Скачать 3.69 Mb.
|
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Республики Коми «Коми республиканский институт развития образования» Информационные материалы по профориентационной работе по направлению подготовки отрасли «Педагогика» г. Сыктывкар 2012 г. Перечень профессий
и коррекционно-развивающим образованием
Центр организационно-методического сопровождения модернизации профессионального образования ГАОУ ДПО (пк) С РК «Коми республиканский институт развития образования» Введение Путь в тысячу миль начинается с первого шага. Конфуций. Воспитание есть воздействие на сердца тех, кого мы воспитываем. Л.Н. Толстой Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь. В.О. Ключевский Возникновение педагогической профессии имеет объективные основания. Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему поколению, вынуждено было начинать сначала, без творческого освоения и использования того опыта, который оно получило в наследство. С момента возникновения педагогической профессии за учителями закрепилась, прежде всего, воспитательная функция. Учитель - это воспитатель, наставник. В этом его гражданское и человеческое предназначение. Для более глубокого проникновения в суть педагогической профессии следует обратиться к этимологии слова «педагог». В Древней Греции педагогом называли раба, который в буквальном смысле слова брал за руку ребенка своего господина и сопровождал его в школу. Постепенно слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни», т.е. воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие. Согласно словарю иностранных слов «педагог» (греч. paidagogos - pais (paidos) - дитя + ago - веду, воспитываю) употребляется как обобщенное название профессий, связанных с обучением и воспитанием, прежде всего детей и молодежи, - воспитателя, учителя, преподавателя. По мере усложнения процессов общественного производства, развития способов познания и стремительного роста научных знаний в обществе появилась потребность в специальной передаче знаний, умений и навыков. Вот почему из области "чистого" воспитания в педагогической профессии выделилась относительно самостоятельная функция - обучающая. Известно, что первопричина возникновения всех научных отраслей - жизнь. Наступило время, когда образование стало играть весьма заметную роль в жизни людей. Обнаружилось, что общество прогрессирует быстрее или медленнее в зависимости от того, как в нем поставлено воспитание подрастающих поколений. Появилась потребность в обобщении опыта воспитания, в создании специальных учебно-воспитательных учреждений для подготовки молодежи к жизни. Великие педагоги прошлого
Важнейшими принципами педагогического образования являются: обращенность к общечеловеческим ценностям, обращенность к педагогической культуре, обращенность к детям, школе, обращенность к индивидуальности, творческому потенциалу учащегося. Социальная значимость профессии в обществе Зачем водить детей в детский сад, зачем школьникам осваивать множество предметов, которые не все потом пригодятся? Ответ прост. Грамотным считается человек, который эрудирован практически по любому предмету дискуссии. Только тот, кто много читает, умеет анализировать, связывать историю и настоящее, может достигнуть в жизни поставленных целей. Педагоги делают весомый вклад в будущего каждого человека. Одни принимают их учение как подарок, другие – как наказание. Развитие педагогики в Республике Коми Первое духовное училище было открыто 24 августа 1872 г. по решению Священного Синода (напомним, до этого, в 1871 сгорело здание духовного училища в Яренске и затем принято решение просить о переводе училища в Усть-Сысольск). Курс обучения составлял 4 года. Изучались: Закон Божий, церковный устав, священная история, православный катехизис, русский, церковнославянский, греческий и латинский языки и др. предметы. Учились в основном дети священнослужителей. Обучение было платным. Обучение велось на русском языке. Вначале преподавателями училища были выпускники Вологодской духовной семинарии, затем Московской и Казанской духовных академий, многие из которых имели степень кандидата богословия, что предопределяло высокое качество обучения. В октябре 1890 г. училище получило новое каменное двухэтажное здание (проект вологодского архитектора Фёдорова) по Набережной (ныне Кирова) улице. В конце октября 1917 училище прекратило свою работу. С января 1932 г. в этом здании был открыт КГПИ (Коми Государственный Педагогический Институт) — первое высшее учебное заведение в Коми АССР. Официальное открытие Коми Государственного педагогического института (КГПИ) открытие состоялось 21 февраля 1932 года. На торжественном собрании присутствовало 12 преподавателей и 120 студентов. Создание первого высшего учебного заведения имело большое значение не только для подготовки квалифицированных учительских кадров, подъёма грамотности и культуры населения, но и для развития всех сфер общественной жизни Коми края. За 1932—2009 годы подготовлено около 30 тысяч специалистов. Многие из них стали видными государственными и общественными деятелями, писателями, поэтами, журналистами. Выпускники института успешно работают в вузах, научных учреждениях, основная же часть питомцев — учителя. Среди них немало подлинных мастеров педагогического труда. В разное время закончили КГПИ более 1200 заслуженных учителей, отличников просвещения, свыше 600 выпускников награждены орденами и медалями, за достигнутые успехи в подготовке кадров в 1981, институт награждён орденом «Знак Почета». В Республике Коми немало педагогов, которые внесли значительный вклад в развитие педагогической профессии. Вот некоторые из них:
Это лишь немногие имена, и если вы хотите больше узнать о людях, составляющих славу педагогического сообщества Республики Коми, то вам сюда: http://www.kgpi.ru/index.php/book-worship#/page/1 Массовость и уникальность профессии В зависимости от того, где будет работать педагог, зависят и требования. Везде приветствуется опыт работы с детьми, а вот высшее педагогическое образование сегодня из-за нехватки кадров в детских садах с воспитателей не требуют. Для того, чтобы работать учителем в школе, нужно иметь высшее профильное образование и предметные знания. Риски профессии Сама работа педагога положительная и позитивная. Постоянное общение с детьми, которые как губки впитывают новую информацию, подготовка к конкурсам и различным мероприятиям. Единственный минус — это низкий заработок, поэтому вчерашние выпускники не хотят идти работать в школу (особенно мужчины). Но время не стоит на месте, и сегодня Правительством России принимается немало мер для повышения статуса педагогической профессии. Это и повышение заработной платы, и проведение профессиональных конкурсов, и создание благоприятных жилищных условий для выпускников. Возможно, именно сегодняшние ученики смогут быть свидетелями того, что профессия педагога снова будет самой престижной среди других профессий. Почему? Потому что педагоги являют собой образ высокой морали и нравственности, являясь примером для своих учеников и поколения в целом, а значит, и нашего будущего. Заболевания, препятствующие осуществлению педагогической деятельности Пока не существует федерального закона, устанавливающий перечень медицинских показаний, препятствующих осуществлению педагогической деятельности. На практике, к работе с детьми, не допускаются люди, имеющие острые и хронические заразные заболевания, н-р, туберкулез, сифилис или СПИД. Также не допускаются к работе с детьми лица, имеющие затяжные или хронические психические расстройства, с тяжелыми, стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями. http://www.pravo.vuzlib.org/book_z023_page_72.html Система педагогических наук В результате развития науки, техники и культуры происходят разделение знаний и специализация наук. В педагогической науке процесс специализации и разделения проявляется особенно заметно. Основные "ветви" древа педагогической науки следующие: |