Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 83.95 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации20.02.2014
Размер83.95 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
Вязанкина Г.Н.

г. Калининград

учитель начальных классов МОУ СОШ №45
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Проблема сбережения здоровья школьников в последнее время стоит очень остро. Из года в год мы наблюдаем, что в школы поступает все больше детей с ослабленным здоровьем. В этом году я начала учить первый класс. Из двадцати восьми человек только двое имеют первую группу здоровья, т.е. практически здоровы.

Появилось много интересных нетрадиционных программ, современных образовательных технологий, многие учителя успешно их применяют. Часто это приводит к увеличению плотности современного урока, повышению уровня его содержания. Объем материала настолько велик, что урок проходит «на одном дыхании». Это ведет к большим физическим, умственным и эмоциональным перегрузкам детей, особенно младших школьников.

И, конечно, если не решать проблемы сбережения здоровья детей помимо традиционного пути неукоснительного соблюдения общих санитарно-гигиенических требований, прописанных в нормативных документах о школе, то уже при выходе из начальной школы состояние здоровья детей будет только ухудшаться, что и подтверждает медицинская статистика.

Мысль о том, что надо что-то делать – находить пути, позволяющие не только качественно учить, но и одновременно сберегать здоровье детей – появилась не в этом году, а уже более десяти лет назад, когда я обучала детей по интересной, но сложной нетрадиционной программе развивающего обучения по системе Эльконина и Давыдова.

Тогда началось наше сотрудничество со школьным психологом Галиной Вадимовной Буговой. Она предложила мне познакомиться со здоровьесберегающей технологией Базарного В.Ф. , основная суть которой состоит в преодолении сенсо-моторного закрепощения школьников (Базарный В.Ф. «Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде»). Мы ввели факультативный курс психологической разгрузки, занимались ароматерапией и цветотерапией. Стали активно применять упражнения из гимнастики «Брейн-Джим» - комплекс упражнений, разработанный американскими дефектологами Паулем и Дейлом Деннисонами, направленный на улучшение работы познавательных систем головного мозга. И вот на протяжении последних семи лет работы у нас сложилась некоторая система в работе по сбережению здоровья, которую я теперь регулярно использую в своей практике.

Мы постоянно наблюдаем за результатами нашей работы и пришли к выводу, что в учебном процессе можно проводить мероприятия, которые позволяют одновременно решать и учебные задачи, и задачи по сбережению здоровья школьников.
Однако того, что учитель и психолог увидели проблему и пытаются ее решить, явно недостаточно. Чтобы получить результат, нужны надежные союзники в лице родителей и самих учеников. Неслучайно на протяжении всех лет обучения в начальной школе большое колличество бесед с детьми и родителями, классных часов, родительских собраний были посвящены проблемам охраны и сбережения здоровья.

Поэтому в классе есть и люстра Чижевского, ионизирующая воздух, и ковер, на котором дети на перемене могут лечь и просто поваляться. И если идет эпидемия гриппа, у всех детей появляются «медальоны» с чесноком, и родители принимают активное участие в проведении профилактических мер. Дети ежедневно приносят с собою качественную питьевую воду, потому что они и их родители знают о значении поддержания водного баланса в организме. Родители не оказываются «в стороне» при проведении проектно-исследовательской деятельности в данном направлении, проводимой в преддверии перехода учащихся в среднее звено школы.

Ценность здоровья ребенка, необходимость его сохранения и укрепления должна осознаваться каждым звеном цепи: Учитель( психолог) – ученик – родитель.
Итак, какие приемы здоровьесберегающих технологий, на мой взгляд, наиболее приемлемы и эффективны в условиях традиционной начальной школы.


  1. Питье воды.

Дети заметили, что работая на уроке, они устают, и им хочется пить. Они узнали, какая нужна вода и как нужно пить воду. Теперь на парте каждого ребенка в течении всего учебного дня стоит маленькая бутылочка качественной питьевой воды. Ребенок пьет воду в тот момент, когда у него возникает в том потребность , пьет при этом не залпом и до дна, а делает 1-2 глотка. Таким образом за учебный день ребенок выпивает неболее одного стакана воды. Иногда я сама предлагаю детям выпить пару глотков воды, зная, что им предстоит работа, требующая особых умственных усилий.

Пите воды помогает не только поддерживать водный баланс в организме, но и снимать напряжение и усталость. Через несколько дней момент питья воды перестает быть отвлекающим фактором, ведь это делают все.
2.Утренняя зарядка(7-10 минут).

Это то, с чего начинается каждый учебный день. В комплексы утренней зарядки включаются как традиционные упражнения на различные группы мышц, так и упражнения из гимнастики «Брейн-Джим», пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз.
3. Упражнения - «ориентировки».

Они очень хорошо вписываются в структуру уроков и позволяют решать много задач одновременно: развитие пространственных ориентировок и зрительно-моторной координации, внимания, повышения двигательной активности и включения в учебную деятельность.

Например: 1 класс, работа с числовым рядом. На доске числовой ряд 123456 8910. Дети замечают, что числовой ряд «неправильный», пропущено число. Детям предлагается отыскать «спрятавшиеся» цифры. ( Заранее, до прихода детей, в разных местах класса размещаются карточки с цифрами. Дети встают со своих мест и отыскивают карточки, приносят их учителю, но оказывается, что среди них нет нужной цифры. И наконец кто-то видит, что нужная цифра есть в записи числа на доске «27 сентября». После того, как число семь заняло свое место в ряду, дети выполняют задание с опорой на числовой ряд.
Другой вариант упражнения на развитие ориентировок. В разных местах класса объемные игрушки, картинки с изображением животных. Дети сидят на своих местах. Прошу показать, где в классе медведь. Дети, поворачиваясь в ту сторону, где находится игрушка, указывают пальцем, при этом не вставая с места. Т.е. дети выполняют упражнение для снятия утомления с туловища. Наконец, прошу показать, где находится барсук. Дети в замешательстве поворачиваются в разные стороны, но ни игрушки, ни изображения барсука не находят. И только один учащийся замечает, что прямо перед классом на доске, причем уже несколько дней, висит табличка со словом «барсук». Далее следует работа по ходу урока со словарным словом «барсук».
Содержанием упражнений-«ориентировок» может быть самым разнообразным: можно искать буквы, цифры, предметы, решения задач и т. д., можно это делать, перемещаясь по классу, или сидя на месте, но при этом всегда важна необычность ситуации, наличие в ней того, что ранее при проведении подобных упражнений еще не встречалось.
Интересное упражнение - «игра с лучиком».

Лучик от лазерной указки перемещается по стенам класса, по потолку. Дети следят за ним или стоя, или сидя. При этом они могут поворачивать голову (упражнение для снятия усталости шейного отдела позвоночника), следить только глазами( гимнастика для глаз) или поворачивать туловище и указывать на лучик пальцем (упражнение для снятия напряжения с мышц туловища и позвоночника). А потом лучик «останавливается на доске и «помогает» детям прочитать слова, предложения, записанные на доске, или решить задачу и т.п.
4. Смена позы на уроке.

Смена позы на уроке необходима. Ребенку невероятно трудно высидеть на уроке практически в одной позе все тридцать пять минут, поэтому на уроке я предлагаю детям послушать или почитать стоя. Это упражнение длится всего 1-2 минуты, но при этом и учебная деятельность не прерывается, и изменяется положение позвоночника, улучшается кровообращение, повышается работоспособность.
5. Упражнение - «ритмирование».

Если мне нужно сконцентрировать внимание детей перед важным и сложным этапом урока, я предлагаю ребятам проделать упражнение- «ритмирование». При этом ученики или в положении стоя, или в положении сидя, хлопая в ладоши, повторяют предложенный ритм, и только затем приступают к выполнению учебного задания.

Упражнение занимает не более одной минуты, но при этом выполняются упражнения руками, хлопки способствуют интенсивному кровоснабжению пальцев рук, при этом включаются произвольное внимание, которое дети будут способны удерживать несколько минут, что мне и нужно на предстоящем этапе урока.


  1. Подвижные игры.

Подвижные игры на уроке, на первый взгляд, способны «развалить» весь урок. Но есть игра «Паровозик».

Прежде, чем в нее играть, что очень нравится детям, надо к «паровозику»(роль которого играет учитель) прицепить «вагончики».

Например. Придумываем слова, в которых есть звук «у». Назвавший слово - «вагончик». Это упражнение активизирует учебную деятельность каждого ребенка, потому как все хотят поучаствовать в веселой игре. «Укомплектовав» состав, паровоз с песней двигается по классу. Надо крепко держаться друг за друга: отцепился вагончик и все «вагончики, следующие за ним, выбывают из игры.

В результате и учебная задача решается, и двигательная активность повышается, и воспитательная задача - сплочение детского коллектива через игру - находит один из вариантов своего решения.


  1. Упражнения из гимнастики «Брейн-Джим».

С упражнениями из гимнастики «Брейн-Джим» дети знакомятся в первом классе, и обучают их этому мои бывшие ученики, которые занимались этой гимнастикой на протяжении четырех лет и изучили ее влияние на умственную активность.

Как уже говорилось мною ранее, упражнения из этой гимнастики я включаю в комплексы упражнений утренней зарядки, а также в физкультминутки на уроках.


  1. Упражнения с грецкими орехами.

Для развития мелких мышц рук я использую упражнения с грецкими орехами. ? Делаем мы эти упражнения перед письмом или во время выполнения длительных письменных работ, чтобы снять усталость с пальцев.
Релаксация.

Занимаемся на уроках релаксацией под музыку. Во-первых, это снимет усталость, напряжение. Дети расслабляются, но при этом работает их воображение. По окончанию звучания музыки дети рассказывают, что они чувствовали, представляли под музыку, что, ко всему прочему, способствует и развитию речи.

Например, на уроке «Окружающий мир» в первом классе нужно было раскрасить осенние листочки. Включив музыку, я предложила детям закрыть глаза и представить, что они находятся в осеннем парке и понаблюдать, как падают осенние листья. Потом дети рассказывают, что они «увидели», а затем им дается задание раскрасить осенние листочки. Таким образом мы решаем и учебную задачу, и одновременно отдыхаем.
Как видите, ничего сложного в применении здоровьесберегающих приемов нет. Они не отнимают много времени от урока и при этом, не только не отвлекают от хода учебного процесса, но, наоборот, делают его более увлекательным и продуктивным . Главное – системность в применении этих приемов и творческий подход к их применению самого учителя.
Наши дети прекрасно понимают всю важность сохранения собственного здоровья. В прошлом году, готовясь к переходу в среднюю школу мои четвероклассники работали над проектом «Учусь познавать себя». При обсуждении направлений исследований они самостоятельно предложили тему «Здоровье» , и этот выбор не был поверхностным, так как имел под собою твердую мотивацию: осознание того что без хорошего здоровья трудно достигнуть успешности в учебе.

Дети наблюдали за распределением времени в течение дня, стоили диаграммы, анализировали и сделали вывод: правильное распределение времени дает возможность укрепить свое здоровье и достичь успехов в учебе.

Группа ребят исследовала влияние гимнастики «Брейн-Джим на повышение интеллектуальной продуктивности. Построив графики по результатам своих наблюдений, они убедили всех, что эта гимнастика повышает работоспособность.

В этом году эти дети начали обучать основам гимнастики «Брейн-Джим» первоклассников, самостоятельно проводя специальные тренинги.

Активное участие в проекте принимали не только дети, но и многие родители.

Главным же достижением работы над проектом, я считаю то, что дети научились видеть свои проблемы и находить пути их решения самостоятельно, и в числе этих проблем не оказалась затерянной проблема сбережения здоровья. Дети понимают важность собственного здоровья и по выходу из начальной школы мотивационная сфера сформирована уже достаточно для того, чтобы при последующем обучении в средней и старшей школе они не забывали о необходимости беречь, охранять и укреплять свое здоровье.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск