Скачать 104.95 Kb.
|
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (ГБОУ ВПО МГПУ) УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе _____________ С.Л. Атанасян «____» _____________ 2012 г. Программа вступительного испытания «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ» Направление подготовки – 050100 Педагогическое образование Квалификация (степень) «Магистр» Основные образовательные программы магистратуры:
Автор: Д.пед.н., проф. Тарева Е.Г. Москва 2012 Содержание
3.1. Организационно-методические рекомендации 3.2. Требования к владению материалом 3.3. Содержание программы (разделы и темы), основные понятия и термины 3.5. Критерии оценки 3.6. Список рекомендуемой литературы 1. Правила проведения вступительного испытания Правила проведения вступительного испытания соответствуют пп. 42, 42.1.,42.2., 43 «Порядка приема граждан в образовательные учреждения высшего профессионального образования» (2012 г.). 42. Дополнительные вступительные испытания профильной направленности устанавливаются вузом на соответствующее направление подготовки (специальность) по профильному общеобразовательному предмету, определенному Перечнем вступительных испытаний. Дополнительные вступительные испытания профильной направленности проводятся в письменной и (или) устной форме в виде собеседования, тестирования или путем их сочетания. Программы дополнительных вступительных испытаний профильной направленности по общеобразовательным предметам формируется высшим учебным заведением на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. 42.1. Дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности проводятся в письменной и (или) устной форме, в виде прослушивания, просмотра, собеседования или в ином виде, определяемом ежегодными правилами приема. 42.2. Вступительные испытания, проводимые вузом самостоятельно, проводятся в письменной и (или) устной форме в виде, определяемом ежегодными правилами приема. 43. Вступительное испытания, в том числе дополнительное вступительное испытание, проводимое в устной форме, оформляется протоколом, в котором фиксируются вопросы к поступающему и комментарии экзаменаторов. 2. Форма проведения вступительного испытания Вступительный экзамен по теории и методики обучения иностранным языкам проходит в виде устного собеседования по двум вопросам билета. Время на подготовку – 20 мин. 3. Программа 3.1. Организационно-методические рекомендации Сначала познакомьтесь с названиями и содержанием всех разделов программы, чтобы уяснить объём и компоновку материала. Определите степень соответствия разделов программы содержанию дисциплины «Теория обучения иностранному языку» (изучаемой на уровне бакалавриата). Найдите в списке рекомендуемой литературы источники, способные раскрыть разделы программы. Изучайте (повторяйте) материал последовательно, системно, переходя от одной темы к другой согласно программе. Внимательно читайте формулировки тем и вопросов, предложенных в программе, и продумывайте ответы на них. Рекомендуется составление подробного плана ответа. Особое внимание обращайте на специальные термины и понятия. Их нужно не только запомнить, но и уметь правильно употребить и пояснить. Следует продемонстрировать широту кругозора через представление известных ученых-методистов. Необходимо опираться на нормативные образовательные документы (стандарты, программы и пр.). 3.2. Требования к владению материалом Во время вступительного экзамена по теории и методике обучения иностранным языкам (магистерские программы направления подготовки Педагогическое образование (квалификация (степень) «Магистр»)) абитуриент должен продемонстрировать:
3.3. Содержание программы (разделы и темы), основные понятия и термины РАЗДЕЛ 1. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ. Тема 1.1. Иностранный язык как учебный предмет в системе языкового образования ИЯ как учебный предмет: история и актуальное состояние вопроса. Характеристики и особенности ИЯ как учебного предмета. Сравнение иностранного и родного языков. Обучение ИЯ в естественных и искусственных условиях. ИЯ как объект преподавания и изучения; особенности изучения и преподавания ИЯ. Система «изучение языка». Система «преподавание языка». Факторы успешности обучения ИЯ. Тема 1.2. Теория обучения иностранным языкам как комплексная наукаТеория обучения иностранным языкам: история и современное состояние. Взаимосвязь лингводидактики и методики обучения иностранным языкам. Место теории обучения ИЯ в системе знаний. Объект, предмет, методы исследования теории обучения ИЯ. Связь методики с другими науками.Тема 1.3. Психолингвистические основы обучения иностранным языкамРечевая деятельность как специфическая форма человеческой деятельности. Функции общения. Типы коммуникативных задач Характеристики устного и письменного общения.Тема 1.4. Цели обучения иноязычному общению Цели обучения ИЯ: интерпретация понятия. Динамика целей обучения ИЯ: исторический аспект. Современная цель обучения ИЯ. Иноязычная коммуникативная компетенция и межкультурная коммуникативная компетенция как цели обучения ИЯ. Тема 1.5. Содержание обучения иноязычному общению Трактовка понятия «содержание обучения ИЯ». Компоненты содержания обучения ИЯ. Характеристика компонентов содержания обучения ИЯ. Предметная сторона содержания обучения ИЯ. Процессуальная сторона содержания обучения ИЯ. Эмоционально-оценочный опыт учащихся по овладению ИЯ. Процедура отбора содержания обучения ИЯ. Тема 1.6. Принципы обучения иностранным языкам Принципы обучения: определение и статус в дидактике и в системе обучения ИЯ. Общедидактические принципы и их роль в обучении ИЯ. Методические принципы (коммуникативности, дифференцированного подхода подход к обучению различным видам речевой деятельности, интеграции). Частные методические принципы. Тема 1.7. Методы обучения иностранным языкам История методов обучения (в широком значении термина). Переводные методы. Реформа в преподавании ИЯ. Аудиолингвальный и аудиовизуальный методы. Сознательные методы. Коммуникативный метод. Интенсивные методы. Культурно ориентированные методы Методы обучения ИЯ (в узком значении термина): интерпретация понятия. Методы преподавания ИЯ. Методы учения. Психологическая классификация методов обучения ИЯ. Тема 1.8. Средства обучения иностранным языкам Интерпретация понятия «средства обучения». Функции средств обучения. Типология средств обучения ИЯ. УМК – главное средство обучения ИЯ. Учебник как базовое средство обучения ИЯ. Интернет как средство обучения ИЯ. ИКТ при обучении иностранным языкам. Тема 1.9. Урок иностранного языка Урок как основная организационная единица учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе. Методическое содержание урока ИЯ: речевая направленность, ситуативность, функциональность, новизна, индивидуализация (Е.И.Пассов). Специфика урока ИЯ. Функции урока ИЯ. Структура урока ИЯ. Критерии эффективности урока ИЯ. Анализ / самоанализ урока ИЯ. Требования к уроку ИЯ. РАЗДЕЛ 2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СРЕДСТВАМ ОБЩЕНИЯ Тема 2.1. Методика обучения произношению Цели обучения произношению. Источники интерференции при обучении фонетике. Требования к обучению произношению. Подходы к обучению произношению. Методика формирования фонетических навыков. Контроль сформированности произносительных навыков. Тема 2.2. Методика обучения лексике Цели обучения лексике (требования программы к объему лексического материала). Отбор продуктивной и рецептивной лексики. Методика формирования лексических навыков. Контроль сформированности лексических навыков. Тема 2.3. Методика обучения грамматике Грамматический навык. Цели обучения грамматике. Отбор и организация грамматического минимума. Подходы к обучению грамматическому материалу. Этапы формирования грамматического навыка, упражнения. РАЗДЕЛ 3. ОБУЧЕНИЕ УСТНОМУ И ПИСЬМЕННОМУ ОБЩЕНИЮ Тема 3.1. Методика обучения аудированию Психологическая характеристика аудирования. Цели обучения аудированию. Факторы, определяющие успешность обучения аудирования. Учебный материал при обучении аудированию. Упражнения при обучении аудированию. Контроль понимания при аудировании. Тема 3.2. Методика обучения говорению Говорение как одна из форм устного общения. Психологическая характеристика говорения. Факторы, обеспечивающие успешность говорения. Цели обучения говорению. Диалогическая речь и монологическая речь: характеристика, единицы обучения. Методика обучения диалогической и монологической речи: упражнения, приемы и методы обучения. Контроль сформированности умений диалогической и монологической речью. Тема 3.3. Методика обучения чтению Чтение как одна из форм письменного общения. Психологическая характеристика чтения. Цели обучения чтению. Виды чтения. Особенности текстов для обучения чтению. Методика обучения чтению вслух. Методика обучения видам чтения. Контроль сформированности умений чтения. Тема 3.4. Методика обучения письму Письмо как цель и средство обучения. Психологическая характеристика письма. Цели обучения письму. Методика обучения технике письма. Методика обучения письму как виду речевой деятельности. Контроль обученности письму. Перечень вопросов
3.5. Список рекомендуемой литературы
г) Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы Журналы
|