Скачать 139.21 Kb.
|
Разминка Какое сейчас время года? Покажите, что вы замерзли и съежились, отогрелись и расслабились. Вам случайно попали снежком в лицо, изобразите огорчение. Изобразите, как дети лепят снеговика: ставят снежные комы друг на друга. Молодцы! Какие красивые снеговики у вас получились. Вы пришли веселые домой. С таким же отличным настроением мы поработаем сегодня на педсовете. Тема моего выступления сегодня «Психологический климат урока как единица проявления психолого-аналитической культуры педагога». «Ассоциации» Педагогам предлагается озвучить ассоциации к словосочетанию «Психологический климат урока». Психолог: психологический климат – это эмоционально-психологический настрой коллектива, в котором на эмоциональном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения учителя и учащегося, моральными нормами и интересами. Психологический климат современного урока: В центре внимания на современном уроке находится ученик, его личность, происходит очеловечивание процесса обучения, создается условия для развития интересов и стремлений учащихся, стимулируется реализации их потребностей и мотивов, вовлечения в творческий учебный труд, который приносил бы учащимся радость от осознания достигнутого, уважение к личному достоинству и обучающих, и обучаемых. Одним из условий является благоприятный психологический настрой учителя и как следствие благоприятный психологический климат урока. Говоря о современном уроке, мы цитируем Сухомлинского, Макаренко, Мудрик, Ильина, Амоношвили. Еще А.С. Макаренко говорил, обращаться к учителям: «… Нужно уметь сказать так, чтобы они (ученики) в вашем слове почувствовали вашу волю, вашу культуру, вашу личность». Анализируя педагогическую деятельность А.В. Мудрик сказал,- немалым мужеством надо обладать учителю, чтобы сказать самому себе: «Этому мне надо научиться, а вот от этого надо себя отучить». Проведенный мною опрос школьников показал, что только 58% учащихся в ситуации выбора остались в своей школе; 42% ответили, что им все равно, где учиться. Полученные данные свидетельствуют о том, более половины учащихся испытывают в процессе обучения психологический комфорт. Можно сделать вывод, что педагогам школы удаётся привносить в классные коллективы благоприятный психологический настрой. Расскажите «Какое качество педагога важнее при создании благоприятного психологического климата». Педагогам последовательно предъявляются листы с написанными на них тремя позитивными качествами. Им предлагается подумать и решить, какое качество, по их мнению, является самым важным. Затем сказать, у кого из участников присутствуют все три указанных качества. Качества могут быть такими: (Раздать листы с написанными на них тремя позитивными качествами «Три позитивных качества»). – мудрость, надежность, настойчивость; – активность, бескорыстие, вежливость; – сила воли, скромность, смелость; – гордость, гибкость, доброжелательность; – невозмутимость, обаяние, общительность. Психолог: Учителя помнят, что психологический климат на уроке начинается создаваться вне урока. Отношение учащихся к учителю – это важнейшее детерминанта психологической атмосферы урока. Как учитель относится к работе, как разговаривает с детьми, с родителями, другими учителями, радуется ли он успехам детей и как он радуется, как он выражает свои эмоциональные чувства, как он ими владеет - все это и многое другое оказывает воздействие учителя учащимся и на их отношение к нему.
Учителя чётко знают смысл слова «должен». А где взять для этого силы? Если следовать дальнейшим рекомендациям, то это сделать совсем не сложно. Раздать памятку №1. «Создаём бодрое настроение» Памятка учителю! Чтобы зайти в класс энергично, с хорошим бодрым настроем рекомендуем: 1. Утреннюю зарядку под музыку. 2. Точечный массаж лица. Активизируем и включаем в работу энергетические точки (биологически активные точки лица в области виска, между бровями, верхней части щёк) 3. Упражнение ««Я люблю». Педагоги по кругу передают друг другу мягкую игрушку и заканчивают предложение «Я люблю...». 4. Релаксация (под музыку звуков природы). Закройте глаза, положите руки на колени, расслабьтесь и давайте мысленно перенесёмся в волшебный осенний лес. Полюбуемся красками золотой осени, поздороваемся с хозяевами и пожелаем им тепла и красоты. Остановимся. А так ли тихо в осеннем лесу? Послушайте, как шуршат падающие листья, шумит в ветвях ветерок, весело посвистывают синички. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. А как пахнет в осеннем лесу? Вдохните глубоко этот горьковатый аромат! Лесной воздух отличается свежестью и чистотой. - Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство, забудьте о них. Вдохните в себя свежесть осеннего утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам крепкого здоровья, хорошего настроения, успехов, доброго отношения к себе и друг другу. Я посчитаю до 5 . На счёт «5» – вы откроете глаза. Окружающий вас мир – большое волшебное зеркало. И мы сумеем с вами увидеть и почувствовать всю красоту окружающей природы. Советы учителям. - Хотите, чтобы хорошее настроение не покидало вас? - Ешьте бананы. В их мякоти содержатся вещества, благодаря которым возникает чувство радости и спокойствия - Ешьте апельсины. Они стабилизируют настроение, устраняют депрессию, печаль, тревогу. - И, конечно, шоколад. Он улучшает настроение и успокаивает «исстрадавшуюся» нервную систему. - Можно покатать на ладони грецкий орех или любой предмет с гранями (ручку, карандаш). Прилив крови к рукам благоприятствует эмоциональной устойчивости и физическому здоровью. Учеными доказано, что таланты каждого человека находятся на кончиках пальцев. Давайте развивать наши таланты (и таланты детей) с помощью пальчиковой гимнастики. - Старайтесь смотреть на вещи оптимистично. УЛЫБАЙТЕСЬ! Учителя, которые улыбаются и которым улыбаются, живут на 4 года дольше! - Учитель не имеет права беспечно относиться к своему здоровью, ведь он – пример для подражания! Если плохо себя чувствуете, разрешите себе выйти на больничный. Оставьте чувство долга – ничего со школой и с учениками не произойдет! Индикатором выполнения данных рекомендаций служит акция «Определи своё настроение», которую мы периодически проводим. Мы предлагаем учащимся и их родителям, учителям оценить своё эмоциональное состояние как радостное, печальное и злое. Проводимое с 17.12.12 по 21.12.12 измерение показало, что в основном прибивание в школе вызывает положительные эмоции, но есть и проявления печали и злости, число которых увеличивается к концу недели. Это говорит о том, что необходимо проводить работу по профилактике переутомления и эмоционального сгорания. Чем мы с вами сейчас и занимаемся. Советы учителям Повторять по утрам много раз, до полного усвоения пройденного материала !!!!!! Я бесконечно доброе Феноменально умное Чертовски привлекательное Божественно красивое Необычайно работоспособное Беспредельно ответственное Исключительно порядочное Кристально честное Беспрецедентно талантливое Экстра ординарное, Не-по-годам развитое Сказочно щедрое Бесподобно бесподобное Невероятно перспективное Легендарно сильное Непостижимо оптимистичное Идеально сложенное Крайне интеллигентное Супер активное Неописуемо чувственное Архи надежное Бесспорно положительное Фантастически скромное Человечище !!!!!!! И вот вы все такие позитивные! В таком состоянии вам будет легко поддерживать хорошую психологическую форму и преодолевать эмоциональную напряженность, и конструктивно решать сложные педагогические ситуации Это "работа сердца и нервов", писал Сухомлинский. Конечно, у современного образования очень много серьезных проблем. "Как преодолеть трудности в педагогическом общении с учениками?", "Как реагировать на хулиганские выходки трудных учеников?" и предотвратить возникновение конфликтных педагогических ситуаций? Чтобы получить ответ на этот вопрос, давайте познакомимся с алгоритмом решения конфликтной педагогической ситуации. Это универсальный способ реагирования. Первый этап называется "СТОП". Чтобы не навредить ребенку поспешными действиями и не осложнить отношения с ним, осознайте собственные эмоции: "Что я сейчас чувствую?", "Что я хочу сделать?" Второй этап – "ПОЧЕМУ?". Важно понять мотивы и причины поступка ребенка, почему он так ведет себя, чего хочет добиться. Третий этап – "ЧТО?". Поставим перед собой педагогическую цель в виде вопроса: "Чего я хочу добиться в результате своего педагогического воздействия?" (чувства страха у ребенка, осознанного чувства вины или еще чего-то). Действие учителя направлено не против личности ребенка, а против его поступка. Ребенок должен почувствовать и понять, что учитель принимает его таким, каков он есть, но его поступка не одобряет. Четвертый этап – "КАК?". Как прекратить плохое поведение ребенка, оставляя свободу выбора за ним, не нарушая равновесия педагогического взаимодействия? Какой арсенал педагогических средств (не применяя угрозы, насмешки, записи в дневнике) оптимально для этого использовать? Пятый этап – "ДЕЙСТВУЮ". Успех практического действия учителя зависит от того, насколько он смог понять мотивы поступка ученика и подобрать верные способы воздействия исходя из особенностей личности ребенка. Шестой этап – "АНАЛИЗ". Учитель оценивает эффективность своего взаимодействия с учеником и, если это необходимо, что-то меняет в предложенном алгоритме решения конфликтной ситуации. Педагогическая практика показывает, что использование подобного алгоритма дает огромные возможности для творчества педагога и делает работу с ребенком радостной и плодотворной. Потренируемся? Алгоритм перед вами! Приведем примеры конфликтных педагогических ситуаций с возможными вариантами их решения. Ситуация "Контрольная". Звонок на урок. Учитель заходит в класс и видит, что задание для контрольной работы, написанное им на доске, частично стерто. Возможный вариант решения. "Пусть тот, кто это сделал, напишет задание еще раз, а за оставшееся время вам придется решать эту контрольную работу". Ситуация "Опоздание". Двое мальчиков постоянно задерживаются на перемене и опаздывают на урок. Ваши действия:
Ситуация "Необычное применение стула". Учительница входит в третий класс. За последней партой сидит веселый мальчуган. На голове у него стул. Весь класс замер в ожидании реакции учителя. Возможный вариант ответа учителя: "Что, уже и этим местом сидят?". Класс весело хохочет, а учитель, как ни в чем не бывало, начинает урок. Ситуация "Нарушитель тишины". Урок литературы. Учитель читает ребятам стихотворение. Тишину нарушает скрип – это Вова раскачивается на стуле, привлекая внимание всего класса. Когда цель – привлечение внимания, то возможные действия педагога:
Мы уже говорили о том, что каждый учитель довольно часто попадает в напряженные педагогические ситуации. Поэтому необходимо знать и уметь пользоваться способами саморегуляции своего эмоционального состояния. Регулярное использование упражнений по саморегуляции будет способствовать, уважаемые педагоги, развитию эмоциональной гибкости и устойчивости, что поможет вам снизить психоэмоциональное напряжение и сохранить свое здоровье. Психорегуляция включает в себя занятия спортом, методы релаксации, аутогенную тренировку (самовнушение в состоянии релаксации), которая получила широкое распространение во многих профессиональных сферах. Вот, например, две примерные программы самовнушения для учителей (раздать программы)
"Я собран и уравновешен, у меня приподнятое и радостное настроение, я хочу быть активным и бодрым; я могу быть активным и бодрым; я активен и бодр; я хочу (могу, буду) чувствовать энергию и бодрость; я жизнерадостен и полон сил".
"Я совершенно спокоен; я вхожу в класс уверенно; я чувствую себя на уроке свободно и раскованно; хорошо владею собой; мой голос звучит ровно и уверенно; я могу хорошо провести урок; мне самому интересно на уроке; мне интересно учить ребят, я спокоен и уверен в себе". Самовнушение предполагает многократное повторение формул, лучше всего их произносить утром после сна или по дороге в школу. Самая же распространенная формула аутогенной тренировки следующая: "Я спокоен. Я уверенно веду урок. Ребята слушают меня. Чувствую себя на уроке раскованно. Я хорошо подготовлен к уроку. Урок интересный. Детям интересно со мной. Я уверен и полон сил. Настроение бодрое, хорошее. Мне нравится работать на уроке. Я – учитель". По вашему желанию мы можем провести тренинг « Эмоциональное выгорание учителей», который с удовольствием подготовлю и проведу. Заключение Рефлексия – «обращение назад»; осмысление собственных действий (самонаблюдение, размышление). (Яблоня, яблоки, листья, цветы.) - Живое общение на тему психологического настроя учителя на данный момент у нас заканчивается. За это время выросло удивительное дерево, благодаря которому каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего общения. Если оно для вас прошло плодотворно, и вы остались довольны - прикрепите к дереву плоды – яблоки. Если оно прошло хорошо, но могло быть и лучше – прикрепите цветы. Если общение не ничего нового не принесло – зеленые листочки. А уж если совсем напрасно было потрачено время, то – желтый, чахлый лист. И в завершении, скажите: - За что бы вы себя могли похвалить? Здоровья вам психологического, физиологического и профессионального долголетия! Приложения «Три позитивных качества» – мудрость, надежность, настойчивость; – активность, бескорыстие, вежливость; – сила воли, скромность, смелость; – гордость, гибкость, доброжелательность; – невозмутимость, обаяние, общительность. «Три позитивных качества» – мудрость, надежность, настойчивость; – активность, бескорыстие, вежливость; – сила воли, скромность, смелость; – гордость, гибкость, доброжелательность; – невозмутимость, обаяние, общительность. «Три позитивных качества» – мудрость, надежность, настойчивость; – активность, бескорыстие, вежливость; – сила воли, скромность, смелость; – гордость, гибкость, доброжелательность; – невозмутимость, обаяние, общительность. Алгоритм решения конфликтных педагогических ситуаций. Первый этап называется "СТОП". Чтобы не навредить ребенку поспешными действиями и не осложнить отношения с ним, осознайте собственные эмоции: "Что я сейчас чувствую?", "Что я хочу сделать?" Второй этап – "ПОЧЕМУ?". Важно понять мотивы и причины поступка ребенка, почему он так ведет себя, чего хочет добиться. Третий этап – "ЧТО?". Поставим перед собой педагогическую цель в виде вопроса: "Чего я хочу добиться в результате своего педагогического воздействия?" (чувства страха у ребенка, осознанного чувства вины или еще чего-то). Действие учителя направлено не против личности ребенка, а против его поступка. Ребенок должен почувствовать и понять, что учитель принимает его таким, каков он есть, но его поступка не одобряет. Четвертый этап – "КАК?". Как прекратить плохое поведение ребенка, оставляя свободу выбора за ним, не нарушая равновесия педагогического взаимодействия? Какой арсенал педагогических средств (не применяя угрозы, насмешки, записи в дневнике) оптимально для этого использовать? Пятый этап – "ДЕЙСТВУЮ". Успех практического действия учителя зависит от того, насколько он смог понять мотивы поступка ученика и подобрать верные способы воздействия исходя из особенностей личности ребенка. Шестой этап – "АНАЛИЗ". Учитель оценивает эффективность своего взаимодействия с учеником и, если это необходимо, что-то меняет в предложенном алгоритме решения конфликтной ситуации. Примерные программы самовнушения для учителей.
"Я собран и уравновешен, у меня приподнятое и радостное настроение, я хочу быть активным и бодрым; я могу быть активным и бодрым; я активен и бодр; я хочу (могу, буду) чувствовать энергию и бодрость; я жизнерадостен и полон сил".
"Я совершенно спокоен; я вхожу в класс уверенно; я чувствую себя на уроке свободно и раскованно; хорошо владею собой; мой голос звучит ровно и уверенно; я могу хорошо провести урок; мне самому интересно на уроке; мне интересно учить ребят, я спокоен и уверен в себе". Самовнушение предполагает многократное повторение формул, лучше всего их произносить утром после сна или по дороге в школу. Самая же распространенная формула аутогенной тренировки следующая: "Я спокоен. Я уверенно веду урок. Ребята слушают меня. Чувствую себя на уроке раскованно. Я хорошо подготовлен к уроку. Урок интересный. Детям интересно со мной. Я уверен и полон сил. Настроение бодрое, хорошее. Мне нравится работать на уроке. Я – учитель". |