Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 106.29 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации27.02.2014
Размер106.29 Kb.
ТипАнализ
100-bal.ru > Психология > Анализ
«От творческой деятельности учителя к личностному росту ученика».

Грушанина Светлана Петровна, учитель русского языка и литературы МБУ СОШ 33
Но как быть, если природа, рождает только 2,2% одаренных, талантливых детей (по данным американского психолога Д. Векслера, подтвержденные тестами других ученых в последние десятки лет), если школа, в которой ты работаешь, самая обычная, общеобразовательная, часто без психологической службы, с таким контингентом учащихся, где дети, в основном, средних способностей, немало нуждающихся в коррекционном обучении, а способных, мотивированных на учебу, совсем немного, и уж поистине талантливый ребенок может оказаться, увы, не в твоем классе?!

Для себя я решила давно: самой создавать условия, среду, где будут проявляться способности ребят и развиваться у тех, в отношении которых есть серьезные надежды, где можно говорить о самореализации учащихся. И эта среда непременно должна быть творческой, потому что именно творчество поможет детям развивать коммуникативные навыки, преодолевать застенчивость, "раскрываться", как говорят психологи, развивать воображение.

С чего начать? С урока.

Чтобы не только стимулировать познавательную активность детей, и особенно способных, развивать креативность их мышления, но и придавать всему процессу творческий характер, я стремлюсь активнее включать в урок проблемно – диалоговое обучение: проблемные ситуации и вопросы, диалог ученика с учителем.

Так на уроке литературы по повести «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя поднимаю вопросы: «Что выбрать: любовь или Отечество? Жизнь или смерть? И какую?» Обращаясь к эпизоду «смерть Андрея» спрашиваю: «А как бы вы поступили на месте Тараса?... Кого убивает Бульба: сына или воина? Размышляйте, аргументируйте».

Анализируя кулачный бой на Москве – реке в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова…», предлагаю учащимся найти в тексте ключевые слова, которые выражают народную оценку поступка Степана Калашникова, и, учитывая реалии сегодняшнего дня, прошу высказаться: «А что сделали бы вы, оказавшись в наше время в схожей ситуации?» В конце урока по этой же теме возникает еще одна дилемма: «Кто же Иван Васильевич? Мудрый, справедливый царь или убийца?» И семиклассники ставят себя на место героев, заглядывают в «Историю». Это заставляет их чувствовать, переживать, а значит, приобретать опыт.

В 8 классе после рассказа об истории, положенной в основу поэмы «Мцыри», и чтения произведения, прошу ребят самим разобраться, почему герой Лермонтова в отличие от юноши-монаха умирает? Почему автор лишает его жизни?

Завершая работу над романом «Е. Онегин» в 9 классе, способным ребятам задаю домашнее задание: «Как точно назвать то, что поведал Онегин Татьяне в тот «страшный час» для нее на скамейке – отповедь, проповедь, исповедь?», которое потребует от них не только обращения к «Толковому словарю», возвращения к эпизоду, но и ассоциативного внимания, творческого мышления.

С удовольствием принимаю на уроке форму «диалогового взаимодействия ученика с учителем», особенно если оно идет по второму варианту, где инициатор диалога – ученик. Но в обоих случаях участники диалога в нем заинтересованы (иначе диалог не состоится), имеют слушателей (класс) или соучастников.

Эта форма работы с одной стороны интересна для учащихся, потому является своеобразным интеллектуальным поединком с учителем, где партнер явно сильнее, а с другой стороны сложна, так как учащемуся надо не только находить аргументы, быть хорошо подготовленным по теме, убедительным, но и следить за речью, выстраивать текст (роль учителя – уметь выслушивать, направлять). Но участие ребенка в таком диалоге способствует его самореализации.

Такой диалог, например, состоялся недавно при изучении «Героя нашего времени» М.Ю. Лермонтова. На мой взгляд, роман богат противоречиями, проблемными вопросами и полем «для диалога».

Нравятся ребятам и мне уроки, где возможно «содружество искусств».

К.Г. Паустовский писал, что «знание соседних областей искусства – поэзии, живописи, скульптуры и музыки – необыкновенно обогащает внутренний мир прозаика и придает высокую выразительность прозе. Она наполняется светом и красками живописи, свежестью слов, свойственной поэзии, ритмом и мелодичностью музыки». Сказанное может быть адресовано и людям искусства, и нам, читателям, учителям и ученикам. Чем лучше познаются области искусств, тем шире становится наш кругозор, тем легче и полнее развивается талант.

В основном три формы работы я использую в этом направлении.

  1. Создание образа при помощи художественного слова и кисти художника. Я

предлагаю к тексту (прозаическому, поэтическому), будь то описание степи, бурана, дороги или вечера, подобрать репродукции картин известных русских художников. Ответить на вопросы: «Что общего и в чем различие? Как удалось передать образ, настроение автору (поэту и художнику)? Какие средства использовал (выразительные средства языка и краски, тон)?» Оформить свои мысли в небольшой творческой работе, миниатюре.

Вот выдержки из некоторых работ учащихся 6 класса.

Бунакова О. Стихотворение И. Сурикова и картина О. Куинджи "Степь".

«На картине изображена степь, от горизонта до горизонта. Жаркий солнечный день.

Нестерпимою жарою

Воздух так и пышет.

Как шумит трава густая,

Только ухо слышит.

Отличие между картиной и стихотворением – "ветра переливы". На картине нет ветра. Картина и стихотворение дополняют друг друга, помогают увидеть великолепие степи.»

Немного другой взгляд у Гончаровой Е.: она подобрала к стихотворению картину И.К. Айвазовского «Обоз в степи»:

« В этой картине вечная природная красота и спокойствие: степь и небо. Художник изобразил медленно движущийся, бесконечный обоз… Ощущение монотонности, жары, бескрайности степи, как и в стихотворении И. Сурикова «Степь»:

Едешь, едешь, - степь да небо,

Точно нет им края,

И стоит вверху, над степью,

Тишина немая.

Едешь, едешь, - степь да небо,

Степь, все степь, как море,

И взгрустнется поневоле

На таком просторе.»

Шашков Д. сравнивает работы А. Фета и А. Соловьева «Вечер»:

«Стихотворение Фета "Вечер" наполнено звуками природы:

Прозвучало над ясной рекою,

Прозвенело в померкшем лугу,

Прокатилось над рощей немою,

Засветилось на том берегу.

За последним вздохом дня следует дыхание ночи, а связывает их вечер, такой, как на холсте художника А. Соловьева.»

Помимо словесного воспроизведения материала я предлагаю выполнить рисунки (но не срисовывать!), в которых отразится тема (образ героя, пейзаж, интерьер эпохи). Рисунки могут быть несовершенны; важно, что это задание даст толчок образным представлениям, фантазии, воображению, и позволит сосредоточиться на изучаемом.

2. Погружение в текст. При изучении тем «Страницы поэзии» в течение года беру несколько репродукций картин (в учебнике, на доске) и прошу соотнести с ними тексты прочитанных произведений. Темы разные. А среди картин есть те, что не точно отвечают сюжету. Ребята вынуждены вчитываться в строки, всматриваться в пейзажи, сравнивать, а свой выбор доказывать.

Иногда разгорается спор, в котором приходится отстаивать свою позицию. Так случилось на уроке в 7 кл. Ученица решила, что к стихотворению Ф. Тютчева «Вечер» «подходит» картина И. Левитана «Над вечным покоем». Ну, действительно, есть «колокольный звон», «море вешнее в разливе», «ложится тень…» И буквально взрыв негодования другой ученицы: «Здесь не море, а река; не тишина, а ненастный день: и березы гнутся под ветром, и громадное грозовое небо, тучи тяжелые, а вдали, на горизонте, уже дождь. И главное, на переднем плане, не колокольный звон, а старенькая деревянная церковь и кладбище. Вечный покой». И тогда, опережая программу, я обращаю внимание ребят на статью К. Паустовского «Исаак Левитан», где и находим подтверждение мысли второй ученицы.

Более сложная познавательно – развивающая работа прошла после чтения текста Константина Фофанова «Художник», посвященного И. Репину, в котором автор перечисляет сюжеты полотен известного художника. Так о каких картинах И. Репина идёт речь в стихотворении? Подберите строки к этим картинам. И вот стихотворение Фофанова представлено в художественном оформлении.

Развить воображение, внимательность помогут вопросы к другому стихотворению этого поэта «Уснули и травы, и волны…»:

- Как вы себе представляете пейзажи, которые мог бы нарисовать художник к стихотворению?

- Какие строки стихотворения нельзя передать средствами живописи? Почему?

При этом можно вспомнить такие пейзажные стихотворения, как «В небе тают облака»

Ф. Тютчева, «Скрип шагов вдоль улиц белых…» А. Фета и др.

- Что же следует сказать об отличительных особенностях пейзажа, созданного поэтическим словом?

3. Сопереживание образу.

Объясняя в начале урока, что люди духа (поэты, художники, композиторы) показывали в своем творчестве духовное состояние человека, связанное с переживаниями времен года, я обращаюсь к ребятам: «Я ничего не буду объяснять пока, просто «окунитесь» вместе с автором в это состояние и подумайте над своими переживаниями».

Звучит музыка П. Чайковского «Времена года. Осенняя песня». На экране появляется картина И. Левитана «Осень. Октябрь» или Е. Бурмакина «Осенний вечер». Читаю программное стихотворение Ф. Тютчева «Осенний вечер»:

Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть!..

Зловещий блеск и пестрота дерёв,

Багряных листьев томный, легкий шелест…

Создается образ. (Это первый этап)

Второй этап урока начинаю с вопроса: «Что вы испытываете, чувствуете, слушая музыку, вглядываясь в просторы России». Ребята делятся впечатлениями. На третьем этапе происходит обобщение художественных суждений: жизнь человека как времена года. Что есть весна в его жизни? Какие плоды принесет осень жизни? И как вариант домашнего задания (для способных) - поиск других стихов, в которых раскрывается тема.

Необычность в урок вносит и театрализованное игровое действие, в котором ученики – актеры и их цель – духовное влияние на одноклассников. Это уроки не только по сказкам, басням И. Крылова, но и по произведениям: "Ревизор", "Евгений Онегин", т.д.

Работу по развитию способных детей я продолжаю после уроков: на занятиях дополнительного образования, во внеклассных мероприятиях, экскурсиях.

Так продолжением уроков по теме "Содружество искусств" стала поездка в храм поселка Прибрежный. Здесь, в обители, дети в прямом смысле ощутили "русский дух": и христианскую мораль в ликах святых на иконах и в образе жизни монахинь, и запах восковой свечи, сосновой смолы живого дерева храма, и тепло рук искусных мастеров, что создали эту красоту, и удивительный, чистый звон колокола к вечерне. В автобусе же восторженно делились впечатлениями об увиденном.

Невозможно представить себе работу с детьми без посещения театра. Увидеть, как оживают герои произведений на сцене, как играют профессионалы-актеры – это здорово! Тем более что филиал театра "Колесо" - рядом.

После изучения крупных произведений, таких как "Тарас Бульба", "Капитанская дочка", "Дубровский", "Ревизор", мы после уроков, иногда по вечерам устраиваем просмотр х/ф с обязательным обсуждением: "Такими ли мы представляли себе героев? Наши впечатления от книги и фильма?" А в темы сочинений включаю рассуждение: "Герои, события на страницах произведений и на экране".

Уроки мужества, которые я провожу каждый год перед днями 23 февраля и 9 мая, только на первый взгляд покажутся чисто воспитательной работой. Но у кого, как не у способных, творческих детей развивать обостренное чувство любви и уважения к родной стране, ее истории, литературе, языку. На этих часах, которые проводим в классе и в зале

школьного музея славы, мы обсуждаем книги о войне, не включенные в программу, читаем стихи, посвященные знаменательным датам.

Но более интересна другая форма работы. Это создание галереи литературных газет на тему «Строки, опалённые войной» с рубриками: «Гайдар на войне», "Герои

Шолохова на экране", "Имена на поверке", "До последнего дыхания", "Весна Победы". Оформление выставки документальных снимков "Лицо Победы" (замечу, не рисунков, не иллюстраций, а в основном черно-белых фотографий). Дети вглядываются в лица солдат мая 45-ого, измученные войной, но радостные и счастливые, в лица ветеранов со слезами на глазах и болью утраченного. Звучат стихи, строки из прочитанных произведений, замечания-размышления к своим находкам. "Лиц много, а победа одна на всех", - таков вывод, сделанный ребятами.

Для этих ребят я готовлю лингвистические литературные игры, соревнования. Сами они проводят часы по темам "Мой поэт", где обосновывают свой выбор, читают понравившиеся строки, "Из жизни и творчества писателя, поэта", где делятся интересными фактами биографии, не озвученными на уроке, и оформляют работы с иллюстрациями, фотографиями.

А последней совместной творческой работой стала заочная экскурсия по Пушкиногорью в форме презентации "И вновь я посетил…" для параллели 9-х классов в рамках недели русского языка и литературы, где не только была представлена познавательная информация в виде увлекательного рассказа, фото, рисунков, но и, конечно, прозвучала музыка, лирика, написанная в Михайловском, показана театрализованная миниатюра.

Своим отношением к тому, что делаю, я стремлюсь привить детям эстетический и художественный вкус, культуру, развить интерес к отечественной истории и литературе, облагородить их чувства, потому что сколько бы мы ни говорили, как бы "ни казались", убеждать наших умных детей будут только наши дела и творческое начало. Я стремлюсь реализовать их творчество и личностный потенциал через фотографии и рисунки, театрализованное действие и костюмы, чтение наизусть, работу с компьютерной техникой, через работу над сочинениями.

И в этом плане занятия дополнительного платного курса «Речь», что ведётся с 5 кл. - неотъемлемая часть работы с развитыми детьми. Здесь не только знакомимся с разного жанра изложениями, сочинениями: описаниями, рассказами, сказками, письмами, размышлениями – но и практикуемся в написании их. Интересно, на мой взгляд, попробовать себя в жанре эссе. Это не простой жанр, рассчитанный скорее на старшеклассников, но и дети среднего возраста с помощью учителя с ним справляются.

Что требует эссе и что дает? Кроме знаний «как писать», конечно, ответа на вопрос «О чем писать и зачем?», требует задумываться над глубокими вопросами бытия, заглядывать внутрь себя и осознавать своё «я», переживать. Законом жанра является предельная открытость автора, его позиции, мыслей. Ребёнок учится доверять (учителю, одноклассникам, миру), не боится проявлять себя. Он начинает шире смотреть на мир, легче признаёт ценности других людей. Ведь эссе, по замечанию критика А. Эльяшевича, «это способ рассказать о мире через себя и о себе с помощью мира». А, готовясь к конкурсу, я ещё добавляю: «Чем откровеннее и свободнее будет ваша авторская проза, тем больше шансов у вас на успех».

В работе с одарёнными детьми я придерживаюсь правил:

- не заниматься наставлениями, а помогать действовать;

- не делать скоропалительных выводов, а на основе наблюдений определять сильные и слабые их стороны;

- не сдерживать инициативы детей и не делать за них то, что они могут сделать сами;

- использовать трудные ситуации, возникшие у детей в школе и дома, как область приложения полученных навыков в решении проблем.

Стараюсь следовать заповедям:

- быть доброжелательным, чутким;

- разбираться в психологии одарённых детей;

- иметь высокий уровень интеллектуального развития, широкий круг интересов, умений;

- иметь живой и активный характер, обладать чувством юмора;

- проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих знаний.

И помнить всегда:

- именно учитель создаёт ту атмосферу, которая может вдохновить ученика или разрушить его уверенность в себе, развивать или тормозить творческое начало, успех.

А все мы, учителя, хотим, чтобы наши дети стали успешными в жизни, нашли свое место. И неважно где: в школе или народном хозяйстве, в бизнесе или на производстве… Важно, чтобы они творчески подходили к делу, были честными и открытыми, уважали людей и любили место на планете с названием «Россия».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск