как многомерное, развивающееся явление, имеющее сложную структуру и разнообразные формы взаимодействия с социумом; 2)принцип историзма предполагает рассмотрение педагогических фактов, явлений и событий в определенный исторический период; 3)принцип ретроспективизма рассматривает значимость имеющегося историко-педагогического наследия для решения современных проблем полового воспитания и просвещения; 4)принцип целостности ориентирует рассмотрение проблемы полового воспитания в единстве с общими тенденциями развития мировой культуры и человеческой цивилизации; 5)принцип вариативности допускает внесение определенной авторской коррекции в представленный курс в соответствии с собственной концептуальной моделью; 6)принцип уровневой дифференциации позволяет освоить содержание курса на нескольких уровнях, определяемых активностью и самостоятельностью студентов при выполнении тестовых заданий. Содержание учебного курса строится на основе целостного рассмотрения полового воспитания в русле универсальной общечеловеческой культуры. Предлагаемая программа ориентирована на цивилизованный подход, позволяющий определить как общие тенденции мировой педагогики в половом воспитании, так и национальные. Одновременно с чтением лекций предполагается проводить семинарские занятия, ориентированные на развитие активности и самостоятельности студентов при выполнении типовых занятий по предложенной тематике. Темы для самостоятельного изучения.
1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. 1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1 Тема: Пути и принципы полового воспитания План:
Вопросы для коллективного обсуждения
Задания для самостоятельной работы
Литература: Основная: 1.Половое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья : прогр. учеб. дисциплины и метод. рекомендации к организации самостоятельной работы по изучению курса : для студ. дефектолог. спец. очной формы обучения / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; сост. В. В. Демяшина. - Мурманск : МГПУ, 2005. - 60 с. - ISBN нет : 16-55. 2.Половое воспитание детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья : учеб.-метод. пособие в схемах и таблицах для студ. дефектол. спец. очной и заочной форм обучения / М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. гуманит. ун-т ; [авт.-сост. В. В. Демяшина]. - Мурманск : МГГУ, 2012. - 52 с. - ISBN нет : 30-35. 3.Андреева С. В. Половое воспитание детей и подростков с тяжелыми нарушениями развития / Андреева С. В.// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2011. - № 5. - С. 40-43. 4. Платонова А. А. Половое воспитание и подготовка к семейной жизни воспитанников детских домов и школ-интернатов / Платонова А. А.// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. . - 2001.-№4.. - с.31-47. 5.Абдрашитова А. В. Половое воспитание дошкольников / Абдрашитова А. В.// Дошкольная педагогика. - 2009. - № 3. - С. 12-18. Дополнительная: 1.Орлов Ю. М. Половое развитие и воспитание : кн. для учителя / Орлов Ю. М. - М. :Просвещение, 1993. - 237 с. - (Психологическая наука - школе). - 85-00. 2.Ивченкова Н. П. Установки подростков по отношению к началу половой жизни / Ивченкова Н. П., Ефимова А. В., Аккузна О. П.// Вопросы психологии.. - 2001.-№ 3.. - С.49-57. 3.Зайцев Г. К. Половое воспитание подростков: ценностное отношение к здоровью / Зайцев Г. К., Зайцев А. Г., Хаптанова Т. Г. // Вопросы психологии.. - 2002.-№ 3.. - С.33-40. 4.Лявшина Г.Х. Сексуальное воспитание детей и подростков.- СПб.: «Издательство «Диля»,2003.-128с. 5.Половое воспитание: учебник для высших учебных заведений.- Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 2001.-320с., с илл. 6.Каган В.Е. Воспитателю о сексологии. -М.: Педагогика,1991.-225с.:илл. 7.Собкин В., Кузнецова Н. Половое воспитание школьников и модели агрессивного поведения на ТВ// Народное образование.-1999-№ 7-8, с.250-255. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2 Тема: Сексуальные злоупотребления в отношении детей и подростков План:
Вопросы для коллективного обсуждения Вопросы для коллективного обсуждения
Задания для самостоятельной работы
Литература: Основная: 1.Половое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья : прогр. учеб. дисциплины и метод. рекомендации к организации самостоятельной работы по изучению курса : для студ. дефектолог. спец. очной формы обучения / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; сост. В. В. Демяшина. - Мурманск : МГПУ, 2005. - 60 с. - ISBN нет : 16-55. 2.Половое воспитание детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья : учеб.-метод. пособие в схемах и таблицах для студ. дефектол. спец. очной и заочной форм обучения / М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. гуманит. ун-т ; [авт.-сост. В. В. Демяшина]. - Мурманск : МГГУ, 2012. - 52 с. - ISBN нет : 30-35. 3.Андреева С. В. Половое воспитание детей и подростков с тяжелыми нарушениями развития / Андреева С. В.// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2011. - № 5. - С. 40-43. 4. Абдрашитова А. В. Половое воспитание дошкольников / Абдрашитова А. В.// Дошкольная педагогика. - 2009. - № 3. - С. 12-18. 5.Статьи уголовного кодекса Российской Федерации №№121,122,131,132,134,240,241,242. 6.Статьи Конвенции по правам ребенка , часть 1,№№ 2,6,9,11,16,19,23,24,32,36. Дополнительная: 1.Платонова А. А. Половое воспитание и подготовка к семейной жизни воспитанников детских домов и школ-интернатов / Платонова А. А.// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. . - 2001.-№4.. - с.31-47. 2.Руководство по предупреждению насилия над детьми : учеб. изд. для психологов, дет. психиатров, психотерапевтов, студ. пед. вузов / гл. ред., сост., предисл., послесл. Н. К. Асановой; Ин-т дет. психотерапии и психоанализа, Акад. гуманит. исслед. - М. : ВЛАДОС, 1997. - 504 с. - ISBN 5-691-00051-9 : 33-60;30-00. 3.Медведева И. Я.Прощание с детством, или Эбьюз нерушимый : [сексуальное насилие над детьми] / Медведева И. Я., Шишова Т. Л.// Дитя человеческое. - 2005. - №1. - С. 18 - 25. 4.Власова Л. С.Психологическая реабилитация последствий физического и сексуального насилия методами НЛП / Власова Л. С.// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2008. - № 4. - С. 46-50. 5.Лявшина Г.Х. Сексуальное воспитание детей и подростков.- СПб.: «Издательство «Диля»,2003.-128с. 6.Половое воспитание: учебник для высших учебных заведений.- Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 2001.-320с., с илл. 7..Кон И.С. Совращение детей и сексуальное насилие // Педагогика, 1998-№5, с.58-66. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №3 |