ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Федеральное государственное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования
«Астраханский государственный колледж профессиональных технологий»
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«Психология и профессиональная этика»
для специальности 100109 «Косметика и визажное искусство»
Астрахань 2009 Специальность 100109 Косметика и визажное искусство
Группа 2-16 КВ
Количество учащихся: 16 ТЕМА: Механизмы конструктивного общения. ЦЕЛИ:
Обучающая: обучить умениям конструктивного общения, научить переносить знания, умения и навыки в новую ситуацию.
Развивающая: развитие мыслительных операций, умения применять полученные теоретические знания в ходе выполнения практических упражнений, развить социально ценные качества, необходимые для решения проблемных задач.
Воспитательная: формирование интереса к специальности, , значимых свойств и качеств личности, осознание ценности получаемых знаний на уроке для профессионального становления. ЗАДАЧИ:
Научить слушать и слышать собеседника
Научить определять зависимость продолжительности общения от степени доверия друг другу;
Научить правильно оценивать какие приёмы общения являются наиболее эффективными;
Дать возможность осознать, какую роль в общении играют невербальные средства.
МЕТОДЫ: активные методы обучения, фронтальный опрос, практический метод (упражнение). ТИП УРОКA: урок совершенствования практических знаний, умений и навыков. ВИД ЗАНЯТИЯ: практическое МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: русский язык и культура речи, сервисная деятельность, социальная психология СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: музыка для релаксации, мультимедиа, раздаточный материал.
СТРУКТУРА УРОКА (45 минут).
Организационная часть
Систематизация и обобщение знаний
Применение знаний на практике с целью углубления и расширения ранее усвоенных знаний
Подведение итогов (рефлексия, задание на дом, оценивание)
ХОД УРОКА.
Организационный момент (5 мин)
приветствие
проверка присутствующих
постановка целей и задач.
Здравствуйте!
Тема нашего сегодняшнего занятия: «Механизмы конструктивного общения».
Цель урока: приобретение практических навыков межличностного общения. Те механизмы, которые будут обозначены в начале урока, мы будем применять на практических упражнениях, т.е. мы научимся слушать и слышать собеседника, определять зависимость продолжительности общения партнёров от степени доверия друг другу, оценим различные приёмы общения и выявим наиболее эффективные из них. Но для начала необходимо ответить на некоторые вопросы. 2. Систематизация и обобщение знаний
Что такое общение? Что значит конструктивное общение? Что является механизмами конструктивного общения? (студенты высказываются).
Действительно, есть профессии, в которых сам процесс общения занимает особое место. В первую очередь это относится к сфере обслуживания, а внутри неё – к салонам парикмахерских и косметических услуг. Они выделяются именно потому, что в них – в отличие от ремонтных мастерских и ателье – клиент и мастер в течение всего времени находятся в тесном контакте. Результатом такой работы является не только выполненный макияж, косметическая процедура, но и настроение, как клиента, так и самого мастера. Поэтому, без сомнения каждый из мастеров должен быть заинтересован в том, чтобы удержать клиентов и расширить их число за счёт хороших рекомендаций и отзывов. Но многие мастера, будучи высококвалифицированными специалистами, тем не менее, не увеличивают (а иногда и теряют свою клиентуру). Это происходит из-за неумения психологически верно строить отношения с клиентами.
Сейчас мы с вами и займёмся выполнением упражнений, которые помогут вам в дальнейшем избежать этих ошибок. Я уверена, что полученные практические умения вам пригодятся не только в профессиональной деятельности, но и в повседневном общении.
Задание №1 «Комплимент» (5 мин)
Цель: проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния с целью установления психологического контакта
Участники занятия говорят друг другу что-нибудь приятное. Тот, к кому обращались, обязательно должен поблагодарить за комплимент.
Как вы думаете, почему мы с вами наше занятие начали с комплимента?
Затем каждого участника просят рассказать, что для него значит «хорошее настроение», что он чувствует, когда у него хорошее настроение, на что похоже его хорошее настроение.
Действительно, человек в хорошем настроении всех окружающих оценивает в светлых тонах и сам вызывает у них симпатию. На этой позитивной ноте мы начинаем наше практическое занятие.
3. Выполнение практических упражнений
Задание №2 «Войди в круг» (10мин)
Следующее упражнение наглядно покажет, как мы умеем вступать в коммуникативное взаимодействие, и какие приёмы общения являются наиболее эффективными.
Участники образуют плотный круг, берутся за руки, смотря друг на друга. Затем ведущий задаёт вопрос: «Кто из участников попытается войти в этот круг, используя любой способ, на собственное усмотрение?» (не причиняя физической боли). Несколько добровольцев пытаются поочерёдно войти в круг. При этом остальные участники могут впустить их или не впустить, основываясь на личных ощущениях.
Какое поведение было наиболее эффективным, в чём это проявилось?
Какое поведение располагает к дальнейшему взаимодействию?
Что нового вы открыли в себе и окружающих?
Итак, мы убедились, что каждый из нас обладает своим стилем общения, который не всегда может быть применим в качестве эффективного с теми или иным людьми. Важным критерием является так называемое умение «найти общий язык», умение договариваться – важное качество для взаимного понимания людей. Для того, чтобы научиться договариваться, необходимо учитывать психологические особенности другого человека, уметь понятно объяснять свои цели и намерения, быть внимательным к себе и своему собеседнику, обладать даром убеждения, учитывать мнение собеседника при принятии решения.
Задание №3 «Давление» (упражнение проводится парами). (5мин)
Следующее упражнение позволит нам почувствовать, насколько приятнее в общении взаимодействовать на равных, а не добиваться превосходства.
Инструкция: поднимите руки на уровне груди и слегка соприкоснитесь ладонями. Договоритесь о том, кто будет ведущим. Его задачей является слегка надавить на ладони своего партнёра. Затем поменяйтесь ролями и повторите движение давления на ладони партнёра по игре.
Выскажите свои впечатления. В какой ситуации вам было эмоционально комфортнее – когда вы давили или когда ваш партнёр давил на ваши ладони?
Теперь попробуйте не давить друг на друга, а реализовать совместные движения обращёнными друг другу ладонями рук так, чтобы между вами возникло взаимное ощущение тепла (психоэнергетический контакт).
Почувствовали ли вы, насколько приятнее взаимодействовать на равных, а не добиваться превосходства?
Итак, мы с вами доказали, что осуществление совместной деятельности в общении с коллегами даёт больше положительных эмоций, нежели противостояние и борьба за то, кто первым захватит коммуникативное лидерство и реализует позицию «над». Кроме этого, не забывайте, что, стремясь к психологическому давлению на партнёра по общению, вы рискуете вызвать у него реакцию не подчинения, а возмущения, и вместо помощи он просто откажется от контакта с вами. Задание №4 «Восковая палочка» (упражнение для создания атмосферы доверия и поддержки в группе) (5мин)
Прежде чем приступить к выполнению следующего задания, скажите, что такое доверие, на ваш взгляд и как оно взаимосвязано с общением (студенты высказываются).
Инструкция: Встаньте все в круг поплотнее друг к другу. Один участник входит в центр круга. Играющий в центре расслабляется. Остальные, поставив руки перед собой, покачивают участника в центре из стороны в сторону. Поддерживая его некоторое время, не дают упасть (через процедуру проходят желающие).
Кто смог расслабиться, снять зажимы и не боялся упасть?
Кто доверился участникам игры? Оцените своё доверие по пятибалльной шкале.
Оцените характер прикосновений. Вы можете провести параллель между общением с этими людьми в обычной жизни и характером прикосновений в этом задании. Для вас эти ощущения были неожиданными или ожидаемыми?
Итак, доверие – это важная составляющая общения. И именно от него зависит, насколько приятным и продолжительным оно будет. Задание №6 (10мин) (студентам раздаются карточки)
Цель задания: показать на практическом примере роль невербальных средств в общении.
Перед выполнением этого задания сначала необходимо уточнить, что могут выражать интонации назидания, жалобы, заискивания, пренебрежения и злости. Какие ещё невербальные средства можно использовать для демонстрации той или иной интонации?
--- В подтверждении ваших слов мы выполним сейчас небольшое упражнение и докажем, как невербальные средства общения и, в частности, интонационные характеристики голоса, мимика, поза влияют на восприятие другого человека. Вы видите фразу «Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса к окружающим». Её необходимо озвучить с интонацией назидания, жалобы, заискивания, пренебрежения и злости
Скажите, какие возникают чувства при изменении интонации? Возникает ли желание понять и продолжить разговор?
Итак, мы на практическом примере показали, какую роль играют невербальные средства в общении, как с помощью них можно достичь удачного коммуникативного взаимодействия, или, напротив, вызвать негативное отношение к себе.
4. Подведение итогов. Рефлексия. (5 мин)
Подошло время нашего заключительного упражнения. Давайте подведём итоги, обсудим то, что узнали, и то, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы группы. Прежде чем закончить урок, я бы хотела поблагодарить вас за активную работу. Я понимаю, что не для всех задания были простыми. Некоторым, по своей природе застенчивым, нелегко было рассказывать о своих ощущениях, каких-то новых переживаниях. Но, тем не менее, вы все замечательно справились с заданиями и заслужили отличные оценки. Надеюсь, что опыт, который вы приобрели на предыдущих практических занятиях и на сегодняшнем уроке, будет стимулировать вас к дальнейшим шагам по изменению собственного поведения в вашей повседневной жизни и профессиональной деятельности.
В качестве домашнего задания я предлагаю вам вспомнить наше сегодняшнее занятие и продолжить фразу: «Теперь я могу …» |